Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоозерновская средняя школа города Евпатории Республики Крым»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол № 1 от 28.08.2025г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по
учебно-воспитательной
работе Н.И. Шевчук, 28
августа 2025г
УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ «НСШ»
от 29 августа 2025г № 317
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Обществознание» для 9 А, 9 Б классов
(соответствует федеральной образовательной программе)
для 8-9 классов
базовый уровень ФГОС ООО
на 2025-2026 учебный год
ПРИНЯТО
Педагогический совет МБОУ «НСШ»
(протокол от 29.08.2025 г № 13 )
Учитель:
Гаенко Ирина Георгиевна
2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений и требований к
результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с
Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» , а также с учётом федеральной
рабочей программы воспитания. Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой
функции интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет
последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современного
общества, различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с
основными институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти
взаимодействия социальные нормы.
Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и направлениях
его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах
и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской
идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
Привлечение при изучении обществознания различных источников социальной информации
помогает обучающимся освоить язык современной культурной, социально-экономической и
политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений
извлекать необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир культуры и
общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я»,
формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места
в обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
• воспитание
общероссийской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности,
социальной
ответственности,
правового
самосознания,
приверженности базовым ценностям нашего народа;
развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов,
приверженности
правовым
принципам,
закреплённым
в Конституции
Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;
• развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в подростковом
возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и правовой культуры,
социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие
интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному
самоопределению,
самореализации,
самоконтролю;
мотивации
к
высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
•
•
•
•
•
формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному
уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста;
освоение учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности,
социальных институтах, нормах, регулирующих общественные отношения,
необходимые для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных
социальных ролей человека и гражданина;
владение умениями функционально грамотного человека (получать из разнообразных
источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать,
анализировать
полученные
данные;
освоение
способов
познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни
гражданского общества и государства);
создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с
различными политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими
социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном
динамично развивающемся российском обществе;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания
отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в
общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и
действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите
правопорядка в обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 8 по 9 класс. Общее количество
времени на два года обучения составляет 68 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году
обучения составляет 1 час.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей
преподавания обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по
годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к
результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом
федеральной рабочей программы воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают
знания об обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание
основ российского права. Представленный в программе вариант распределения модулей
(разделов) по годам обучения является одним из возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое
распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права» замыкает
изучение курса в основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и
духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность
обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при
принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач
социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным
направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь
людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям,
боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России,
государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня
экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей
роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему
научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение
основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные
результаты,
обеспечивающие
адаптацию
обучающегося
к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды; способность обучающихся во взаимодействии в условиях
неопределённости,
открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык
выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в
том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том
числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей,
планировать своё развитие; умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным
признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами
понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при
решении задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять
взаимосвязи природы, общества и
экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность
обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать
ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,
формируемые при изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями. Базовые
логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки социальных
явлений и
процессов; устанавливать существенный признак классификации социальных фактов,
основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учётом
предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации, данных, необходимых для
решения поставленной задачи; выявлять причинно- следственные связи при изучении явлений и
процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать
способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские
действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать
вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта,
самостоятельно устанавливать искомое и данное; формулировать гипотезу об истинности
собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно
составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта
изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на
применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов
и
обобщений; прогнозировать возможное
дальнейшее
развитие
процессов,
событий
и их последствия
в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы
(подтверждающие или опровергающие одну иту же идею, версию) в различных
информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму
представления информации; оценивать надёжность информации по критериям,
предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать
и систематизировать информацию.
.
2.
Овладение
универсальными
учебными
коммуникативными
действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или)
дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с
суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного
исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель
совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения
нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и
иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество
своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды
в достижение результатов,
разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед
группой.
3. Овладение
универсальными
учебными
регулятивными
действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в
различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений в группе); самостоятельно составлять алгоритм
решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор
и брать ответственность за решение. Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку
ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности,
которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять
причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому
опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в
деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций,
установленных
ошибок,
возникших
трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и
анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать
способ
выражения
эмоций.
Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку,
его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право
другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и
другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
9 КЛАСС Человек в политическом измерении осваивать и применять знания о
государстве, его признаках и форме, внутренней и внешней политике, о демократии и
демократических ценностях, о конституционном статусе гражданина Российской
Федерации, о формах участия граждан в политике, выборах и референдуме, о политических
партиях;
• характеризовать государство как социальный институт; принципы и признаки
демократии, демократические ценности; роль государства в обществе на основе его
функций; правовое государство;
• приводить примеры государств с различными формами правления, государственнотерриториального устройства и политическим режимом; реализации функций
государства на примере внутренней и внешней политики России; политических партий
и иных общественных объединений граждан; законного участия граждан в политике;
связи политических потрясений и социально-экономического кризиса в государстве;
• классифицировать современные государства по разным признакам; элементы формы
государства; типы политических партий; типы общественно-политических
организаций;
• сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) политическую
власть с другими видами власти в обществе; демократические и недемократические
политические режимы, унитарное и федеративное территориально-государственное
устройство, монархию и республику, политическую партию и общественнополитическое движение, выборы и референдум;
• устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между человеком, обществом
и государством; между правами человека и гражданина и обязанностями граждан, связи
политических потрясений и социальноэкономических кризисов в государстве;
• использовать полученные знания для объяснения сущности политики, политической
власти, значения политической деятельности в обществе; для объяснения взаимосвязи
правового государства и гражданского общества; для осмысления личного социального
опыта при исполнении социальной роли гражданина; о роли информации и
информационных технологий в современном мире для аргументированного объяснения
роли СМИ в современном обществе и государстве;
• определять и аргументировать неприемлемость всех форм антиобщественного
поведения в политике с точки зрения социальных ценностей и правовых норм;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие типичные взаимодействия между субъектами политики; выполнение
социальных ролей избирателя, члена политической партии, участника общественнополитического движения; овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции
Российской Федерации, других нормативных правовых актов, учебных и иных текстов
обществоведческой тематики, связанных с деятельностью субъектов политики,
преобразовывать текстовую информацию в таблицу или схему о функциях государства,
политических партий, формах участия граждан в политике;
• искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и его роли в
обществе: по заданию учителя выявлять соответствующие факты из разных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с
соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
• анализировать и конкретизировать социальную информацию о формах участия
граждан нашей страны в политической жизни, о выборах и референдуме;
• оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с точки зрения
учёта в ней интересов развития общества, её соответствия гуманистическим и
демократическим ценностям: выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы,
участвовать в дискуссии;
• использовать полученные знания в практической учебной деятельности (включая
выполнение проектов индивидуально и в группе), в повседневной жизни для
реализации прав гражданина в политической сфере; а также в публичном
представлении результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией
общения, особенностями аудитории и регламентом;
• осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе национальных
ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур:
выполнять учебные задания в парах и группах, исследовательские проекты.
Гражданин и государство
• осваивать и применять знания об основах конституционного строя и организации
государственной власти в Российской Федерации, государственно-территориальном
устройстве Российской Федерации, деятельности высших органов власти и
управления в Российской
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Федерации; об основных направлениях внутренней политики Российской Федерации;
характеризовать Россию как демократическое федеративное правовое государство
с республиканской формой
правления,
как
социальное
государство, как светское государство; статус и полномочия Президента Российской
Федерации,
особенности
формирования и
функции
Государственной Думы и Совета Федерации, Правительства Российской Федерации;
приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере жизни общества,
связанные с осуществлением правомочий высших органов государственной власти
Российской
Федерации,
субъектов Федерации; деятельности
политических
партий; политики
в сфере культуры и образования,
бюджетной и денежно-кредитной политики, политики в сфере противодействии
коррупции, обеспечения безопасности личности,
общества и государства, в
том числе
от терроризма и экстремизма;
классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный
признак классификации) полномочия высших органов государственной власти
Российской Федерации;
сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации полномочия
центральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации;
устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов политики в
Российской Федерации, федерального центра и субъектов Российской Федерации,
между правами человека и гражданина и обязанностями граждан;
использовать полученные знания для характеристики роли Российской Федерации в
современном мире; для объяснения сущности проведения в отношении нашей страны
международной политики «сдерживания»; для объяснения необходимости
противодействия коррупции;
с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный
социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения ценностей
гражданственности и патриотизма своё отношение к внутренней и внешней политике
Российской Федерации, к проводимой по отношению к нашей стране политике
«сдерживания»;
решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы, явления и
события в политической жизни Российской Федерации, в международных отношениях;
систематизировать и конкретизировать информацию о политической жизни
в
стране в целом, в субъектах Российской Федерации, о
•
•
•
•
•
деятельности высших органов государственной власти, об основных направлениях
внутренней и внешней политики, об усилиях нашего государства в борьбе с
экстремизмом и международным терроризмом;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать
информацию об основах конституционного строя Российской Федерации, гражданстве
Российской Федерации, конституционном статусе человека и гражданина, о
полномочиях высших органов государственной власти, местном самоуправлении и его
функциях из фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных
правовых актов и из предложенных учителем источников и учебных материалов,
составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу,
схему;
искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней и внешней
политики Российской Федерации, высших органов государственной власти, о статусе
субъекта Федерации, в котором проживают обучающиеся: выявлять соответствующие
факты из публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при
работе в Интернете;
анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию о
важнейших изменениях в российском законодательстве, о ключевых решениях высших
органов государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, соотносить её с собственными знаниями о политике,
формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
оценивать собственные поступки и поведение других людей в гражданско-правовой
сфере с позиций национальных ценностей нашего общества, уважения норм
российского права, выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в
дискуссии;
использовать полученные знания о государстве Российская Федерация в практической
учебной деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые
проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских
обязанностей; публично представлять результаты своей деятельности (в рамках
изученного материала, включая проектную деятельность) в соответствии с темой и
ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять
простейший документ при использовании портала государственных услуг;
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных
ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
Человек в системе социальных отношений
• осваивать и применять знания о социальной структуре общества, социальных
общностях и группах; социальных статусах, ролях, социализации личности; важности
семьи как базового социального института; об этносе и нациях, этническом
многообразии современного человечества, диалоге культур, отклоняющемся поведении
и здоровом образе жизни;
• характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной политики
Российского государства;
• приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей, социальной
политики Российского государства;
классифицировать социальные общности и группы;
• сравнивать виды социальной мобильности;
• устанавливать и объяснять причины существования разных социальных групп;
социальных различий и конфликтов;
• использовать полученные знания для осмысления личного социального опыта при
исполнении
типичных
для
несовершеннолетних
социальных
ролей;
аргументированного объяснения социальной и личной значимости здорового образа
жизни, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества;
• определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к разным этносам;
• решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные
взаимодействия;
направленные
на
распознавание отклоняющегося поведения и его видов;
• осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе учебных текстов план
(в том числе отражающий изученный материал о социализации личности);
• извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета
о межнациональных отношениях, об историческом единстве народов России;
преобразовывать информацию из текста в модели (таблицу, диаграмму, схему) и из
предложенных моделей в текст;
•
анализировать,
обобщать,
систематизировать
текстовую
и статистическую социальную информацию из адаптированных
источников, учебных материалов и публикаций СМИ об отклоняющемся поведении,
его причинах и негативных последствиях; о выполнении членами семьи своих
социальных ролей; о социальных конфликтах; критически оценивать современную
социальную информацию;
• оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее отношение к людям
других национальностей; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения;
• использовать полученные знания в практической деятельности для выстраивания
собственного поведения с позиции здорового образа жизни;
• осуществлять совместную деятельность с людьми другой национальной и религиозной
принадлежности на основе веротерпимости и взаимопонимания между людьми разных
культур.
Человек в современном изменяющемся мире
• осваивать
и применять
знания
об информационном
обществе,
глобализации, глобальных проблемах;
• характеризовать сущность информационного общества; здоровый образ жизни;
глобализацию как важный общемировой интеграционный процесс; приводить
примеры глобальных проблем и возможных путей их решения; участия молодёжи в
общественной жизни; влияния образования на возможности профессионального выбора
и карьерного роста;
• сравнивать требования к современным профессиям;
• устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации;
• использовать полученные знания о современном обществе для решения
познавательных задач и анализа ситуаций, включающих объяснение (устное и
письменное) важности здорового образа жизни, связи здоровья и спорта в жизни
человека;
• определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к современным
формам коммуникации; к здоровому образу жизни;
• решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
связанные с волонтёрским движением; отражающие особенности коммуникации в
виртуальном пространстве;
• осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных, публицистических и
др.) по проблемам современного общества, глобализации; непрерывного образования;
выбора профессии;осуществлять поиск и извлечение социальной информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) из различных источников о глобализации и
её последствиях; о роли непрерывного образования в современном
•
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении.
Политика и политическая власть. Государство – политическая организация общества.
Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика.
Форма государства. Монархия и республика – основные формы правления.
Унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство.
Политический режим и его виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское общество.
Участие граждан в политике. Выборы, референдум.
Политические
партии,
их
роль
в
демократическом
обществе.
Общественнополитические организации.
Гражданин и государство.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия – демократическое
федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Россия – социальное
государство. Основные направления и приоритеты социальной политики российского
государства. Россия – светское государство.
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в
Российской Федерации. Президент – глава государства Российская Федерация. Федеральное
Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации. Правительство
Российской Федерации. Судебная система в Российской Федерации. Конституционный Суд
Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации.
Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации.
Государственно-территориальное
устройство
Российской
Федерации.
Субъекты
Российской Федерации: республика, край, область, город федерального значения, автономная
область, автономный округ. Конституционный статус субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление.
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина.
Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и
обязанностей гражданина Российской Федерации.
Человек в системе социальных отношений.
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп.
Социальная мобильность.
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка.
Социализация личности.
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности.
Основные роли членов семьи.
Этнос и нация. Россия – многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге
культур.
Социальная политика Российского государства.
Социальные конфликты и пути их разрешения.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Профилактика негативных отклонений поведения.
.Социальная и личная значимость здорового образа жизни.
.
Человек в современном изменяющемся мире.
Информационное общество. Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия
глобализации, её противоречия. Глобальные проблемы и возможности их решения.
Экологическая ситуация и способы её улучшения.
Молодёжь – активный участник общественной жизни. Волонтёрское движение.
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Мода и
спорт.
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир.
Особенности общения в виртуальном пространстве.
Перспективы развития общества.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование по обществознанию для 9-го класса составлено с учетом рабочей программы
воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих
целевых приоритетов воспитания обучающихся:
1. Формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного
благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения
уверенности в завтрашнем дне.
2. Формирование ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в
котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую
нужно оберегать.
3. Формирование ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития,
условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье.
4. Формирование ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему
будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.
5. Формирование ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному
условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка,
искусство, театр, творческое самовыражение.
6. Формирование ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его
хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир.
7. Формирование ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности,
как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать
чувства одиночества.
8. Формирование ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся
и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
9 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практически
е работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Человек в политическом измерении
1.1
Политика и политическая власть
3
1.2
Участие граждан в политике
3
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https :// m. edsoo . ru /7f
41 b 414
Библиотека ЦОК
https :// m. edsoo . ru /7f
41 b 414
6
Раздел 2. Гражданин и государство
2.1
Основы конституционного строя
Российской Федерации
2
2.2
Высшие органы публичной власти в
Российской Федерации
2
2.3
Государственно-территориальное
устройство Российской Федерации
2
Библиотека ЦОК
https :// m. edsoo . ru /7f
41 b 414
Библиотека ЦОК
https :// m. edsoo . ru /7f
41 b 414
Библиотека ЦОК
https :// m. edsoo . ru /7f
41 b 414
2.4
Конституция Российской Федерации о
правовом статусе человека и гражданина
Итого по разделу
2
1
Библиотека ЦОК
https :// m. edsoo . ru /7f
41 b 414
8
Раздел 3. Человек в системе социальных отношений
3.1
Социальные общности и группы
2
3.2
Статусы и роли. Социализация личности.
4
Библиотека ЦОК
https :// m. edsoo . ru /7f
41 b 414
Библиотека ЦОК
Семья и её функции
3.3
3.4
Этносы и нации в современном обществе.
Социальная политика Российского
государства
Отклоняющееся поведение и здоровый
образ жизни
Итого по разделу
https :// m. edsoo . ru /7f
41 b 414
Библиотека ЦОК
3
https :// m. edsoo . ru /7f
41 b 414
Библиотека ЦОК
2
https :// m. edsoo . ru /7f
41 b 414
11
Раздел 4. Человек в современном изменяющемся
мире
5
Защита проектов, итоговое повторение
4
Библиотека ЦОК
https :// m. edsoo . ru /7f
41 b 414
1
Библиотека ЦОК
https :// m. edsoo . ru /7f
41 b 414
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
2
0
№
п/п
Тема урока
1
Политика и политическая власть
2
Государство — политическая
организация общества
3
Политические режимы
4
Формы политического участия.
Выборы, референдум
9 КЛАСС
Количество часов
Всего
1
1
1
1
5
1
6
Повторительно-обобщающий урок
по теме «Человек в политическом
1
измерении»
7
Практические
работы
1
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
02.09
09.09
Библиотека ЦОК
16.09
Библиотека ЦОК
23.09
Библиотека ЦОК
30.09
Политические партии, их роль в
демократическом обществе.
Общественно- политические
организации
Основы конституционного строя
Российской Федерации
Контрольн
ые работы
Дата
изучени
я
https :// m. edsoo . ru/f 5
ec 4652
https :// m. edsoo . ru/f 5
ec 47 ec
https :// m. edsoo . ru/f 5
ec 4 aee
Библиотека ЦОК
https :// m. edsoo . ru/f 5
ec 4 c 9 c
07.10
Библиотека ЦОК
https :// m. edsoo . ru/f 5
14.10
ec 4 e 68
Библиотека ЦОК
https :// m. edsoo . ru/f 5
ec 53 c 2
8
Основы конституционного строя
Российской Федерации
21.10
1
9
Высшие органы публичной власти
в Российской Федерации
10
Государственное управление и
противодействие коррупции
1
11
Государственно- территориальное
1
1
11.11
Библиотека ЦОК
18.11
Библиотека ЦОК
25.11
Библиотека ЦОК
устройство Российской Федерации
12
Местное самоуправление
13
Конституционный статус
гражданина Российской
Федерации. Гражданство
Российской Федерации
1
09.12
1
14
Повторительно-обощающий урок
по теме «Гражданин и
государство». Контрольная работа
1
15
Социальная структура общества
1
16
Социальная мобильность
02.12
1
https :// m. edsoo . ru/f 5
ec 575 a
https :// m. edsoo . ru/f 5
ec 591 c
https :// m. edsoo . ru/f 5
ec 5 ae 8
Библиотека ЦОК
https :// m. edsoo . ru/f 5
ec 5 dcc
Библиотека ЦОК
https :// m. edsoo . ru/f 5
ec 5f 7 a
1
16.12
23.12
30.12
Библиотека ЦОК
https :// m. edsoo . ru/f
5 ec 6150
Библиотека ЦОК
https :// m. edsoo . ru/f
5 ec 64 de
Библиотека ЦОК
https :// m. edsoo . ru/f
5 ec 66 a 0
17
Социальный статус человека в
обществе
18
Социальные роли. Ролевой набор
подростка
19
Социализация личности
1
1
1
20
Семья и ее функции
21
Этнос и нация. Россиямногонациональное государство
22
Этнос и нация. Россиямногонациональное государство
23
Социальная политика Российского
государства
1
24
Отклоняющееся поведение
1
25
Повторительно-обобщающий урок
по теме «Человек в системе
социальных отношений»
1
1
1
1
13.01
Библиотека ЦОК
20.01
Библиотека ЦОК
27.01
Библиотека ЦОК
03.02
Библиотека ЦОК
10.02
Библиотека ЦОК
17.02
Библиотека ЦОК
24.02
Библиотека ЦОК
03.03
Библиотека ЦОК
10.03
https :// m. edsoo . ru/f 5
ec 6 a 4 c
https :// m. edsoo . ru/f
5 ec 6 c 40
https :// m. edsoo . ru/f 5
ec 6 e 0 c
https :// m. edsoo . ru/f 5
ec 6 fce
https :// m. edsoo . ru/f
5 ec 7190
https :// m. edsoo . ru/f
5 ec 746 a
https :// m. edsoo . ru/f
5 ec 55 a 2
https :// m. edsoo . ru/f
5 ec 765 e
Библиотека ЦОК
https :// m. edsoo . ru/f 5
ec 7 a 0 a
26
Информационное общество
27
Сущность глобализации
28
Молодёжь — активный участник
общественной жизни
29
Профессиии настоящего и
будущего
30
Здоровый образ жизни. Мода и
спорт
31
32
33
34
Защита проектов, итоговое
повторение по теме «Человек в
политическом измерении»
Защита проектов, итоговое
повторение по теме «Гражданин и
государство»
Защита проектов, итоговое
повторение по теме «Человек в
системе социальных отношений»
Защита проектов, итоговое
повторение по теме «Человек в
1
1
1
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
24.03
Библиотека ЦОК
07.04
Библиотека ЦОК
14.04
Библиотека ЦОК
21.04
Библиотека ЦОК
28.04
Библиотека ЦОК
12.06
1
19.05
1
26.05
1
современном изменющемся мире»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
17.03
https :// m. edsoo . ru/f
5 ec 96 de
https :// m. edsoo . ru/f
5 ec 98 b 4
https :// m. edsoo . ru/f
5 ec 9 a 58
https :// m. edsoo . ru/f
5 ec 9 be 8
https :// m. edsoo . ru/f
5 ec 9 e 54
https :// m. edsoo . ru/f 5
ec 9 fc 6
Библиотека ЦОК
https :// m. edsoo . ru/f 5
eca 1 ec
Библиотека ЦОК
https :// m. edsoo . ru/f
5 eca 3 d 6
Библиотека ЦОК
https :// m. edsoo . ru/f
5 eca 552
34
2
0
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Код
проверяемого
результата
1
1.1
1.2
1.3
1.4
9 КЛАСС
Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования
По теме «Человек в политическом измерении»
Осваивать и применять знания о государстве, его признаках и
форме, внутренней и внешней политике, о демократии и
демократических ценностях, о конституционном статусе
гражданина Российской Федерации, о формах участия граждан в
политике, выборах и референдуме, о политических партиях
Характеризовать государство как социальный институт;
принципы и признаки демократии, демократические ценности;
роль государства в обществе на основе его функций; правовое
государство
Приводить примеры государств с различными формами
правления, государственно-территориального устройства и
политическим режимом; реализации функций государства на
примере внутренней и внешней политики России; политических
партий и иных общественных объединений граждан; законного
участия граждан в политике; связи политических потрясений и
социально-экономического кризиса в государстве
Классифицировать современные государства по разным
признакам; элементы формы государства; типы политических
партий; типы общественно-политических организаций
1.5
1.6
1.7
Сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
политическую власть с другими видами власти в обществе,
демократические и недемократические политические режимы,
унитарное и федеративное территориально-государственное
устройство, монархию и республику, политическую партию и
общественно-политическое движение, выборы и референдум
Устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между
человеком, обществом и государством; между правами человека
и гражданина и обязанностями граждан; связи политических
потрясений и социально-экономических кризисов в государстве
Использовать полученные знания для объяснения сущности
политики,
политической
власти,
значения
политической
деятельности в обществе; для объяснения взаимосвязи правового
государства и гражданского общества; для осмысления личного
социального
опыта
при
исполнении
социальной
роли
гражданина; о роли информации и информационных технологий
в современном мире для аргументированного объяснения роли
СМИ в современном обществе и государстве
1.8
1.9
Определять и аргументировать неприемлемость всех форм
антиобщественного поведения в политике с точки зрения
социальных ценностей и правовых норм
Решать в рамках изученного материала познавательные и
практические задачи, отражающие типичные взаимодействия
между субъектами политики; выполнение социальных ролей
избирателя,
члена
политической
партии,
участника
общественнополитического движения
1.10
1.11
1.12
1.13
Овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции
Российской Федерации, других нормативных правовых актов,
учебных и иных текстов обществоведческой тематики, связанных
с деятельностью субъектов политики; преобразовывать
текстовую информацию в таблицу или схему о функциях
государства, политических партий, формах участия граждан в
политике
Искать и извлекать информацию о сущности политики,
государстве и его роли в обществе: по заданию учителя выявлять
соответствующие факты из разных адаптированных источников
(в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с
соблюдением правил информационной безопасности при работе в
сети Интернет
Анализировать и конкретизировать социальную информацию о
формах участия граждан нашей страны в политической жизни, о
выборах и референдуме
Оценивать политическую деятельность различных субъектов
политики с точки зрения учёта в ней интересов развития
общества, её соответствия гуманистическим и демократическим
ценностям: выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы,
участвовать в дискуссии
1.14
Использовать полученные знания в практической учебной
деятельности (включая выполнение проектов индивидуально и в
группе), в повседневной жизни для реализации прав гражданина
в политической сфере, а также в публичном представлении
результатов своей деятельности в соответствии с темой и
ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом
1.15
2
2.1
Осуществлять
совместную
деятельность,
включая
взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности, на основе национальных
ценностей современного российского общества: гуманистических
и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания
между народами, людьми разных культур: выполнять учебные
задания в парах и группах, исследовательские проекты
По теме «Гражданин и государство»
Осваивать и применять знания об основах конституционного
строя и организации государственной власти в Российской
Федерации,
государственно-территориальном
устройстве
Российской Федерации, деятельности высших органов власти и
управления в Российской Федерации; об основных направлениях
внутренней политики Российской Федерации
Характеризовать Россию как демократическое федеративное
правовое государство с республиканской формой правления, как
2.2
социальное государство, как светское государство; статус и
полномочия Президента Российской Федерации, особенности
формирования и функции Государственной Думы и Совета
Федерации, Правительства Российской Федерации
2.3
Приводить примеры и моделировать ситуации в политической
сфере жизни общества, связанные с осуществлением правомочий
высших органов государственной власти Российской Федерации,
субъектов Федерации; деятельности политических партий;
политики в сфере культуры и образования, бюджетной и
денежно-кредитной
политики,
политики
в
сфере
противодействии
коррупции,
обеспечения
безопасности
личности, общества и государства, в том числе от терроризма и
экстремизма
Классифицировать
2.4
устанавливать
по
разным
существенный
признакам
признак
(в
том
числе
классификации)
полномочия высших органов государственной власти Российской
Федерации
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
Сравнивать
с
использованием
Конституции
Российской
Федерации полномочия центральных органов государственной
власти и субъектов Российской Федерации
Устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и
субъектов политики в Российской Федерации, федерального
центра и субъектов Российской Федерации, между правами
человека и гражданина и обязанностями граждан
Использовать полученные знания для характеристики роли
Российской Федерации в современном мире; для объяснения
сущности
проведения
в
отношении
нашей
страны
международной политики «сдерживания»; для объяснения
необходимости противодействия коррупции
С опорой на обществоведческие знания, факты общественной
жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать
с точки зрения ценностей гражданственности и патриотизма своё
отношение к внутренней и внешней политике Российской
Федерации, к проводимой по отношению к нашей стране
политике «сдерживания»
Решать познавательные и практические задачи, отражающие
процессы, явления и события в политической жизни Российской
Федерации, в международных отношениях
Систематизировать и конкретизировать информацию о
политической жизни в стране в целом, в субъектах Российской
Федерации, о деятельности высших органов государственной
власти, об основных направлениях внутренней и внешней
политики, об усилиях нашего государства в борьбе с
экстремизмом и международным терроризмом
Овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой
тематики: отбирать информацию об основах конституционного
строя Российской Федерации, гражданстве Российской
Федерации,
конституционном статусе человека и гражданина, о полномочиях
высших
органов
государственной
власти,
местном
самоуправлении и его функциях из фрагментов Конституции
Российской Федерации, других нормативных правовых актов и из
предложенных учителем источников и учебных материалов,
составлять на их основе план, преобразовывать текстовую
информацию в таблицу, схему
Искать и извлекать информацию об основных направлениях
внутренней и внешней политики Российской Федерации, высших
2.12
органов государственной власти, о статусе субъекта Федерации, в
котором проживают обучающиеся: выявлять соответствующие
факты из публикаций СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в сети Интернет
2.13
2.14
2.15
2.16
2.17
Анализировать,
обобщать,
систематизировать
и
конкретизировать информацию о важнейших изменениях в
российском законодательстве, о ключевых решениях высших
органов государственной власти и управления Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, соотносить её с
собственными знаниями о политике, формулировать выводы,
подкрепляя их аргументами
Оценивать собственные поступки и поведение других людей в
гражданско-правовой сфере с позиций национальных ценностей
нашего общества, уважения норм российского права, выражать
свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии
Использовать полученные знания о государстве Российская
Федерация в практической учебной деятельности (выполнять
проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в
повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских
обязанностей; публично представлять результаты своей
деятельности (в рамках изученного материала, включая
проектную деятельность) в соответствии с темой и ситуацией
общения, особенностями аудитории и регламентом
Самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и
составлять простейший документ при использовании портала
государственных услуг
Осуществлять
совместную
деятельность,
включая
взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности на основе национальных ценностей
современного российского общества: гуманистических и
демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания
между народами, людьми разных культур
3
3.1
3.2
3.3
По теме «Человек в системе социальных отношений»
Осваивать и применять знания о социальной структуре общества,
социальных общностях и группах; социальных статусах, ролях,
социализации личности; важности семьи как базового
социального института; об этносе и нациях, этническом
многообразии современного человечества, диалоге культур,
отклоняющемся поведении и здоровом образе жизни
Характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной
политики Российского государства
Приводить
социальных
государства
примеры
различных
ролей,
социальной
социальных
статусов,
политики
Российского
3.4
Классифицировать социальные общности и группы
3.5
Сравнивать виды социальной мобильности
3.6
Устанавливать и объяснять причины существования разных
социальных групп; социальных различий и конфликтов
3.7
3.8
3.9
3.10
Использовать полученные знания для осмысления личного
социального
опыта
при
исполнении
типичных
для
несовершеннолетних социальных ролей; аргументированного
объяснения социальной и личной значимости здорового образа
жизни, опасности наркомании и алкоголизма для человека и
общества
Определять
и
аргументировать
с
использованием
обществоведческих знаний, фактов общественной жизни и
личного социального опыта своё отношение к разным этносам
Решать познавательные и практические задачи, отражающие
типичные социальные взаимодействия; направленные на
распознавание отклоняющегося поведения и его видов
Осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе
учебных текстов план (в том числе отражающий изученный
материал о социализации личности)
3.11
3.12
3.13
3.14
3.15
4
4.1
4.2
4.3
Извлекать информацию из адаптированных источников,
публикаций СМИ и сети Интернет о межнациональных
отношениях, об историческом единстве народов России;
преобразовывать информацию из текста в модели (таблицу,
диаграмму, схему) и из предложенных моделей в текст
Анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и
статистическую социальную информацию из адаптированных
источников, учебных материалов и публикаций СМИ об
отклоняющемся поведении, его причинах и негативных
последствиях; о выполнении членами семьи своих социальных
ролей; о социальных конфликтах; критически оценивать
современную социальную информацию
Оценивать
собственные
поступки
и
поведение,
демонстрирующее отношение к людям других национальностей;
осознавать неприемлемость антиобщественного поведения
Использовать полученные знания в практической деятельности
для выстраивания собственного поведения с позиции здорового
образа жизни
Осуществлять совместную деятельность с людьми другой
национальной и религиозной принадлежности на основе
веротерпимости и взаимопонимания между людьми разных
культур
По теме «Человек в современном изменяющемся мире»
Осваивать и применять знания об информационном обществе,
глобализации, глобальных проблемах
Характеризовать
сущность
информационного
общества;
здоровый образ жизни; глобализацию как важный общемировой
интеграционный процесс
Приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их
решения; участия молодёжи в общественной жизни; влияния
образования на возможности профессионального выбора и
карьерного роста
4.4
Сравнивать требования к современным профессиям
4.5
Устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
Использовать полученные знания о современном обществе для
решения познавательных задач и анализа ситуаций, включающих
объяснение (устное и письменное) важности здорового образа
жизни, связи здоровья и спорта в жизни человека
Определять и аргументировать с опорой на обществоведческие
знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт
своё отношение к современным формам коммуникации; к
здоровому образу жизни
Решать в рамках изученного материала познавательные и
практические задачи, связанные с волонтёрским движением;
отражающие особенности коммуникации в виртуальном
пространстве
Осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных,
публицистических и других) по проблемам современного
общества, глобализации, непрерывного образования, выбора
профессии
Осуществлять поиск и извлечение социальной информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) из различных
источников о глобализации и её последствиях; о роли
непрерывного образования в современном обществе
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
9КЛАСС
государства. Внутренняя и внешняя политика
1.3
Форма государства
1.4
Монархия и республика ‒ основные формы правления
1.5
Унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство
1.6
Политический режим и его виды. Демократия, демократические
ценности. Правовое государство и гражданское общество
1.7
Участие граждан в политике. Выборы, референдум
1.8
2
Код
1
1.1
1.2
Политические партии, их роль в демократическом обществе.
Общественно-политические организации
Гражданин и государство
Проверяемый элемент содержания
Человек в политическом измерении
Политика и политическая власть
Государство ‒ политическая организация общества. Признаки
2.1
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия ‒
демократическое федеративное правовое государство с республиканской
формой правления. Россия ‒ социальное государство. Основные
направления и приоритеты социальной политики российского
государства. Россия ‒ светское государство
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и
2.2
гражданина.
Гражданство
Российской
Федерации.
Взаимосвязь
конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской
Федерации
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации.
2.3
Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город
федерального значения, автономная область, автономный округ.
Конституционный статус субъектов Российской Федерации
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
власти в Российской Федерации. Президент ‒ глава государства
Российская Федерация
Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и
Совет Федерации
Правительство Российской Федерации
Судебная система в Российской Федерации. Конституционный Суд
Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации
Местное самоуправление
Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской
Федерации
3.
Человек в системе социальных отношений
3.1
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и
групп
3.2
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой
набор подростка
3.3
Социальная мобильность
3.4
Социализация личности
3.5
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные
ценности. Основные роли членов семьи
3.6
Этнос и нация. Россия ‒ многонациональное государство. Этносы и нации
в диалоге культур
3.7
Социальная политика Российского государства
3.8
Социальные конфликты и пути их разрешения
3.9
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для
человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения
4
Человек в современном изменяющемся мире
4.1
Информационное общество
4.2
Сущность глобализации. Причины,
глобализации, её противоречия
4.2
Глобальные проблемы и возможности их решения. Экологическая
ситуация и способы её улучшения
4.3
Молодёжь ‒ активный участник общественной жизни. Волонтёрское
движение
4.4
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера
4.5
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового
образа жизни. Мода и спорт
проявления
и
последствия
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир.
Особенности общения в виртуальном пространстве. Перспективы
развития общества
4.6
ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ТРЕБОВАНИЯ К
РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Код
проверяемого
требования
1
Проверяемые требования к предметным результатам
базового уровня освоения основной образовательной
программы основного общего образования на основе ФГОС
Освоение и применение системы знаний о социальных свойствах
человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми,
важности семьи как базового социального института;
характерных чертах общества; содержании и значении
социальных норм, регулирующих общественные отношения,
включая правовые нормы, регулирующие типичные для
несовершеннолетнего и членов его семьи общественные
отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и
семейного права, основы налогового законодательства);
процессах и явлениях в экономической (в области макро- и
микроэкономики), социальной, духовной и политической сферах
жизни общества; основах конституционного строя и организации
государственной власти в Российской Федерации, правовом
статусе гражданина Российской Федерации (в том числе
несовершеннолетнего); системе образования в Российской
Федерации;
основах
государственной
бюджетной
и
денежнокредитной, социальной политики, политики в сфере
культуры и образования, противодействии коррупции в
Российской Федерации, обеспечении безопасности личности,
общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма
2
3
Умение
характеризовать
традиционные
российские
духовнонравственные ценности (в том числе защиту
человеческой жизни, прав и свобод человека, семья,
созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и
нравственности,
гуманизм,
милосердие,
справедливость,
взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов
России, преемственность истории нашей Родины); государство
как социальный институт
Умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации)
деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов
определённого типа в различных сферах общественной жизни, их
структурных элементов и проявлений основных функций;
разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых
различными видами социальных норм, в том числе связанных с
правонарушениями и наступлением юридической
ответственности;
связи
политических
потрясений
социальноэкономического кризиса в государстве
и
4
5
6
7
Умение классифицировать по разным признакам (в том числе
устанавливать
существенный
признак
классификации)
социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к
различным сферам общественной жизни, их существенные
признаки, элементы и основные функции
Умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для
сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления,
процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы
и основные функции
Умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных
объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной
жизни, их элементов и основных функций, включая
взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер
общественной жизни, гражданина и государства; связи
политических потрясений и социально-экономических кризисов в
государстве
Умение использовать полученные знания для объяснения
(устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений,
процессов социальной действительности, в том числе для
аргументированного
объяснения
роли
информации
и
информационных технологий в современном мире; социальной и
личной значимости здорового образа жизни, роли непрерывного
образования, опасности наркомании и алкоголизма для человека
и общества; необходимости правомерного налогового поведения,
противодействия коррупции; проведения в отношении нашей
страны
международной
политики
«сдерживания»;
для
осмысления личного социального опыта при исполнении
типичных для несовершеннолетнего социальных ролей
8
Умение с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни и личный социальный опыт определять и
аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм
своё
отношение
к
явлениям,
процессам
социальной
действительности
9
10
11
12
13
Умение решать в рамках изученного материала познавательные и
практические задачи, отражающие выполнение типичных для
несовершеннолетнего социальных ролей, типичные социальные
взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том
числе процессы формирования, накопления и инвестирования
сбережений
Овладение смысловым чтением текстов обществоведческой
тематики,
позволяющим
воспринимать,
понимать
и
интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров,
назначений в целях решения различных учебных задач, в том
числе извлечений из Конституции Российской Федерации и
других нормативных правовых актов; умение составлять на их
основе план, преобразовывать текстовую информацию в модели
(таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные
модели в текст
Овладение приёмами поиска и извлечения социальной
информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по
заданной теме из различных адаптированных источников (в том
числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением
правил информационной безопасности при работе в сети
Интернет
Умение
анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать и критически оценивать социальную
информацию,
включая
экономико-статистическую,
из
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями о
моральном и правовом регулировании поведения человека,
личным социальным опытом; используя обществоведческие
знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами
Умение оценивать собственные поступки и поведение других
людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и
иным видам социальных норм, экономической рациональности
(включая вопросы, связанные с личными финансами и
предпринимательской деятельностью, для оценки рисков
осуществления
финансовых
мошенничеств,
применения
недобросовестных практик); осознание неприемлемости всех
форм антиобщественного поведения
14
15
ПЕРЕЧЕНЬ
ОГЭ
Код
1
Приобретение опыта использования полученных знаний, включая
основы финансовой грамотности, в практической (включая
выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в
повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и
гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя
финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских
обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; для
составления личного финансового плана; для выбора профессии
и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере;
опыта публичного представления результатов своей деятельности
в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями
аудитории и регламентом
Приобретение опыта осуществления совместной деятельности,
включая взаимодействие с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности на основе
национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
осознание ценности культуры и традиций народов России
ЭЛЕМЕНТОВ
СОДЕРЖАНИЯ,
ПРОВЕРЯЕМЫХ
НА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Проверяемый элемент содержания
Человек и его социальное окружение
1.1
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия
человека и животного
1.2
Потребности человека (биологические, социальные, духовные).
Способности человека
1.3
1.4
1.5
Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни
человека и формирование личности. Отношения между поколениями.
Особенности подросткового возраста. Люди с ограниченными
возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция
Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд,
учение)
Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности
1.6
Право человека на образование. Школьное образование. Права и
обязанности учащегося
1.7
Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков.
Общение в современных условиях. Особенности общения в виртуальном
пространстве
1.8
Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в
группе. Межличностные отношения (деловые, личные). Отношения с
друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях
2
2.1
Общество, в котором мы живём. Человек в современном изменяющемся
мире
Что такое общество. Связь общества и природы
2.2
Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их
взаимодействие
2.3
Развитие общества. Современные формы связи и коммуникации:как они
изменили мир.
Информационное общество. Роль информации и информационных
технологий в современном мире. Профессии настоящего и будущего.
Непрерывное образование и карьера
2.4
Информационная культура и информационная безопасность. Правила
безопасного поведения в сети Интернет
2.5
Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия
глобализации, её противоречия. Глобальные проблемы и возможности их
решения. Экологическая ситуация и способы её улучшения
3
3.1
3.2
Человек в мире культуры
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на
формирование личности
Духовные ценности, традиционные ценности российского народа.
Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина.
Гражданственность и патриотизм. Гуманизм
3.3
Принципы и нормы морали. Добро и зло. Нравственные чувства
человека. Совесть и стыд. Моральный выбор. Моральная оценка
поведения людей и собственного поведения. Влияние моральных норм
на общество и человека. Волонтёрское движение
3.4
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в
развитии общества
3.5
Образование. Личностная и общественная значимость образования в
современном обществе. Образование в Российской Федерации.
Самообразование. Политика в сфере культуры и образования в
Российской Федерации
3.6
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода
совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии.
Религии и религиозные объединения в Российской Федерации
3.7
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и
общества
4
Человек в экономических отношениях
4.1
Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его
экономического развития. Потребности и ресурсы, ограниченность
ресурсов. Экономический выбор. Ресурсы и возможности экономики
нашей страны
4.2
Экономическая система и её функции. Собственность
4.3
Виды экономической деятельности. Производство ‒ источник
экономических благ. Факторы производства. Обмен. Торговля и её
формы
4.4
Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда.
Заработная плата и стимулирование труда
4.5
4.6
Занятость и безработица
Рыночная экономика. Конкуренция. Государственная политика по
развитию конкуренции. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Невидимая рука рынка. Многообразие рынков
4.7
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить
эффективность производства
4.8
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской
деятельности
4.9
Деньги и их функции
4.10
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании,
кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых
посредников. Основные типы финансовых инструментов: акции и
облигации
4.11
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит,
платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное
банковское обслуживание
4.12
Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг
4.13
4.14
4.15
5
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних
хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования.
Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный
финансовый план.
Способы и формы сбережений
Экономические цели и функции государства
Налоги. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет.
Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской
Федерации.
Человек в системе социальных отношений. Социальные ценности и
нормы
5.1
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и
групп
5.2
Этнос и нация. Россия ‒ многонациональное государство. Этносы и
нации в диалоге культур
5.3
Положение человека в обществе. Социальный статус человека в
обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка. Социальная
мобильность
5.4
Молодёжь ‒ активный участник общественной жизни. Современная
молодёжная культура
5.5
Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения
человека в обществе. Виды социальных норм. Традиции и обычаи. Право
и его роль в жизни общества. Право и мораль
5.6
Социализация личности
5.7
Важность семьи в жизни человека, общества и государства. Функции
семьи. Семейные ценности. Семейные традиции. Семейный досуг.
Свободное время подростка. Основные роли членов семьи
5.8
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для
человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения
5.9
Социальные конфликты и пути их разрешения
5.10
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового
образа жизни.
5.11
Основные направления и приоритеты социальной политики российского
государства
6
6.1
Человек в политическом измерении
Политическая жизнь общества. Политика и политическая власть
6.2
Государство ‒ политическая организация
государства. Внутренняя и внешняя политика
6.3
Форма государства. Монархия и республика ‒ основные формы
правления. Унитарное и федеративное государственно-территориальное
устройство
6.4
Политический режим и его виды. Демократия, демократические
ценности. Правовое государство и гражданское общество
6.5
Участие граждан в политике. Выборы, референдум
6.6
7
общества.
Признаки
Политические партии, их роль в демократическом обществе.
Общественно-политические организации
Гражданин и государство
7.1
Наша страна в начале XXI в. Место нашей Родины среди современных
государств. Государственная власть в нашей стране. Государственный
герб, Государственный флаг, Государственный гимн Российской
Федерации
7.2
Конституция Российской Федерации ‒ основной закон
7.3
7.4
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и
гражданина. Гражданство Российской Федерации. Гарантия и защита
прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина
Российской Федерации
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия ‒
демократическое федеративное правовое государство с респубиканской
формой правления. Россия ‒ социальное государство. Россия ‒ светское
государство
7.5
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной
власти в Российской Федерации. Государственное управление.
Противодействие коррупции в Российской Федерации
7.6
Президент ‒ Глава государства Российская Федерация
7.7
Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и
Совет Федерации
7.8
Правительство Российской Федерации
7.9
Судебная система в Российской Федерации. Конституционный Суд
Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации
7.10
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город
федерального значения, автономная область, автономный округ.
Конституционный статус субъектов Российской Федерации
7.11
Местное самоуправление
8.1
Правовая норма. Правовая оценка поступков и деятельности человека.
Правомерное поведение. Правовая культура личности
8
8.2
8.3
8.4
8.5
8.6
8.7
8.8
Человек как участник правовых отношений. Основы российского
права
Законы и подзаконные акты. Отрасли права
Правоотношения и их особенности. Участники правоотношений.
Физические и юридические лица в гражданском праве. Правоспообность
и дееспособность
Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых
отношений
Право собственности, защита прав собственности
Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор куплипродажи
Права потребителей и возможности их защиты
Условия заключения брака в Российской Федерации
8.9
Права ребёнка и возможности их защиты. Права и обязанности детей и
родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения
родителей
8.10
Стороны трудовых отношений, их права и обязанности. Рабочее время и
время отдыха
8.11
Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового договора.
Особенности правового статуса несовершеннолетних при осуществлении
трудовой деятельности
8.12
Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и
преступление. Опасность правонарушений для личности и общества.
Особенности юридической ответственности несовершеннолетних
8.13
Гражданско-правовые
проступки
гражданско-правовая ответственность
8.14
Административные проступки и административная ответственность
8.16
Преступления и уголовная ответственность
8.15
8.17
и
Дисциплинарные проступки и дисциплинарная ответственность
Правоохранительные органы в Российской Федерации. Структура
правоохранительных органов Российской Федерации. Функции
правоохранительных органов
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА:
Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др.// Обществознание, 8 класс М.:
Просвещение.
Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. Обществознание, 9 класс. М.:
Просвещение.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 8-9 кл.: пособие для учителя /
Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.Ю. Басик и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т.
Кинкулькина. – 3-е изд. – М.: Просвещение.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ
СЕТИ ИНТЕРНЕТ:
1 Каталог электронных
http://fcior.edu.ru/
образовательных ресурсов
2 Единое окно доступа к
http://window.edu.ru/library?p_rubr=2.1
образовательным ресурсам
3 Федеральный центр
http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/p/
информационнообразовательных
page.html
ресурсов для общего
образования
4 Единая коллекция цифровых
http://school-collection.edu.ru/
образовательных ресурсов
5 Каталог образовательных
http://katalog.iot.ru/
ресурсов сети интернет
6 ФГБУ «федеральный центр
http://www.rustest.ru/
тестирования»
7 Информационный портал ГИА
http://gia.edu.ru/
8 Российский совет олимпиад
http://www.rsr-olymp.ru/
школьников
9 Российский
http://www.school.edu.ru/default.asp
общеобразовательный портал
1 Федеральный портал
http://www.edu.ru/
0 «Российское образование»