РАССМОТРЕНО:
на заседании педагогического совета
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Новоозерновская средняя школа города
Евпатории Республики Крым»
Протокол № 3
УТВЕРЖДЕНО:
приказом муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Новоозерновская средняя школа города
Евпатории Республики Крым»
Врио директора школы
_______________ С.А.Шептицкая
«17» апреля 2025 г. № 163
«17» апреля 2025 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА МБОУ «НСШ»
Положение о порядке проведения итоговой аттестации обучающихся с нарушениями
интеллекта МБОУ «НСШ» разработано в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г.
№1599 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №
1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
приказом Министерства просвещения РФ от 17 июля 2024 г. № 495 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. №
115 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
письмом Министерства Просвещения РФ от 19 мая 2020 г. № ДГ-493/07
«О проведении итоговой аттестации для лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
письмом Министерства Просвещения РФ от 18 апреля 2025г. № АК- 1447/07 «Об
итоговой аттестации обучающихся с нарушением интеллекта»;
приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 22 октября 2024 г. №
731 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с
ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта), не имеющим
основного общего и среднего общего образования и обучающимся по адаптированным
основным общеобразовательным программам»;
- постановлением от 28 сентября 2020 г. № 28 об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и - молодежи»;
- методическими рекомендациями «Итоговая аттестация обучающихся с нарушением
интеллекта, получающих образование по адаптированной основной общеобразовательной
программе», Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт
коррекционной педагогики», Москва, 2025г.
1.1.
-
1. Общие положения
1.1. Получение образования детьми с интеллектуальными нарушениями
сопровождается промежуточной аттестацией и завершается итоговой аттестацией.
Положение регулирует порядок проведения итоговой аттестации обучающихся с
интеллектуальными нарушениями в учреждении.
1.2. Обучающиеся, реализующие ФГОС для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями по завершению реализации АООП проходят
итоговую аттестацию в форме двух испытаний: первое - комплексная оценка предметных
результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения),
математики и основ социальной жизни; второе - оценка знаний и умений по выбранному
профилю труда.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с тяжёлыми и
множественными нарушениями развития освоения АООП - (специальной индивидуальной
программы развития - СИПР) является достижение обучающимися результатов освоения
СИПР последнего года обучения и развитие их жизненной компетенции.
1.3. При проведении итоговой аттестации критериями оценки служат объем,
полнота, системность и обобщенность усвоенных образовательных знаний, умений и
навыков, а также учитываются личностные результаты, наличие динамики и особенности
психофизического развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
1.4. Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, зачисленные в
организации, осуществляющие образовательную деятельность до 01 сентября 2016 г.,
получают образование в соответствии с программами, по которым были зачислены на
обучение.
Соответственно норма ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными
нарушениями о проведении итоговой аттестации на указанных обучающихся выпускных
классов в настоящее время не распространяется.
Решение о формах проведения итоговой аттестации таких обучающися с
интеллектуальными нарушениями определяет школа.
2.
Организация итоговой аттестации учащихся, обучавшихся по адаптированным
основным образовательным программам для детей с нарушением интеллекта.
2.1. Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения
обучающимися с нарушением интеллекта АООП.
2.2. Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и
независимости оценки качества подготовки, обучающихся с нарушением интеллекта.
2.3. Итоговая аттестация, завершающая освоение АООП для обучающихся с нарушением
интеллекта, вариант 1, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые
установлены школой.
2.4. Итоговая аттестация проводится экзаменационной комиссией школы в целях
определения соответствия результатов освоения обучающимися с нарушением интеллекта
адаптированной основной образовательной программы, соответствующей требованиям
ФГОС УО.
2.5. К итоговой аттестации допускаются обучающиеся с нарушением интеллекта,
выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план полностью.
2.6. При проведении итоговой аттестации используются контрольные измерительные
материалы, разработанные педагогами ОО. Информация, содержащаяся в контрольных
измерительных материалах, используемых при проведении итоговой аттестации, относится к
информации ограниченного доступа. Порядок разработки, использования и хранения
контрольных измерительных материалов (включая требования к режиму их защиты, порядку
и условиям размещения информации, содержащейся в контрольных измерительных
материалах, в сети «Интернет») устанавливается школой самостоятельно.
2.7. Допуск к итоговой аттестации обучающихся с нарушением интеллекта оформляется
протоколом педсовета, на основании которого издается приказ по учреждению.
Порядок проведения итоговой аттестации обучающихся с нарушением
интеллекта (вариант 1)
3.1. Выпускники IX классов с нарушением интеллекта общеобразовательного
учреждения сдают два испытания: комплексный экзамен, экзамен по труду (технологии) с
выполнением практического задания.
3.2. Тесты (задания) письменных испытаний для выпускников IX класса для
проведения итоговой аттестации разрабатываются педагогами школы самостоятельно.
3.
3.3. Итоговая аттестация обучающихся IX классов проводится по утвержденному
директором школы расписанию, которое не позднее, чем за две недели до начала
экзаменационного периода, доводится до сведения учителей, обучающихся и их родителей
(законных представителей).
3.4. Для проведения итоговой аттестации выпускников IX классов создается
экзаменационная комиссия в составе председателя и членов комиссии, которые
утверждаются приказом директора. Персональный состав экзаменационной комиссии
утверждается распорядительным актом образовательной организации. Председателем
экзаменационной комиссии является директор или заместители директора по УВР. В состав
членов комиссии входят - экзаменующий учитель, ассистент-экзаменатор.
3.5. Содержание комплексного экзамена разрабатываются учителями по основным
предметам (русскому языку, чтению (литературному чтению), математике, основам
социальной жизни) самостоятельно с учетом содержания учебных программ, учитывая
уровень подготовки обучающихся. Экзаменационный материал рассматривается на
школьном методическом объединении, утверждается директором школы не позднее, чем за
месяц до начала испытаний.
3.6. В экзаменационных материалах должен быть отражен весь объем
теоретических знаний и практических умений, соответствующий двум уровням:
минимальному и достаточному. Также для ряда учащихся возможна разработка
индивидуальной комплексной работы с учетом образовательных способностей по
предметам.
3.7. Испытание по труду (технологии) включает ответы по билетам с содержанием
теоретической части (вопросы) и выполнением практической экзаменационной работы.
Также для ряда учащихся возможно выполнение только практической работы с элементами
собеседования.
3.8. Теоретическую часть экзаменационного материала по труду(технологии) в
соответствии с учебной программой составляют вопросы, включающие:
1) Материаловедение, машиноведение и вопросы специальной технологии.
2)
Техника безопасности. Экономика и право. Инструменты.
3.9. Одно из главных условий при составлении экзаменационных материалов для
детей с нарушением интеллекта - это использование дифференцированных заданий с учетом
разнородности контингента обучающихся. Поэтому, исходя из индивидуальных
возможностей обучающихся, распределяется содержание испытаний условно на 2 уровня:
минимальный и достаточный. Количество вопросов предметного (комплексного) теста не
должно быть менее 15.
3.10. Весь экзаменационный материал должен иметь оттиск печати ОУ и
храниться у заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
3.11. Задача педагогов и администрации школы - снизить влияние негативных
факторов на состояние здоровья обучающихся с нарушением интеллекта, создать
максимально благоприятные психологические и организационные условия подготовки и
проведения итоговой аттестации для того, чтобы этот процесс не сказался отрицательно на
психике и физическом здоровье школьников.
3.12. Сроки проведения испытаний обучающихся IX класса с нарушением
интеллекта в экзаменационный период с 26.05 по 16.06 образовательная школ устанавливает
самостоятельно.
3.13. Испытания для обучающихся с нарушением интеллекта начинаются не ранее
9 часов по местному времени. Количество часов, отведенных на эти испытания - до 3
астрономических часов.
3.14. Выпускнику, заболевшему в период экзаменов, предоставляется возможность
сдать пропущенные испытания после выздоровления, при наличии заявления родителей
(законных представителей) и справки медицинского учреждения.
3.15. В случае болезни члена аттестационной комиссии в период проведения
итоговой аттестации (или отсутствия по другим уважительным причинам) ее состав может
быть изменен приказом директора школы.
3.16. Для рассмотрения конфликтных ситуаций в ходе проведения итоговой
аттестации по заявлению родителей (законных представителей) создается конфликтная
комиссия приказом директора школы в течение 5 рабочих дней.
3.17. Порядок итоговой аттестации может измениться в связи со сложившимися
чрезвычайными ситуациями. В таком случае итоговые отметки выставляются в
свидетельство об обучении на основе годовых по всем учебным предметам учебного плана
или индивидуального учебного плана за IX класс.
3.18. На основании данного положения итоговые отметки обучающимся (см.
п.1.5) с нарушением интеллекта выставляются в свидетельство об обучении на основе
годовых по всем учебным предметам учебного плана или индивидуального учебного плана
за IX класс.
4.
Порядок проведения итоговой аттестации обучающихся с тяжёлыми и
множественными нарушениями развития (ТМНР)
(вариант 2)
4.1. Итоговая оценка качества освоения обучающимися с ТМНР адаптированной
основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной
организацией.
4.2. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной
основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с ТМНР
(вариант 2) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной
программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции
обучающихся.
Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года
путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий,
позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности
обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов
(курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как
показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
4.3. При оценке результативности обучения должны учитываться особенности
психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.
Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом
психофизического развития обучающегося в процессе выполнения перцептивных, речевых,
предметных действий, графических работ.
4.4. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна
оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и
жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям. При
оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности
обучающегося.
4.5. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных
показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических
действий: «выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической
помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не
выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
4.6. При оценке итоговых предметных результатов учитель из всего спектра
оценок выбирает такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность
обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных
компетенций (Протокол № 3)
Проведение итоговой аттестации выпускников IX классов, обучающихся
на дому
5.1. Для выпускников IX классов, обучающихся на дому по состоянию здоровья,
итоговая аттестация проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов
на состояние здоровья, в условиях, отвечающих физиологическим особенностям или
состоянию здоровья выпускников.
Допускается освобождение от итоговой аттестации обучающихся на дому по
состоянию здоровья при наличии врачебного заключения.
5.2. Для обучающихся с нарушением интеллекта, имеющих тяжелые двигательные
нарушения, но с сохранной речью, предлагается устно ответить на вопросы испытания по
предмету.
5.3. Для обучающихся с ТМНР имеющих тяжелые двигательные нарушения, но с
сохранной речью, предлагается устно описать картинку, изображающую работу человека.
Или рассказать о работе родителей и других родственников (возможны другие варианты
картинок (тем).
5.4. Для с ТМНР, имеющих выраженные двигательные, сенсорные нарушения,
нарушения (отсутствие) речи предлагается:
- изготовление поделки (например, аппликации, возможно из готовых деталей и т.д.)
(возможно совместно с педагогом);
- узнавание в реальной обстановке, на картинке (или в натуральных предметах) и
сообщение голосом (или закрыванием/открыванием глаз): где человек подметает, где
человек моет, где человек пилит и т.д.; где метла, где лопата, где пила и т.д. (возможны
другие варианты картинок (тем).
5.5. Отметки за выполнение практической работы, собеседования и предметный
(комплексный) тест заносятся в экзаменационный протокол и классный журнал. Все
протоколы экзаменов подписываются членами экзаменационной комиссии и хранятся в
соответствии со сроками, предусмотренными номенклатурой дел для школы.
5.
6. Оценка результатов испытаний
6.1. На итоговой аттестации обучающихся IX классов с нарушением интеллекта
проверяется
соответствие
знаний
выпускников
требованиям АООП, глубина и
прочность полученных знаний и практических навыков, их применение.
6.2. Предметный (комплексный) тест будет считаться успешно выполненным, если
правильно выполнено не менее 35% заданий от общего количества заданий теста.
6.3. Итоговая оценка испытания по труду (технологии) выставляется как
совокупная по результатам итоговой оценки за последний год обучения. При оценке
итоговых предметных результатов учитель из всего спектра оценок выбирает такие,
которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося,
оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций
(Приложение № 3) ответов на билеты и выполнения практической работы. При этом
учитываются составляющие
результата:
- предметно-информационная составляющая;
- деятельно-коммуникативная составляющая;
- ценностно-ориентационная составляющая.
6.4. Результаты выполнения экзаменационной работы и ответов выпускников по
испытаниям заносятся в экзаменационный протокол (Приложение № 1 - первое
испытание), (Приложение № 2 - второе испытание).
Все протоколы испытаний подписываются членами экзаменационной комиссии и
хранятся в соответствии со сроками, предусмотренными номенклатурой дел школы.
7. Порядок выдачи документа об окончании образовательного учреждения
7.1. Лицам с ограниченными возможностями здоровья и с различными формами с
нарушением интеллекта выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке,
которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере образования.
7.2. Решение о выдаче документа оформляется протоколом педсовета, на
основании которого издается приказ по школе.
7.3. В соответствии с приказом Министерства Просвещения Российской
Федерации от 22 октября 2024 г. № 731 «Об утверждении образца свидетельства об
обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с
нарушением интеллекта), не имеющим основного общего и среднего общего образования и
обучающимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»
утвержден образец свидетельства об обучении и порядок его выдачи лицам с ОВЗ (с
различными формами умственной отсталости), согласно которому свидетельство выдается
выпускникам в связи с завершением ими обучения.
7.4. В свидетельство выставляются итоговые отметки по каждому учебному
предмету обязательной части учебного плана и результаты итоговой аттестации.
7.5. Свидетельство об обучении выдается всем обучающимся (с различными
формами интеллектуальных нарушений не позднее десяти дней после издания
распорядительного акта об отчислении выпускников.
7.6. Сведения о свидетельствах об обучении должны быть внесены в ФИС ФРДО
на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №
2136 «О внесении изменений в пункт 6 правил формирования и ведения федеральной
информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и
(или) о квалификации, документах об обучении» в течение трех дней после выдачи
документа.
Приложение № 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоозерновская средняя школа города Евпатории Республики Крым»
«
»
20
ПРОТОКОЛ №
Комплексной оценки испытания предметных результатов по русскому языку, чтению (литературному чтению), математике,
основам социальной жизни
обучающихся 9 класса.
Комиссия в составе председателя
(Ф.И.О.)
и членов
(Ф.И.О.)
1
2
Председатель комиссии:
Члены комиссии:
Математика.
ОСЖ
Русский язык. Чтение. (максимальное кол- (максимальное кол- (максимальное
во баллов – (.)
во баллов – (.)
кол-во баллов – (.)
Общее количество баллов - (.)
Номера вопросов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
% выполнения
работы
№ п.п. Ф.И.О. обучающегося
набрано
баллов
провела комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики,
основ социальной жизни и вынесла следующее решение:
Итоговая
Оценка
(зачет/
незачет)
г.
Приложение № 2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоозерновская средняя школа города Евпатории Республики Крым»
«
»
20
г.
ПРОТОКОЛ №
Оценки учебно-трудовой деятельности за период обучения
обучающихся
класса.
Комиссия в составе председателя
(Ф.И.О.)
и членов
(Ф.И.О.)
оценила учебно-трудовую подготовку выпускников и вынесла следующие решение:
№ п/п
Ф.И.О. выпускника
Годовая
оценка
№ билета
Оценка
устного
ответа
Оценка Итоговая
практическ оценка
ой работы
1.
2.
Председатель комиссии:
Члены комиссии:
1
Приложение №3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоозерновская средняя школа города Евпатории Республики Крым»
«
»
20
ПРОТОКОЛ №
Достижения результатов освоения специальной индивидуальной программы развития и развития жизненной компетенции
обучающихся с умеренной, тяжёлой или глубокой степени, с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)
(вариант 2) 9 класса.
Комиссия в составе председателя
(Ф.И.О.)
и членов
(Ф.И.О.)
путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения,
провела оценку освоения специальной индивидуальной программы развития и развития жизненной компетенции и вынесла следующие
рекомендации:
Итоговая
оценка
1
2
Председатель комиссии:
Члены комиссии:
Не узнает объект
Не всегда узнает
объект
Узнает объект
Действие не
выполняет
Выполняет действие
со значительной
физической помощью
Выполняет действие
по образцу
Выполняет действие
с частичной
физической помощью
Выполняет действие
по инструкции
(вербальное или
невербальное)
Выполняет действие
самостоятельно
(Фамилия, имя, отчество выпускника)
№ п\п Выполняемые практические действия
г.