К ООП НОО, утвержденной приказом по школе от 30.08.2024г. № 1163 ПРИНЯТО педагогическим советом школы (протокол от 30.08.2024г. №8-1) УТВЕРЖДЕНО Приказ по школе от 30.08.2024г. № 1163 ПРИНЯТО управляющим советом школы (протокол от 30.08.2024г. №) ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10-11 классы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новоозерновская средняя школа города Евпатории Республики Крым» на 2024/2025 Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности в рамках обновленных ФГОС СОО МБОУ «НСШ» на 2024 - 2025учебный год для 10 -11 классов План внеурочной деятельности является обязательной частью основной общеобразовательной программы среднего общего образования деятельности МБОУ «НСШ» и включает: план организации деятельности ученических сообществ (групп старшеклассников), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений, организаций (в том числе и в рамках Российского движения детей и молодежи); план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся (предмет- ные кружки, ученические научные общества, школьные олимпиады по предметам программы среднего общего образования). Цель внеурочной деятельности: создание условий для самоопределения, самовыражения обучающихся, проявления и развития их творческих особенностей, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Основные задачи организации внеурочной деятельности при получении среднего общего образования: поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программ среднего общего образования; совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; совершенствование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил бе опасного образа жизни; повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; совершенствование навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность, становление умений ко- мандной работы; поддержка детских объединений, совершенствование умений ученического самоуправления; формирование культуры поведения в информационной среде. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей, и является одной из форм организации свободного времени обучающихся. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность с учетом рабочей программы воспитания. Внеурочная деятельность организуется по всем направлениям развития личности: Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья обучающихся, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре; Духовно-нравственное направление направлено на освоение обучающимися духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике; Социальное направление помогает обучающимся освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству. Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь обучающимся освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность; Общекультурное направление ориентирует на бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков. План внеурочной деятельности в 10-11 классах состоит из двух частей: инвариантной (вне зависимости от профиля обучения) и вариативной части (согласно профиля обучения). Внеурочная деятельность в инвариантной части, рекомендуемой для всех обучающихся, представлена следующими направлениями: 1 час в неделю – информационно-просветительские занятия патриотической, нравствен- ной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок) сцелью развития ценностного отношения обучающихся к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре и направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Реализация программы занятий «Разговоры о важном» возложена на классных руководителей; 1 час в неделю – занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой) с целью развития способности обучающихся применять приобретѐнные знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью); 1 час в неделю – занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства), включая общественно-полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских навыков, использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессионально- производственном окружении с целью развития ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Курс занятий «Россия – мои горизонты» проводятся еженедельно (рекомендуемый день - четверг) по рабочей программе «Билет в будущее». Реализация программы занятий «Россия – мои горизонты» возложена на классных руководителей. В вариативную часть плана внеурочной деятельности включены: занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся по отдельным профилям обучения (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектно- исследовательской деятельности, исторического просвещения) с целью интеллектуально- го и общекультурного развития обучающихся, удовлетворения их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов; занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в различных творческих объединениях - школьный музей, школьный спортивный клуб, спортивные секции, медиацентр и т.п.) с целью удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощи в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов; занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обуча- ющихся (в том числе в рамках Российского движения детей и молодежи, Юнармии) с це- лью развития важных для жизни подрастающего человека социальных умений – заботить- ся о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и при- нимать другие точки зрения. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных наосвоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов в неделю на проведение занятий в каждом классе. На курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся еженедельно расходуется 5,5 часов, на организационное обеспечение учебной деятельности. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических образовательных программ (экскурсии, поездки, осенние (весенние) профильные школы). Расписание внеурочных занятий составляется отдельно от расписания уроков. Соблюдение динамической паузы между учебными занятиями по расписанию и внеурочной деятельностью в школе. Принципы организации внеурочной деятельности в МБОУ «НСШ» интерес (поможет укрепить контакты педагогов с детьми, будет способствовать формиро- ванию в глазах детей позитивного восприятия школы, уменьшит риск их вовлечения в нежелательные, антисоциальные виды деятельности); сотрудничество (помогает детям взрослеть, преодолевая свою инфантильность и развивая самостоятельность и ответственность); доверие (поможет ему сплотить вокруг себя детей и стать для них значимым взрослым, к которому дети больше прислушиваются, чьи требования и просьбы воспринимаются по- зитивнее, чье поведение и жизненные принципы охотнее воспринимаются ими в качестве образцов для подражания); неназидательность (содержание внеурочных занятий не должно преподноситься ребенку в форме назиданий, ребенок не должен становиться пассивным потребителем информации, важно дать ему самому делать выводы из увиденного и услышанного на занятиях: спо- рить, доказывать свою точку зрения, слышать мнения других). Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и их родителей (законных представителей), и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, викторин, игр, познавательных бесед, диспутов, занятий по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов или модулей, интегрированных курсов, олимпиад, поисковых и научных исследо- ваний, проектов, интеллектуальных марафонов, профориентационных бесед, деловых игр, квестов, решения кейсов, изучения специализированных цифровых ресурсов, мастер- классов, профессиональных проб, моделирующих профессиональную деятельность, занятий, связанных с освоением регионального компонента образования, посещения ярмарок профессий и технопарка, соревнований, спортивных игр, туристического слета, занятий школьников в различных творческих объединениях, отчетных концертов, конкурсов, выставок, культпоходов в театры, музеи, филармонию, встреч с ветеранами, педагогического сопровождения деятельности Российского движения детей и молодежи, волонтерских, трудовых, экологических отрядов, создаваемых для социально ориентированной работы и т.д. Формы занятий внеурочной деятельности сочетают индивидуальную и групповую работу школьников, а также предоставляют им возможность проявить и развить свою самостоятельность. Формирование групп обучающихся, желающих освоить те или иные программы, происходит перед началом учебного года по согласованию с родителями (законными представителями) обучающегося. Допускается формирование учебных групп из обучающихся как одного класса, так и разных классов в пределах одной параллели. Обучающиеся имеют право и возможность посещать занятия вне школы: в музыкальных и художественных школах, в спортивных секциях, заниматься в кружках и юношеских клубах в учреждениях дополнительного образования по выбору обучающихся и их родителей (законных представителей). Внеурочная деятельность в 10-11-х классах в школе реализуется на основе модели преобладания учебно-познавательной деятельности. Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для школьников, спортивной площадкой, игровой площадкой, школьным музеем, актовым залом, музыкальной техникой, библиотекой, медиатекой, медицинским кабинетом, кабинетом технологии, а также кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, интерактивными досками. В целях реализации плана внеурочной деятельности школа имеет возможность использовать ресурсы других организаций (в том числе в сетевой форме взаимодействия), включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами. Реализация курсов внеурочной деятельности проводится без балльного оценивания результатов освоения курса. Текущий контроль за посещением занятий внеурочной деятельности обучающимися класса осуществляется классным руководителем и учителем, проводящим курс внеурочной деятельности. Ожидаемые результаты внеурочной деятельности: развитие индивидуальности каждого обучающегося в процессе самоопределения в систе- ме внеурочной деятельности, готовности и способности к саморазвитию; приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни, получение школьником опыта самостоятельного социального действия; формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; воспитание у подростков толерантности, навыков здорового образа жизни; сформированность основ гражданской идентичности и патриотизма, правовой культуры, осознанное профессиональное самоопределение; Реализация, в конечном счете, основной цели программы - достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей. Таким образом, план внеурочной деятельности позволяет удовлетворить дополнительные образовательные запросы учащихся, их родителей (законных представителей), обеспечить развитие личности по всем направлениям. План внеурочной деятельности для 10-11-х классов Направление внеурочной деятельности Наименование рабочей программы Часть, рекомендуемая для всех обучающихся Информационно просветительские «Разговоры о важном» занятия патриотической, нравственной и экологической направленности Занятия по формированию «Функциональная функциональной грамотности грамотность» обучающихся Занятия, направленные на удо«Россия–мои горивлетворение профориентационных зонты» интересов и потребностей обучающихся Вариативная часть Занятия, связанные с реализацией «Химическая мозаика» особых интеллектуальныхи социокультурных потребностей обучающихся Вид деятельности Форма проведения Количество часов в неделю 10-А 11-А Всего часов : информационно просветительская познавательная Классный час 1 1 2 Курс внеурочной деятельности 1 1 2 познавательная кружок 1 1 2 познавательная Курс 1 внеурочной деятельности (на базе центра «Точка Роста») Курс 1 внеурочной деятельности (на базе центра «Точка Роста») кружок 0,5 1 2 0,5 1 секция - 1 1 1 1 2 6,5 6,5 13 «Решение задач по генетике» познавательная Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом раз-витии, помощь в самореализа-ции, раскрытии и развитии способностей и талантов «Крымский вальс» художественное творчество «ГТО» спортивно оздоровительная Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое со- провождение деятельности социально ориентированных уче нических сообществ, детскихобщественных объединений,органов ученического само- управления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности «Самоуправл ение» и «Детские общественны е объединения» Социальная (в рамках реализации модулей Рабочей программы воспитания , Индивидуа льного плана классного руководите ля) Всего в неделю 1 8