Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоозерновская средняя школа города Евпатории Республики Крым»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол № 1 от 28.08.2025г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по
учебно-воспитательной
работе Н.И. Шевчук,
28 августа 2025г
УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ «НСШ»
от 29 августа 2025г № 317
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «История» для 9А, 9 Б классов
(соответствует федеральной образовательной программе)
для 8-9 классов
базовый уровень ФГОС ООО
на 2025-2026 учебный год
ПРИНЯТО
Педагогический совет МБОУ
«НСШ»
(протокол от 29.08.2025 г № 13 )
Учитель:
Гаенко Ирина Георгиевна
2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Рабочая программа по учебному предмету «История» 9 класс составлена для
учащихся
Муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
«Новоозерновская средняя школа города Евпатории Республика Крым» в соответствии
школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим
значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого
человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их
социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом
самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи
до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания
человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие
личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных
ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и
человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и
предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает
формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории,
понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа,
его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной
позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачами изучения истории являются:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем
мире;
овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при
особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству –
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями
взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе
демократических ценностей современного общества;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,
рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике,
взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и
внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «История» в 9 классах отводится 68 часов (2 часа в неделю),
(за счет интенсификации включены темы составляющие модуль «Введение в новейшую
историю России»).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной
общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся
следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего
края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров
гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий,
наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовнонравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы
современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания
о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте
предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с
позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной
составляющей современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей
страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и
средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и
других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности
жизни и необходимости ее сохранения (в том числе – на основе примеров из истории);
представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в
исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения
трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление
о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду
и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессиональноориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта
взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера
11
экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию
в практической деятельности экологической направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды:
представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте
адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для
конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в
следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать
исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических
явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события,
ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную
задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала,
объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять
реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся
знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять
результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация,
реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической
информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература,
интернет-ресурсы и др.) – извлекать информацию из источника; различать виды источников
исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении
информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических
обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого,
раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою
точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять
результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических
примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения
поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные
учебные проекты по истории, в том числе – на региональном материале; определять свое
участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы
(выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение
способа решения);
владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля, рефлексии и
самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с
учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между
людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в
исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других
участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
9 КЛАСС
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
называть даты (хронологические границы) важнейших событий и процессов
отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в.; выделять этапы (периоды) в
развитии ключевых событий и процессов;
выявлять синхронность / асинхронность исторических процессов отечественной и
всеобщей истории XIX – начала XX в.;
определять последовательность событий отечественной и всеобщей истории XIX –
начала XX в. на основе анализа причинно-следственных связей.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших
событий отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в.;
группировать, систематизировать факты по самостоятельно определяемому
признаку (хронологии, принадлежности к историческим процессам, типологическим
основаниям и др.);
составлять систематические таблицы;
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы» названы события и
процессы Новейшей истории: Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Великая
Отечественная война (1941—1945 гг.), распад СССР, сложные 1990-е гг., возрождение
страны с 2000-х гг., воссоединение Крыма с Россией в 2014 г.
3. Работа с исторической картой:
выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате
значительных социально-экономических и политических событий и процессов
отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в.;
определять на основе карты влияние географического фактора на развитие
различных сфер жизни страны (группы стран).
4. Работа с историческими источниками:
представлять в дополнение к известным ранее видам письменных источников
особенности таких материалов, как произведения общественной мысли, газетная
публицистика, программы политических партий, статистические данные;
определять тип и вид источника (письменного, визуального); выявлять
принадлежность источника определенному лицу, социальной группе, общественному
течению и др.;
извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о событиях
отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в. из разных письменных, визуальных
и вещественных источников;
различать в тексте письменных источников факты и интерпретации событий
прошлого.
5. Историческое описание (реконструкция):
представлять развернутый рассказ о ключевых событиях отечественной и всеобщей
истории XIX – начала XX в. с использованием визуальных материалов (устно, письменно в
форме короткого эссе, презентации);
составлять развернутую характеристику исторических личностей XIX – начала XX
в. с описанием и оценкой их деятельности (сообщение, презентация, эссе);
составлять описание образа жизни различных групп населения в России и других
странах в XIX – начале XX в., показывая изменения, происшедшие в течение
рассматриваемого периода;
представлять описание памятников материальной и художественной культуры
изучаемой эпохи, их назначения, использованных при их создании технических и
художественных приемов и др.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и политического
развития России и других стран в XIX – начале XX в.; б) процессов модернизации в мире и
России; в) масштабных социальных движений и революций в рассматриваемый период; г)
международных отношений рассматриваемого периода и участия в них России;
объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и
всеобщей истории; соотносить общие понятия и факты;
объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей
истории XIX – начала XX в.: а) выявлять в историческом тексте суждения о причинах и
следствиях событий; б) систематизировать объяснение причин и следствий событий,
представленное в нескольких текстах; в) определять и объяснять свое отношение к
существующим трактовкам причин и следствий исторических событий;
проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и
всеобщей истории XIX – начала XX в.: а) указывать повторяющиеся черты исторических
ситуаций; б) выделять черты сходства и различия; в) раскрывать, чем объяснялось
своеобразие ситуаций в России, других странах.
Раскрывать наиболее значимые события и процессы истории России XX - начала
XXI в.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к
наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
сопоставлять высказывания историков, содержащие разные мнения по спорным
вопросам отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в., объяснять, что могло
лежать в их основе;
оценивать степень убедительности предложенных точек зрения, формулировать и
аргументировать свое мнение;
объяснять, какими ценностями руководствовались люди в рассматриваемую эпоху
(на примерах конкретных ситуаций, персоналий), выражать свое отношение к ним.
8. Применение исторических знаний:
распознавать в окружающей среде, в том числе в родном городе, регионе памятники
материальной и художественной культуры XIX – начала ХХ в., объяснять, в чем
заключалось их значение для времени их создания и для современного общества;
выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XIX – начала
ХХ в. (в том числе на региональном материале);
объяснять, в чем состоит наследие истории XIX – начала ХХ в. для России, других
стран мира, высказывать и аргументировать свое отношение к культурному наследию в
общественных обсуждениях.
осмыслить новое знание, его интерпретации и применению в различных учебных и
жизненных ситуациях с использованием исторического материала о событиях и процессах
истории России XX – начала ХХI вв.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 КЛАСС
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XIX – НАЧАЛО ХХ в.
Введение
Европа в начале XIX в.
Провозглашение империи Наполеона I во Франции. Реформы. Законодательство.
Наполеоновские войны. Антинаполеоновские коалиции. Политика Наполеона в
завоеванных странах. Отношение населения к завоевателям: сопротивление,
сотрудничество. Поход армии Наполеона в Россию и крушение Французской империи.
Венский конгресс: цели, главные участники, решения. Создание Священного союза.
Развитие индустриального общества в первой половине XIX в.: экономика,
социальные отношения, политические процессы
Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в
социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалистыутописты. Выступления рабочих. Социальные и национальные движения в странах Европы.
Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий.
Политическое развитие европейских стран в 1815–1840-е гг.
Франция: Реставрация, Июльская монархия, Вторая республика. Великобритания:
борьба за парламентскую реформу; чартизм. Нарастание освободительных движений.
Освобождение Греции. Европейские революции 1830 г. и 1848–1849 гг. Возникновение и
распространение марксизма.
Страны Европы и Северной Америки в середине ХIХ – начале ХХ в.
Великобритания в Викторианскую эпоху. «Мастерская мира». Рабочее движение.
Политические и социальные реформы. Британская колониальная империя; доминионы.
Франция. Империя Наполеона III: внутренняя и внешняя политика. Активизация
колониальной экспансии. Франко-германская война 1870–1871 гг. Парижская коммуна.
Италия. Подъем борьбы за независимость итальянских земель. К. Кавур, Дж.
Гарибальди. Образование единого государства. Король Виктор Эммануил II.
Германия. Движение за объединение германских государств. О. Бисмарк.
Северогерманский союз. Провозглашение Германской империи. Социальная политика.
Включение империи в систему внешнеполитических союзов и колониальные захваты.
Страны Центральной и Юго-Восточной Европы во второй половине XIX –
начале XX в. Габсбургская империя: экономическое и политическое развитие, положение
народов, национальные движения. Провозглашение дуалистической Австро-Венгерской
монархии (1867). Югославянские народы: борьба за освобождение от османского
господства. Русско-турецкая война 1877–1878 гг., ее итоги.
Соединенные Штаты Америки. Север и Юг: экономика, социальные отношения,
политическая жизнь. Проблема рабства; аболиционизм. Гражданская война (1861–1865):
причины, участники, итоги. А. Линкольн. Восстановление Юга. Промышленный рост в
конце XIX в.
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце
XIX – начале ХХ в.
Завершение промышленного переворота. Вторая промышленная революция.
Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в
промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из
Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Рабочее движение и
профсоюзы. Образование социалистических партий.
Страны Латинской Америки в XIX – начале ХХ в.
Политика метрополий в латиноамериканских владениях. Колониальное общество.
Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. Ф. Д. Туссен-Лувертюр,
С. Боливар. Провозглашение независимых государств. Влияние США на страны Латинской
Америки. Традиционные отношения; латифундизм. Проблемы модернизации.
Мексиканская революция 1910–1917 гг.: участники, итоги, значение.
Страны Азии в ХIХ – начале ХХ в.
Япония. Внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава. «Открытие Японии».
Реставрация Мэйдзи. Введение конституции. Модернизация в экономике и социальных
отношениях. Переход к политике завоеваний.
Китай. Империя Цин. «Опиумные войны». Восстание тайпинов. «Открытие» Китая.
Политика «самоусиления». Восстание «ихэтуаней». Революция 1911–1913 гг. Сунь Ятсен.
Османская империя. Традиционные устои и попытки проведения реформ. Политика
Танзимата. Принятие конституции. Младотурецкая революция 1908–1909 гг.
Революция 1905–1911 г. в Иране.
Индия. Колониальный режим. Индийское национальное движение. Восстание сипаев
(1857–1859). Объявление Индии владением британской короны. Политическое развитие
Индии во второй половине XIX в. Создание Индийского национального конгресса. Б.
Тилак, М.К. Ганди.
Народы Африки в ХIХ – начале ХХ в.
Завершение колониального раздела мира. Колониальные порядки и традиционные
общественные отношения в странах Африки. Выступления против колонизаторов. Англобурская война.
Развитие культуры в XIX – начале ХХ в.
Научные открытия и технические изобретения в XIX – начале ХХ в. Революция в
физике. Достижения естествознания и медицины. Развитие философии, психологии и
социологии. Распространение образования. Технический прогресс и изменения в условиях
труда и повседневной жизни людей. Художественная культура XIX – начала ХХ в.
Эволюция стилей в литературе, живописи: классицизм, романтизм, реализм.
Импрессионизм. Модернизм. Смена стилей в архитектуре. Музыкальное и театральное
искусство. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.
Международные отношения в XIX – начале XX в.
Венская система международных отношений. Внешнеполитические интересы
великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и
колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация
борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав.
Первая Гаагская мирная конференция (1899). Международные конфликты и войны в конце
XIX – начале ХХ в. (испано-американская война, русско-японская война, боснийский
кризис). Балканские войны.
Обобщение (1 ч). Историческое и культурное наследие XIX в.
ИСТОРИЯ РОССИИ. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX – НАЧАЛЕ XX В.
Введение
Александровская эпоха: государственный либерализм
Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы.
Негласный комитет. Реформы государственного управления. М. М. Сперанский.
Внешняя политика России. Война России с Францией 1805–1807 гг. Тильзитский мир.
Война со Швецией 1808–1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и
Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и
мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание
роли России в европейской политике после победы над Наполеоном и Венского конгресса.
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская
конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные
организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание
декабристов 14 декабря 1825 г.
Николаевское самодержавие: государственный консерватизм
Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая
политика в условиях политического консерватизма. Государственная регламентация
общественной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация
законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа
государственных крестьян П. Д. Киселева 1837–1841 гг. Официальная идеология:
«православие, самодержавие, народность». Формирование профессиональной бюрократии.
Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная
Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в
Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы. Крымская война. Героическая
оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.
Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и
крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в
России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц.
Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское
самоуправление.
Общественная жизнь в 1830–1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в
формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная
идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание
теории русского социализма. А. И. Герцен. Влияние немецкой философии и французского
социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт
общественных дебатов.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная
политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм,
классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век
русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись,
архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие
Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты.
Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в
усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.
Народы России в первой половине XIX в.
Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и
основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Конфликты
и сотрудничество между народами. Особенности административного управления на
окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830–1831 гг. Присоединение
Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.
Социальная и правовая модернизация страны при Александре II
Реформы 1860–1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому
обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская
и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и
развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в
правовом строе страны. Конституционный вопрос.
Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны.
Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877–1878 гг.
Россия на Дальнем Востоке.
Россия в 1880–1890-х гг.
«Народное самодержавие» Александра III. Идеология самобытного развития России.
Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной
стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и
самодержавие. Независимость суда. Права университетов и власть попечителей. Печать и
цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику.
Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных
отношений.
Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических
интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.
Сельское хозяйство и промышленность. Пореформенная деревня: традиции и
новации. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость
помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы
крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели.
Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и
социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его
особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские
способы его решения.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской
культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта,
связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль
печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая
культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление
национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения
российской науки. Общественная значимость художественной культуры. Литература,
живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.
Этнокультурный облик империи
Основные регионы и народы Российской империи и их роль в жизни страны.
Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и
религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальные движения
народов России. Взаимодействие национальных культур и народов. Национальная
политика самодержавия. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г.
Прибалтика. Еврейский вопрос. Поволжье. Северный Кавказ и Закавказье. Север, Сибирь,
Дальний Восток. Средняя Азия. Миссии Русской православной церкви и ее знаменитые
миссионеры.
Формирование гражданского общества и основные направления общественных
движений
Общественная жизнь в 1860–1890-х гг. Рост общественной самодеятельности.
Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд).
Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое
движение. Рабочее движение. Женское движение.
Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма,
марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная
мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский
анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и
эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика.
Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный
передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и
формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за
освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.
Россия на пороге ХХ в.
На пороге нового века: динамика и противоречия развития. Экономический рост.
Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов.
Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия –
мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос. Демография, социальная стратификация.
Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия.
Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы
сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в
обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской
этики и культуры.
Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты и
национально-культурные движения.
Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русскояпонская война 1904–1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.
Первая российская революция 1905–1907 гг. Начало парламентаризма в России.
Николай II и его окружение. Деятельность В. К. Плеве на посту министра внутренних дел.
Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». Банкетная кампания.
Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов.
Деятельность профессиональных революционеров. Политический терроризм.
«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних
городских слоев, солдат и матросов. Всероссийская октябрьская политическая стачка.
Манифест 17 октября 1905 г. Формирование многопартийной системы. Политические
партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации
(социалисты-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики.
Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические
партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное
восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906–1907 гг.
Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I
Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность
I и II Государственной думы: итоги и уроки.
Общество и власть после революции. Уроки революции: политическая стабилизация
и социальные преобразования. П. А. Столыпин: программа системных реформ, масштаб и
результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III
и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный
подъем.
Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России.
Россия в преддверии мировой катастрофы.
Серебряный век российской культуры. Новые явления в художественной литературе
и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX в.
Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и
новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского
кинематографа.
Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между
образованным обществом и народом. Открытия российских ученых. Достижения
гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX
в. в мировую культуру.
Наш край в XIX – начале ХХ в.
Обобщение.
Повторение.
ВВЕДЕНИЕ В НОВЕЙШУЮ ИСТОРИЮ РОССИИ
Введение
Преемственность всех этапов отечественной истории. Период Новейшей истории
страны (с 1914 г. по настоящее время). Важнейшие события, процессы ХХ — начала XXI
в.
Российская революция 1917-1922 гг.
Российская империя накануне Февральской революции 1917 г.: общенациональный
кризис.
Февральское восстание в Петрограде. Отречение Николая II. Падение монархии.
Временное правительство и Советы, их руководители. Демократизация жизни страны.
Тяготы войны и обострение внутриполитического кризиса. Угроза территориального
распада страны.
Цели и лозунги большевиков. В. И. Ленин как политический деятель. Вооружённое
восстание в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 г. Свержение Временного правительства
и взятие власти большевиками. Советское правительство (Совет народных комиссаров) и
первые преобразования большевиков. Образование РККА. Советская национальная
политика. Образование РСФСР как добровольного союза народов России.
Гражданская война как национальная трагедия. Военная интервенция. Политика
белых правительств А. В. Колчака, А. И. Деникина и П. Н. Врангеля.
Переход страны к мирной жизни. Образование СССР.
Революционные события в России глазами соотечественников и мира. Русское
зарубежье.
Влияние революционных событий на общемировые процессы XX в., историю
народов России.
Великая Отечественная война (1941—1945 гг.)
План «Барбаросса» и цели гитлеровской Германии в войне с СССР. Нападение на
СССР 22 июня 1941 г. Причины отступления Красной Армии в первые месяцы войны. «Всё
для фронта! Все для победы!»: мобилизация сил на отпор врагу и перестройка экономики
на военный лад.
Битва за Москву. Парад 7 ноября 1941 г. на Красной площади. Срыв германских
планов молниеносной войны.
Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Значение героического сопротивления
Ленинграда.
Гитлеровский план «Ост». Преступления нацистов и их пособников на территории
СССР. Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Холокост. Гитлеровские лагеря
уничтожения (лагеря смерти).
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Сталинградская битва.
Битва на Курской дуге.
Прорыв и снятие блокады Ленинграда. Битва за Днепр.
Массовый героизм советских людей, представителей всех народов СССР, на фронте
и в тылу. Организация борьбы в тылу врага: партизанское движение и подпольщики. Юные
герои фронта и тыла. Патриотическое служение представителей религиозных конфессий.
Вклад деятелей культуры, учёных и конструкторов в общенародную борьбу с врагом.
Освобождение оккупированной территории СССР. Белорусская наступательная
операция (операция «Багратион») Красной Армии.
СССР и союзники. Ленд-лиз. Высадка союзников в Нормандии и открытие Второго
фронта. Освободительная миссия Красной Армии в Европе. Битва за Берлин.
Безоговорочная капитуляция Германии и окончание Великой Отечественной войны.
Разгром милитаристской Японии. 3 сентября — окончание Второй мировой войны.
Источники Победы советского народа. Выдающиеся полководцы Великой
Отечественной войны. Решающая роль СССР в победе антигитлеровской коалиции.
Людские и материальные потери СССР. Всемирно-историческое значение Победы СССР в
Великой Отечественной войне
Окончание Второй мировой войны. Осуждение главных военных преступников и их
пособников (Нюрнбергский, Токийский и Хабаровский процессы).
Попытки искажения истории Второй мировой войны и роли советского народа в
победе над гитлеровской Германией и её союзниками. Конституция РФ о защите
исторической правды.
Города-герои. Дни воинской славы и памятные даты в России. Указы Президента
Российской Федерации об утверждении почётных званий «Города воинской славы»,
«Города трудовой доблести», а также других мерах, направленных на увековечивание
памяти о Великой Победе.
9 мая 1945 г. — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне
1941–1945 гг. Парад на Красной площади и праздничные шествия в честь Дня Победы.
Акции «Георгиевская ленточка» и «Бескозырка», марш «Бессмертный полк» в России и за
рубежом. Ответственность за искажение истории Второй мировой войны.
Распад СССР. Становление новой России (1992—1999 гг.)
Нарастание кризисных явлений в СССР. М.С. Горбачёв. Межнациональные
конфликты. «Парад суверенитетов». Принятие Декларации о государственном
суверенитете РСФСР.
Референдум о сохранении СССР и введении поста Президента РСФСР. Избрание Б.Н.
Ельцина Президентом РСФСР.
Объявление государственной независимости союзными республиками. Юридическое
оформление распада СССР и создание Содружества Независимых Государств
(Беловежское соглашение). Россия как преемник СССР на международной арене.
Распад СССР и его последствия для России и мира.
Становление Российской Федерации как суверенного государства (1991—1993 гг.).
Референдум по проекту Конституции России. Принятие Конституции Российской
Федерации 1993 г. и её значение.
Сложные 1990-е гг. Трудности и просчёты экономических преобразований в стране.
Совершенствование новой российской государственности. Угроза государственному
единству.
Россия на постсоветском пространстве. СНГ и Союзное государство. Значение
сохранения Россией статуса ядерной державы.
Добровольная отставка Б. Н. Ельцина.
Возрождение страны с 2000-х гг.
Российская Федерация в начале XXI века: на пути восстановления и укрепления
страны. Вступление в должность Президента РФ В. В. Путина. Восстановление единого
правового пространства страны. Экономическая интеграция на постсоветском
пространстве. Борьба с терроризмом. Укрепление Вооружённых Сил РФ. Приоритетные
национальные проекты.
Восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях.
Отношения с США и Евросоюзом.
Воссоединение Крыма с Россией. Крым в составе Российского государства в XX.
Крым в 1991—2014 г. Государственный переворот в Киеве в феврале 2014 г. Декларация о
независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя (11 марта 2014 г.).
Подписание Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в
Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов.
Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. о принятии в Российскую
Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых
субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Воссоединение Крыма с Россией, его значение и международные последствия.
Российская Федерация на современном этапе. «Человеческий капитал»,
«Комфортная среда для жизни», «Экономический рост» — основные направления
национальных проектов 2019—2024 гг. Разработка семейной политики. Пропаганда спорта
и здорового образа жизни. Россия в борьбе с короновирусной пандемией. Реализация
крупных экономических проектов (строительство Крымского моста, трубопроводов «Сила
Сибири», «Северный поток» и др.). Поддержка одарённых детей в России
(образовательный центр «Сириус» и др.).
Общероссийское голосование по поправкам к Конституции России (2020 г.).
Признание Россией ДНР и ЛНР (2022 г.)
Значение исторических традиций и культурного наследия для современной России.
Воссоздание Российского исторического общества (РИО) и Российского военноисторического общества (РВИО). Исторические парки «Россия — Моя история». Военнопатриотический парк культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации
«Патриот». Мемориальный парк Победы на Поклонной горе и Ржевский мемориал
Советскому Солдату. Всероссийский проект «Без срока давности». Новые
информационные ресурсы о Великой Победе.
Итоговое повторение
История родного края в годы революций и Гражданской войны.
Наши земляки — герои Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.).
Наш регион в конце XX — начале XXI вв.
Трудовые достижения родного края.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование по обществознанию для 9-го класса составлено с учетом рабочей
программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает
реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся:
1. Формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения
жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального
самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
2. Формирование ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой
Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая
завещана ему предками и которую нужно оберегать.
3. Формирование ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого
общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами в будущем и
создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье.
4. Формирование ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу,
обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного
учебного труда.
5. Формирование ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и
важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.
6. Формирование ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни
человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир.
7. Формирование ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и
абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми
необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения,
дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества.
8. Формирование ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы,
самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое
собственное будущее.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Раздел 1. Всеобщая история. История Нового времени. XIХ — начало ХХ в.
1.1
Введение
1
0
0
1.2
Европа в начале XIX в.
1
0
1
2
0
1
2
1
1
5
0
1
1
0
0
1.3
1.4
1.5
1.6
Развитие индустриального общества в
первой половине XIX в.: экономика,
социальные отношения, политические
процессы
Политическое развитие европейских
стран в 1815—1840-е гг.
Страны Европы и Северной Америки в
середине XIX - начале XX в.
Страны Латинской Америки в XIX начале XX в.
1.7
Страны Азии в XIX - начале XX века
3
0
0
1.8
Народы Африки в ХIХ — начале ХХ в.
1
0
0
0
0
0
1
0
2
Развитие культуры в XIX — начале ХХ
2
в.
Международные отношения в XIX 1.10
1
начале XX в.
Итого по разделу
19
Раздел 2. История России. Российская империя в XIX — начале XX в.
Александровская эпоха:
2.2
7
государственный либерализм
1.9
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41adc0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41adc0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41adc0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41adc0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41adc0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41adc0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41adc0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41adc0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41adc0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41adc0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44
2.3
2.4
2.5
2.6
Николаевское самодержавие:
государственный консерватизм
Культурное пространство империи в
первой половине XIX в.
Народы России в первой половине XIX
в.
Социальная и правовая модернизация
страны при Александре II
5
1
1
3
0
0
1
0
0
6
0
0
2.7
Россия в 1880-1890-х гг.
3
1
2.8
Культурное пространство империи во
второй половине XIX в.
3
0
0
2.9
Этнокультурный облик империи
1
0
0
2.10
Формирование гражданского общества и
основные направления общественных
движений
2
0
0
2.11
Россия на пороге XX в.
8
1
1
2.12
Обобщение
1
1
0
Итого по разделу
41
Раздел 3. Учебный модуль. "Введение в Новейшую историю России"
3.1
Введение
1
0
0
3.2
Российская революция 1917—1922 гг.
2
0
1
3
1
1
1
0
0
1
0
Великая Отечественная война 1941—
1945 гг.
Распад СССР. Становление новой
3.4
России (1992—1999 гг.)
Возрождение страны с 2000-х гг.
3.5
Воссоединение Крыма с Россией
Итого по модулю
3.3
8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44
Поле для свободного
ввода
Поле для свободного
ввода
Поле для свободного
ввода
Поле для свободного
ввода
Поле для свободного
ввода
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
7
12
Поурочное планирование 9 класс (2 часа в неделю)
Количество часов
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Тема урока
Введение. История нового
времени. XIX- начала XX
в.
Провозглашение империи
Наполеона I во Франции
Наполеоновские войны и
крушение Французской
империи
Промышленный
переворот, его
особенности в странах
Европы и США.
Политические течения и
партии в XIX веке.
Марксизм
Франция,
Великобритания в XIX в.
Социальные и
национальные движения в
странах Европы в первой
половине XIX века
Проекты либеральных
реформ Александра I
Внешняя политика
России в начале XIX в.
Отечественная война 1812
г. — важнейшее событие
российской и мировой
истории XIX в.
Внешняя политика
России в 1813–1825 годах
Либеральные и
охранительные тенденции
во внутренней политике
Дворянская оппозиция
самодержавию
Восстание декабристов 14
декабря 1825 г.
Реформаторские и
консервативные
тенденции в политике
Все
го
Конт
роль
ные
рабо
ты
Прак
тичес
кие
рабо
ты
Сроки
выполнения
план
факт
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
01.09
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864dff8
1
03.09
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864e17e
1
08.09
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864e2dc
1
10.09
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864e44e
1
15.09
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864e6b0
1
17.09
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864e912
1
22.09
1
24.09
1
29.09
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a190ebe
1
01.10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19109e
1
06.10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1912ce
1
08.10
1
13.10
1
15.10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a190b80
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a190d10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a191490
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a191648
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a191cec
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Николая I.
Внешняя политика
России во второй
четверти XIX века
Восточный вопрос во
внешней политике
России. Крымская война
Сословная структура
российского общества.
Общественная жизнь в
1830—1850-е гг.
Государственная
политика в области
культуры
Развитие науки и техники
Народная культура.
Культура повседневности
Многообразие культур и
религий Российской
империи. Конфликты и
сотрудничество между
народами
Великобритания в
Викторианскую эпоху.
Франция в середине XIX начале XX в.
Италия в середине XIX начале XX в.
Страны Центральной и
Юго-Восточной Европы
во второй половине XIX
— начале XX в.
Соединенные Штаты
Америки в середине XIX начале XX в.
Экономическое и
социально-политическое
развитие стран Европы и
США в конце XIX —
начале ХХ в.
Реформы 1860—1870-х
гг. — движение к
правовому государству и
гражданскому обществу.
Земская и городская
реформы
Судебная реформа и
развитие правового
сознания
1
20.10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19223c
1
22.10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1923b8
1
05.11
1
10.11
1
12.11
1
17.11
1
19.11
1
24,11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a192ad4
1
26.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864eb56
1
01.12
1
03.12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864f0a6
1
08.12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864f1e6
1
10.12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864f2fe
1
15.12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a192da4
1
17.12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19316e
1
22.12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1933da
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a191f12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1920c0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19261a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a192912
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19278c
31
Военные реформы
1
24.12
32
Многовекторность
внешней политики
империи
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a193542
1
29.12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1936a0
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
Россия и Балканы.
Русско-турецкая война
1877—1878 гг.
«Народное
самодержавие»
Александра III
Основные сферы и
направления
внешнеполитических
интересов
Сельское хозяйство и
промышленность
Политика метрополий в
латиноамериканских
владениях
Индустриализация и
урбанизация
Культура и быт народов
России во второй
половине XIX в.
Наука и образование
Художественная культура
второй половины XIX в.
Основные регионы и
народы Российской
империи и их роль в
жизни страны.
Национальная политика
самодержавия
Идейные течения и
общественное движение
второй половины XIX в.
Общественная жизнь в
1860—1890-х гг.
На пороге нового века:
динамика и противоречия
развития
Демография, социальная
стратификация на рубеже
веков .Национальная
политика, этнические
элиты и национальнокультурные движения на
рубеже веков
Россия в системе
международных
отношений в начале XX в.
Первая российская
революция 1905—1907 гг.
Основные события
Первой российской
революции. Особенности
революционных
выступлений в 1906—
1907 гг.
1
12.01
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a193862
1
14.91
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a193a06
1
19.01
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a193b82
1
21.01
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a193cae
1
26.01
1
28.01
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a193e5c
1
02.02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a193f88
1
04.02
1
09.02
1
11.02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1942e4
1
16.02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1946ae
1
18.02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a194500
1
25.02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1947d0
1
02.03
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1948de
1
1
04..03
11.03
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1940b4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1941cc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a194b0e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a194c1c
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
Избирательный закон 11
декабря 1905 г.
Общество и власть после
революции
Серебряный век
российской культуры.
Наш край в XIX ‒ начале
ХХ в.
Обобщение по теме
«Российская империя в
XIX — начале XX века»
Влияние США на страны
Латинской Америки.
Завершение
колониального раздела
мира
Япония и Китай в XIX начале XX в.
Османская империя в XIX
- начале XX в.
Индия в XIX - начале XX
в.
Научные открытия и
технические изобретения
в XIX — начале ХХ в.
Художественная культура
XIX — начала ХХ в.
Международные
отношения, конфликты и
войны в конце XIX —
начале ХХ в.
Введение. Новейшая
история России с 1914 г.
по новейшее время.
Российская империя
накануне революции .
Февральская революция
1917 года
Октябрь 1917 года и его
последствия
Образование СССР.
Влияние революционных
событий в России на
общемировые процессы
XX в.
Нападение гитлеровской
Германии на СССР
Крупнейшие битвы в ходе
войны. Организация
борьбы в тылу врага:
партизанское движение и
подполье
Всемирно-историческое
значение Победы СССР в
Великой Отечественной
войне
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a194d34
1
16.03
1
23.03
1
25.03
1
30.03.
1
06.04
1
08.04
1
15.04
1
20.04
1
22.04
1
27.04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864fb6e
1
29.04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864fcea
1
06.05
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864fe16
1
12.05
1
13.05
1
15.05
1
18.05
1
1
1
20.05
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a194f5a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1954e6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a195608
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864f5d8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864f6f0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864f83a
67
68
Распад СССР.
Становление
демократической России
Россия в начале XXI в.
Восстановление единого
правового пространства
страны. Вхождение
Крыма и Севастополя в
состав России.
Общее количество часов по
программе
1
1
1
68
1
1
КОДИФИКАТОР
контрольных измерительных материалов по предмету «История»
для проведения промежуточной аттестации
(9 КЛАСС)
Кодификатор состоит из трех частей:
1. перечень элементов содержания
2. перечень планируемых результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования по предмету «История» 9 класс. В него включены два
блока планируемых результатов, которые характеризуют требования «Обучающийся
научится» и «Обучающийся получит возможность научиться».
3. перечень отдельных УУД, проверяемых в тестовой работе.
Содержание заданий тестовой работы для проведения промежуточной аттестации
позволяет обеспечить полноту проверки подготовки обучающихся на базовом уровне и
возможность зафиксировать достижение обучающимся этого уровня. За счет включения
заданий повышенного уровня сложности, работа дает возможность осуществить более
тонкую дифференциацию обучающихся по уровню подготовки и зафиксировать
достижение планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне.
Таким образом, результаты выполнения работы дают возможность охарактеризовать как
состояние базовой подготовки обучающегося, так и его развитие.
Перечень элементов содержания, проверяемых в тестовой работе
Код блока
содержания,
раздела
Код
элемен
та
содерж
ания
1.
1.1
1.1.1
1.2
1.1.2
1.2.1
1.2.2
1.2.3
1.3
2.
2.1
1.3.1
2.1.1
2.1.2
2.1.3
Элементы содержания, проверяемые в тестовой работе
История Нового времени
Страны Европы и Северной Америки в первой половине
XIX века
Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя
политика.
Развитие индустриального общества.
Страны Европы и Северной Америки во второй половине
XIX века
Гражданская война (1861—1865). А. Линкольн.
Объединение германских государств, провозглашение
Германской империи; О. Бисмарк.
Страны Европы и Северной Америки во второй половине
ХIХ в.
Экономическое и социально-политическое развитие стран
Европы и США в конце XIX века
Социальные и политические реформы;
История России Нового времени
Россия на пути к реформам (18901-1861)
Александровская эпоха: государственный либерализм
Отечественная война 1812 г.
Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия,
Северное и Южное общества.
2.1.4
2.1.5
2.1.6
2.1.7
3
3.1
3.1.1
3.1.2
3.1.3
3.1.4
3.1.5
3.1.6
3.1.7
4
4.1
3.1.8
3.1.9
4.1.1
4.1.2
4.1.3
Николаевское самодержавие: государственный консерватизм
Промышленный переворот и его особенности в России.
Начало железнодорожного строительства.
Крымская война. Героическая оборона Севастополя.
Парижский мир 1856 г.
Россия в эпоху реформ
Преобразования Александра II: социальная и правовая
модернизация
Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия.
«Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол.
«Народная воля». Политический терроризм.
«Народное самодержавие» Александра III
Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Преобразования Александра II: социальная и правовая
модернизация
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
Россия в эпоху реформ
Кризис империи в начале XX века
Русско-японская война 1904-1905 гг.
П.А. Столыпин: программа системных реформ, масштаб и
результаты.
Первая российская революция 1905-1907 гг.
Перечень требований к уровню подготовки обучающихся,
достижение, которого проверяется в тестовой работе
Код блока
содержания
и элемента
содержания
1.
1.1
1.2
1.3
Код
требов
ания
Требования к уровню подготовки учащихся, достижение
которого проверяется в тестовой работе.
История Нового времени
Страны Европы и Северной Америки в первой половине XIX века
Обучающийся научится
1.1.1
локализовать во времени хронологические рамки и события
Нового времени
1.1.2
раскрывать характерные, существенные черты
экономического, политического и социального строя
Обучающийся получит возможность научиться:
1.1.2.1 сравнивать развитие России и других стран в Новое время
Страны Европы и Северной Америки во второй половине XIX века
Обучающийся научится
1.2.1
объяснять причины и следствия ключевых событий истории
Нового времени
1.2.2
рассказывать о значительных событиях и личностях всеобщей
истории нового времени
1.2.3
рассказывать о значительных событиях и личностях всеобщей
истории нового времени
Обучающийся получит возможность научиться:
1.2.3.1
сравнивать развитие России и других стран в Новое время
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы
и США в конце XIX века
2.
2.1
2.2
2.3
Обучающийся научится
1.3.1
рассказывать о значительных событиях и личностях всеобщей
истории нового времени
Обучающийся получит возможность научиться:
1.3.1.1 сравнивать развитие России и других стран в Новое время
История России Нового времени
Россия на пути к реформам (1801-1861)
Обучающийся научится
2.1.1
локализовать во времени хронологические рамки и события
Нового времени
2.1.2
раскрывать характерные, существенные черты политического
строя
2.1.3
давать оценку событиям и личностям отечественной истории
Нового времени
2.1.4
локализовать во времени хронологические рамки и события
Нового времени
2.1.5
объяснять причины и следствия ключевых событий и
процессов отечественной истории
2.1.6
давать оценку событиям и личностям отечественной истории
Нового времени
2.1.7
локализовать во времени хронологические рамки и события
Нового времени
Обучающийся получит возможность научиться:
2.1.6.1 сравнивать развитие России и других стран в Новое время,
объяснять в чем заключались общие черты и особенности
Россия в эпоху реформ
Обучающийся научится
2.2.1
локализовать во времени хронологические рамки и события
Нового времени
2.2.2
локализовать во времени хронологические рамки и события
Нового времени
2.2.3
локализовать во времени хронологические рамки и события
Нового времени
2.2.4
давать оценку событиям и личностям отечественной истории
Нового времени
2.2.5
локализовать во времени хронологические рамки и события
Нового времени
2.2.6
локализовать во времени хронологические рамки и события
Нового времени
2.2.7
давать оценку событиям и личностям отечественной истории
2.2.8
раскрывать характерные черты художественной культуры
Нового времени
2.2.9
анализировать информацию различных источников по
отечественной и всеобщей истории
Обучающийся получит возможность научиться:
2.2.6.1 используя историческую карту, характеризовать
политическое развитие России, других государств в Новое
время
Кризис империи в начале XX века
Обучающийся научится
2.3.1
локализовать во времени хронологические рамки и события
Нового времени
2.3.2
объяснять причины и следствия ключевых событий и
процессов отечественной истории
2.3.3
локализовать во времени хронологические рамки и события
Нового времени
Обучающийся получит возможность научиться:
2.3.2.1 сравнивать развитие России и других стран в Новое время,
объяснять в чем заключались общие черты и особенности
Перечень УУД, проверяемый в тестовой работе по истории
Код контролируемого
УУД
1.
Р1
Р2
Р3
Р4
Р5
Р6
Р7
2.
П1
УУД
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
целеполагание как постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того,
что еще неизвестно
планирование
учебной
деятельности
(определение
последовательности промежуточных целей с учётом конечного
результата);
составление плана и последовательности действий в соответствии
с поставленной целью
выполнение действия по намеченному плану, а также по
инструкциям, содержащимся в источниках информации
прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения
знаний, его временных характеристик)
контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий
от эталона; самоконтроль
коррекция учебных действий в процессе решения
оценка учебных действий (выделение и осознание обучающимися
того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание
качества и уровня усвоения; оценка результатов работы)
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Общеучебные
самостоятельное выделение и формулирование познавательной
цели
поиск и выделение необходимой информации, в том числе
решение задач с использованием общедоступных инструментов
ИКТ и источников информации (решение задач с недостающими
данными/избыточными)
структурирование знаний (расположение в определенном
порядке или по определенной схеме)
построение речевого высказывания в устной и письменной форме
выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида
чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных,
прочитанных текстов различных жанров
определение основной и второстепенной информации; свободная
ориентация и восприятие текстов художественного, научного,
публицистического и официально-делового стилей; понимание и
адекватная оценка языка средств массовой информации;
П2
П3
3.
К1
представление информации в сжатой или наглядносимволической форме (в виде таблиц, схем, диаграмм)
знаково - символические действия: моделирование —
преобразование объекта из чувственной формы в модель, где
выделены
существенные
характеристики
объекта
(пространственно-графическая или знаково-символическая);
преобразование модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных)
синтез — составление целого из частей, в том числе
самостоятельное достраивание с восполнением недостающих
компонентов
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации,
классификации, обобщения объектов
подведение под понятие, выведение следствий
установление причинно-следственных связей, представление
цепочек объектов и явлений
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности
утверждений
доказательство
выдвижение гипотез и их обоснование
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы
создание способов решения проблем творческого и поискового
характера
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
работа с информацией: умение работать со словарями,
таблицами, иллюстрациями, научно-популярной литературой
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с заданиями
СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольно-измерительных материалов по предмету «История»
для проведения промежуточной аттестации
(9 КЛАСС)
1. Назначение работы – проверить соответствие знаний, умений и основных видов учебной
деятельности, обучающихся требованиям к планируемым результатам по предмету
«История»
2. Характеристика структуры и содержания работы
В работу включено 25 заданий, среди которых:
1) 19 заданий с выбором ответа. К заданиям приводится четыре варианта ответа, из
которых только один является верным.
2) Задание 20 с кратким ответом.
3) Задания В2 предполагают ответ при работе с исторической картой
4) Задание 5, В1-В4-В5 на установление соответствия.
5) Задание В5 предполагает ответ при работе с иллюстративным материалом
Работа представлена одним вариантом
3. Распределение заданий по уровню сложности
В работе представлены задания разного уровня сложности: базового (часть А) и
повышенного (часть В).
4. Время выполнения работы
На выполнение всей работы отводится 40 минут.
5. Обобщённый план тестовой работы.
№
Код
зад блока,
ани раздела
я
содержа
ния
Код проверяемого
элемента
содержания
Код
проверяемого
вида умений
Тип
задания
Уровень
Код
сложности провезадания ряемых
УУД
1
1
1.1
1.1.1
ВО
Б
Р2
2
1
1.1
1.1.2
СО
Б
Р2
3
1
1.2.1
1.2.1
ВО
Б
Р2 П6
4
1
1.2.1
1.2.2
ВО
Б
Р2 П6
5
1
1.2.3
1.2.3
СО
Б
Р2 П6
6
1
1.3.1
1.3.1
ВО
Б
Р2
7
2
2.1.1
2.1.1
ВО
Б
Р2
8
2
2.1.2
2.1.2
ВО
Б
Р2
9
2
2.1.3
2.1.3
ВО
Б
Р2 П6
10
2
2.1.4
2.1.4
ВО
Б
Р2 П6
11
2
2.1.5
2.1.5
ВО
Б
Р2
12
2
2.1.6
2.1.6
ВО
Б
Р2
13
2
2.1.7
2.1.7
ВО
Б
Р2
14
2
2.2.1
2.2.1
ВО
Б
Р»
15
2
2.2.2
2.2.2
ВО
Б
Р2
16
2
2.2.3
2.2.3
ВО
Б
Р2
17
2
2.2.4
2.2.4
ВО
Б
Р2
18
2
2.2.5
2.2.5
ВО
Б
Р2
19
2
2.2.6
2.2.6
ВО
Б
Р2
20
2
2.2.7
2.2.7
КО
Б
Р2
В1
2
2.2.8
2.2.8
СО
П
П6
В2
2
2.2.9
2.2.9
ВО
П
Р2
В3
2
2.3.1
2.3.1
ВО
П
Р2
В4
2
2.3.2
2.3.2
СО
П
Р2
В5
2
2.3.3
2.3.3
СО
П
Р2
Условные обозначения
Тип задания: КО – краткий ответ
ВО – выбор ответа
СО – на соответствие
Уровень сложности: Б – базовый уровень
6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся номер
ответа совпадает с верным ответом. При наличии только одного верного элемента ответа
задание оценивается в 1 балл.
Задание с кратким ответом оценивается в 2 балла.
Задание на установление соответствия оценивается в 2 балла.
Максимальный балл за выполнение всей работы - 31.
Схема перевода суммарного первичного балла за выполнение
всех заданий работы в отметку по пятибалльной шкале
Первичный балл
Отметка
31-28
5
27-22
4
21- 15
3
16 и менее
2
Схема перевода суммарного балла в уровни развития отдельных универсальных
учебных действий:
Высокий уровень – 31-28 балл. Средний уровень – 27-21 балла. Низкий уровень – менее
16 баллов.
Ответы к заданиям и критерии оценивания
Номер
задания
Ответы
А1
4
А2
1-Г 2-Б 3-Д 4-В 5-А
А3
4
А4
2
А5
1-В 2-Г 3-Б 4-А
А6
4
А7
1
А8
3
А9
1
А10
2
А11
2
А12
А13
Санкт-Петербург-Красное
село
2
А14
2
А15
1
А16
2
А17
3
А18
1
А19
1
А20
БЕГДВА
В1
1879-Б-4
1857-В-1
1892Г-3
1881-А-2
Русско-японская война
(1904-1905гг.)
П.С. Нахимов, М.Д.
Скобелев, М.А. Бакунин,
В2
В3
Критерии оценивания
1 балл за выбор
правильного ответа
1 балл за выбор
правильного ответа
1 балл за выбор
правильного ответа
1 балл за выбор
правильного ответа
1 балл за выбор
правильного ответа
1 балл за выбор
правильного ответа
1 балл за выбор
правильного ответа
1 балл за выбор
правильного ответа
1 балл за выбор
правильного ответа
1 балл за выбор
правильного ответа
1 балл за выбор
правильного ответа
1 балл за выбор
правильного ответа
1 балл за выбор
правильного ответа
1 балл за выбор
правильного ответа
1 балл за выбор
правильного ответа
1 балл за выбор
правильного ответа
1 балл за выбор
правильного ответа
1 балл за выбор
правильного ответа
1 балл за выбор
правильного ответа
2 балла за выбор
правильного ответа
2 балла за выбор
правильного ответа
2 балла за выбор
правильного ответа
2 балла за выбор
правильного ответа
Максимальный балл
за задание
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
В4
В5
Людовик XV, Д.И.
Менделеев
1-Г, 2-Е, 3-Д, 4-В
5-А 6 Б
А-4 В-2 В1 Г-3
2
2 балла за выбор
правильного ответа
2 балла за выбор
правильного ответа
2
Промежуточная аттестация
История 9 класс
Тест
Часть А
1. Первая империя во Франции существовала в:
1) 1794 – 1799 гг.
2) 1799 – 1804 гг.
3) 1815 – 1830 гг. 4)1804 – 1814 гг.
2. Установите соответствие между понятием и определением Понятие
Определение
1) резервация
2) олигархия
3) урбанизация
4) коммуна
5) гомстед
А) закон о земельных наделах
Б) группа крупнейших монополистов
В) революционное правительство
Г) территория, отведенная для
проживания коренного населения
Д) сосредоточение населения и
экономической жизни в городах
Е) подчинение жизни страны военным
целям
3. Укажите черту, характеризующую гражданскую войну в США
1) снят запрет свободного доступа к западным землям
2) результатом явился переход власти в руки американской буржуазии и плантаторов
3) провозглашен принцип народного суверенитета, как основы государственного
устройства
4) осуществлена отмена рабства
4. О ком идёт речь?
Первый канцлер Германской империи, осуществивший план объединения Германии по
мало-германскому пути. С 1865 - граф, с 1871 - князь. При выходе в отставку получил
ненаследуемый титул герцога Лауэнбургского и чин прусского генерал-полковника в
ранге генерал-фельдмаршала.
1) Д. Гарибальди
2) О. Бисмарк
3) Вильгельм 1
5.Соотнесите имена и события
1) К. Кавур
2) Н. Бонапарт
3) О. Бисмарк
4) А. Линкольн
4) Вильгельм 2
А) гражданская война в США
Б) создание общегерманского парламента
В) война Италии и Австрии
Г) битва при Ватерлоо
6. «Новый курс» Т. Рузвельта и О. Бисмарка включали:
1) проведение социальных реформ
3) разрушение трестов
2) антидемократические меры
4) принятие законов
7. Выделите годы правления императора Александра I.
1) 1801-1825
2) 1825-1855
3) 1881-1894
8. Отметьте генеральное сражение в период Отечественной войны 1812г?
1) Смоленское
2) Тарутинский марш-маневр
3) Бородинское
9. Кто автор программного документа «Русская Правда» декабристов?
1) П. Пестель
2) Н. Муравьев
3) С. Трубецкой
10. Выделите годы правления императора Николая I
1) 1801-1825
2) 1825-1855
3 ) 1855-1881
11. Начало промышленного переворота в России в 1830 – 40-х гг. означало:
1) изготовление машин при помощи машин;
2) переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике;
3) изменение положения государственных крестьян
12. Между какими города была проложена первая железная дорога?
1) С-Петербург – Москва 2) С- Петербург - Царское Село
3) Москва – Смоленск
13. Подписанием какого мирного договора завершилась Крымская война?
1) Сан- Стефанского
2) Парижского
3) Ништадского
14. Выделите годы правления императора Александра II?
1) 1881-1894
2) 1855-1881
3) 1825-1855
15. В каком году был подписан Манифест об отмене крепостного права?
1) 1861г
2) 1851г
3) 1863г
16. Укажите дату начала «хождения в народ» революционных народников:
1) 1861 г.;
2) 1874 г.;
3) 1879 г.
17. В число руководителей организации «Народная воля» в 1879 – 1884 гг.
входили:
1) П.И. Пестель, Н.М. Муравьёв; 2) Н.И. Новиков, А.Н. Радищев; 3) А.И. Желябов, С.Л.
Перовская.
18. Русско-японская война началась:
1) 1904 г.
2) 1905 г. 3) 1906 г. 4) 1907 г.
19. Что было одной из причин Столыпинской аграрной реформы?
1) революционные выступления в деревне
2) требования помещиков увеличить барщину и оброк
3) стремление правительства укрепить авторитет и влияние крестьянской общины
4) необходимость изыскать средства для форсированной индустриализации
20. Расположите события в хронологической последовательности.
1) вооружённое восстание в Москве
2) Кровавое воскресенье
3) Манифест 17 октября
4) восстание на броненосце «Потёмкин»
5) «банкетная кампания»
6) создание первого Совета рабочих депутатов
ЧАСТЬ В
В1. Установите соответствие между датами, событиями и персоналиями
Дата
1879
1857
1892
1881
Событие
А) Создание первого в мире самолета
Б) Создание революционной
организации «Черный передел»
В) Решение об отмене военных
поселений
Г) Вступление на должность министра
финансов России, начало ключевых
реформ
Персоналии
1. император Александр II
2. А.Ф. Можайский
3.С.Ю.Витте
4. Г. В. Плеханов
В2. Укажите события, какой войны отражены на данной схеме.
1) Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.
2) Крымской (Восточной) войны 1853 – 1856 гг.
3) присоединение Средней Азии
4) Русско-японской войны 1904 – 1905 гг.
В3. Среди перечисленных лиц укажите современников императора Александра II
а) П. С. Нахимов б) М.Д. Скобелев в) М.И. Кутузов
г) П. И. Пестель;
д) М. А. Бакунин е) Людовик XV
ж) Д И. Менделеев
В4. Установите соответствие между именами изобретателей и областью применения их
изобретений
1) Г. Даймлер
2) П. Н. Яблочков
3) Х. Максим
4) А. С. Попов
5) А. Белл
6) А. Зингер
А) телефония
Б) швейное производство
В) радиосвязь
Г) автомобилестроение
Д) вооружение
Е) электротехника
В5. Каждое из изображений, приведённых ниже, относится к одному из указанных в
перечне событий (процессов). Установите соответствие между данными событиями
(процессами) и изображениями: к каждому событию (процессу) подберите по одному
изображению.
1.
3.
2
4.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ПРОЦЕССА
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
История России (в 2 частях), 9 класс/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский
А.А. и другие; под редакцией Торкунова А.В., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
Всеобщая история. История Нового времени. 9 класс : учеб. для общеобразоват.
организаций / [А. Я. Юдовская и др.] ; под ред. А. А. Искендерова., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
История России. Поурочные рекомендации. 9 класс : пособие для учителей
общеобразоват. организаций / И. Е. Барыкина – М. : Просвещение
Всеобщая история. История Нового времени. Рабочая программа. Поурочные
рекомендации. 9 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. Л. Несмелова. —
М. : Просвещение
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://historyrussia.org/ Российское историческое общество
https://www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека
https://nlr.ru/ Российская национальная библиотека
https://www.prlib.ru/ Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина
https://shm.ru/ Государственный исторический музей
https://collections.hermitage.ru/ Государственный Эрмитаж
https://pushkinmuseum.art/ Государственный музей изобразительных искусств имени
А.С. Пушкина
https://rusmuseum.ru/ Русский музей
https://www.tretyakovgallery.ru/ Третьяковская галерея
https://artsacademymuseum.org/ Музей академии художеств
https://rgo.ru/ Российское географическое общество
https://urok.apkpro.ru/ Библеотека ЦОК
https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа
https://www.yaklass.ru/p Всероссийская проверочная работа «ЯКласс»
https://apkpro.ru/ ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»
https://oblakoz.ru/ «Облако знаний»
28