Решение расчетных задач и упражнений по химии 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоозерновская средняя школа города Евпатории Республики Крым»
РАССМОТРЕНО
на заседании методического
объединения учителей
естественно-научного цикла
Протокол № 1 от 28.08.2024г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по
учебно-воспитательной
работе
С.А.Шептицкая,

УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ «НСШ»
от 30 августа 2024г № 1167

29 августа 2024г

.

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
курс «Решение расчетных задач и упражнений по химии»
для обучающихся 9А, 9Б классов ФГОС (ООО)
на 2024 - 2025 учебный год

ПРИНЯТО
Педагогический совет МБОУ «НСШ»
(протокол от 30.08.2024 г № 8-1)

Учитель:
Бирюкова Наталья Ивановна

2024 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа «Решение расчётных задач» разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 (Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в ФГОС ООО
от 29.12.2014 г. № 1644)
Химическое образование занимало и занимает одно из ведущих мест в системе
общего образования, что определяется безусловной практической значимостью
химии, ее возможностями в познании основных методов изучения природы,
фундаментальных научных теорий и закономерностей.
Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической
науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение
учебного материала, вырабатываются навыки практического применения
имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе,
происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы
анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом
отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении
такой науки, как химия.
Решение задач – не самоцель, а метод познания веществ и их свойств,
совершенствования и закрепления знаний учащихся. Через решение задач
осуществляется связь теории с практикой, воспитываются трудолюбие,
самостоятельность и целеустремленность, формируются рациональные приемы
мышления. Умение решать задачи является одним из показателей уровня
развития химического мышления, глубины усвоения ими учебного материала.
В этом курсе используются общие подходы к методике решения как
усложненных, нестандартных задач, так и задач школьного курса, применяется
методика их решения с точки зрения рационального приложения идей математики
и физики.
Элективный курс выполняет следующие функции:
 развивает содержание базисного курса химии, изучение которого
осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;
 позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и
получить дополнительную подготовку;
 позволяет школьникам подготовиться к сдаче ОГЭ по химии.
Цели элективного курса:
- воспитание личности, имеющей развитое естественно-научное восприятие
природы;
- развитие творческого потенциала учащихся;
- развитие познавательной деятельности учащихся через активные формы и
методы обучения;
- закрепление, систематизация знаний учащихся по химии;
- обучение учащихся основным подходам к решению расчетных задач по химии.
Задачи элективного курса:
- учить учащихся приемам решения задач различных типов;
- закреплять теоретические знания, учить творчески применять их в новой
ситуации;

- способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении
математики и физики при решении расчетных задач по химии;
- продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать
прогнозы;
- развивать учебно-коммуникативные навыки.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:
- способы решения различных типов задач;
- основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
- стандартные алгоритмы решения задач.
После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:
- решать расчетные задачи различных типов;
- четко представлять сущность описанных в задаче процессов;
- видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений
численных параметров системы, описанной в задаче;
- работать самостоятельно и в группе;
- самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их
решение;
- владеть химической терминологией;
- пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных
величин, необходимых для решения задач.
Формы контроля:
 классные и домашние контрольные работы
 самостоятельные работы;
 зачеты;
 защита авторских задач.
Место предмета в учебном плане ОУ
Элективный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКЙ ПЛАН
№ Название темы
Количество
часов
Тема 1. Расчеты по химическим формулам и 12
уравнениям химических реакций
Тема 2. Строение атома и строение вещества
3
Тема 3. Химические реакции

8

Тема 4. Неорганическая химия

8

Тема 5. Экспериментальные основы химии

4

Итого

34
Основное содержание учебного курса

Тема 1. Расчеты по химическим формулам и уравнениям химических
реакций (12 ч)

Основные количественные характеристики вещества: количество вещества, масса,
объем.
Массовая, объемная и молярная доля вещества в смеси. Массовая доля элемента в
соединении.
Простейшая или эмпирическая формула. Истинная или молекулярная формула.
Химическое уравнение, термохимическое уравнение, тепловой эффект
химической реакции.
Стехиометрические расчеты. Выход продукта реакции.
Тема 2. Строение атома и строение вещества (3 ч)
Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка.
Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов
элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева
(переходных элементов). Понятие об орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные
конфигурации атомов химических элементов.
Тема 3. Химические реакции (8 ч)
Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и
органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект
химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как
частный случай экзотермическихреакций.
Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от
природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади
поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные.
Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы,
особенности их функционирования. Необратимые и обратимые химические
реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций.
Способы смещения химического равновесия. Теория электролитическая
диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории
электролитической диссоциации. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз
солей.
Степень окисления. Определение степени окисления по формуле
соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и
восстановление, окислитель и восстановитель.
Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов
и растворов.

Тема 4. Неорганическая химия (8 ч)
Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом).
Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой.
Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с
растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом
и фенолом. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных
представителей
неметаллов.
Окислительные
свойства
неметаллов
(взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства

неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и
сложными веществами-окислителями).
Классификация кислот. Химические
свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами
металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и
концентрированной серной кислоты. Основания, их классификация. Химические
свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и
солями.
Разложение
нерастворимых
оснований.
Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей:
взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Понятие о
генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла.
Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической
химии.
Тема 5. Экспериментальные основы химии
Качественные реакции, идентификация веществ, алгоритм идентификации, блоксхема. Алгоритм обнаружения органических соединений.

Элективный курс по химии 1 ч/34 часа в год (за счетОГЭ)
Решение химических задач
Календарно-тематическое планирование 9класс

№
Дата
урока в
по
теме
плану
1-2

3-4

5-6

7-8

Тема
по
факту

Тема 1. Введение (2 часа)

Типы задач и величин, используемых при их
решение
Тема 2. Задачи с использованием химических формул (6 часов)
Массовая доля элемента. Вычисления с использованием
понятием «количество вещества» и «число Авогадро»
Вычислением относительной плотности газов и
относительной молекулярной массой по относительной
плотности.
Определение молекулярной формулы вещества по
массовым долям элементов и относительной плотности.
Тема 3. Задачи с использованием химических уравнений (12 часов)
Решение задач по алгоритму

9-10
11-12
13-14

15-16
17-18
19-20

Вычисление по химическому уравнению объема газа по
известному количеству вещества, вступающего в
реакцию или получающего.
Расчеты по химическим уравнениям, если одно из
реагирующих веществ дано в избытке
Определение выхода продукта от теоретических
возможного
Вычисление продукта реакции по известному веществу,
содержащему примеси
Расчеты по термохимическому уравнению
Тема 4. Задачи и растворы (6 часов)

21-22

Массовая и объемная доля компонентов смеси

23-24

Определение массовой доля растворы при разбавлении
и смешивании растворов
Молярная концентрация растворов

25-26

Тема 5. Комплексные задачи (8 часов)

29-30

Вычисление массы компонентов смеси. «Правило
креста»
Формирование умений составлять усложнений задачи

31-34

Презентация авторских задач. Подведение итогов

27-28

Литература.
Для учителя.
1. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений
(автор Габриелян О.С.).
2. Дайнеко В.И. Как научить школьников решать задачи по органической
химии. – М.: Просвещение, 1992.
3. Штремплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии 8-11
классов. – М.: Просвещение, 2001.
Для учащихся.
1. Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии. – М.: Просвещение, 1986.
2. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия для абитуриентов и учащихся. – М.:
Экзамен, 2003.
3. Лидин Р.А., Молочко В.А. Химия для абитуриентов – М.: Химия, 1993.
4. Маршанова Г.Л. 500 задач по химии. 8-11 класс. – М.: Издат-школа, 2000.
5. Слета Л.А., Холин Ю.В., Черный А.В. Конкурсные задачи по химии с
решениями. – Москва-Харьков: Илекса-гимназия, 1998.
6. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в
вузы. – М.: Новая волна, 1996.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».