РП Развитие читательской грамотности 8-Б класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоозерновская средняя школа города Евпатории Республики Крым»
РАССМОТРЕНО
На заседании МО
Протокол № 1
от 28.08.2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе
_____________С.А.Шептицкая
29 августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ «НСШ»
от 30.08. 2024г.№ 1167

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
курс «Развитие читательской грамотности»
для обучающихся 8-Б класса ФГОС (ООО)
2024-2025 учебный год

ПРИНЯТО
Педагогический совет МБОУ «НСШ»
(протокол от 30.08.2024 г №8-1)
Учитель:
Леонидова Анастасия Андреевна

2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность» для 8
класса на 2024– 2025 учебный год составлена в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 12.05.2019 г.),
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (далее ФГОС), Федеральной основной образовательной программы основного
общего образования МБОУ «НСШ».
Курс «Развитие читательской грамотности» является необходимым дополнением к
программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения
является стратегической линией школьного образования в целом.
Актуальность курса определена требованиями к образовательному результату,
заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как
запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить
школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её
при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную
грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро
адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать
образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве.
Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем
сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий
учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том
числе в процессе самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам,
поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при
чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации
является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным,
основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования
стратегии смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может
способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности
использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению
и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции,
формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля,
интеллектуальной самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в
начальной школе, они должны закрепляться, развиваться и совершенствоваться в течение всех
лет обучения.
Основная цель курса «Развитие читательской грамотности» в соответствии с
требованиями ФГОС ООО и ФОП ООО— создать условия для формирования навыков
проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать
прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в
процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности.
Задачи курса:
–
развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства,
формировать духовно-нравственные основы личности;
–
вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением,
активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
–
развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки
самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;

–
осваивать
базовый
понятийный аппарат,
связанный с
чтением
как универсальным видом деятельности (названия видов
чтения) иинструментарий формирования видов
целевого чтения
(просмотрового/поискового,
ознакомительного,
изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей
информации;
–
учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения,
понимания,интерпретации и рефлексивной оценки информации
Обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного
предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм,
представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты
различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном
контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и
обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут);
выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет;
решение ситуационныхи практико-ориентированных задач.
Программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года (1 раз в неделю).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты
Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на
уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для
решения учебно- познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить
знания, расширить культурный кругозор.
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется
формированию:
•
основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный,
эмоциональноценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к
Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка;
•
основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые
установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений,
правосознание);
•
осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия
ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей
семьи;
•
развитого морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора;
•
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
•
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
•
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
•
готовности и способности к осознанному выбору и построению
дальнейшейиндивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
● Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста,
рубрики,словарь, содержание)
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
● Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
● Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
● Группировать,
классифицировать предметы, объекты
на
основесущественных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
● Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться,
прощаться,благодарить.
● Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять
непонятное).
● Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре:
устанавливать исоблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу
об ошибках.
● Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
● Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации
проектнойдеятельности.

Регулятивные УУД:
● Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
● Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным
эталоном.
● Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она
расходится с эталоном (образцом).
● В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения
материала,опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Ученик научится:
● ориентироваться в содержании текста и понимать его
целостный смысл:определять главную тему, общую цель или назначение
текста;
● выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий
содержанию иобщему смыслу текста;
● формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
● предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с
опорой напредыдущий опыт;
● объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
● сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты;
обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей,
сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части
графика или таблицы и т. д.;
● находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами,
определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в
запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или
синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
● решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие
полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов
текстов;
● ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в
данный момент информацию;
● выделять главную и избыточную информацию;
● прогнозировать последовательность изложения идей текста;
● сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по
заданной
теме;
● выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для
обоснованияопределенной позиции; понимать душевное состояние персонажей
текста, сопереживать им.
Ученик получит возможность научиться
● анализировать изменения своего эмоционального состояния в
процессе чтения,получения и переработки полученной информации и ее
осмысления;
● выявлять
имплицитную
информацию текста на
основе
сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа
подтекста
(использованных языковых средств и структуры текста);
● критически относиться к рекламной информации;
● находить способы проверки противоречивой информации;
● определять достоверную информацию в случае наличия
противоречивой иликонфликтной ситуации.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание
прочитанного» - 7 ч
Определение основной темы и идеи текста. Учебный текст как источник
информации.Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля.
Деловые ситуации в текстах. Работа с текстом: как применять информацию из текста
в изменённой ситуации?
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология
текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов
(разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный
стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с
опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения
читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста,
основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации,
конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события,
содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы
связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части
текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание
информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по
заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их
сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа,
таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор
вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники,
словари.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска
нужнойинформации.
Раздел «Типы текстов» - 6 ч
Типы текстов. Особенности построения текстов разных типов. Составление
теста по заданной структуре. Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный)
текстов разных типов и стилей. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение
фактов с общей идеей текста,установление связей, не показанных в тексте напрямую.
Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы,
законы), текст-объяснительная.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» - 21 ч
Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу.
Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации,
полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный
текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных
источников. Определение последовательности выполнения действий, составление
инструкции из 6-7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего
избыточные шаги).
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных
текстов. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме,
представление одной и той же информации разными способами, составление
инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Оценка содержания, языковых
особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его
аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая
или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в
учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.
Сопоставление различных точек зрения на информацию.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема

Дата
по
факту
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (7 ч.)

1.

Тема и идея текста.

2.

Определение основной темы и идеи в эпическом
произведении.

3.

Определение основной темы и идеи в
лирическом произведении.

4.

Определение основной темы и идеи в драматическом
произведении.

5.

Учебный текст как источник информации.Работа с текстом

6.

Учебный текст как источник информации.Работа с текстом

7.

Работа с текстом: как применять информацию из текста в
изменённой ситуации?
Типы текстов( 6 ч.)
Тип текста: повествование, описание и рассуждение.
Работа с текстами разныхтипов.
Тип текста: повествование, описание и рассуждение.
Работа с текстами разныхтипов.
Тип текста: повествование, описание и рассуждение.
Работа с текстами разныхтипов.
Типы текстов: текст-инструкция (указания квыполнению
работы, правила, уставы,законы)

8.
9.
10.
11.

Дата по
плану

Типы текстов: текст-объяснение(объяснительное
сочинение, резюме, толкование, определение).
13. Типы текстов: текст-объяснение(объяснительное
сочинение, резюме, толкование, определение).
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации ( 22 ч.)
14. Анализ и роль элементов текста.
12.

15.
16.

Художественные детали и их значение.
Как работать с текстом собственного сочинения.

17.

Как работать с текстом собственного сочинения.

18.

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль
текста, предложенного дляанализа.

19.

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль
текста, предложенного дляанализа.

20.

Поиск комментариев, подтверждающих точку зрения,
объясняющую содержание фрагмента текста,
предложенного для анализа.
Поиск комментариев, подтверждающих точку зрения,
объясняющую содержание фрагмента текста,

21.

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

предложенного для анализа.
Работа с текстом: как преобразовывать текстовую
информацию с учётом целидальнейшего использования?
Работа с текстом: как преобразовывать текстовую
информацию с учётом целидальнейшего использования?
Построение оценочных суждений на основепрочитанного
Построение оценочных суждений на основепрочитанного
Обобщение прочитанного в виде тезиса.Проблемные
вопросы. Интерпретациятекста.
Обобщение прочитанного в виде тезиса.Проблемные
вопросы. Интерпретациятекста.
Структурирование информации.
Нахождение путей восполнения пробелов в информации
Сопоставление разных точек зрения иразных
источников информации по заданной теме
Решение
на основе текста учебно-практических
задач
Решение
на основе текста учебно-практических
задач
Диагностика читательской грамотности.
Решение
на
основе текста учебно-практических
задач


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».