Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоозерновская средняя школа города Евпатории Республики Крым» РАССМОТРЕНО На заседании МО Протокол № 1 от 28.08.2024 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _____________С.А.Шептицкая 29 августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНО Приказ МБОУ «НСШ» от 30.08. 2024г.№ 1167 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курс «Хореография» для обучающихся 9 классов ФГОС (ООО) 2024-2025 учебный год ПРИНЯТО Педагогический совет МБОУ «НСШ» (протокол от 30.08.2024 г №8-1) Учитель: Леонидова Анастасия Андреевна 2024 г. 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «06» октября 2009 г. № 373). Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования. Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная. Содержание программы носит практико-ориентированный характер. Учитывая возрастные особенности обучающихся, для проведения занятий используются такие формы как рассказ, беседа, экскурсия, практическое занятие, игра, видеоурок, конкурс, творческая мастерская, мастер – класс. Виды учебной деятельности: практические работы, творческие работы, проектная деятельность, музыкально-подвижные игры, досуговое общение. Программа обеспечивает тесное взаимодействие с родителями обучающихся. Родители приглашаются на праздники, на защиту творческих проектов, на творческие вечера, участвуют в работе жюри, для родителей организуются мастер-классы, открытые занятия, концерты. Основная цель такого взаимодействия - создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме — ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания ребенка, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Актуальность курса внеурочной деятельности «Хореография» состоит в том, что помогает выработать и развить не только коммуникабельность, взаимовыручку, умение настроится на партнера, но и культуру общения в танце с преподавателем, со зрителем. Учащиеся постигают язык бального танца, с помощью которого люди могут общаться, не зная разговорного языка друг друга, а так же в необходимости обучения учащихся кадетских классов танцевальным композициям и правилам общения на балах. Дополнительная общеразвивающая программа «Хореография» (далее – Программа) художественной направленности предназначена для обучения обучающихся танцевальной программе и традициям. Танец – это, прежде всего, место встречи и общения людей, это культурные манеры, танцы для души. Важно бережно относиться к своей истории. Аристократизм, достоинство, честь, красота – вот первые слова, которые ассоциируются со словом бал. Проведение балов – это часть истории русского офицерства, и юные кадеты, занимаясь по данной программе, приобщаются к этим традициям. Данная программа способствует возрождению традиций проведения кадетских и офицерских балов в России. Танец отличается сохранением многих особенностей этикета и предполагает определённый дресс-код. У обучающихся развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно-творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Таким образом, органично сочетая в себе музыку, движение, социальное взаимодействие, Программа является эффективным средством физического, музыкального, этического и художественно - эстетического воспитания и развития обучающихся. Основная особенность данной Программы состоит в том, что главный акцент делается на освоение сценических видов хореографии. 2 Целью Программы является освоение базовых знаний по танцу для участия в тематических и концертных программах. В процессе обучения решаются следующие задачи: Обучающие: -изучить основные элементы танцев разных эпох; -освоить манеру исполнения основных народно-бытовых танцев; -познакомить обучающихся с танцевальной культурой различных исторических эпох; -формировать навыки общей культуры и этикета. Развивающие: -развивать общую физическую подготовку обучающихся (координацию, выносливость, ловкость); -развивать танцевальные данные (выворотность, гибкость, устойчивость, пластическую подвижность); -развивать ритмичность, музыкальность, артистичность; -развивать моторно-двигательную память, чувственно-образное мышление; -развивать эстетическую культуру. Воспитывающие: -воспитывать культуру поведения и общения ; -воспитывать трудолюбие, терпение, навыки общения в коллективе. Данная программа имеет межпредметные связи. Непосредственная связь с музыкой прослеживается постоянно, так как дети танцуют под музыку и выражают ее характер танцем. Обучающиеся учатся уметь различать вступление и основную мелодию, осваивают понятия«ритм», «размер», «такт», «музыкальная фраза». Программа включает обучение в основном на материале танцев XVII - ХIХ века, как более простых и доступных по манере исполнения, таких как полонез, кадриль, полька и др. Каждый танец имеет свои исторические корни и географическое происхождение. Приступая к изучению того или иного танца, учащиеся знакомятся с историей его создания, узнают, в какой стране он родился, уклад и обычаи, характер и темперамент какого времени отразился в этом танце. То есть, изучая танец, обучающиеся узнают исторические подробности о тех или иных народах, странах. Терминология классического и народно-характерного танца сложилась в 17 веке во Франции, в Королевской академии танца. Постепенно эта танцевальная терминология стала общепризнанной во всем мире. Названия движений и поз звучат на французском языке. Законодателем моды в современных бальных танцах является Англия, поэтому часто названия фигур и шагов звучат на английском языке. Отсюда вытекает связь с изучением иностранных языков. Самая тесная взаимосвязь прослеживается между занятиями по данной программе и физкультурой. Начиная с разминки, имея кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к концу, каждое занятие имеет конкретную цель – натренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. В процессе занятий обучающиеся учатся осознанно распоряжаться своим телом, а регулярные занятия создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы. Систематические занятия историко-бытовым танцем вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему облику человека собранность, элегантность. Каждый танец имеет свой рисунок в пространстве, иногда несколько, то есть рисунок меняется, происходит анализ и сопоставление линий и форм, так танец связан с изобразительным искусством. Режим занятий: Программа рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю. Количество обучающихся в группе: до 10 человек. Форма обучения очная, с использованием дистанционных образовательных технологий. 3 Программа ориентирована на работу с обучающимися независимо от наличия у них специальных физических данных и хореографической подготовки. Теоретические занятия включают в себя просмотр видеоматериалов по изучаемой эпохе с последующим их анализом и обсуждением. Практические занятия проводятся в зале, присутствует музыкальное сопровождение. Структура занятия: каждое практическое занятие включает в себя вводную, основную и заключительную часть. Вводная часть включает в себя построение по линиям или в круг, создание настроя. Далее выполняются реверансы и поклоны, упражнения для разминки, укрепления мышц стопы, спины, пресса, для развития координации движений. Основная часть – это учебно-тренировочная работа, которая включает разучивание и отработку шагов, танцевальных движений и этюдов, отработку четкости их исполнения, разучивание рисунка композиции, повторение ранее разученных танцевальных композиций. В заключительной части подводятся итоги занятия и исполняются реверансы и поклоны. 4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Задачи: совершенствование полученных знаний, продолжение освоения репертуара историко-бытовых танцев, выработка навыков общения в паре, развитие умения ориентироваться в пространстве, развитие артистичности. 1. Вводное занятие Знакомство с планами занятий на год. Ожидаемые результаты. Инструктаж по технике безопасности во время занятий. 2. Основные элементы историко-бытового танца 2.1. Позиции ног и рук в историко-бытовом танце соответствуют позициям классического танца, лишь позиции ног здесь менее выворотные, V позиция почти не применяется, а II и IV позиции чаще применяются как проходные. В историко-бытовом танце используются положения epaulement croise и epaulement efface. Корпус во время исполнения держится прямо, голова поднята высоко. Положение в паре и подача рук изучаются на примере полонеза и падеграса. При этом необходимо подчеркнуть, что в паре ведущим является кавалер, а девочка стоит чуть впереди него. 2.2. Поклоны и реверанс - в ритме вальса на четыре такта; - в ритме полонеза на два такта; - в ритме польки на два и один такт (книксен); - в ритме Па-де-граса на один такт. 2.3. Шаги: 1. Скользящий шаг (pas glisse) на 2/4, 3/4. 2. Двойной скользящий шаг (pas chasse) на 2/4. 3. Боковой подъемный шаг (pas releve) на 2/4. 4. Рas польки на месте и с поворотом на 90° и 180° (в правую и левую стороны). 5. Pas вальса с вращением по кругу соло. Необходимо сразу же обращать внимание на то, что надо точно ориентироваться во время вращения, соблюдая правильное положение по отношению к линии танца и к центру. 6. Галоп вперед соло и в паре. 7. Рas подеграса с продвижением вперед. Движение сначала следует разучивать, переступая на месте, и только потом — передвигаясь по кругу. Шаги должны быть небольшие, plie плавное, без резкого опускания вниз. Надо следить, чтобы обучающиеся не шаркали ногами по полу, чтобы корпус не «отставал» от ног, не наклонялся в стороны. Движение вперед должно быть торжественным: не вялым, но и без лишней суеты. 8. Рas balanсe: на месте; с продвижением вперёд и назад; с поворотом на 90 градусов; в координации с движением рук. Для упражнения можно повторить pas balance с правой и левой ноги восемь раз, используя восемь тактов музыкального сопровождения. Надо добиваться мягкости движений, плавного покачивания из стороны в сторону. Голова при этом поворачивается в правую и левую сторону строго в профиль. Можно также немного наклонять корпус в сторону движения. Начинать разучивать pas balance на месте следует в медленном темпе. При исполнении в более быстром темпе надо избегать высоких полупальцев, следить, чтобы покачивания были из стороны в сторону, а не вверх — вниз. 3. Повторение разученных танцев Проводится повторение всего пройденного материала, обращая особое внимание на координацию. Такие движения, как pas chasse, pas balance, pas de basque и другие, могут выполняться с различными положениями рук, поворотами и наклонами головы 4. Танцевальные композиции для бала Разучиваются движения и рисунок танцевальных композиций, исполняемых на балу. «Фигурный » вальс -pasglisse, releve вправо и влево -подача рук в паре 5 - «балансе», стоя лицом к лицу -«поворот под рукой», стоя лицом к лицу -«квадрат» , по одному - вальс в паре , по линии танца Разучивание композиции танца. «Подеграс» Под музыку марша обучающиеся идут танцевальным шагом, с носка ,не опуская голову, держа корпус подтянутым. Руки можно держать в учебном положении — у мальчиков: руки за спиной, на талии, одна кисть обхватывает запястье другой, локти в сторону; у девочек — первый , второй и третий пальцы легко держат край юбочки, локти округлены и повернуты немного вперед. Под ритм марша разучиваются пространственные перестроения из колонны в шеренги. 4. Танцевальная культура XVII вв. Сначала у танцев, которые служили для массового развлечения и исполнялись парой или большим количеством участников на танцевальных вечерах (бальные танцы) не было четкой установленной формы .Были популярны низкие танцы с поклонами ,реверансами ,салютами ,часто сопровождаемые шествиями со свечами и факелами, пением самих танцующих, а также игрой на лютне, флейте, тамбурине и других музыкальных инструментах того времени .Возникновение и теоретическая разработка правил бальных танцев происходит в 14 веке в Италии, откуда они проникают во Францию. Композиция большинства бальных танцев этого времени была построена на поклонах, приближениях, удалениях исполнителей друг от друга .Движения ног составляли мелкие шаги. Уделялось больше внимание движению рук, манере носить платье, держать корпус, снимать шляпу ,приветствовать партнера и гостей. Постепенно исчезали пантомимные и импровизационные элементы в танцах. Народ исполнял бытовые танцы в простой и естественной манере ,не придерживаясь специальных правил .Обозначились различия между крестьянским и городским танцем. Со временем из городских танцев выделились придворные, бальные и салонные. 5. История бального костюма Бальный костюм и его особенности. Общее видоизменение мужского и женского костюма на протяжении различных исторических эпох бальной культуры. 6. Этикет. Знакомство с бальным этикетом. Итоговое занятие включает проведение «Кадетского бала»и обсуждение результатов занятий за год. 6 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ После обучения по программе обучающиеся будут знать: -развитие бальной культуры в России, традиции балов ,этикет; -постановку корпуса, головы, рук ,ног; -позиции рук и ног (в применении к историко-бытовому танцу); -поклон и реверанс XVIIвека. уметь: -исполнять элементы историко-бытового танца – рasbalanсe ,галоп, реверанс, шаг падеграса; -осуществлять переход от партнера к партнеру в танце; -танцевать соло ,в паре и ансамбле ,знать танцы программы«Кадетского бала». КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Методическое обеспечение Основой занятий является систематическое и последовательное обучение, развитие и эстетическое воспитание обучающихся. Работа по данной программе базируется на дидактических принципах: -систематичность, доступность, последовательность (от простого к сложному); -учет психофизиологических и возрастных особенностей детей; -актуальность ,результативность. Условия реализации программы Для проведения теоретических занятий необходима проекционная или компьютерная техника для просмотра видеоматериалов. Для проведения практических занятий необходимо: 1. Хореографический зал ,оборудованный: -деревянным полом, -хорошей вентиляцией, -хорошим освещением. 2. Набор фонограмм для занятий. 3. Устройство для воспроизведения фонограмм. Кадровое обеспечение Программу реализуют педагогические кадры ,имеющие необходимую квалификацию для решения задач ,определенных дополнительной общеразвивающей программой ,способные к творческой профессиональной деятельности и к непрерывному профессиональному развитию. 7 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Контроль за деятельностью учащихся осуществляется через проверку знаний, умений и навыков ,связанных с теми или иным видом деятельности ,который они осваивают в соответствии с учебным планом. На каждом занятии педагог осуществляет учёт посещаемости занятий учащимися ,который ведётся в журнале учебной группы .Кроме этого на каждом занятии осуществляется визуальный контроль ,педагог контролирует деятельность занимающихся ,соблюдение ими установок на занятии техники безопасности. .Также в конце каждого занятия осуществляется контроль приобретенных знаний и сформированных навыков. Выявление уровня освоения материалов включает разные виды контроля в соответствии с требованиями дополнительной общеразвивающей программы: -начальный или входной контроль проводится с целью определения уровня развития обучающихся. -текущий контроль с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала (варианты: по окончании каждого занятия ,темы или раздела). -промежуточный контроль с целью определения результатов обучения (проводится по окончании каждого полугодия). -итоговый контроль с целью определения изменения уровня развития обучающихся ,их творческих способностей(на конец срока реализации программы). Формы аттестации: -текущий контроль на основе анализа результатов выполненной на занятии учебной работы; -промежуточная аттестация в форме тестирования по разделам и модулям образовательной программы; -работав составе проектных групп; -участие в проведении демонстрационных мероприятий–открытая демонстрация приобретенных знаний, умений и навыков ;результатом обучения по программе является результативность прохождения серии профессиональных проб ,входе которых выявляется предрасположенность обучающегося к избранному виду деятельности будущей профессии. -каждый этап программы предполагает наличие текущего контроля виде теста ,викторины ,презентации или самостоятельного озвучивания мероприятия. Оценочные материалы В процессе работы предусмотрен мониторинг успеваемости на основе выполнения индивидуальных заданий и обобщающих фронтальных бесед с обучающимися. Общие критерии, позволяющие определить степень достижения результатов по программе: Вид контроля Форма аттестации Цель /Критерии Сроки Профессиональные пробы; Участие в конкурсных и массовых мероприятиях и акциях Результативность освоения программы обучающимися отражается в диагностических картах и таблицах ,фиксирующих их достижения (освоение знаний ,приобретение умений и навыков). Для определения уровня усвоения программного материала учащимся предлагается разработанный комплекс материалов по каждой теме для отслеживания уровня усвоения программы (анкеты ,тест ,контрольные задания и др.),которые заполняются с учетом оценки теоретических знаний и практических навыков учащихся. 8 ,Вводный уровня Сентябрь Беседа ,собеседование ,дискуссия, Выявление стартового знаний: -активное участие в беседе, опрос -правильность заполнения опорного конспекта, -информированность по предмету; -эмоциональное состояние обучающегося. Промежуточн Практическая ый работа Тест Освоение программного материала по Октябрьтемам: апрель -количество правильных ответов в тесте/анкете; -выполнение практической работы в соответствии с поставленной целью. Итоговый Выявление уровня освоения Май программы. - выполнение итоговой работы в соответствии с поставленной целью Итоговая работа Входная диагностическая карта обучающегося Фамилия Имя Чувство Коммун Реакция Харизма Тех. ритма икативнос навыки ть Комп. грамотность Текущий контроль успеваемости осуществляется на каждом занятии посредством наблюдения за учебно-тренировочной работой, за практическим исполнением танцев разных эпох. Промежуточный контроль – открытые уроки и выступления на мероприятиях («Кадетский бал»). Итоговая форма контроля – выступление на «День чести». На балу обучающиеся демонстрируют: -владение техникой, стилем и манерой исполнения танца; -знание композиций танцев; -культуру общения в танце. 9 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся. 1. Развивать основы музыкальной культуры. 2. Развивать музыкальность, способствовать становлению музыкально-эстетического сознания через воспитание способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движении. 3. Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов, передавать их в движении, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами музыкальной выразительности. 4. Развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкально-ритмические чувства). № Название темы 1 2 3 4 5 6 Вводное занятие Основные элементы историко-бытового танца Танцевальные композиции для бала Танцевальная культура XVII вв. История бального костюма Этикет Итого Количество часов 2 13 14 3 1 1 34 10 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по программе «Кадетский бал» (9-А) № Тема занятия 1. Работа с документацией 2. Вводное занятие Основные элементы историко-бытового танца Постановка корпуса, плеч, головы. Позиции рук и ног Постановка корпуса, плеч, головы. Позиции рук и ног Постановка корпуса, плеч, головы. Позиции рук и ног Постановка корпуса ,плеч, головы. Позиции рук и ног Постановка корпуса ,плеч, головы. Позиции рук и ног Поклоны и реверансы Поклоны и реверансы Поклоны и реверансы Шаги Шаги Шаги ( вальсовый шаг в паре) Шаги ( вальсовый шаг в паре) Шаги ( вальсовый шаг в паре) Танцевальные композиции для бала « Фигурный « вальс « Фигурный » вальс « Фигурный » вальс « Фигурный » вальс « Фигурный » вальс Повторение выученного танцевального материала Повторение выученного танцевального материала Разучивание историкобытового танца « Падеграс» « Падеграс» « Падеграс» « Падеграс» « Падеграс» Повторение выученного 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. Количество часов Теория 1 Дата по плану Дата по факту Практика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 танцевального материала 29. Повторение выученного танцевального материала 30. Танцевальная культура17 в.. 31. Танцевальная культура 17 в. 32. Танцевальная культура 17 в.( видео просмотр) 33. История бального костюма 17 в. 34. Этикет Всего 1 1 1 1 1 1 34 12 № п/п Лист коррекции рабочей программы учителя Леонидовой Анастасии Андреевны по внеурочной деятельности курса «Хореография» в 9-А классе 2024-2025 уч.год Название Тема Дата Причина Корректираздела урока проведения корректирующее ,темы по плану ровки мероприятие Дата проведения по факту 13