Рабочая программа воспитания СОО

К ООП НОО,
утвержденной приказом по школе
от 30 августа 2024г. №1162

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
__________Т.А.Полисан
30 августа 2024г.

ПРИНЯТО
педагогическим советом школы
(протокол от 30 августа №8-1)

ПРИНЯТО
управляющим советом школы
(протокол от 30 августа №8-1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Новоозерновская средняя школа
города Евпатории Республики Крым»

на 2024/2025 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания ООП СОО МБОУ «НСШ» (далее – Программа
воспитания) разработана на основе Федеральной рабочей программы воспитания для
общеобразовательных организаций (приказ Минпросвещения РФ об утверждении
ФОП СОО от 23 ноября 2022 г. №1014 ). Данная программа основывается на единстве и
преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования.
Программа воспитания:
-предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности
в образовательной организации;
-разработана
с участием коллегиальных органов управления образовательной
организацией;
-реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно
с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами
воспитания;
-предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения,
принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм
и ценностей;
-предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и
гражданской идентичности обучающихся.
Программа
воспитания
включает
три
раздела:
целевой,
содержательный,
организационный.

2

1. Целевой раздел
1.1. Содержание воспитания обучающихся в образовательной организации
определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и
ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и
нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный
компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные
ценности культуры, традиционных религий народов России.
1.2. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации
планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики
в сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания
детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к
мирному созиданию и защите Родины.
1.3. Цель воспитания обучающихся в образовательной организации:
- развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
- формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
1.4. Задачи воспитания обучающихся в образовательной организации:
- усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям
(их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного
опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения
полученных знаний;
- достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии с ФГОС СОО.
1.5. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных
программ включают:
- осознание российской гражданской идентичности;
- сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
- готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
- наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
- сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к
себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и
осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурноисторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с
учетом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной
деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной
жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.6. Направления воспитания.
1.6.1. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в
3

соответствии с ФГОС СОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться
ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в
части:
1.6.2. Гражданского воспитания, способствующего формированию российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,
к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры.
1.6.3. Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному
краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического сознания,
российской культурной идентичности.
1.6.4. Духовно-нравственного воспитания на основе духовнонравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование
традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты,
милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к
памяти предков.
1.6.5. Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической
культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
1.6.7. Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры
здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие физических
способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного
поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
1.6.8. Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном,
нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся
результатов в профессиональной деятельности.
1.6.9.
Экологического
воспитания,
способствующего
формированию
экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей
среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты,
восстановления природы, окружающей среды.
1.6.10. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание
стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учетом личностных интересов и общественных
потребностей.
1.7. Целевые ориентиры результатов воспитания.
1.7.1. Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП СОО
установлены ФГОС СОО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры
результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых
должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения
требований ФГОС СОО.
1.7.2. Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным
содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских,
конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного
пространства.
1.7.3. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего
образования.

4

1.8. Гражданско-патриотическое воспитание:
- знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине России, ее территории, расположении;
- сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам;
- понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
своей Родины - России, Российского государства;
- понимающий значение гражданских символов (государственная символика России,
своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение;
- имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях;
- принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной
по возрасту социально значимой деятельности.
1.9. Духовно-нравственное воспитание:
- уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности;
- сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека;
- доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям, уважающий старших;
- Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
1.10. Эстетическое воспитание:
- способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей;
- проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре;
проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
1.11. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
- бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде;
- владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе;
- ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом;
- сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.
1.12. Трудовое воспитание:
- сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
- проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда,
ответственное потребление;
- проявляющий интерес к разным профессиям;
- участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
5

1.13. Экологическое воспитание:
- понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей
на природу, окружающую среду;
- проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам;
- выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
1.14. Ценности научного познания:
- выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке;
- обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах,
многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке,
научном знании;
- имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в
естественно-научной и гуманитарной областях знания.

6

2. Содержательный раздел
2.1. Уклад образовательной организации.
В данном разделе раскрываются основные особенности уклада Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Новоозерновская средняя школа»
образовательной организации.
Уклад задает порядок жизни образовательной организации и аккумулирует
ключевые характеристики, определяющие особенности воспитательного процесса. Уклад
образовательной организации удерживает ценности, принципы, нравственную культуру
взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые
ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытный облик
общеобразовательной организации и ее репутацию в окружающем образовательном
пространстве, социуме.
Характеристики уклада, особенностей условий воспитания в МБОУ «НСШ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоозерновская средняя
школа города Евпатории Республики Крым» является единственной средней
общеобразовательной школой и социально- культурным центром поселка.
Специфика школы заключается в том, что она располагается в 35 км от города
Евпатории.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоозерновская
средняя школа города Евпатории Республики Крым» была построена в 1974 году.
Школа удалена от города, культурных Центров, но использует в воспитании
цифровые возможности, электронные образовательные платформы. Таким образом,
создавая условия для ребенка по выбору форм, способов самореализации на основе
освоения общечеловеческих ценностей, учитываем особенности сельской школы.
В процессе воспитывающей деятельности ОО сотрудничает с Домом культуры
п.Мирный, школой искусств, Советом ветеранов поселка, Союзом Советских
офицеров и другими общественными организациями пгт. Новоозерное. Школа
принимает участие в проектах, конкурсах и мероприятиях Российское движение детей
и молодёжи (РДДМ «Движение первых»). С сентября 2022 приступил к работе
советник директора по воспитанию и работе с детскими общественными
объединениями.
С 1сентября 2022 года на базе школы функционирует
Центр
дополнительного образования естественно-научного и технологического профилей
«Точка роста».
В школе работают Совет обучающихся школы, первичное отделение РДДМ, отряд
«ЮИД», школьный музей «Наследие прошлого».
Значимые для воспитания всероссийские проекты и программы, в которых школа
принимает участие:
1. РДДМ «Движение первых».
2. «Орлята России».
3. Школьный театр.
4. Школьный музей.
5. Школьный спортивный клуб.
Традиции и ритуалы: еженедельная организационная
Государственного флага РФ и Республики Крым.

линейка

с

поднятием

Основную воспитательную функцию выполняют классные руководители.
В школе созданы органы ученического самоуправления, где все желающие учащиеся
могут найти то направление деятельности, которое им интересно. Многие учащиеся
7

школы являются победителями и призерами конкурсов, соревнований муниципального,
республиканского, всероссийского уровня.
Занятость учащихся во внеурочной и
дополнительной воспитательной деятельности составляет100 %.
Источники положительного или отрицательного влияния на детей.
Команда администрации - квалифицированные, имеющие достаточно большой
управленческий опыт руководители, в педагогическом составе - одинаковое соотношение
учителей с большим опытом педагогической практики и молодых педагогов с достаточно
высоким уровнем творческой активности и профессиональной инициативы. В
педагогической команде имеются квалифицированные специалисты, необходимые для
сопровождения всех категорий обучающихся в школе. Педагоги - основной источник
положительного влияния на детей, грамотно организуют образовательный процесс, о чем
свидетельствуют позитивная динамика результатов деятельности по качеству
обеспечиваемого образования и воспитания МБОУ «НСШ».
Возможные отрицательные источники влияния на детей - социальные сети,
компьютерные игры, а также отдельные родители с низким воспитательным ресурсом,
неспособные грамотно управлять развитием и организацией досуга своего ребёнка.
Оригинальные воспитательные находки школы
- воспитательные системы класса, разработанные классными руководителями на
основе системы персональных поручений, целенаправленных воспитательных
мероприятий и оценочных инструментов;
- модель сотрудничества с родителями обучающихся, построенная на установлении
конструктивных отношений и целенаправленной организации совместной деятельности
по развитию школьного уклада;
- практический день как форма организации целенаправленной системной работы
по развитию проектной деятельности школьников, позволяет интегрировать содержание
урочной и внеурочной деятельности;
- обеспечение 100%-ного охвата внеурочной деятельностью всех категорий
обучающихся за счет профессионального ресурса педагогов школы с привлечением
педагогов дополнительного образования;
- модель управления результатами образования на основе системы распределения
профессиональных поручений с учетом свободного выбора, обеспечивающая повышение
уровня персональной ответственности каждого педагога за качество выполненной
работы.
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе
запланированы и представлены по модулям. В модуле описаны виды, формы и
содержание воспитательной работы в рамках определенного направления деятельности в
школе. Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями,
средствами, возможностями воспитания.
Воспитательная работа МБОУ «НСШ» представлена в рамках основных
(инвариантных) модулей: «Классное руководство», «Урочная деятельность», «Внеурочная
деятельность», «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профориентация»;
вариативных модулей: «Основные школьные дела», «Внешкольные мероприятия»,
«Предметно-пространственная среда», «Профилактика и безопасность», «Социальное
партнерство», «Трудовая деятельность», «Школьный музей», «Детские общественные
объединения».
2.2.1.Модуль «Урочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных
занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) может предусматривать:
- максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных
предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на
8

основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков,
заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
- включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям
целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении воспитательных
задач уроков, занятий;
- включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей
тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
- выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на
личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания,
целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в
учебной деятельности;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего
мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям,
лицам;
- применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных, стимулирующих
познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит
строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического
мышления;
- побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками
и
педагогическими
работниками,
соответствующие
укладу
общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной
атмосферы;
- организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над
неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными
потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
- инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,
планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной
направленности.
2.2.2. Модуль «Внеурочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках
выбранных ими курсов, занятий:
- курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической, военно-патриотической,
краеведческой, историко-культурной направленности: «Разговоры о важном»;
- занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся:
«Функциональная грамотность»;
- занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и
потребностей обучающихся: «Россия–мои горизонты»;
- занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных
потребностей обучающихся: «Химическая мозаика», «Физика в задачах», «Задачи
генетики» ДООП «Химия вокруг нас», «Экология»;
- занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в
творческом и физическом развитии, помощи в самореализации, раскрытии, развитии
способностей и талантов: «Крымский вальс», «ГТО» ДООП «Школьный спортивный
клуб»;
- занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей
обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально
9

ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов
ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса
мероприятий воспитательной направленности: «Самоуправление» и «Детские
общественные объединения».
2.2.3. Модуль «Классное руководство»
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида
педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач
воспитания и социализации обучающихся, может предусматривать:
- планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематической
направленности;
- инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в
общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их
подготовке, проведении и анализе;
- организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся
совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями,
способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять
доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы
поведения;
- сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование, внеучебные
и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения
обучающихся, классные вечера;
- выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в выработке
таких правил поведения в образовательной организации;
- изучение особенностей личностного развития обучающихся путем наблюдения за их
поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с
родителями, учителями, а также (при необходимости) с педагогом-психологом;
- доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и другое),
совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные
беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;
- индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в
которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения;
регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование
единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и (или)
разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
- проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса,
интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителейпредметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и
понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в
родительских собраниях класса;
- организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование
родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в
целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями,
администрацией;
- создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в
решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной организации;
привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к
организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и
общеобразовательной организации;
проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других мероприятий.
10

Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом,
индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса, работу с учителями,
преподающими в данном классе, с коллегами - классными руководителями других
классов, работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных
дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивнооздоровительной,
духовно-нравственной,
творческой,
профориентационной
направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными
потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, –
установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них
значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
- проведение классных часов, как часов плодотворного и доверительного общения
педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности
ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления
школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме,
создания благоприятной среды для общения.
Сплочение коллектива класса через:
- игры и тренинги на сплочение и командообразование;
- походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями;
празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные
ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и
розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому
учащемуся возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
- выработка совместно с учащимися законов класса, помогающих детям освоить
нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за
поведением учащихся в их повседневной жизни, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих
отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным
проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного
руководителя с родителями учащихся, с преподающими в его классе учителями, а также
(при необходимости) – с педагогом - психологом.
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, вуза и
дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.), когда каждая проблема
трансформируется классным руководителем в задачу для учащегося, которую они
совместно стараются решить.
- индивидуальная работа со учащимися класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с
классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе
анализируют свои успехи и неудачи.
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в
проводимые педагогом - психологом тренинги общения; через предложение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в классе.

11

Работа с учителями, преподающими в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым
вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и
учащимися;
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем
класса и интеграцию воспитательных влияний на учащихся;
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от
учебной, обстановке;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. Работа с родителями учащихся
или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их детей, о жизни
класса в целом;
- помощь родителям учащихся или их законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания учащихся;
- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их
детей;
- привлечение членов семей учащихся к организации и проведению дел класса; организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
Работа с другими классными руководителями:
- регулярные консультации классного руководителя с другими классными
руководителями школы, направленные на формирование единства мнений и требований
по ключевым вопросам воспитания;
- изучение опыта коллег по организации воспитательной работы в классе (через
взаимопосещение воспитательных мероприятий, участие в методическом объединении
классных руководителей).
2.2.4. Модуль «Основные школьные дела»
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел может
предусматривать:
-общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные,
литературные и другие) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными
праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы;
- участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в России, мире;
торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на
следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных
статусов в образовательной организации, обществе;
- церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за
участие в жизни образовательной организации, достижения в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, вклад в развитие образовательной организации, своей местности;
- социальные проекты в образовательной организации, совместно разрабатываемые и
реализуемые обучающимися и педагогическими работниками, в том числе с участием
социальных
партнеров,
комплексы
дел
благотворительной,
экологической,
патриотической, трудовой и другой направленности;

12

- проводимые для жителей населенного пункта и организуемые совместно с семьями
обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами,
значимыми событиями для жителей населенного пункта;
- разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в себя комплекс
коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историко-краеведческой,
экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и другой направленности;
- вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях
(сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов,
музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и
встречу гостей и других), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки,
проведения, анализа общешкольных дел;
- наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа
основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных
возрастов, с педагогическими работниками и другими взрослыми.
Проведение в образовательных организациях Республики Крым единых уроков в
рамках Календаря образовательных событий, приуроченных к государственным и
национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям
российской истории и культуры, а также посвященных памятным датам в истории
Республики Крым. Примерами таких единых уроков могут быть:
- урок, посвященный Дню знаний (1 сентября);
- урок, посвященный Дню окончания Второй мировой войны (2 сентября);
- урок, посвященный Дню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября);
- урок, посвященный Крымской войне 1853-1856 годов (9 сентября);
- урок, посвященный Дню Государственного герба и Государственного флага Республики
Крым (24 сентября);
- урок, посвященный Дню гражданской обороны (2 октября);
- урок, посвященный, Международному дню учителя (5 октября);
- Всероссийский урок безопасности школьников в сети «Интернет» (28-30 октября);
- Урок памяти (День памяти политических репрессий) (30 октября);
- урок, посвященный Дню народного единства (4 ноября);
- урок, посвященный Всемирному дню борьбы со СПИДом (1 декабря);
- урок, посвященный Дню Неизвестного Солдата (3 декабря);
- урок, посвященный Дню Героев Отечества (9 декабря);
- урок, посвященный Дню Конституции Российской Федерации (12 декабря);
- урок, посвященный Дню Республики Крым (20 января);
- урок, посвященный Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
(1944 год) (27 января);
- урок, посвященный Дню защитника Отечества (23 февраля);
- урок, посвященный Всемирный день гражданской обороны (1 марта);
- урок, посвященный Международному женскому дню (8 марта);
- урок, посвященный Дню Общекрымского референдума 2014 года и Дню воссоединения
Крыма с Россией (16, 18 марта);
- урок, посвященный Дню местного самоуправления (21 апреля);
- урок, посвященный Дню пожарной охраны. Тематический урок ОБЖ (30 апреля);
- урок, посвященный Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне
1941-1945 годов (9 мая).
На школьном уровне:
- общешкольные праздники - ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов
знаменательными датами и в которых участвуют учащиеся школы:
- праздничная линейка, посвящённая Дню знаний,
- тематические праздничные мероприятия, посвящённые Дню учителя,
13

- конкурс новогоднего оформления кабинетов,
- фестивали,
- торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на
следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых
социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей:
- Праздник последнего звонка,
- Выпускной вечер - церемонии награждения (по итогам года) учащихся и
педагогов за активное участие в жизни школы, достижения в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах.
- На уровне классов:
- выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
- участие классов в реализации общешкольных ключевых дел;
- проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых
дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне
общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
- вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и
оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
- индивидуальная помощь учащемуся (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
- наблюдение за поведением учащегося в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
учащимися, с педагогами и другими взрослыми;
- при необходимости, коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним,
через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать
хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на
себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
2.2.5. Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация
воспитательного
потенциала
внешкольных
мероприятий
предусматривает:
- общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными
партнерами образовательной организации;
- внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые
педагогами по изучаемым в образовательной организации учебным предметам, курсам,
модулям;
- экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на
предприятие и другое), организуемые в классах классными руководителями, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к
планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
- литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции,
слеты и другие, организуемые педагогическими работниками, в том числе совместно с
родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историкокультурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов
и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и
фауны и другого;
- выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в
процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся
14

доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально-психологического комфорта.
2.2.6. Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
может предусматривать совместную деятельность педагогов, обучающихся, других
участников образовательных отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в
воспитательном процессе:
- оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в образовательную
организацию государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской
Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями символики
Российского государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической
символики региона;
- организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага
Российской Федерации;
- размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и
исторических,
точных
и
стилизованных,
географических,
природных,
культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами,
подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов
местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных,
религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России,
деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников
Отечества;
- изготовление, размещение, обновление художественных изображений (символических,
живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы России, региона,
местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов
России;
- организацию и поддержание в образовательной организации звукового пространства
позитивной
духовно-нравственной,
гражданско-патриотической
воспитательной
направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение
гимна Российской Федерации;
- разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе "мест
гражданского почитания" (в том числе, если образовательная организация носит имя
выдающегося исторического деятеля, ученого, героя, защитника Отечества и других) в
помещениях образовательной организации или на прилегающей территории для
общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России; мемориалов
воинской славы, памятников, памятных досок;
- оформление и обновление "мест новостей", стендов в помещениях (холл первого этажа,
рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию
позитивного
гражданско-патриотического,
духовнонравственного
содержания,
фотоотчеты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и другое;
разработку и популяризацию символики образовательной организации (эмблема, флаг,
логотип, элементы костюма обучающихся и другое), используемой как повседневно, так и
в торжественные моменты;
- подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ
обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности,
знакомящих с работами друг друга;
- поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в образовательной
организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при
образовательной организации;
- разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств,
спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
15

- создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного
книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего
использования свои книги, брать для чтения другие;
- деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися, их
родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной
территории;
- разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников,
церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн);
разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и других),
акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах,
традициях, укладе образовательной организации, актуальных вопросах профилактики и
безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
2.2.7. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся может предусматривать):
- создание и деятельность в образовательной организации, в классах представительных
органов родительского сообщества (родительского комитета образовательной
организации, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и
обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете
образовательной организации;
- тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания
по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения
и воспитания;
- родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать уроки
и внеурочные занятия;
- работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям,
педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением
актуальных вопросов воспитания;
- проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых
родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов,
врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий,
обмениваться опытом;
- родительские форумы на официальном сайте образовательной организации в
информационно-коммуникационной сети "Интернет", интернет-сообщества, группы с
участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы,
согласуется совместная деятельность;
- участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в
образовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей
(законных представителей);
- привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных
и общешкольных мероприятий;
- при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей,
приемных детей целевое взаимодействие с их законными представителями.
Работа с родителями или законными представителями учащихся осуществляется для
более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием
позиций семьи и школы в данном вопросе.
Работа с родителями или законными представителями учащихся осуществляется в
рамках следующих видов и форм деятельности:
16

На групповом уровне:
- Попечительский совет школы, участвующий в управлении образовательной
организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
- родительские лектории, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с
детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением
специалистов;
- родительские дни, во время которых родители могут посещать учебные и
внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного
процесса в школе;
- общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания учащихся;
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей. При реализации данного модуля необходимо обратить внимание
на привлечение родителей к участию в общешкольных и классных мероприятиях.
В Республике Крым примерами проведения мероприятий с участием родителей
являются:
- обучение родителей, законных представителей несовершеннолетних детей
образовательных организаций Республики Крым основам детской психологии и
педагогики (во исполнение п.7 поручения Президента Российской Федерации от 12
декабря 2014 года № ПР2876);
- широкомасштабный проект «Родительский патруль» с участием представителей
родительских сообществ среди образовательных организаций Республики Крым на
лучшую организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма;
- участие родителей в исследовании «Образ жизни подростков в сети»,
образовательных программах в области безопасности и развития детей в сети «Интернет»
в рамках проведения мероприятий Всероссийского урока безопасности школьников в сети
«Интернет»;
- функционирование консультационных центров для родителей по вопросам
воспитания и другие.
2.2.8. Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в
образовательной организации может предусматривать (указываются конкретные позиции,
имеющиеся в образовательной организации или запланированные):
- организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет обучающихся
или других), избранных обучающимися;
- представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в
процессе управления образовательной организацией;
- защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав
обучающихся;
- участие представителей органов ученического самоуправления в разработке,
обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана
17

воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в образовательной
организации.
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в
образовательной организации может предусматривать:
- организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет обучающихся
или других), избранных обучающимися;
- представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в
процессе управления образовательной организацией;
- защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав
обучающихся;
- участие представителей органов ученического самоуправления в разработке,
обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана
воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в образовательной
организации.
Поддержка ученического самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие,
чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности
для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Ученическое самоуправление в школе осуществляется следующим образом.
На уровне школы:
- через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого для учета мнения
школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия
административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
- через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов для
облегчения распространения значимой для школьников информации и получения
обратной связи от классных коллективов;
- через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и
организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований,
конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);
• через деятельность Министерства «Дом, в котором уютно всем»;
• через деятельность Министерства «Живи, книга!»;
• через деятельность Министерства «Мы волонтеры»;
• через деятельность Министерства «Познаем Крым вместе»;
• через деятельность Министерства «Медиа Крым» и др.
• через участие в общественно значимых проектах РДТТТ, РДДМ и других детских
общественных организаций;
На уровне классов:
- через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса
лидеров (старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса в
общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных
органов самоуправления и классных руководителей;
- через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные
направления работы в классе (ответственные за культмассовый сектор, дежурство,
подготовку к КТД, физорги и др.).
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение учащихся в планирование, организацию, проведение и анализ
школьных и классных дел;
- через реализацию учащимися, взявшими на себя соответствующую роль, функций
по контролю за организацией дежурства и т.п.

18

2.2.9. Модуль «Профилактика и безопасность»
Реализация. воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в образовательной
организации может предусматривать:
- организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в образовательной
организации эффективной профилактической среды обеспечения безопасности
жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
- проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения
безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска
обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и другое);
- проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами
педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов,
конфликтологов,
коррекционных
педагогов,
работников
социальных
служб,
правоохранительных органов, опеки и других);
- разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с
девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного
взаимодействия;
- вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы
профилактической направленности социальных и природных рисков в образовательной
организации и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными
партнерами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в
деструктивные детские и молодежные объединения, культы, субкультуры, группы в
социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде,
безопасности
дорожного
движения,
противопожарной
безопасности,
антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и
другие);
- организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально
одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля,
устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
- профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности,
альтернативной девиантному поведению,
- познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения,
творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиозно-духовной,
благотворительной, художественной и другой);
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления,
расширения, влияния в образовательной организации маргинальных групп обучающихся
(оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и
других);
- профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной
психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально
запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и другие).
Вопросы безопасности детей, как в стенах образовательного учреждения, так и за
его пределами, в последнее время получают всё большую актуальность. Опасности могут
подстерегать учащегося везде. Необходимо сформировать у учащегося понимание личной
и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности,
антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; знание и умение
применять меры безопасности и правила поведения на дорогах, в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций; умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по
характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из
различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях
неопределенности; умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной
ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных
19

возможностей; умение действовать индивидуально и в группе в экстремальных ситуациях,
в том числе связанных с угрозой террористических актов и вовлечения в экстремистскую
деятельность.
В рамках модуля особое внимание уделяется правовому воспитанию, формированию
антикоррупционного мировоззрения, формированию активной жизненной позиции по
негативному отношению к противоправным и коррупционным проявлениям.
1. Профилактика детской дорожной безопасности.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (ДЦТТ) целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и
устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям,
в которых погибают и получают травмы учащиеся.
Основные задачи:
- увеличение количества учащихся, участвующих в мероприятиях по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма;
- привлечение педагогических кадров к работе по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма;
- учет, анализ и профилактика случаев нарушения учащимися и воспитанниками
правил дорожного движения;
- организация работы по пропаганде безопасности дорожного движения с
родителями.
Для этого в школе используются следующие формы работы:
на уровне среднего общего образования:
- тематические вечера, игры, соревнования, конкурсы, викторины,
-практические занятия по правилам дорожного движения,
- участие в республиканских, всероссийских дистанционных олимпиадах и
конкурсах, - инструктажи, беседы, классные часы,
- внеклассные мероприятия с учащимися по основам безопасного поведения на
улицах и дорогах, соблюдению правил дорожного движения,
- проведение занятий в младших классах, - изготовление памяток родителям по
обучению детей безопасному поведению на дорогах, по правилам перевозки пассажиров, внеклассные мероприятия на тему с использованием метода проектирования, который,
позволяет организовать общение с учащимися на новом уровне, создать атмосферу
делового сотрудничества и приобщить учащихся к решению существующих проблем,
позволяет учащимся самоутвердиться, получать новые знания. В процессе реализации
проекта они изготавливают плакаты, листовки, памятки, инструкции, рекомендации,
компьютерные презентации.
2. Профилактика пожарной безопасности.
Профилактика пожарной безопасности (ПБ) - комплекс мер, направленный на то,
чтобы минимизировать вероятность возникновения пожара, уметь действовать при
пожаре, а также исключить факторы, которые его вызывают.
На уровне среднего общего образования
- тематические вечера, игры, соревнования, конкурсы, викторины,
- практические занятия по пожарной безопасности,
- тематические беседы и классные часы, - экскурсии в пожарную часть, - практикум
«Пожарная эвакуация»,
- проведение занятий в младших классах, - участие в работе движения Дружин юных
пожарных (ДЮП),
- участие в республиканских, всероссийских конкурсах, в т.ч. дистанционно.
3. Профилактика экстремизма и терроризма
Профилактика экстремизма и терроризма направлена на воспитание у учащихся
уважительного отношения ко всем людям всего мира, вне зависимости от
20

национальности, религии, социального и имущественного положения; воспитание
культуры межнационального согласия и уважения; создание психологические безопасной
поддерживающей, доброжелательной среды в образовательной организации,
исключающей проявления агрессии, психологического и физического травмированы;
формирование уважительного отношения к ценностям, историческому и культурному
наследию России как многонационального и многоконфессионального государства;
расширение возможностей для проявления социальной, творческой активности детей и
молодежи, занятий спортом.
Основные задачи профилактики экстремизма в образовательной среде:
- формирование у учащихся знаний о сущности экстремистской и террористической
деятельности;
- повышение правовой культуры учащихся, родителей и педагогов; формирование
основ знаний об ответственности за совершение преступлений экстремистского и
террористического характера;
- развитие у учащихся умений и навыков правильных действий при поступлении
угрозы террористических актов; формирование навыков противодействия экстремизму и
терроризму;
- формирование ценностных ориентиров личности, гражданского сознания;
Исходя из задач в школе работа организована по следующим направлениям:
- информирование учащихся об экстремизме, об опасности экстремистских
организаций;
- разъяснение мер ответственности родителей и учащихся за правонарушения
экстремистской направленности;
- формирование толерантности у подростков, повышение их социальной
компетентности, прежде всего способности к слушанию, сочувствию, состраданию;
- снижение у учащихся предубеждений и стереотипов в сфере межличностного
общения. Этому способствует совместная деятельность детей, творческая атмосфера в
группе, использование дискуссий, ролевых игр, обучение методам конструктивного
разрешения проблем и конфликтов в повседневном общении, ведению переговоров; формирование у учащихся понимания ценностей разнообразий и различий, уважения
достоинства каждого человека.
- создание условий для снижения агрессии, напряженности.
Для этого в школе используются следующие формы работы:
На уровне среднего общего образования:
- классные часы «День солидарности в борьбе с терроризмом»;
- декада противодействию идеологии терроризма и экстремизма;
- библиотечная выставка тематических материалов «Мы против террора!»;
- тестирование учащихся по знанию законодательства об экстремизме и проведению
публичных мероприятий;
- интерактивное занятие «Профилактика социальных рисков»;
- тематические классные часы (беседы) «Ложное сообщение о террористической
угрозе - шутка, смех или слезы?»;
- тематические классные часы (беседы) «Административная и уголовная
ответственность за экстремизм и терроризм»;
- встречи с сотрудниками правоохранительных органов; - просмотр и обсуждение
тематических фильмов и видеороликов;
- конкурс рисунков и плакатов антитеррористической и антиэкстремистской
направленности;
- раздача памяток, буклетов антитеррористической и антиэкстремистской
направленности.
4. Профилактика правонарушений, правовое и антикоррупционное воспитание.
Правовое воспитание - воспитательная деятельность, семьи, правоохранительных органов,
21











направленная на формирование правового сознания и навыков, и привычек правомерного
поведения учащихся. Необходимость организации правового воспитания учащихся
обусловлена развитием правового государства, существование которой немыслимо без
соответствующего уровня правовой культуры ее граждан, трансформацией правовой
системы, необходимостью преодоления правового нигилизма и правовой неграмотности.
Важно сформировать у учащихся личностных качеств, необходимых для
конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых
норм, установленных российским законодательством; помочь учащимся приобрести
знания о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека.
На уровне среднего общего образования:
- классные часы по правовому воспитанию и антикоррупционному просвещению;
- профилактическая беседа «Как не стать жертвой преступления»;
- интерактивное занятие «Права и обязанности подростков»;
- интерактивное занятие «Безопасность в интернете»
- беседы об ответственности за нарушение статьи КоАП РФ ст.20.2;
- Тестирование учащихся 10-11-х классов по антикоррупционному мировоззрению.
5. Безопасное поведение в интернет-пространстве.
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационнотелекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным
возрастанием численности несовершеннолетних пользователей. Существует ряд аспектов
при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на
физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих
проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для
детей угрозу.
Основные задачи по безопасному поведению в интернет-пространстве:
формирование информационной культуры как фактора обеспечения информационной
безопасности;
формирование знаний в области безопасности детей использующих Интернет;
организация просветительской работы с родителями и общественностью.
Для этого в школе используются следующие формы работы:
На уровне основного общего образования
интерактивное занятие «Безопасность в интернете»;
Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет;
классные часы- ознакомление учащихся с опасностями, которые подстерегают их в
Интернете;
изготовление памяток и буклетов для детей;
на уроках информатики беседы, диспуты: «Безопасность при работе в Интернете»,
«Сетевой этикет».
2.2.10. Модуль «Социальное партнерство»
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства может
предусматривать:
- участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых
дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные
мероприятия и другие);
- участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных уроков,
внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической
направленности;
- проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий, внешкольных
мероприятий, акций воспитательной направленности;
22

- проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских) с представителями организаций-партнеров для обсуждений актуальных
проблем, касающихся жизни образовательной организации, муниципального образования,
региона, страны;
- реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися,
педагогами
с
организациями-партнерами
благотворительной,
экологической,
патриотической, трудовой и другой направленности, ориентированных на воспитание
обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на
социальное окружение.
2.2.11. Модуль «Профориентация»
Реализация
воспитательного
потенциала
профориентационной
работы
образовательной организации может предусматривать :
- проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку
обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
- профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы),
расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях
разной профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях
профессионального, высшего образования;
- организацию на базе детского лагеря при образовательной организации
профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации, где
обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об их
специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить соответствующие
навыки;
- совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвященных
выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайнкурсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
- индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей (законных
представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных
особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей
профессии;
- освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов, включенных в
обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента участников
образовательных отношений, внеурочной деятельности, дополнительного образования.
2.2.12. Модуль «Трудовая деятельность»
Реализация воспитательного потенциала трудовой
деятельности
в Школе
предусматривает:
 воспитание у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
 формирование у детей умений и навыков самообслуживания, потребности
трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам
трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
 развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя
необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
 содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально23

значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Трудовое воспитание в школе реализуется через следующие виды и формы
воспитательной деятельности:
Учебный труд:
 умственный труд на учебных занятиях по учебным предметам, курсам и модулям,
занятиях внеурочной деятельности;
 физический труд на учебных занятиях по технологии.
Общественно-полезный труд:
 шефство над младшими;
 шефство над ветеранами войны и труда, престарелыми людьми;
 благоустройство класса, школы, поселка;
 благоустройство пришкольной территории: акция «Сад памяти» и т.п.;
 шефство над историческими памятниками;
 экологические субботники, акции;
 акция «Чистая школа» (раз в четверть).
Производительный труд:
 трудовые отряды в летний период;
 изготовление элементов для тематического оформления классных кабинетов,
коридоров, рекреаций, окон к различным праздничным и памятным датам.
Самообслуживающий труд:
 самообслуживание;
 подготовка рабочего места к уроку, уборка и поддержание порядка на рабочем
месте;
 дежурство в классном (учебном) кабинете;
 дежурство по школе.
2.2.13. Модуль «Школьный музей»
Реализация воспитательного потенциала школьного музея предусматривает:
на индивидуальном уровне – проектно-исследовательскую деятельность по
изучению, охране и популяризации историко-культурного и природного
наследия родного края средствами краеведения и музейного дела;
 на классном уровне – организацию и проведение музейных уроков; подготовку и
проведение междисциплинарных, интегрированных уроков, уроков в
трансформированном пространстве; подготовку и проведение классных часов на
базе музея либо по классам с использованием материалов музея;
 на школьном уровне – организация и проведение уроков Мужества,
воспитательных дел, посвященных памятным датам в истории школы, города,
региона, России;
 на внешкольном уровне – организация и проведение воспитательных дел,
посвященных памятным датам в истории; участие в конкурсах различных
уровней; онлайн-экскурсии.


2.2.14. Модуль «Детские общественные объединения»
Воспитание в детских общественных объединениях осуществляется через:
• организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить
важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на
помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие
24

качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и
слышать других. (Это посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым
людям; совместная работа по проведению культурно-развлекательных
мероприятий; помощь в благоустройстве территории школы; участие школьников
в работе на прилегающей к школе территории, и т.п);
• организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить
важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на
помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие
качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться,
слушать и слышать других;
• поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство
причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством
введения особой символики детского объединения - имеет эмблему, флаг, гимн,
отражающих содержательность ОУ).
• участие членов детского общественного движения в волонтерском школьном
движении, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в
целом. Особенностью организуемого в школе воспитательного процесса является
его построение на содержании деятельности Первичного отделения
Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации Российское движение детей и молодёжи «Движение первых». Образовано
Учредительным собранием 20 июля 2022 года. Создано в соответствии с
Федеральным законом «О российском движении детей и молодежи» от 14.07.2022
N 261-ФЗ. Ориентирована на формирование социальной активности, культуры,
качеств личности у детей подросткового возраста на основе их группового
взаимодействия.
Деятельность школьного отделения РДДМ направлена на воспитание
подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и
потребностей, а также организацию досуга и занятости обучающихся.
Участником школьного отделения РДДМ может стать любой обучающийся
старше 6 лет. Дети и родители самостоятельно принимают решение об участии в
проектах РДДМ. Подростки получают навыки эффективного взаимодействия в
команде, построения отношений с другими людьми, проявляют себя в решении
групповых задач, делают осознанный выбор, способны понять свою роль в
обществе.
Одно из направлений РДДМ «Движение первых» - программа «Орлята
России» – уникальный проект, направленный на развитие социальной активности
школьников младших классов в рамках патриотического воспитания граждан РФ.
Участниками программы «Орлята России» становятся не только дети, но и
педагоги, родители, ученики-наставники из старших классов. В содружестве и
сотворчестве ребята и взрослые проходят образовательные треки, выполняют
задания, получая уникальный опыт командной работы, где «один за всех и все за
одного». Обучающиеся принимают участие в мероприятиях и Всероссийских
акциях «Дней единых действий» в таких как: День знаний, День туризма, День
учителя, День народного единства, День матери, День героев Отечества, День
Конституции РФ, Международный день книгодарения, День защитника
25

Отечества, День космонавтики, Международный женский день, День счастья,
День смеха, День Победы, День защиты детей.

26

3. Организационный раздел
3.1. Кадровое обеспечение.
Воспитательный процесс в школе обеспечивают специалисты:
- директор школы;
-заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
-советник директора по воспитательной работе и взаимодействию с детскими
общественными организациями;
- классные руководители;
-педагог-психолог;
- социальный педагог;
- педагог-библиотекарь;
- педагоги дополнительного образования.
Классное руководство в 10-11-х классах осуществляют 2 классных руководителя.
Ежегодно педработники проходят повышение квалификации по актуальным вопросам
воспитания в соответствии с планом-графиком.
К реализации воспитательных задач привлекаются также специалисты других
организаций: работники КДН и ОПДН, участковый.
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
Управление качеством воспитательной деятельности в МБОУ «НСШ» обеспечивают
следующие локальные нормативно-правовые акты:
Положение о классном руководстве;
Положение о дежурстве;
Положение о школьном методическом объединении;
Положение о внутришкольном контроле;
Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений;
Положение о Совете профилактики;
Положение об управляющем Совете;
Положение о школьной форме;
Положение о ПМПК;
Положение о психологической службе;
Положение о внеурочной деятельности обучающихся;
Положение об ученическом самоуправлении;
Правила внутреннего распорядка для обучающихся;
Положение о первичном отделении РДДМ «Движение первых»;
Положение о школьном спортивном клубе «Донузлав»;
Положение о школьном музее;
Положение о школьном театре.
Вышеперечисленные нормативные акты расположены на официальном сайте школы.
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
Для данной категории обучающихся в МБОУ «НСШ» созданы особые условия:
На уровне общностей: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов,
приобретается опыт развития отношений между обучающимися, родителями (законными
представителями), педагогами. Детская и детско-взрослая общности в инклюзивном
образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в
совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в
классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских
27

группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в
команде,развивает активность и ответственность каждого обучающегося в социальной
ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха,
праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития
каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни класса, школы,
событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в
своих силах.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:
-налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их
успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;
- формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны
всех участников образовательных отношений;
- построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и
возможностей каждого обучающегося;
-обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие
повышению
уровня
их
педагогической,
психологической,
медико-социальной
компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями школа ориентируется:
- на формирование личности ребенка с особыми образовательными потребностями с
использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию
методов воспитания;
-создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с
особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием
адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией
совместных форм работы воспитателей, педагога-психолога, учителей-логопеда;
-личностно ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся.
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать
их в совместную деятельность в воспитательных целях.
Принципы поощрения, которыми руководствуется МБОУ «НСШ»
1. Публичность поощрения – информирование всех учеников школы о награждении,
проведение процедуры награждения в присутствии значительного числа школьников.
2. Регулирование частоты награждений – награждения по результатам конкурсов
проводятся один раз в год по уровням образования.
3. Сочетание индивидуального и коллективного поощрения – использование
индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать
индивидуальную
и
коллективную
активность
обучающихся,
преодолевать
межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими
награды.
4. Привлечение к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных
представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих
обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления),
сторонних организаций, их статусных представителей.
5. Дифференцированность поощрений – наличие уровней и типов наград позволяет
продлить стимулирующее действие системы поощрения.
28

Форма организации системы поощрений проявлений активной жизненной
позиции и социальной успешности обучающихся в МБОУ «НСШ»
В МБОУ «НСШ» система поощрения социальной успешности и проявления активной
жизненной позиции учеников организована как система конкурсов, объявляемых в начале
учебного года:
«Ученик года»;
«Волонтер года»;
«Лучший спортсмен года».
Принять участие в конкурсах могут все желающие. Условия участия в конкурсах
зафиксированы в соответствующих локальных актах. Достижения участников
оцениваются по артефактам портфолио, которое формируется обучающимся или классом
в течение учебного года. Итоги подводятся в конце учебного года. Обсуждение
кандидатур осуществляет педагогический совет и управляющий совет школы, которые
принимают решение о победителях, призерах и лауреатах конкурсов по итогам
голосования.
Формы фиксации достижений обучающихся, применяемые в МБОУ «НСШ»
1. Портфолио. Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при ее
организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке
родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов,
фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Ведение портфолио
участника конкурса регламентирует соответствующий локальный акт. Портфолио
конкурсанта должно включать: артефакты признания – грамоты, поощрительные письма,
фотографии призов и т. д.; артефакты деятельности – рефераты, доклады, статьи, чертежи
или фото изделий и т. д.
2. Рейтинг. Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий) обучающихся,
номеров классов в последовательности, которую устанавливают в зависимости от их
успешности и достижений, которые определяются образовательными результатами
отдельных обучающихся или классов.
Формы поощрений социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся МБОУ «НСШ»
объявление благодарности;
награждение грамотой;
вручение сертификатов и дипломов;
занесение фотографии активиста на доску почета;
награждение ценным подарком.
3.5. Анализ воспитательного процесса в МБОУ «НСШ» осуществляется в
соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными
результатами обучающихся на уровне общего образования, установленными ФГОС ООО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной организации
является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных
проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних
экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включено в календарный план
воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
- взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
- приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде
всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада
образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения,
отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями;
29

- развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его
результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических
работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого
планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания
совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнерами);
- распределенная ответственность за результаты личностного развития обучающихся
ориентирует на понимание того, что личностное развитие – это результат как
организованного социального воспитания, в котором образовательная организация
участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации и
саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по
воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом,
социальным педагогом (при наличии)) с последующим обсуждением результатов на
методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах:
какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за
прошедший учебный год;
-какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему;
-какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать
педагогическому коллективу.
1. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности
обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником
директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом (при наличии)),
классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей)
обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и
беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками, представителями совета обучающихся.
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных
руководителей или педагогическом совете.
Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством реализации
воспитательного потенциала:
-урочной деятельности;
-внеурочной деятельности обучающихся;
- деятельности классных руководителей и их классов;
- проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
-внешкольных мероприятий;
-создания и поддержки предметно-пространственной среды;
-взаимодействия с родительским сообществом;
-деятельности ученического самоуправления;
-деятельности по профилактике и безопасности;
-реализации потенциала социального партнерства;
30

-деятельности по профориентации обучающихся;
-школьного музея.
Итогом самоанализа воспитательной работы МБОУ «НСШ» будет перечень
выявленных проблем, которые не удалось решить педагогическому коллективу школы в
2024-2025 учебном году. Эти проблемы следует учесть при планировании воспитательной
работы на 2025-2026 учебный год.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».