Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоозерновская средняя школа города Евпатории Республики Крым» РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол №1 от 28.08.2024г. СОГЛАСОВАНО заместитель директора по учебно-воспитательной работе С.А.Шептицкая, 29 августа 2024г УТВЕРЖДЕНО Приказ МБОУ «НСШ» от 30 августа 2024г № 1167 Рабочая программа по внеурочной деятельности курс «Семьеведение» 6 класс на 2024 - 2025 учебный год ПРИНЯТО Педагогический совет МБОУ «НСШ» (протокол от 30.08.2024 г № 8-1) Педагог-психолог: Шевчук Татьяна Ивановна 2024 г. Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Семьеведение» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Данная рабочая программа ориентирована на учеников шестых классов, рассчитана на 34 учебных часа по 1 часу в неделю. Форма обучения безоценочная. Программа реализуется на основе следующих документов: Закона РФ «Об образовании»; Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089; Приказа МОиН РФ от 3 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в Федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года № 1312»; Приказа МОиН РФ от 09.07.2012 № 4154/12 «Об утверждении базисных и примерных учебных планов для образовательных учреждений РТ, реализующих начальное общее и основное общее образование»; Приказа МОиН РФ от 10 июля 2012 года № 4165/12 «Об утверждении базисного учебного плана на 2012-2013 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы среднего (полного) общего образования»; Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» НМР РТ на 2020-2021 учебный год; Локального акта образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы); Учебно-методического пособия «Семьеведение» (авторы Л.В. Карцева, Н.В. Богачёва, А.Н. Яныкина, О.Н. Низамиева, Л.Е. Савич. Казань, 2015). Актуальность Курс «Семьеведение» рассматривает вопросы социальной значимости институтов брака и семьи в современном российском обществе, репродуктивного и воспитательного потенциала семьи полной, находящейся в официальном браке, с детьми, благополучной, отвечающей стратегии сохранения стабильности и динамичного развития современного социума. Материалы курса помогают учащимся понять социальную миссию семьи – быть посредником между индивидом и обществом; основные типы семейных отношений супружеские, родительские и родственные; увидеть исключительную роль в поддержании общественного порядка и существующего мироустройства семьи традиционной, модель которой развивалась столетиями и обеспечивала сохранение общественной структуры в её полноте и многообразии. Элективный курс «Семьеведение» имеет междисциплинарный характер, позволяет углубить имеющиеся у учащихся старших классов знания по истории и литературе, биологии и охране безопасности жизнедеятельности, физической культуре и социальному проектированию. Обучаясь основам семейной жизни, старшеклассники получают возможность сознательно сконструировать предполагаемую модель брака и в дальнейшем собственной будущей семьи с учётом интересов как индивидуальных, так и общественных. Цель программы – способствовать формированию у учеников старших классов общеобразовательной школы необходимую для их развития систему духовных, политикоправовых, экономических, социальных характеристик и представлений о закономерностях развития и функционирования институтов брака и семьи в современном обществе в условиях его трансформации и глобализации. 2 Задачи дисциплины: рассмотреть социальную природу брака и семьи, их социальные функции и структуры; изучить социально-демографическую ситуацию в российском обществе в целом и в Татарстане в частности; выявить мотивы безбрачия, бездетности и малодетности в современной российской семье; проанализировать юридические, экономические, гендерные основания функционирования современной семьи; выявить типы семейного воспитания, соотнести их с существующими моделями семьи по детности (малодетной, среднедетной, многодетной); исследовать основные психологические особенности супружеских и родительско-детских отношений в семье. Объект исследований (семья) близок и понятен детям, что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу. Методы обучения: урок-лекция, урок-дискуссия, урок-беседа, урокконсультация, самостоятельная работа с научно-популярной литературой и периодикой, использование информационно-коммуникативных технологий, проектная деятельность. Формы организации учебной деятельности – групповая. Методическое обеспечение Методическое обеспечение реализации программы включает прежде всего, разнообразие форм проведения занятий. В ходе информационно-ознакомительного занятия дети знакомятся с различными аспектами той или иной области, направлениями являющегося предметом образовательной и творческой деятельности учащихся. Например, знакомство с основами Семейного законодательства РФ и субъектов РФ, роль семьи в воспитании ребенка, место труда в современной семье, что такое гендерные отношения и т.д. Наиболее часто используемой в ознакомительном занятии формой является беседа – целенаправленно организованный и содержательно продуманный диалог, с ведущей ролью педагога на заданную тему. Методика проведения беседы ориентирована на включение в разговор всей группы. В ходе беседы важно создать определенный «эмоциональный накал», транслируемый в первую очередь заинтересованной и эмоциональной позицией педагога. Результаты беседы должны использоваться в последующей работе и побуждать обучающихся к самостоятельному поиску информации по данной теме. Исследовательская деятельность учащихся проводится в разных организационных формах: индивидуальные исследования и групповые исследования с помощью методик, которые достаточно упрощенно моделируют исследовательскую работу. Необходимым средством методического обеспечения деятельности является работа с родителями. Используются такие основные формы: проведение родительских собраний, анкетирование, непосредственное участие родителей в реализации программы. Основные направления программы: 1. Изучение истории семьи и брака. 2. Распределение обязанностей в современных семьях. 3. Роли матери и отца в развитии и воспитании детей 4. Правоотношения между родителями и детьми имущественного характера. 5. Рассмотрение альтернативных форм традиционной семьи и брака. 6. Анализ особенностей семей трех мировых религий. Формы работы. В основе содержания программы реализуются методы: проблемно - поисковый, игровой, исследовательский и метод обобщения, которые оптимизируют процесс познания 3 истории своей семьи. Особое место занимает метод исследования, благодаря которому школьники учатся самостоятельно мыслить, осуществлять поиск, творчески работать. Занятия проводятся в следующих формах: изучение и обобщение материала, анкетирование, интервьюирование, а также комбинированное занятие с элементами практической работы, исследование, поиск, беседы, методы театрализации, игрового моделирования, опросы. Изучаются методы самодиагностики, обработки полученных данных. В личностно-психологическом плане занятия направлены на совершенствование общения, регуляцию настроения, и т.д. Виды деятельности: 1. Встречи с многодетными семьями. 2. Создание рефератов и докладов по выбранным темам. 3. Сбор материалов для разработки презентаций своей семьи. 4. Участие в конференциях и конкурсах. 5. Организация мероприятий с целью пропаганды ценностей семьи и брака среди детей и взрослых. 6. Посещение ЗАГСа для изучения правовых и социальных составляющих семьи и брака. Способы оценки результатов учебной деятельности обучающихся Репродуктивный уровень достижения знаний оценивается по характеру усвоения учащимися используемых в дисциплине понятий, степени ориентированности обучаемых в круге обсуждаемых на занятиях проблем. Конструктивный уровень достижения знаний оценивается по умениям анализировать современное состояние семьи, различать специфику брачных и семейных отношений, конструировать модели собственных брака и семьи, осуществлять анализ, синтез, сравнение и обобщение получаемой по дисциплине информации и добывать самостоятельно новое знание по предмету, по способности к критическому мышлению и рефлексии. При оценке результатов творческого уровня учитываются знания, которые демонстрируют обучающиеся в процессе проектной деятельности, выступлений на школьных конференциях, «круглых столах», презентациях собственных материалов, умение вести дискуссию, аргументировать и отстаивать своё мнение. Для оценки результатов достижений обучающихся используются критерии их активности на занятиях, творческое отношение к выполнению домашних заданий, высококачественная защита самостоятельного зачётного проекта на тему «Моя семья – самая счастливая!». Ожидаемые результаты Обучающиеся научатся: определять основные этапы динамики семейных отношений; определять проблемы, с которыми может сталкиваться семья; различать основные психологические характеристики полов и их характер влияния на жизнь семьи; различать механизмы влияния родительских воспитательных установок на развития личности ребенка; определять способы формирования семейного бюджета; использовать традиции семьи в жизни; перечислять правила совместной жизни в семье; определять терминологию родства в применении к членам своей семьи; Метапредметные результаты: Регулятивные: Обучающиеся научатся: принимать учебную задачу; 4 сохранять учебную задачу урока; выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; планировать самостоятельное высказывание; фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность совей деятельностью на уроке, правильно относится к успехам/ неуспехам; корректировать свое поведение на уроке с учетом установленных правил. Познавательные: Обучающиеся научатся: выделять важную информацию из литературы разных типов; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы решения задач; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, таблиц; анализировать объекты, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы, поговорки с выделением отличительных признаков; осуществлять классификацию и синтез объектов; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении. моделировать различные жизненные ситуации. Личностные: У обучающихся будут сформированы: чувство гордости за историю своей семьи, свою родословную; представление о семейных ценностях; уважительное отношение к семейным традициям, традициям семей разных народов; целостный взгляд на взаимоотношения полов; эстетические потребности и чувства; установка на соблюдение правил и норм семейной жизни; готовность к бережному отношению к членам своей семьи. В базисном учебном плане на изучение элективного курса «Семьеведение» в 6-х класс отводится 34 часов (из расчета 1 часа в неделю). Программа курса рассматривает вопросы вступления в брак, создания семьи и её функционирования в таких ключевых аспектах, как социальные, социально-правовые, социально-экономические, социально-педагогические, нравственно-этические, психологические и духовные. Календарно-тематическое планирование составлено на 70 часов. Предлагаемая программа ориентирована на учебник: Семьеведение: учебно-методическое пособие /составитель и науч. редактор проф. Л.В.Карцева. – Казань: РИЦ «Школа», 2015. 5 Календарно-тематический план № Тема занятий 1 Вводное занятие. Инструктаж Портрет моей семьи. Составление информационного портрета своей семьи. Составление фотопортрета семьи. Родословная семьи. Герб и девиз моей семьи. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Кол-во часов 1 Дата проведения План Факт 03.09 1 1 10.09 17.09 Составление родословного древа своей семьи. Семейные ценности и традиции. Семейные традиции. 1 24.09 1 01.10 Функции современной семьи Бабушки, дедушки, внуки. История происхождения своего рода. Семья как пространство жизнедеятельности. 1 1 08.10 15.10 1 22.10 Сочинение «Что значит для меня моя семья». Составление рассказа о роли семейной жизни в удовлетворении потребностей человека. Роль семьи в обществе. Чем все семьи похожи друг на друга? Репродуктивная функция семьи. Какова роль родителей в семье? Функция первичной социализации. Воспитательный потенциал современной семьи. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция семьи. Роль семьи в социализации детей, воспитываемых в семье. Сочинение. Как я буду воспитывать своих детей. «Мой дом – моя крепость». Наши роли в семье. Проигрывание учащимися ролей в семье. Причины конфликта в семье. Проигрывание конфликта «Опять двойка». Как ведут себя в конфликте взрослые, как – дети. Конструктивные способы решения конфликтов 1 05.11 1 12.11 1 19.11 1 26.11 1 1 03.12 10.12 1 17.12 1 24.12 1 14.01 1 1 21.01 28.01 1 04.02 1 11.02 6 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Сочинение на тему «Моя будущая семья». Социально-психологический статус семьи. Создание благоприятного психологического климата в семье. Чувства, которые мы переживаем в семье. Игра «Незавершенные ситуации». Связанная с семьей тревожность. Мини-сочинение «По каким причинам можно понять, что человек тревожится». Преодоление тревожности. Специальные приемы преодоления тревожности. «расслабление под музыку». Отношения членов семьи друг к другу. Сочинение «Хорошие отношения с родителями – это…» Ситуация успеха в семье. Игра «Поменяемся ролями». Семейные роли. Роли членов семьи. Роль матери в семье. Роли детей в семье. Роль отца в семье. Меняются ли роли родителей и детей по мере взросления детей и старения родителей. Итоговое занятие 1 1 25.02 04.03 1 11.03 1 1 25.03 08.04 1 1 15.04 22.04 1 29.04 1 1 1 29.04 06.05 06.05 1 13.05 1 20.05 7 Лист изменений в тематическом планировании № записи Дата Изменения, внесенные в КТП Причина Согласовано с зам. директора 8