Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоозерновская средняя школа города Евпатории Республики Крым» РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей естественно-научного цикла Протокол № 1 от 28.08.2024г. СОГЛАСОВАНО заместитель директора по учебно-воспитательной работе С.А.Шептицкая, УТВЕРЖДЕНО Приказ МБОУ «НСШ» от 30 августа 2024г № 1167 29 августа 2024г . Рабочая программа по внеурочной деятельности курс «Решение расчетных задач и упражнений по химии» для обучающихся 9А, 9Б классов ФГОС (ООО) на 2024 - 2025 учебный год ПРИНЯТО Педагогический совет МБОУ «НСШ» (протокол от 30.08.2024 г № 8-1) Учитель: Бирюкова Наталья Ивановна 2024 г. Пояснительная записка Рабочая программа «Решение расчётных задач» разработана в соответствии с: - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в ФГОС ООО от 29.12.2014 г. № 1644) Химическое образование занимало и занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что определяется безусловной практической значимостью химии, ее возможностями в познании основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей. Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении такой науки, как химия. Решение задач – не самоцель, а метод познания веществ и их свойств, совершенствования и закрепления знаний учащихся. Через решение задач осуществляется связь теории с практикой, воспитываются трудолюбие, самостоятельность и целеустремленность, формируются рациональные приемы мышления. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения ими учебного материала. В этом курсе используются общие подходы к методике решения как усложненных, нестандартных задач, так и задач школьного курса, применяется методика их решения с точки зрения рационального приложения идей математики и физики. Элективный курс выполняет следующие функции: развивает содержание базисного курса химии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне; позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку; позволяет школьникам подготовиться к сдаче ОГЭ по химии. Цели элективного курса: - воспитание личности, имеющей развитое естественно-научное восприятие природы; - развитие творческого потенциала учащихся; - развитие познавательной деятельности учащихся через активные формы и методы обучения; - закрепление, систематизация знаний учащихся по химии; - обучение учащихся основным подходам к решению расчетных задач по химии. Задачи элективного курса: - учить учащихся приемам решения задач различных типов; - закреплять теоретические знания, учить творчески применять их в новой ситуации; - способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении математики и физики при решении расчетных задач по химии; - продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы; - развивать учебно-коммуникативные навыки. Требования к знаниям и умениям учащихся. После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать: - способы решения различных типов задач; - основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты; - стандартные алгоритмы решения задач. После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь: - решать расчетные задачи различных типов; - четко представлять сущность описанных в задаче процессов; - видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче; - работать самостоятельно и в группе; - самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение; - владеть химической терминологией; - пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач. Формы контроля: классные и домашние контрольные работы самостоятельные работы; зачеты; защита авторских задач. Место предмета в учебном плане ОУ Элективный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКЙ ПЛАН № Название темы Количество часов Тема 1. Расчеты по химическим формулам и 12 уравнениям химических реакций Тема 2. Строение атома и строение вещества 3 Тема 3. Химические реакции 8 Тема 4. Неорганическая химия 8 Тема 5. Экспериментальные основы химии 4 Итого 34 Основное содержание учебного курса Тема 1. Расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций (12 ч) Основные количественные характеристики вещества: количество вещества, масса, объем. Массовая, объемная и молярная доля вещества в смеси. Массовая доля элемента в соединении. Простейшая или эмпирическая формула. Истинная или молекулярная формула. Химическое уравнение, термохимическое уравнение, тепловой эффект химической реакции. Стехиометрические расчеты. Выход продукта реакции. Тема 2. Строение атома и строение вещества (3 ч) Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Тема 3. Химические реакции (8 ч) Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермическихреакций. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия. Теория электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов. Тема 4. Неорганическая химия (8 ч) Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями). Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии. Тема 5. Экспериментальные основы химии Качественные реакции, идентификация веществ, алгоритм идентификации, блоксхема. Алгоритм обнаружения органических соединений. Элективный курс по химии 1 ч/34 часа в год (за счетОГЭ) Решение химических задач Календарно-тематическое планирование 9класс № Дата урока в по теме плану 1-2 3-4 5-6 7-8 Тема по факту Тема 1. Введение (2 часа) Типы задач и величин, используемых при их решение Тема 2. Задачи с использованием химических формул (6 часов) Массовая доля элемента. Вычисления с использованием понятием «количество вещества» и «число Авогадро» Вычислением относительной плотности газов и относительной молекулярной массой по относительной плотности. Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов и относительной плотности. Тема 3. Задачи с использованием химических уравнений (12 часов) Решение задач по алгоритму 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 Вычисление по химическому уравнению объема газа по известному количеству вещества, вступающего в реакцию или получающего. Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке Определение выхода продукта от теоретических возможного Вычисление продукта реакции по известному веществу, содержащему примеси Расчеты по термохимическому уравнению Тема 4. Задачи и растворы (6 часов) 21-22 Массовая и объемная доля компонентов смеси 23-24 Определение массовой доля растворы при разбавлении и смешивании растворов Молярная концентрация растворов 25-26 Тема 5. Комплексные задачи (8 часов) 29-30 Вычисление массы компонентов смеси. «Правило креста» Формирование умений составлять усложнений задачи 31-34 Презентация авторских задач. Подведение итогов 27-28 Литература. Для учителя. 1. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Габриелян О.С.). 2. Дайнеко В.И. Как научить школьников решать задачи по органической химии. – М.: Просвещение, 1992. 3. Штремплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии 8-11 классов. – М.: Просвещение, 2001. Для учащихся. 1. Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии. – М.: Просвещение, 1986. 2. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия для абитуриентов и учащихся. – М.: Экзамен, 2003. 3. Лидин Р.А., Молочко В.А. Химия для абитуриентов – М.: Химия, 1993. 4. Маршанова Г.Л. 500 задач по химии. 8-11 класс. – М.: Издат-школа, 2000. 5. Слета Л.А., Холин Ю.В., Черный А.В. Конкурсные задачи по химии с решениями. – Москва-Харьков: Илекса-гимназия, 1998. 6. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 1996.