МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВООЗЕРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ »
(МБОУ «НСШ»)
ОГРН 1149102178972 ИНН 9110087346 ОКПО 00807808
КПП 911001001
улица Героев -Десантников, д. 14 ,пгт. Новоозерное, г. Евпатория, РК, 297491
тел. (06569)46115
E-mail: school_novoozernovskay@crimeaedu.ru
СОГЛАСОВАНО
Председатель ППО
_____ Ю.М.Кузнецова
01 апреля.2025г.
ОДОБРЕНО
Педагогическим советом
МБОУ «НСШ»
Протокол № 2 от 01 апреля.2025г.
УТВЕРЖДЕНО
Врио директора МБОУ «НСШ»
_______ С. А.Шептицкая
Приказ № 129 от 01 апреля 2025г.
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации дополнительного образования в
Муниципальном бюджетном образовательном учреждении
«Новоозерновская средняя школа города Евпатории Республики
Крым»
1
1.
Общие положения
1.1.
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями),
Федеральным законом от 14.07.20022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц,
находящихся под иностранным влиянием» (с изменениями), Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам», Приказом Министерства образования, науки и молодежи
Республики Крым от 09.12.2021 № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ», а также Уставом
общеобразовательной организации и другими нормативными правовыми актами Российской
Федерации и Республики Крым, регламентирующими деятельность организаций,
осуществляющих образовательную деятельность.
1.2.
Данное Положение определяет цель и задачи дополнительного образования в
общеобразовательной организации, функции дополнительного образования, содержание
образовательной деятельности в объединениях дополнительного образования, рассматривает
организацию образовательной деятельности, ее взаимоотношения и связи с другими
организациями, устанавливает систему ведения журналов учета работы дополнительного
образования детей, устанавливает общие требования к ведению журналов учета работы
объединения и порядок их проверки.
1.3.
Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее
удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовнонравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается
повышением уровня образования.
1.4.
Дополнительное
образование
является
равноправным,
взаимодополняющим
компонентом базового образования.
1.5.
Дополнительное образование детей строится на принципах демократии, творческого
развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности,
дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося.
1.6.
Организация деятельности дополнительного образования детей, формирование системы
дополнительного образования осуществляется на основе проводимых в общеобразовательной
организации исследованиях потребностей и интересов обучающихся, их родителей (законных
представителей).
1.7.
Руководителем дополнительного образования детей является заместитель директора по
учебно-воспитательной работе, который организует работу и несёт ответственность за её
результаты.
1.8.
К занятию педагогической деятельностью в государственных и муниципальных
общеобразовательных организациях не допускаются иностранные агенты. Иностранный агент
не вправе производить информационную продукцию для несовершеннолетних (Федеральный
закон от 14.07.20022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под
иностранным влиянием»).
1.9.
Приём обучающихся в объединения дополнительного образования детей осуществляется
на основе свободного выбора детьми образовательной области и образовательных программ.
1.10. Для организации дополнительного образования детей используются учебные кабинеты,
спортивный зал, актовый зал, другие помещения.
1.11. Структура дополнительного образования детей определяется целями и задачами
дополнительного образования детей в организации, осуществляющей образовательную
деятельность, количеством и направленностью реализуемых дополнительных образовательных
программ и включает следующие компоненты: кружки, студии, секции.
1.12. Штатное расписание формируется в соответствии со структурой дополнительного
образования и может меняться в связи с производственной необходимостью и развитием
дополнительного образования (в составе штатных единиц могут быть методисты, педагоги2
организаторы, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного
образования и др.). Деятельность педагогов дополнительного образования определяется
соответствующими должностными инструкциями.
2.
Цель и задачи дополнительного образования в школе
2.1. Цель дополнительного образования обучающихся - создание условий для самореализации
личности каждого обучающегося через дальнейшее совершенствование системы
дополнительного образования детей в школе.
2.2. Деятельность дополнительного образования обучающихся направлена на решение
следующих задач:
- усиление вариативной составляющей общего образования;
- обеспечение личностно-нравственного развития
и профессионального самоопределения;
- обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к жизни в
обществе;
- формирование общей культуры школьников;
- укрепление здоровья обучающихся;
- обеспечение практического приложения знаний и навыков, полученных в школе;
- стимулирование познавательной мотивации обучающихся;
- приобщение к миру прекрасного, воспитание любви к искусству и творчеству;
- воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к
Родине, природе, семье.
3.
Функции дополнительного образования
3.1.Функциями дополнительного образования в общеобразовательной организации являются:
•
образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным
программам, получение им новых знаний;
•
воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя образовательной
организации, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких
нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
•
креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих
интересов личности;
•
компенсационная — освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих
и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для
ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных
гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
•
рекреационная — организация содержательного досуга как сферы восстановления
психо- физических сил ребенка;
•
профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым
видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая
предпрофессиональную ориентацию. При этом школа способствует не только осознанию и
дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать организацию
дополнительного образования, где силами специалистов обнаруженные способности могут
получить дальнейшее развитие;
•
интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;
•
функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им
навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
•
функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно
значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное
саморазвитие.
3
4.
Содержание образовательной деятельности в объединениях
дополнительного образования детей
4.1.
Содержание
дополнительного
образования
определяется
дополнительными
общеразвивающими программами.
4.2.
Дополнительные общеразвивающие программы реализуются в школе в течение всего
календарного года, включая каникулярное время.
4.3.
В дополнительном образовании обучающихся реализуются общеразвивающие
программы дополнительного образования различного уровня образования и различных
направленностей:
- физкультурно-спортивной;
- художественной;
- технической;
- туристско-краеведческой;
- естественнонаучной;
- социально-гуманитарной.
4.3.1. К объединениям, реализующим программы физкультурно-спортивной направленности,
относятся объединения начальной и общей физической подготовки, объединения по
олимпийским и неолимпийским видам спорта, направленные на общее развитие личности
обучающихся средствами физической культуры и спорта; сохранение и укрепление здоровья,
формирование ценностного отношения и мотивации к здоровому образу жизни, приобретение
навыков самостоятельных занятий, самоорганизации и организации занятий физической
культурой и спортом; профессиональную ориентацию на современные и перспективные
профессии в сфере физической культуры и спорта.
4.3.2. К объединениям, реализующим программы художественной направленности, относятся
объединения по всем видам искусства: музыкальные, хореографические, театральные,
фольклорные, цирковые, литературные, изобразительного и декоративно-прикладного
творчества, а также могут относиться объединения кино-фото-видео творчества при условии
преобладания в содержании программы творческо-художественной составляющей, направленные
на содействие эстетическому, нравственному, патриотическому, этнокультурному воспитанию
детей путем приобщения к искусству, народному творчеству, художественным ремеслам и
промыслам, а также сохранению культурного наследия народов Российской Федерации; на
развитие обучающихся в соответствии с актуальным содержанием в сфере искусства и культуры,
освоение разнообразного художественного опыта и овладение навыками по реализации тесной
связи между технологией, искусством, культурой и повседневной жизнью.
4.3.3. К объединениям, реализующим программы технической направленности, относятся
объединения, направленные на развитие интереса учащихся к инженерно-техническим и
информационным технологиям, научно-технической и конструкторской деятельности,
способствующие развитию инженерного мышления, формированию технологической
грамотности и современных компетенций обучающихся в области технических и
естественных наук, инженерных профессий; формированию предпрофессиональных навыков в
сфере инженерии и технического творчества.
4.3.4. К объединениям, реализующим программы туристско-краеведческой направленности,
относятся объединения по всем видам туризма и направлениям краеведения, способствующие
изучению, как малой Родины, так и России в целом, ее исторического и культурного наследия,
формированию у обучающихся знаний, умений и навыков, связанных с безопасным пребыванием
в условиях природной и городской среды, получению опыта работы в коллективе и социализации
в обществе.
4.3.5. К объединениям, реализующим программы естественнонаучной направленности, относятся
объединения, направленные на освоение методов научного познания мира, формирование и
развитие научного мировоззрения и мышления, исследовательских способностей обучающихся;
их профессиональную ориентацию, на освоение компетенций, востребованных в научных
4
отраслях, экономике страны и региона.
4.3.6. К объединениям, реализующим программы социально- гуманитарной направленности,
относятся объединения по всем видам гражданско-патриотического и духовно-нравственного
воспитания детей, культурологические, языковые, психолого-педагогические, социальноэкономические и т.п., ставящие своей целью формирование социальной компетентности
обучающихся как основы социализации (способность к жизнедеятельности в обществе,
присвоение ценностей, знание норм, прав и обязанностей, адаптация и др.), развитие социальных
способностей как готовности к социальной деятельности (социальный интеллект, социальная
активность, готовность к социальному творчеству); выявление, поддержку и развитие
способностей, направленных на самоопределение и профессиональную ориентацию
обучающихся, готовность к их активному проявлению в различных сферах жизни общества;
вовлечение учащихся в практику глобального, регионального и локального развития общества;
развитие культуры межнационального общения, лидерских качеств, финансовой, правовой и
медиа- грамотности, предпринимательской деятельности, в том числе с применением игровых
форматов и технологий, использования сетевых коммуникаций в реальной и виртуальной среде,
формирования у обучающихся навыков, связанных с эмоциональным, физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека.
Направленность программы определяется не только направлением деятельности (шахматный
клуб, танцевальная студия и т.д.), но и ведущей педагогической идеей, выраженной в исходной
концепции, целями и задачами программы. Так, например, программа может быть не
физкультурно-спортивной,
а
социально-педагогической
(социально-гуманитарной)
направленности, если в постановке цели педагог делает акцент, прежде всего, на воспитание
качеств личности, необходимых для успешной интеграции учащегося в современное общество
(лидерских качеств, воли, умения не пасовать перед жизненными трудностями и т.д.).
4.4.
Образовательная
деятельность по
дополнительным
общеобразовательным
программам должна быть направлена на:
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,
нравственном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также
на организацию свободного времени обучающихся;
- адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами
федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных
требований.
4.5.
Содержание общеразвивающей программы, формы и методы ее реализации, численный
и возрастной состав объединения определяются педагогом самостоятельно, исходя из
образовательно-воспитательных
задач,
психолого-педагогической
целесообразности,
санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий, что отражается в
«Пояснительной записке программы».
4.6.
Педагогические работники дополнительного образования могут самостоятельно
разрабатывать программы и соответствующие приложения к ним либо использовать при их
разработке программы других образовательных учреждений дополнительного образования
детей.
5
5.
Организация образовательной деятельности дополнительного образования
5.1.
Работа дополнительного образования осуществляется на основе годовых и других видов
планов, образовательных программ и учебных планов, утвержденных директором
общеобразовательной организации или его заместителем по учебно- воспитательной работе.
5.2.
Учебный год в объединениях дополнительного образования начинается 1 сентября и
заканчивается 31 мая текущего года (36 учебных недель). Во время летних каникул
образовательная
деятельность
может
продолжаться
(если
это
предусмотрено
общеразвивающими программами) в форме походов, сборов, лагерей разной направленности и
т. п. Состав обучающихся в этот период может быть переменным. При проведении
многодневных походов разрешается увеличение нагрузки педагога.
5.3.
Дополнительное образование детей предназначено для педагогически целесообразной
занятости детей в возрасте от 6,6 до 18 лет в их свободное (внеучебное) время.
5.4.
Занятия в детских объединениях могут проводиться по дополнительным
общеразвивающим программам одной тематической направленности или по комплексным
(интегрированным) программам.
5.5.
Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем
составом объединения.
5.6.
Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного
режима труда и отдыха обучающихся общеобразовательной организацией по представлению
педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.
5.7.
Расписание занятий в объединениях дополнительного образования детей составляется с
учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей
и подростков в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5.8.
Расписание составляется в начале учебного года администрацией по представлению
педагогических работников с учетом установления наиболее благоприятного режима труда и
отдыха обучающихся. Расписание утверждается директором организации, осуществляющей
образовательную деятельность. Перенос занятий или изменение расписания производится
только с согласия администрации дополнительного образования и оформляется документально.
В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию.
5.9.
Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также
продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных
общеразвивающих программ и определяются
осуществляющей образовательную деятельность.
локальным
нормативным
актом
организации,
5.10. Для создания наиболее благоприятных и оптимальных условий для детей в организации,
направленных на сохранение и укрепление их здоровья, наполняемость учебных групп должна
соответствовать рекомендациям и требованиям санитарных правил СП 2.4.3648-20.
5.11. Занятия в группах объединений с обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья и (или) детьми-инвалидами могут проводиться индивидуально и в учебных группах
малой наполняемости в соответствии с заключением психолого-медико- педагогической
комиссии (далее - ПМПК).
5.12. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
5.13. Дополнительное образование предусматривает индивидуальную работу с детьми,
участвующими в муниципальных, республиканских, всероссийских и международных
конкурсах.
5.14. В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы могут быть
объединены или расформированы.
5.15. Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются общеразвивающей
программой педагога, а также требованиями, предъявляемыми к режиму деятельности детей в
образовательной организации. При проведении занятий с использованием компьютерной
6
техники должны соблюдаться Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
5.16. В соответствии с программой педагог может использовать различные формы
образовательной деятельности: аудиторные занятия, лекции, семинары, практикумы,
экскурсии, концерты, выставки и др. Занятия могут проводиться как со всем составом группы,
так и по звеньям (3-5 чел.) или индивидуально.
5.17. Педагог самостоятелен в выборе системы оценок, периодичности и форм аттестации
обучающихся. В дополнительном образовании используются следующие формы аттестации:
это могут быть тесты, опросы, зачеты, собеседования, доклады, рефераты, олимпиады, смотры,
конкурсы, выставки, конференции, концерты, публикации и др.
5.18. Деятельность школьников осуществляется как в одновозрастных, так и в
разновозрастных объединениях по интересам (учебная группа, клуб, студия, театр и др.). В
работе объединения могут принимать участие родители, без включения в списочный состав и
по согласованию с педагогом.
5.19. Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной направленности,
а также изменять направление обучения.
5.20. Зачисление обучающихся осуществляется на срок, предусмотренный для освоения
программы. Отчисление обучающихся производится в ситуациях нарушения ими Устава
организации, осуществляющей образовательную деятельность, Правил внутреннего
распорядка. За обучающимися сохраняется место в детском объединении в случае болезни,
прохождения санаторно-курортного лечения.
5.21. Зачисления обучающихся в дополнительные программы осуществляется через
АИС «Навигатор». Для
зачисления обучающихся на дополнительные образовательные
программы через АИС «Навигатор» необходимо родителю (законному представителю)
выполнить следующие шаги:
1.
Зарегистрироваться в А И С «Навигатор». Для этого нужно зайти на сайт и нажать на
кнопку «Регистрация». В форме необходимо указать муниципальное образование по месту
проживания, ФИО родителя, номер мобильного телефона, адрес электронной почты и пароль.
После заполнения на указанный адрес придёт письмо, нужно пройти по ссылке из него, чтобы
активировать аккаунт.
2.
Внести данные детей. Для этого нужно войти в личный кабинет и открыть раздел
«Дети». В нём в соответствующие поля вносят ФИО и дату рождения детей.
3.
Выбрать программу для обучения. Для этого нужно нажать на кнопку «Подробнее» и
выбрать нужную программу из отфильтрованного списка. В открывшемся окне будет
предоставлена информация о программе: описание, цели и задачи, ожидаемые результаты,
данные о педагогах, группах, расписание занятий и др.
4.
Подать заявку на обучение. Для этого нужно выбрать программу и нажать
кнопку «Записаться». Затем система попросит выбрать группу для записи и конкретного ребёнка (если
их несколько).
5.
Получить уведомление. АИС «Навигатор» направит уведомление о поданной заявке на
электронную почту, указанную при регистрации.
6.
Дождаться рассмотрения заявки. В течение трёх рабочих дней администратор
организации, предоставляющей услуги по дополнительному образованию, рассматривает
поступившую заявку и принимает решение о её подтверждении или отклонении. Родителю на
электронную почту поступает системное сообщение о результатах рассмотрения поданной
заявки и контактные данные организации.
5.22. В общеобразовательной организации ведется методическая работа, направленная на
совершенствование содержания образовательной деятельности, форм и методов обучения,
повышение педагогического мастерства работников.
5.23. Педагогам дополнительного образования рекомендовано пользоваться методическими
рекомендациями для педагогических работников и руководителей образовательных организаций
Республики Крым, реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие
программы
различной
направленности,
«Проектирование
дополнительных
7
общеобразовательных общеразвивающих программ», утвержденными на заседании коллегии
Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым 23 июня 2021 года (одобрены
на заседании Ученого совета ГБОУ ДПО РК КРИППО 24 мая 2021 года. Протокол № 3).
6.
Взаимоотношения и связи
6.1.
Взаимоотношения и связи с другими структурными подразделениями образовательной
организации строятся на основе приказа директора школы.
6.2.
Основными принципами взаимодействия структурных подразделений школы являются:
- выработка единой политики управления педагогическими работниками;
- обеспечение реализации образовательно-воспитательных программ;
- своевременный обмен информацией в целях четкой организации работы дополнительного
образования образовательной организации.
6.3.
По конкретным вопросам организации деятельности дополнительного образования
образовательная организация взаимодействует с:
- организациями дополнительного образования;
- учреждениями культуры;
- оздоровительными организациями и т.д.
7.
Заключительные положения
7.1.
Настоящее Положение о дополнительном образовании в школе является локальным
нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо
вводится в действие) приказом директора образовательной организации.
7.2.
Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
7.3.
Положение принимается на неопределенный срок.
7.4.
После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
8