РП Биология 10 класс (углубленный уровень)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоозерновская средняя школа города Евпатории Республики Крым»

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол №1 от 29.08.2024г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по
учебно-воспитательной работе
С.А.Шептицкая,
29 августа 2024г

УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ «НСШ»
от 30 августа 2024г №1151

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Биология»
(соответствует федеральной образовательной программе)
для 10-А класса
углубленный уровень
на 2024-2025 учебный год

ПРИНЯТО
Педагогический совет МБОУ «НСШ»
(протокол от 30.08.2024 г № 8-1)

Учитель: Илюхина Татьяна Александровна

2024 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии на уровень среднего общего образования для
обучающихся 10-А класса МБОУ «Новоозёрновская средняя школа г.Евпатория
Республики Крым» разработана в соответствии с требованиями:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 приказа Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с
изменениями, внесенными приказом Минпросвещения от 12.08.2022 № 732);
 приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования»;
 приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
 Концепции преподавания учебного предмета «Биология»;
 Концепции экологического образования в системе общего образования;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
 учебного плана среднего общего образования, утвержденного приказом МБОУ
«Новоозёрновская средняя школа г.Евпатория Республики Крым»
от 31.08.2024 №
«Об утверждении основной образовательной программы среднего общего образования»;
 федеральной рабочей программы по учебному предмету «Биология» базового
уровня.
 авторской программы по биологии с углублённым изучением биологии Теремов
А.В., Петросова Р.АМ «Просещение»,2018
Для реализации программы используются учебники, допущенные к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, приказом Минпросвещения от
21.09.2022 № 858 и приказом №766:
Учебники и учебное пособие:
1. Теремов А.В., ПетросоваР.А.: Биология. Биологические системы и процессы. 10 класс.
Учебник. Углубленный уровень.М.. «Просещение», 2024 г.
2.Шумный В.К. Дымшиц Г.М.Биология.10 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций. Углублённый уровень.М., «Просвещение», 2014 г.
3. 3.Теремов А.В, Петросова Р.А.: Биология10.Пособие для самостоятельной работы
учащихся (углублённый уровень), М, «Просвещение», 2024 г.
Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию при реализации
образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию,

образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования приказом Минпросвещения от 02.08.2022 № 653:
o Электронный образовательный ресурс «Домашние задания. Среднее общее
образование. Биология», 10–11 класс, АО «Издательство "Просвещение"»;
o Тренажер «Облако знаний». Биология. 10 класс, ООО «Физикон Лаб»;
o Электронный учебник "Биология"www.informika.ru
o Библиотека ФГИС «Моя школа» – lesson.academycontent.myschool.edu.ru/06/09
Рабочая программа ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания и в рабочей программе воспитания МБОУ
«Новоозёрновская средняя школа г.Евпатория Республики Крым». При разработке
программы по биологии теоретическую основу для определения подходов к формированию
содержания учебного предмета «Биология» составили: концептуальные положения ФГОС
СОО о взаимообусловленности целей, содержания, результатов обучения и требований к
уровню подготовки выпускников, положения об общих целях и принципах,
характеризующих современное состояние системы среднего общего образования в
Российской Федерации, а также положения о специфике биологии, ее значении в познании
живой природы и обеспечении существования человеческого общества. Согласно
названным положениям определены основные функции программы по биологии и ее
структура.
Программа ставит целью обеспечение подготовки школьников к реализации своего
дальнейшего образовательного и профессионального пути по выбранному направлению,
связанному с биологическим образованием.
Для этого программой предусмотрено:
- освоение знаний обосновных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся
составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах
биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении,
многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз,
биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в
биологической науке;
- овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области
биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими,
экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические
исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно
оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую
информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения
экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования
биологических объектов и процессов;
- воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы,
необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении
биологических исследований;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки
последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному
здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер
профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Задачи:
1) обучения:

- создать условия для формирования у обучающихся предметной и учебноисследовательской компетентностей;
- обеспечить усвоение обучающимися знаний по общей биологии в соответствии со
стандартами биологического образования через систему уроков и индивидуальные
образовательные маршруты учеников;
- продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить
биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень
состояния окружающей среды через лабораторные работы и систему особых домашних
заданий;
- продолжить развивать у обучающихся общеучебные умения: умение конструировать
проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли
выступающего, составлять схемы по устному рассказу, через систему разнообразных
заданий;
2) развития:
- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной,
мотивационной и волевой сфер;
- развивать моторную память, мышление (умение устанавливать причинно-следственные
связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способность осознавать познавательный
процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель
через учебный материал уроков;
3) воспитания:
- способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с
положительной «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и
коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить экологическому
воспитанию в органичной связи с нравственным воспитанием, формирование активной
гражданской позиции по отношению к сохранению окружающего мира и рациональному
использованию природных ресурсов.
Освоение программы по биологии обеспечивает овладение основами учебноисследовательской деятельности, научными методами решения различных теоретических
и практических задач.
На углубленном уровне изучение предмета «Биология» в части формирования у
обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов, освоения
практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с
предметами областей естественных, математических и гуманитарных наук.
Программой отводится на изучение биологии 207 часов, которые распределены по
классам следующим образом:
10 класс – 105 часов, 3 час в неделю;
Оценка результатов освоения программы проводится в ходе текущего, тематического и
итогового контроля. Большое значение в программе отводится выполнению учащимися
практических работ, учебных проектов. Изучение курса каждого класса завершается
итоговой контрольной работой, включающей задания как базового, так и повышенного
уровня сложности. При оценивании осуществляется критериальный подход. При этом
достижение планируемых результатов фиксируется в случае выполнения 65% заданий
базового уровня.

Содержание учебного предмета (205 часов)
Углубленный уровень
10 класс
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука. Современные направления в биологии. Связь биологии с
другими науками. Выполнение законов физики и химии в живой природе. Синтез
естественно-научного и социогуманитарного знания на современном этапе развития
цивилизации. Практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы
организации и функционирования биологических систем. Биологические системы разных
уровней организации.
Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественно-научной картины
мира. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в
биологии, статистическая обработка данных.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и микроэлементы. Неорганические
вещества. Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность. Роль
минеральных солей в клетке. Органические вещества, понятие о регулярных и
нерегулярных биополимерах. Углеводы. Моносахариды, олигосахариды и полисахариды.
Функции углеводов. Липиды. Функции липидов. Белки: состав и строение. Функции
белков. Механизм действия ферментов. Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства,
местоположение, функции. РНК: строение, виды, функции. АТФ: строение, функции.
Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Клетка – структурная и функциональная единица организма. Развитие
цитологии. Современные методы изучения клетки. Клеточная теория в свете современных
данных о строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза. Основные части и
органоиды клетки. Строение и функции биологических мембран. Цитоплазма.
Одномембранные органоиды Двумембранные органоиды (полуавтономные органоиды).
Ядро. Строение и функции хромосом. Хромосомы. Хромосомный набор клетки.
Немембранные органоиды. Цитоскелет. Включения. Основные отличительные
особенности клеток прокариот. Отличительные особенности клеток эукариот.
Вирусы — неклеточная форма жизни. Способы передачи вирусных инфекций и меры
профилактики вирусных заболеваний. Вирусология, ее практическое значение.
Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Этапы
энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в
процессах энергетического обмена. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы
фотосинтеза. Хемосинтез.
Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код, его свойства.
Эволюция представлений о гене. Современные представления о гене и геноме. Биосинтез
белка, реакции матричного синтеза. Матричный синтез ДНК Регуляция работы генов и
процессов обмена веществ в клетке. Генная инженерия,

геномика, протеомика. Нарушение биохимических процессов в клетке под влиянием
мутагенов и наркогенных веществ.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение митоза, фазы митоза.
Соматические и половые клетки. Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза. Мейоз в
жизненном цикле организмов. Формирование половых клеток у цветковых растений и
позвоночных животных. Регуляция деления клеток, нарушения регуляции как причина
заболеваний. Стволовые клетки.
Организм
Особенности одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов. Взаимосвязь
тканей, органов, систем органов как основа целостности организма. Опора тела
организмов. Скелет. Скелетная мускулатура.
Основные процессы, происходящие в организме: питание и пищеварение, движение,
транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция у организмов. Питание
растений и животных. Защита организмов. Поддержание гомеостаза, принцип обратной
связи.
Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Двойное оплодотворение у
цветковых растений. Виды оплодотворения у животных. Способы размножения у
растений и животных. Партеногенез. Онтогенез. Эмбриональное развитие.
Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. Жизненные циклы разных
групп организмов. Регуляция индивидуального развития. Причины нарушений развития
организмов.
История возникновения и развития генетики, методы генетики. Генетические
терминология и символика. Генотип и фенотип. Вероятностный характер законов
генетики. Законы наследственности Г. Менделя и условия их выполнения.
Цитологические основы закономерностей наследования. Анализирующее скрещивание.
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование, кроссинговер.
Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Взаимодействие аллельных и
неаллельных генов. Плейотропное действие генов. Множественный аллелизм.
Кодоминирование. Полимерия. Эпистаз: доминантный и рецессивный
Комплементарность. Генетические основы индивидуального развития. Генетическое
картирование.
Генетика человека, методы изучения генетики человека. Репродуктивное здоровье
человека. Наследственные заболевания человека, их предупреждение. Значение генетики
для медицины, этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Норма реакции признака.
Вариационный ряд и вариационная кривая. Наследственная изменчивость. Виды
наследственной изменчивости. Комбинативная изменчивость, ее источники. Мутации,
виды мутаций. Мутагены, их влияние на организмы. Мутации как причина
онкологических заболеваний. Внеядерная наследственность и
изменчивость. Эпигенетика.
Доместикация и селекция. Центры одомашнивания животных и центры происхождения
культурных растений. Методы селекции, их генетические основы. Искусственный отбор.
Ускорение и повышение точности отбора с помощью современных методов генетики и
биотехнологии. Гетерозис и его использование в селекции. Расширение генетического
разнообразия селекционного материала: полиплоидия, отдаленная гибридизация,

экспериментальный мутагенез, клеточная инженерия, хромосомная инженерия, генная
инженерия. Биобезопасность.
Перечень лабораторных и практических работ:


Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений.



Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.



Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в растительных и
животных клетках.



Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций.



Выделение ДНК.



Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы или
каталазы).



Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах.



Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных
животных как доказательство их родства.



Составление элементарных схем скрещивания.



Решение генетических задач.



Составление и анализ родословных человека.



Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой.



Сравнение видов по морфологическому критерию.



Описание приспособленности организма и ее относительного характера.



Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических
факторов.



Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания.



Составление пищевых цепей.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления
алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
"Биология" (углубленный уровень):
1) сформированность системы знаний об общих биологических закономерностях, законах,
теориях;
2) сформированность умений исследовать и анализировать биологические объекты и
системы, объяснять закономерности биологических процессов и явлений; прогнозировать
последствия значимых биологических исследований;

3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний об основополагающих
биологических закономерностях и законах, о происхождении и сущности жизни,
глобальных изменениях в биосфере; проверять выдвинутые гипотезы
экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;
4) владение методами самостоятельной постановки биологических экспериментов,
описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;
5) сформированность убежденности в необходимости соблюдения этических норм и
экологических требований при проведении биологических исследований.
Выпускник на углубленном уровне научится:
- оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки
и в практической деятельности людей;
- оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира,
прогнозировать перспективы развития биологии;
- устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий
(клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других
естественных наук;
- обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя
биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их
применимости;
- проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы,
планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить
эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных
результатов;
- выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации
жизни;
- устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их
роль в процессах клеточного метаболизма;
- решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК),
антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания
о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;
- делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в
случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;
- сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества
генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в
разных фазах клеточного цикла;
- выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой
природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;
- обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать
процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых
организмов;

- определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах
жизненного цикла;
- решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе
сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы
наследственности и закономерности сцепленного наследования;
- раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер
предупреждения таких заболеваний;
- сравнивать разные способы размножения организмов;
- характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;
- выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной
изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;
обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород
животных и штаммов микроорганизмов;
- обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую
теорию эволюции;
- характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию
и как результат эволюции;
- устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
- составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания),
прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;
- аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и
поведению в природной среде;
- обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;
- оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии,
медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;
- выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее
объяснять;
- представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика,
диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать
график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
- организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по
биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать
работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить
эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных
результатов, представлять продукт своих исследований;
- прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и
экологических требований;

- выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов
растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;
- анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач
информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;
- аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного
знания в эпоху информационной цивилизации;
- моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов
окружающей среды;
- выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного
воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного
воздействия на экосистемы;
- использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной
жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в
основе которой лежит биология как учебный предмет.
Перечень лабораторных и практических работ:


Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений.



Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.



Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в растительных и
животных клетках.



Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций.



Выделение ДНК.



Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы или
каталазы).



Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах.



Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных
животных как доказательство их родства.



Составление элементарных схем скрещивания.



Решение генетических задач.



Составление и анализ родословных человека.



Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой.



Сравнение видов по морфологическому критерию.



Описание приспособленности организма и ее относительного характера.



Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических
факторов.



Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания.



Составление пищевых цепей.

Тематическое планирование
10 КЛАСС. БИОЛОГИЯ. УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ
(3 ч в неделю, всего 105 часов)
Тема разделов

КоВ том числе
во
часов Практическиеи Контрольные
лабораторные
работы
работы работы

Биология как комплекс наук о живой природе
4

-

-

Структурные и функциональные основы жизни

40

5

2

Организм

61

11

3

-

-

16

5

ИТОГО

105

Приложение 1.

Формы учёта рабочей программы воспитания в рабочей программе по
биологии
Рабочая программа воспитания МБОУ «НСШ» реализуется, в том числе и через
использование воспитательного потенциала уроков биологии. Эта работа осуществляется
в следующих
формах:
 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения
со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы
учебной
дисциплины и самоорганизации.
 Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений,
событий через: демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского
поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности
 Обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые
изучаются в данный момент
на уроке; на ярких деятелей культуры, ученых, политиков, связанных с изучаемыми в
данный момент
темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные
подражания
примеры их жизни, на мотивы их поступков;
 Использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные,
нравственные, этические
вопросы
• Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у
обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных
ценностей через
подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в
классе
• Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного
отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам.
• Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока.
• Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную
мотивацию
обучающихся.

• Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию
навыков
командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
• Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий , оказывающих
воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».