Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоозерновская средняя школа города Евпатории Республики Крым»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол № 1 от 28.08.2025г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по
учебно-воспитательной
работе
Н.И. Шевчук,
УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ «НСШ»
от 29 августа 2025г № 317
28 августа 2025г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Обществознание» для 11 А класса
(соответствует федеральной образовательной программе)
для 10-11 классов
базовый уровень ФГОС СОО
на 2025-2026 учебный год
ПРИНЯТО
Педагогический совет МБОУ
«НСШ»
(протокол от 29.08.2025 г № 13)
Учитель:
Гаенко Ирина Георгиевна
2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию на уровне среднего общего образования
(базовый уровень) составлена на основе положений и требований к результатам освоения
основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте среднего общего образования, в соответствии с Концепцией
преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учетом
федеральной рабочей программы воспитания. Рабочая программа по обществознанию на
уровне среднего общего образования реализует принцип преемственности примерных
рабочих образовательных программ основного общего и среднего общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Учебный предмет «Обществознание» играет ведущую роль в выполнении системой
образования функции интеграции молодежи в современное общество и обеспечивает
условия для формирования российской гражданской идентичности, традиционных
ценностей многонационального российского народа, готовности обучающихся к
саморазвитию и непрерывному образованию, труду и творческому самовыражению,
взаимодействию с другими людьми на благо человека и общества.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ
УРОВЕНЬ)
Целями обществоведческого образования в средней школе являются:
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных
областях жизни, уважения к традиционным ценностям и культуре России,
правам и свободам человека и гражданина, закрепленным в Конституции
Российской Федерации;
развитие личности в период ранней юности, становление ее духовнонравственных позиций и приоритетов, выработка правового сознания,
политической культуры, мотивации к предстоящему самоопределению в
различных областях жизни: семейной, трудовой, профессиональной;
развитие
способности
обучающихся
к
личному
самоопределению,
самореализации, самоконтролю;
развитие интереса обучающихся к освоению социальных и гуманитарных
дисциплин;
освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной
картины общества, адекватной современному уровню научных знаний и
позволяющей реализовать требования к личностным, метапредметным и
предметным результатам освоения образовательной программы, представленным
в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего
образования;
овладение
умениями
получать,
анализировать,
интерпретировать
и
систематизировать социальную информацию из различных источников,
преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения
учебно-познавательных,
исследовательских
задач, а также в проектной деятельности;
совершенствование опыта обучающихся в применении полученных знаний
(включая знание социальных норм) и умений в различных областях
общественной жизни: в гражданской и общественной деятельности, включая
волонтерскую, в сферах межличностных отношений, отношений между людьми
различных национальностей и вероисповеданий, в противодействии коррупции,
в семейно- бытовой сфере, а также для анализа и оценки жизненных ситуаций,
социальных фактов, поведения людей и собственных поступков.
С учетом преемственности с уровнем основного общего образования учебный
предмет «Обществознание» раскрывает теоретические знания, факты социальной жизни;
ценности и нормы, регулирующие общественные отношения; социальные роли человека,
его права, свободы и обязанности как члена общества и гражданина Российской
Федерации; особенности современного российского общества в единстве социальных сфер
и институтов и роли России в динамично изменяющемся мире; различные аспекты
межличностного и других видов социального взаимодействия, а также взаимодействия
людей и социальных групп с основными институтами государства и гражданского
общества и регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
Освоение содержания обществоведческого образования осуществляется в
соответствии со следующими ориентирами, отражающими специфику учебного предмета
на уровне среднего общего образования:
определение учебного содержания научной и практической значимостью
включаемых в него положений и педагогическими целями учебного предмета с
учетом познавательных возможностей учащихся старшего подросткового
возраста;
представление в содержании учебного предмета основных сфер жизни общества,
типичных видов человеческой деятельности в информационном обществе,
условий экономического развития на современном этапе, особенностей
финансового поведения, перспектив и прогнозов общественного развития, путей
решения актуальных социальных проблем;
обеспечение развития ключевых навыков, формируемых деятельностным
компонентом социально-гуманитарного образования (выявление проблем,
принятие решений, работа с информацией), и компетентностей, имеющих
универсальное значение для различных видов деятельности и при выборе
профессии;
включение в содержание предмета полноценного материала о современном
российском обществе, об основах конституционного строя Российской
Федерации, закрепленных в Конституции Российской Федерации, о правах и
свободах человека и гражданина, тенденциях развития России, ее роли в мире и
противодействии вызовам глобализации;
расширение возможностей самопрезентации старшеклассников, мотивирующей
креативное мышление и участие в социальных практиках.
Отличие содержания учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне
среднего общего образования от содержания предшествующего уровня заключается в:
изучении нового теоретического содержания;
рассмотрении
ряда
ранее
изученных
социальных
явлений
и
процессов в более сложных и разнообразных связях и отношениях;
освоении обучающимися базовых методов социального познания;
большей опоре на самостоятельную деятельность и индивидуальные
познавательные интересы обучающихся, в том числе связанные с выбором
профессии;
расширении
и
совершенствовании
познавательных,
исследовательских, проектных умений, которые осваивают обучающиеся, и
возможностей их применения при выполнении социальных ролей, типичных для
старшего подросткового возраста.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ
УРОВЕНЬ) В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом предмет «Обществознание» на базовом уровне
изучается в 10 и 11 классах. Общее количество учебного времени на два года обучения
составляет 136 часов (68 часов в год). Общая недельная нагрузка в каждом году обучения
составляет 2 часа.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
11 КЛАСС
Человек в обществе
Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и
элементами общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и
функции социальных институтов. Типы обществ. Постиндустриальное (информационное)
общество и его особенности. Роль массовой коммуникации в современном обществе.
Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальная революция.
Реформа. Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса.
Глобализация и ее противоречивые последствия.
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние
социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном
обществе. Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, его роль в
жизнедеятельности человека. Социализация личности и ее этапы. Агенты (институты)
социализации. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное
поведение.
Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и интересы.
Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека.
Познавательная деятельность.
Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и
методы. Знание как результат познавательной деятельности, его виды. Понятие истины, ее
критерии. Абсолютная, относительная истина. Естественные, технические, точные и
социально-гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания.
Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках.
Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Духовная культура
Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества.
Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и элитарная
культура. Молодежная субкультура. Контркультура. Функции культуры. Культурное
многообразие современного общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в
формирование ценностей современного общества.
Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор.
Категории морали. Гражданственность. Патриотизм.
Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе.
Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской
Федерации.
Образование в современном обществе. Система российского образования. Основные
направления развития образования в Российской Федерации. Непрерывность образования
в информационном обществе. Значение самообразования. Цифровые образовательные
ресурсы.
Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии.
Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода
совести.
Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы духовной
культуры. Достижения современного российского искусства.
Особенности профессиональной деятельности в сфере науки, образования,
искусства.
Экономическая жизнь общества
Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество
жизни. Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривая
производственных возможностей. Типы экономических систем. Экономический рост и
пути его достижения. Факторы долгосрочного экономического роста. Понятие
экономического цикла. Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов.
Функционирование рынков. Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса.
Рыночное предложение. Закон предложения. Эластичность предложения. Рынки труда,
капитала, земли, информации. Государственное регулирование рынков. Конкуренция и
монополия. Государственная политика защиты конкуренции. Антимонопольное
регулирование в Российской Федерации. Рынок труда. Заработная плата и
стимулирование труда. Занятость и безработица. Причины и виды безработицы.
Государственная политика Российской Федерации в области занятости. Особенности
труда молодежи. Деятельность профсоюзов.
Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная
ответственность. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития
общества. Особенности профессиональной деятельности в экономической и финансовой
сферах.
Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства.
Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования
предприятий. Издержки, их виды. Выручка, прибыль. Поддержка малого и среднего
предпринимательства
в
Российской
Федерации.
Государственная
политика
импортозамещения в Российской Федерации.
Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система.
Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Цифровые финансовые
услуги. Финансовые технологии и финансовая безопасность. Денежные агрегаты.
Монетарная политика Банка России. Инфляция: причины, виды, последствия.
Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные
блага. Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит
государственного бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета.
Государственный долг. Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов.
Система налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты.
Фискальная политика государства. Цифровизация экономики в Российской Федерации.
Международная экономика. Международное разделение труда. Экспорт и импорт
товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной торговле.
Государственное регулирование внешней торговли.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»11 класс (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения обучающимися программы среднего общего
образования по предмету «Обществознание» (базовый уровень) должны отражать
готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней
позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних
убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества,
расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей; уважение ценностей иных культур, конфессий;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении школы и детско-юношеских организаций;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности.
Патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России; достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями
народов России.
Эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление проявлять качества творческой личности.
Физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью, потребность в физическом совершенствовании;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной социально направленной деятельности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные
планы; мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному
росту, к учету общественных потребностей при предстоящем выборе сферы
деятельности;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении
жизни.
Экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды,
осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки, включая социальные науки, и общественной практики,
основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира; языковое и речевое развитие
человека, включая понимание языка социально- экономической и политической
коммуникации;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную
и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении
всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
программы среднего общего образования (на базовом уровне) у них совершенствуется
эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное
состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы,
быть уверенным в себе в межличностном взаимодействии и при принятии
решений;
саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
готовность и способность овладевать новыми социальными практиками,
осваивать типичные социальные роли;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы среднего общего образования по
предмету «Обществознание» (базовый уровень) должны отражать:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему,
рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения социальных объектов, явлений и процессов;
определять цели познавательной деятельности, задавать параметры и критерии
их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных
явлениях и процессах;
вносить коррективы в деятельность (с учетом разных видов деятельности),
оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий
деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе
учебно-познавательных.
Базовые исследовательские действия:
развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки
разрешения проблем;
проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов социального
познания;
осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, применять научную терминологию,
ключевые понятия и методы социальных наук;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и процессов и
актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры
и критерии решения;
анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания социальных
объектов, в социальных отношениях; оценивать приобретенный опыт;
уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в
познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать
новые
идеи,
предлагать
оригинальные
подходы
и
решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
владеть навыками получения социальной информации из источников разных
типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм
представления (в том числе полученной из интернет- источников), ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно
вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых
средств.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с
учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые учебные исследовательские и социальные проекты, оценивать
идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
самостоятельно
осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и в жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и практической
деятельности, в межличностных отношениях;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии
альтернатив, аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за
принятое решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный
уровень.
Самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать
приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности.
Принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
признавать свое право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 11 КЛАСС
1) Владеть знаниями о социальной структуре общества, критериях социальной
стратификации; формах и факторах социальной мобильности в современном обществе, о
семье как социальном институте, возрастании роли семейных ценностей; направлениях
социальной политики в Российской Федерации, в том числе в области поддержки семьи;
о структуре и функциях политической системы общества, направлениях
государственной политики Российской Федерации; конституционном статусе и
полномочиях органов государственной власти;
о праве как социальном регуляторе, системе права и законодательстве Российской
Федерации, системе прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской
Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в Российской Федерации; правовом
регулирования гражданских, семейных, трудовых, налоговых, образовательных,
административных, уголовных правовых отношений; экологическом законодательстве,
гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.
2) Характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том числе
ценности человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству, семьи, созидательного
труда, норм морали и нравственности, прав и свобод человека, гуманизма, милосердия,
справедливости,
коллективизма,
исторического
единства
народов
России,
преемственности истории нашей Родины, осознания ценности культуры России и
традиций народов России, общественной стабильности и целостности государства на
примерах
разделов «Социальная сфера», «Политическая сфера», «Правовое
регулирование общественных отношений в Российской Федерации».
3) Владеть умениями определять смысл, различать признаки научных понятий и
использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений при
изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний,
включая понятия: социальные общности, социальные группы и отношения между ними,
социальная стратификация, социальное неравенство, социальный статус, социальная роль,
социальная мобильность, семья и брак, этнические общности, нация, социальные нормы,
социальный контроль и самоконтроль, социальный конфликт, политическая власть,
политический институт, политические отношения, политическая система, государство,
национальная безопасность, политическая культура, политическая элита, политическое
лидерство, политический процесс, право, источник права, система права, норма права,
отрасль права, институт права, правонарушение, юридическая ответственность,
нормативный правовой акт, закон, подзаконный акт, законодательный процесс, правовой
статус, гражданство Российской Федерации, налог;
определять различные смыслы многозначных понятий, в том числе: власть,
социальная справедливость, социальный институт;
классифицировать и типологизировать на основе предложенных критериев
используемые в социальных науках понятия и термины, отражающие социальные явления
и процессы, в том числе: социальные общности и группы; виды социальной мобильности;
типы семьи; социальные нормы; социальные конфликты; формы социальных девиаций;
виды миграционных процессов в современном мире; формы государства; политические
партии; виды политического лидерства, избирательных и партийных систем,
политических идеологий; правовые нормы; отрасли и институты права; источники права;
нормативные правовые акты; виды правовых отношений; правонарушения; виды
юридической ответственности; права и свободы человека и гражданина Российской
Федерации; конституционные обязанности гражданина Российской Федерации; способы
защиты гражданских прав, правоохранительные органы; организационно- правовые
формы юридических лиц; права и обязанности родителей и детей; права и обязанности
работников и работодателей; дисциплинарные взыскания; налоги и сборы в Российской
Федерации; права и обязанности налогоплательщиков; виды административных
правонарушений и наказаний; экологические правонарушения; способы защиты права на
благоприятную окружающую среду; виды преступлений; виды наказаний в уголовном
праве.
4) Владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинно- следственные,
функциональные, иерархические и другие связи при описании социальной структуры,
формы государства, политической культуры личности и ее политического поведения,
системы права, нормативно- правовых актов, прав, свобод и обязанностей;
приводить примеры взаимосвязи социальной, политической и других сфер жизни
общества; права и морали; государства и права; действия правовых регуляторов и
развития общественных процессов;
характеризовать причины и последствия преобразований в социальной,
политической сферах, в правовом регулировании общественных отношений в Российской
Федерации; возрастания социальной мобильности; сохранения социального неравенства;
социальных конфликтов; отклоняющегося (девиантного) поведения; правонарушения и
юридической ответственности за него; абсентеизма; коррупции;
характеризовать функции семьи, социальных норм, включая нормы права;
социального контроля; государства, субъектов и органов государственной власти в
Российской Федерации; политических партий; средств массовой информации в
политической жизни общества; правоохранительных органов;
отражать связи социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых
систем, в том числе в таблицах, схемах, диаграммах, графиках.
5) Иметь представления о методах изучения социальной, политической сферы
жизни общества, включая универсальные методы науки, а также специальные методы
социального познания, в том числе социологические опросы, биографический,
сравнительно-правовой метод, политическое прогнозирование.
6) Применять знания, полученные при изучении разделов «Социальная сфера»,
«Политическая сфера», «Правовое регулирование общественных отношений в Российской
Федерации», для анализа социальной информации о социальном и политическом развитии
российского общества, направлениях государственной политики в Российской Федерации,
правовом регулировании общественных процессов в Российской Федерации, полученной
из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах
государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы
стратегического характера, публикации в СМИ;
осуществлять поиск политической и правовой информации, представленной в
различных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников,
вести целенаправленный поиск необходимых сведений для восполнения недостающих
звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в
информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения при
изучении разделов «Социальная сфера», «Политическая сфера», «Правовое регулирование
общественных отношений в Российской Федерации».
7) Осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность с опорой на
полученные знания о структуре общества, социальных отношениях, политической сфере,
правовом регулировании и законодательстве Российской Федерации, представлять ее
результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и
междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по изученным темам, составлять сложный и тезисный
план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты.
8) Использовать политические и правовые знания для взаимодействия с
представителями других национальностей и культур в целях успешного выполнения
типичных социальных ролей, ориентации в актуальных общественных
событиях,
определения личной гражданской позиции;
осознания роли непрерывного образования; использовать средства информационнокоммуникационных технологий в решении различных задач при изучении разделов
«Социальная сфера», «Политическая сфера»,
«Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации».
9) Формулировать на основе социальных ценностей и приобретенных знаний о
структуре общества и социальных взаимодействиях, политической сфере и
законодательстве Российской Федерации собственные суждения и аргументы по
проблемам социальной мобильности, ее форм и каналов в современном российском
обществе; миграционных процессов; тенденций развития семьи; участия субъектов
политики в политическом процессе; опасности коррупции и необходимости борьбы с ней;
соотношения прав и свобод человека с обязанностями и правовой ответственностью;
использовать ключевые понятия, теоретические положения, в том числе о
социальной структуре российского общества; роли семьи в жизни личности и в развитии
общества; особенностях политической власти, структуре политической системы; роли
Интернета в современной политической коммуникации; необходимости поддержания
законности и правопорядка; юридической ответственности за совершение
правонарушений; механизмах защиты прав человека; особенностях трудовых
правоотношений
несовершеннолетних
работников;
особенностях
уголовной
ответственности
несовершеннолетних
для
объяснения
явлений
социальной
действительности;
конкретизировать теоретические положения о конституционных принципах
национальной политики в Российской Федерации; социальных конфликтах, включая
этносоциальные, и путях их разрешения; государственной поддержке социально
незащищенных слоев общества и мерах социальной поддержки семьи в Российской
Федерации; федеративном устройстве и политической системе Российской Федерации на
современном этапе; государственном суверенитете; избирательной системе в Российской
Федерации; государственной службе и статусе государственного служащего; основах
конституционного строя Российской Федерации; субъектах гражданских правоотношений;
юридической ответственности и ее видах; правовом регулировании оказания
образовательных услуг; порядке приема на работу, заключения и расторжения трудового
договора, в том числе несовершеннолетних граждан; защите трудовых прав работников;
порядке и условиях заключения и расторжения брака; правах и обязанностях
налогоплательщика; принципах уголовного права, уголовного процесса,
гражданского процесса фактами социальной действительности, модельными ситуациями,
примерами из личного социального опыта.
10) Применять знание о правах и обязанностях потребителя финансовых услуг,
зафиксированных в законодательстве Российской Федерации; находить, анализировать и
использовать информацию, предоставленную государственными органами, в том числе в
цифровой среде, в целях управления личными финансами и обеспечения личной
финансовой безопасности.
11) Оценивать социальную информацию по проблемам социальных отношений,
политической жизни общества, правового регулирования, в том числе поступающую по
каналам сетевых коммуникаций, определять степень достоверности информации;
соотносить различные оценки социального взаимодействия, политических событий,
правовых отношений, содержащиеся в источниках информации; давать оценку действиям
людей в типичных (модельных) ситуациях с точки зрения социальных норм, в том числе
норм морали и права.
Самостоятельно оценивать и принимать решения, выявлять с помощью полученных знаний
наиболее эффективные способы противодействия коррупции; определять стратегии
разрешения социальных и межличностных конфликтов; оценивать поведение людей и
собственное поведение с точки зрения социальных норм, включая нормы морали и права,
ценностей; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения, опасность
алкоголизма и наркомани
11 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Всего
Раздел 1. Социальная сфера
1.1
Социальная структура общества
2
1.2
Социальное положение личности в обществе и пути
его изменения
2
1.3
Семья и семейные ценности
2
1.4
Этнические общности и нации
2
1.5
Социальные нормы и социальный контроль
2
1.6
Социальный конфликт
2
1.7
Повторительно-обобщающий урок по разделу
«Социальная сфера»
2
Итого по разделу
2.1
Политическая власть и политические отношения
2
2.2
Политическая система. Государство — основной
институт политической системы
3
Государство Российская Федерация. Государственное
управление в Российской Федерации
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
14
Раздел 2. Политическая сфера
2.3
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
2.4
Политическая культура общества и
личности.Политическая идеология
2
2.5
Политический процесс и его участники
3
2.6
Избирательная система
2
2.7
Политические элиты и политическое лидерство
2
2.8
Повторительно-обобщающий урок по разделу
«Политическая сфера»
2
Итого по разделу
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
Система права. Правовые отношения.
Правонарушения
Конституционные права, свободы и обязанности
человека и гражданина в Российской Федерации
Правовое регулирование гражданских, семейных,
трудовых правоотношений
Правовое регулирование налоговых, образовательных,
административных, уголовных правовых отношений,
экологическое законодательство
Основные принципы конституционного,
арбитражного, гражданского, административного,
уголовного процессов
Повторительно-обобщающий урок по разделу
«Правовое регулирование общественных отношений в
Российской Федерации»
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
20
Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации
3.1
Библиотека ЦОК
4
4
6
8
4
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
Итого по разделу
28
Итоговое повторение, представление результатов проектноисследовательской деятельности
6
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41cf62
11 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
Тема урока
Количес
тво
часов
Всего
Социальная структура общества
1
Социальная стратификация
российского общества
Социальное положение
личности в обществе и
пути его изменения
Социальная мобильность и ее
виды
1
1
1
5
Семья как социальный институт
1
6
Семья и семейные ценности
1
7
Этнические общности и нации
1
8
9
Национальная политика в
Российской Федерации
Социальные нормы и
отклоняющееся поведение
1
1
10
Социальный контроль
1
11
Социальный конфликт
1
12
13
14
15
16
Особенности профессиональной
деятельности социолога и
социального психолога
Повторительно-обобщающий
урок по теме "Социальная
сфера"
Повторительно-обобщающий
урок по теме "Социальная
сфера"
Политическая власть и
политические отношения
Политические институты
1
1
1
1
1
Дата
изучен
ия
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
02.09
Библиотека ЦОК
05.09
Библиотека ЦОК
09.09
https://m.edsoo.ru/f5ed0088
https://m.edsoo.ru/f5ed0286
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed0416
12.09
16.09
Библиотека ЦОК
19.09
Библиотека ЦОК
23.09
26.09
30.09
02.10
07.10
09.10
https://m.edsoo.ru/f5ed112c
https://m.edsoo.ru/f5ed112c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed112c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed0fba
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed092a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed0ad8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed07a4
14.10
16.10
21.10
Библиотека ЦОК
23.10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed2b30
https://m.edsoo.ru/f5ed2964
17
Политическая система
1
18
Государство - основной институт
политической системы
1
19
Формы государства
1
20
Основы конституционного строя
Российской Федерации
1
21
Государство Российская
Федерация
Государственное
управление в
Российской Федерации
1
23
Национальная безопасность
1
24
Политическая культура общества и
1
личности
25
Политическая идеология
1
26
Политический процесс
1
27
Участники политического
процесса
1
28
Политические партии
1
29
Типы избирательных систем
1
30
Избирательная система Российской
1
Федерации
31
Политическая элита
1
32
Политическое лидерство
1
22
33
34
Повторительно-обобщающий
урок по теме "Политическая
сфера"
Повторительно-обобщающий
урок по теме "Политическая
сфера"
1
1
1
35
Система права
1
36
Правовые отношения
1
06.11
Библиотека ЦОК
11.11
Библиотека ЦОК
13.11
18.11
20.11
https://m.edsoo.ru/f5ed2cf2
https://m.edsoo.ru/f5ed2efa
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed3274
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84050c4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed347c
25.11
Библиотека ЦОК
27.11
Библиотека ЦОК
02.12
Библиотека ЦОК
04.12
09.12
11.12
16.12
18.12
23.12
25.12
20.12
13.01
https://m.edsoo.ru/f5ed363e
https://m.edsoo.ru/f8409a34
https://m.edsoo.ru/f5ed49b2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed414c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed4b56
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed4dae
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed4444
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed39c2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed380a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed3d46
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed3f94
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed536c
15.01
Библиотека ЦОК
20.01
Библиотека ЦОК
22.01
https://m.edsoo.ru/f5ed5538
https://m.edsoo.ru/f5ed5772
37
38
39
Правонарушения
Правонарушение и юридическая
ответственность
1
1
41
Конституция Российской
Федерации
Конституционные права и
свободы
человека
и
гражданина
Российской
Федерации
Конституционные обязанности
42
Механизмы защиты прав человека 1
43
Правовое регулирование
гражданских правоотношений
40
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
гражданина Российской
Федерации
1
1
1
1
Организационно-правовые формы
1
юридических лиц
Правовое регулирование семейных
1
правоотношений
Права и обязанности родителей и 1
детей
Правовое регулирование трудовых
1
правоотношений
Особенности трудовых
правоотношений с участием
несовершеннолетних
работников
Правовое регулирование
налоговых правоотношений
1
1
Права и обязанности
1
налогоплательщиков.
Ответственность за налоговые
правонарушения
Правовое регулирование
1
образовательных правоотношений
Система образования в
Российской Федерации
Правовое регулирование
административных
правоотношений
Экологическое законодательство
1
1
1
27.01
29.01
03.02
05.02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84050c4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8405614
10.02
12.02
17.02
Библиотека ЦОК
19.02
Библиотека ЦОК
24.02
26.02
03.03
05.03
10.03
https://m.edsoo.ru/f84096d8
https://m.edsoo.ru/f8407658
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8407e0a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8407fe0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8408382
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840876a
12.03
17.03
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84058f8
19.03
24.03
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84085e4
26.03
Библиотека ЦОК
07.04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84091d8
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
Уголовное право
1
Особенности уголовной
1
ответственности
несовершеннолетних
Основные принципы
1
конституционного, арбитражного
процессов
Основные принципы гражданского
1
процесса
Основные принципы
1
административного процесса
Основные принципы
уголовного процесса
Повторительно-обобщающий
урок по теме "Правовое
регулирование
общественных отношений в
Российской
Федерации"
Повторительно-обобщающий
урок по теме "Правовое
регулирование
общественных отношений в
Российской
Федерации"
Итоговое повторение,
представление
результатов проектноисследовательской деятельности
Итоговое повторение,
представление
результатов проектноисследовательской деятельности
Итоговое повторение,
представление
результатов проектноисследовательской деятельности
Итоговое повторение,
представление
результатов проектноисследовательской деятельности
1
https://m.edsoo.ru/f840608c
Библиотека ЦОК
09.04
https://m.edsoo.ru/f8409354
Библиотека ЦОК
14.04
https://m.edsoo.ru/f8409354
16.04
Библиотека ЦОК
21.04
Библиотека ЦОК
23.04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84094f8
https://m.edsoo.ru/f8408fe4
https://m.edsoo.ru/f84091d8
Библиотека ЦОК
28.04
https://m.edsoo.ru/f8409354
Библиотека ЦОК
30.04
https://m.edsoo.ru/f8409be2
1
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8409dae
07.05
12.05
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840b73a
14.05
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840b8f2
19.05
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840baa0
21.05
1
67
68
Итоговое повторение,
представление
результатов проектноисследовательской деятельности
Повторительно-обобщающий
урок по теме "Правовое
регулирование
общественных отношений в
Российской
Федерации"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
26.05
1
Библиотека ЦОК
26.05
1
6
8
6
8
6
8
https://m.edsoo.ru/f840bc44
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Обществознание, 10 класс/ Боголюбов Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Матвеев А.И. и
другие; под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Обществознание, 11 класс/ Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И.,
Лазебниковой А.Ю. и другие; под редакцией Боголюбова Л.Н.,
Лазебниковой А.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Обществознание 10 кл: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/
(Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.); под ред. Л.Н.Боголюбова,
А.Ю. Лазебниковой - М.: Просвещение, 2023
2. Обществознание: 11 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/
(Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов и др.); под ред. Л.Н.Боголюбова,– М.: Просвещение,
2022.
3. Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс: пособие для учителей
общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [Л.Н.Боголюбов, А.Ю.
Лазебникова, Н.Ю.Басик и др.].-М.: Просвещение, 2023
4. Единый государственный экзамен 2022. Обществознание.
5. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся ФИПИ –
М.: интеллект-Центр, 2022
6. Баранов П.А. Обществознание в таблицах. 10-11 кл. Справочные
материалы./П.А.Баранов.-М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2023-187с.
7. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся ФИПИ – М.:
интеллект-Центр, 2024
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти
Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства РФ
http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений;
http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ);
http://www.probaege.edu.ru – Портал Единый экзамен;
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОДИФИКАТОР
распределенных по классам проверяемых элементов содержания и требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего
образования
по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
для использования в федеральных и региональных процедурах оценки качества
образования
подготовлен Федеральным государственным бюджетным
научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Кодификатор
проверяемых элементов содержания и требований к результатам
освоения основной образовательной программы среднего общего
образования
по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10 класс (база)
Раздел 1. Базовый уровень
Перечень распределенных по классам проверяемых элементов
содержания по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
11 класс
Код
раздела
5
6
Код
проверяем
ого
элемента
Проверяемые элементы содержания
Политическая сфера общества
5.1
Политика и политическая деятельность. Политические отношения.
Политическая власть
5.2
Политическая система, ее структура и функции
5.3
Политические институты. Роль средств массовой информации в
политической жизни общества
5.4
Государство как основной политический институт. Государство и
государственная власть, государственный суверенитет. Функции и
органы государства
5.5
Форма государства. Современное демократическое социальное
правовое государство
5.6
Человек в политической жизни. Политическая психология.
Политическое
поведение.
Политическое
участие.
Формы
политического протеста. Абсентеизм, его причины и опасность
5.7
Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейнополитические течения современности
5.8
Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды.
Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология
общественно-политических движений
5.9
Политическая элита и политическое лидерство. Типология
лидерства
5.10
Избирательная
система.
Типы
избирательных
систем:
мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная
кампания
5.11
Политический процесс. Особенности политического процесса в
современной России
Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации
6.1
Право в системе социальных норм. Право и справедливость,
естественное право и естественные права человека
6.2
Источники права. Нормативные правовые акты, их виды. Законы и
законодательный процесс. Система российского права
6.3
Правоотношения, их субъекты. Особенности правового статуса
несовершеннолетних
6.4
Правонарушение и юридическая ответственность
6.5
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного
строя Российской Федерации
6.6
Гражданство Российской Федерации
6.7
6.8
6.9
6.10
6.11
6.12
6.13
6.14
6.15
6.16
6.17
6.18
6.19
6.20
6.21
6.22
6.23
6.24
Личные, политические, социально-экономические и культурные
права и свободы человека и гражданина. Конституционные
обязанности гражданина Российской Федерации. Международная
защита прав человека в условиях мирного и военного времени
Субъекты государственной власти в Российской Федерации.
Федеративное устройство нашего государства
Государственное
управление
в
Российской
Федерации.
Государственная служба и статус государственного служащего.
Опасность коррупции, антикоррупционная политика государства,
механизмы противодействия коррупции
Государственная политика Российской Федерации в сфере
противодействия
экстремизму.
Деятельность
институтов
гражданского общества в сфере противодействия экстремизму и
терроризму.
Международное
сотрудничество
Российской
Федерации в области борьбы с экстремизмом и терроризмом
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах
и сборах. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Права
и обязанности налогоплательщиков. Ответственность за налоговые
правонарушения.
Административное
правонарушение
и
административная
ответственность
Экологическое законодательство. Экологические правонарушения.
Способы защиты экологических прав
Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие и
виды преступлений. Уголовная ответственность, ее цели, виды
наказаний
в уголовном
праве.
Особенности
уголовной
ответственности несовершеннолетних
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты
гражданского
права.
Организационно-правовые
формы
юридических лиц
Имущественные и неимущественные права. Способы защиты
гражданских прав
Занятость и трудоустройство. Отношения, регулируемые трудовым
правом. Порядок приема на работу, заключения и расторжения
трудового договора
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения
брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и
обязанности родителей и детей
Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные принципы
гражданского процесса. Участники гражданского процесса
Арбитражное судопроизводство
Судебное производство по делам об административных
правонарушениях
Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного
процесса.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Порядок приема на обучение в образовательные организации
среднего профессионального и высшего образования. Порядок
оказания платных образовательных услуг
6.25
7
7.1
7.2
7.3
7.4
Юридическое
образование,
юристы
как
социальнопрофессиональная группа
Общество: современное состояние и перспективы развития
Общественное развитие. Эволюция и революция как формы
социальных изменений. Основные направления общественного
развития: прогресс, регресс
Многовариантность и противоречивость общественного развития.
Глобализация и вызовы XXI века. Основные направления
глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек
перед лицом угроз и вызовов XXI века. Социальные последствия
технического прогресс.
Закономерности общественного развития в политической, правовой,
научной, педагогической деятельности
Перечень распределенных по классам проверяемых требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего
общего образования по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной
программы среднего общего образования операционализированы и
распределены по классам.
11 класс
Код
Метап
редме проверяем
Проверяемые предметные требования к результатам обучения
ого
тный
резуль требования
тат
1
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях
1.1
Самостоятельно
заполнять
формы/составлять
документы,
необходимые в социальной практике гражданина (заявления,
доверенности и т.п.)
2
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты
2.1
Использовать полученные знания в практической деятельности и
повседневной жизни для успешного выполнения типичных
социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными
социальными
институтами
(в
духовной,
социальной
и
экономической сфере), ориентации в актуальных общественных
событиях, определения личной гражданской позиции
2.2
3
Осуществлять конструктивное взаимодействие с людьми,
имеющими
разные
убеждения,
культурные
ценности;
национальную, этническую и религиозную принадлежность на
основе уважения культуры и традиций народов России, ценностей
современного
российского
общества:
гуманистических
и
демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между
народами, диалога культур
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
3.1
Раскрывать смысл понятий политологии и правоведения,
социальной философии
3.2
4
5
6
7
8
Определять основания классификации, классифицировать по
разным основаниям социальные объекты и явления, изучаемые
политологией и правоведением, социальной философией
Готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в
различных
источниках
информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников
4.1
Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из
различных неадаптированных источников (материалов СМИ,
научно-популярных,
публицистических
и
др.
Текстов,
статистических материалов, аудиовизуальных источников и т.п. По
темам, связанным с политической сферой жизни общества,
правовым регулированием общественной жизни)
4.2
Анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать
социальную информацию из неадаптированных источников
4.3
Переводить социальную информацию из одной знаковой системы в
другую (из текста в таблицу/диаграмму, из аудиовизуального ряда в
текст/диаграмму и др.), выбирать знаковые системы представления
социальной информации адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации
Умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности
5.1
Готовить устное выступление, творческую работу по социальной
проблематике в духовной, социальной и экономической сферах
общественной жизни
5.2
Составлять простой, сложный и тезисный план, осуществлять
подбор источников, фактического материала, визуального ряда и
т.п.)
Умение определять назначение и функции различных социальных
институтов
6.1
Характеризовать (выделять существенные признаки, структурные
элементы, основные функции и т.п.) Следующие социальные
объекты и явления
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей
7.1
Применять социально-гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным проблемам в духовной,
социальной и экономической сферах общественной жизни;
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных
знаний собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей
7.2
Оценивать собственное поведение людей и собственное поведение с
точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
осознавать неприемлемость антиобщественного поведения
Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
8.1
9
Объяснять причинно-следственные и функциональные связи
изученных социальных объектов (включая взаимодействия и
взаимосвязи общества и природы, человека и общества, общества и
культуры, основных социальных институтов)
Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ
своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения
9.1
Конкретизировать примерами из социальной жизни и личного
социального опыта изученные теоретические положения и понятия
политологии, правоведения и социальной философии
9.2
Использовать ключевые понятия и теоретические положения
политологии, правоведения и социальной философии для
объяснения явлений социальной действительности, личного
социального опыта
11 класс
Код
раздела
4
Код
проверяем
ого
элемента
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
Проверяемые элементы содержания
Модуль «Введение в социологию»
Социология в системе социально-гуманитарного знания, ее
структура и функции. Этапы и основные направления развития
социологии.
Особенности
профессиональной
деятельности
социолога. Социологическое образование
Общество как форма совместной жизнедеятельности людей.
Социальное взаимодействие и общественные отношения.
Социальные субъекты (акторы) и их многообразие. Социальные
группы, их классификация
Социальная структура и социальное неравенство. Социальная
стратификация и мобильность. Социальные интересы. Социальный
конфликт и пути его разрешения
Социальные институты и их функции
Тенденции развития рынка труда. Социальное партнерство и
перспективы его развития в России
Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные
ценности. Тенденции развития семьи в современном мире.
Проблемы неполных семей. Изменение социальных ролей в
современной семье. Демографическая и семейная политика в
Российской Федерации
Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Религиозные
объединения и организации в России. Принцип свободы совести в
Российской Федерации и его конституционные основы
Социализация личности, ее этапы. Социальное поведение.
Социальный статус и социальная роль. Социальные роли в
юношеском возрасте
4.9
4.10
4.11
4.12
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Роль права в
жизни общества. Правовой нигилизм и его социальные последствия.
Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Конформизм и
девиантное поведение: последствия для общества
Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация.
Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные особенности
этноса.
Межнациональное
сотрудничество
и
конфликты.
Миграционные процессы в современном мире. Проблема
взаимодействия культур, разные подходы к ее пониманию.
Конституционные основы национальной политики в Российской
Федерации
Молодежь,
ее
социальные
и
социально-психологические
характеристики. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы
молодежи в современной России. Государственная молодежная
политика Российской Федерации
Социальные проблемы современной России. Конституционные
основы социальной политики РФ
Модуль «Введение в политологию»
Политология как наука. Этапы и основные направления развития
политологии. Особенности профессиональной деятельности
политолога. Политологическое образование.
Структура и сущность политической власти. Взаимосвязь
политической власти и политического господства. Психология
политической власти. Типология властных отношений.
Политика как общественное явление. Политическая система
общества, ее структура и функции. Политические институты.
Политические нормы. Политические институты современного
общества и их функции. Политическая коммуникация. Факторы
формирования политической системы. Политическая система
современного российского общества.
Место государства в политической системе общества. Понятие
бюрократии. Основные направления политики государства.
Политический режим. Типы политических режимов. Демократия и
ее основные ценности и признаки. Проблемы современной
демократии.
Делегирование
властных
полномочий.
Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в
России. Местное самоуправление как элемент демократического
устройства современного общества.
Гражданское общество. Общественный контроль за деятельностью
институтов публичной власти. Истоки и опасность политического
экстремизма в современном обществе.
Политическая идеология. Политические партии и движения.
Становление
многопартийности
в
России.
Общественнополитические движения в политической системе демократического
общества. Группы интересов. Группы давления (лоббирование).
Понятие политической культуры. Политические ценности.
Структура и функции политической культуры. Типы политических
культур.
5.8
6
Политическое поведение личности. Типы политического поведения,
политический выбор. Политическая психология и политическое
сознание. Роль личности в политике. Влияние СМИ на
политическое сознание. Политическое участие. Выборы в
демократическом обществе. Избирательная кампания. Абсентеизм,
его причины и опасность.
5.9
Власть и оппозиция. Формы политического протеста.
5.10
Политическая
элита.
Типология
элит,
особенности
их
формирования в современной России. Понятие политического
лидерства. Типология лидерства. Имидж политического лидера.
Особенности государственной службы.
5.11
Политический процесс и его основные характеристики.
Особенности политического процесса в современной России. Место
и роль СМИ в политическом процессе. Политические отношения.
Политический конфликт, пути его урегулирования. Современный
этап политического развития России.
Модуль «Правовое регулирование общественных отношений»
6.1
Юридическая наука. Этапы и основные направления развития
юридической науки. Юридическое образование. Основные виды
юридических профессий
6.2
Понятие и признаки государства. Функции государства. Форма
государства: форма правления, форма территориального устройства,
политико-правовой режим. Основные принципы организации и
деятельности механизма современного государства
6.3
Понятие, признаки и функции права. Естественное и позитивное
право. Право и мораль. Понятие, структура и виды правовых норм.
Источники права: нормативный правовой акт, нормативный
договор, правовой обычай, судебный прецедент. Правотворчество и
законотворчество
6.4
Система права. Отрасли права: частное и публичное, материальное
и процессуальное, национальное и международное право
6.5
Правосознание, правовая культура, правовое воспитание.
6.6
Понятие и признаки правоотношений. Субъекты правоотношений,
их виды. Правоспособность и дееспособность. Реализация и
применение права, правоприменительные акты. Толкование права.
6.7
Правомерное поведение и правонарушение. Законность и
правопорядок, их гарантии
6.8
Виды правонарушений, состав правонарушения. Понятие и виды
юридической ответственности
6.9
Правовое государство и гражданское общество. Основные правовые
системы современности
6.10
Конституционное право России, его источники. Конституция
Российской Федерации. Основы конституционного строя
Российской Федерации
6.11
Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы,
основания приобретения.
6.12
6.13
6.14
6.15
6.16
6.17
6.18
6.19
6.20
Система органов государственной власти в Российской Федерации.
Избирательное право и избирательный процесс в Российской
Федерации. Президент Российской Федерации, его полномочия и
правовые акты. Федеральное Собрание Российской Федерации:
структура, порядок формирования и вопросы ведения палат.
Законодательный процесс. Правительство Российской Федерации,
его состав, порядок формирования, полномочия и правовые акты.
Судебная система Российской Федерации, ее структура,
конституционные принципы правосудия. Конституционный Суд
Российской Федерации и конституционное судопроизводство.
Правоохранительные органы Российской Федерации
Права и свободы гражданина Российской Федерации. Права
ребенка. Гарантии и защита прав человека. Уполномоченный по
правам человека. Конституционные обязанности гражданина
Российской Федерации. Воинская обязанность и альтернативная
гражданская служба
Международное право, его основные принципы и источники.
Субъекты
международного
права.
Международно-правовое
признание. Мирное разрешение международных споров
Международная защита прав человека в условиях военного
времени. Источники и принципы международного гуманитарного
права. Международный Комитет Красного Креста. Участники
вооруженных конфликтов: комбатанты и некомбатанты. Защита
жертв войны. Защита гражданских объектов и культурных
ценностей. Запрещенные средства и методы ведения военных
действий
Административное право, его источники. Основные сферы
государственного управления. Субъекты административного права.
Государственная
служба
и
государственный
служащий.
Противодействие коррупции в системе государственной службы.
Административное
правонарушение
и
административная
ответственность, виды наказаний в административном праве
Управление использованием и охраной природных ресурсов.
Экологическое законодательство. Экологические правонарушения.
Способы защиты экологических прав
Финансовое
право.
Правовое
регулирование
банковской
деятельности. Структура банковской системы РФ. Права и
обязанности вкладчиков
Налоговое право. Источники налогового права. Субъекты
налоговых
правоотношений.
Права
и
обязанности
налогоплательщика. Виды налогов. Налоговые правонарушения.
Ответственность за уклонение от уплаты налогов
Уголовное право, его принципы. Понятие преступления, состав
преступления. Виды преступлений. Уголовная ответственность,
виды наказаний в уголовном праве. Необходимая оборона и крайняя
необходимость. Уголовная ответственность несовершеннолетних
6.21
6.22
6.23
6.24
6.25
6.26
6.27
6.28
6.29
Гражданское право. Источники гражданского права. Гражданскоправовые отношения: понятие и виды. Субъекты гражданского
права. Физические и юридические лица. Правоспособность и
дееспособность. Право собственности, правомочия собственника,
формы собственности. Обязательственное право. Понятие
обязательства. Сделки. Гражданско-правовой договор. Порядок
заключения договора: оферта и акцепт. Наследование. Понятие
завещания. Права на результаты интеллектуальной деятельности.
Защита гражданских прав. Защита прав потребителей. Гражданскоправовая ответственность
Трудовое право. Источники трудового права. Участники трудовых
правоотношений:
работник
и
работодатель.
Социальное
партнерство в сфере труда. Порядок приема на работу. Трудовой
договор
Виды рабочего времени. Время отдыха. Заработная плата. Трудовой
распорядок и дисциплина труда. Дисциплинарная ответственность.
Охрана труда. Виды трудовых споров. Особенности правового
регулирования труда несовершеннолетних
Семейное право. Источники семейного права. Семья и брак.
Правовое регулирование отношений супругов. Условия вступления
в брак. Порядок регистрации брака. Процедура расторжения брака.
Брачный договор
Права и обязанности членов семьи. Ответственность родителей по
воспитанию детей. Усыновление. Опека и попечительство.
Приемная семья
Гражданское процессуальное право. Принципы гражданского
судопроизводства. Участники гражданского процесса. Стадии
гражданского процесса
Арбитражный процесс. Особенности судебного производства по
делам об административных правонарушениях
Уголовное
процессуальное
право.
Принципы
уголовного
судопроизводства. Субъекты уголовного процесса. Стадии
уголовного процесса. Меры процессуального принуждения. Суд
присяжных заседателей
Образовательное право в российской правовой системе.
Образовательные правоотношения. Права и обязанности участников
образовательного процесса. Общие требования к организации
приема на обучение по образовательным программам среднего
профессионального и высшего образования.
Перечень распределенных по классам проверяемых требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего
общего образования по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
11 класс
Код
Метап
редме проверяем
Проверяемые предметные требования к результатам обучения
ого
тный
резуль требования
тат
1
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях
1.1
Самостоятельно
заполнять
формы/составлять
документы,
необходимые в социальной практике гражданина (заявления,
доверенности и т.п.)
2
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты
2.1
Вести дискуссию по актуальным проблемам, формулировать свою
точку зрения, выстраивать аргументы и контраргументы с опорой на
теоретические и эмпирические знания
2.2
Осуществлять конструктивное взаимодействие с людьми,
имеющими
разные
убеждения,
культурные
ценности;
национальную, этническую и религиозную принадлежность на
основе уважения культуры и традиций народов России, ценностей
современного
российского
общества:
гуманистических
и
демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между
народами, диалога культур
3
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
3.1
Владеть понятийным аппаратом социально-гуманитарных наук
(социологии, политологии, правоведения) в контексте содержания
учебного предмета «Обществознание»
3.2
4
5
6
7
8
Определять
основания
классификации,
классифицировать
социальные объекты, явления, процессы, их существенные
признаки, элементы и основные функции по разным основаниям
Готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в
различных
источниках
информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников
4.1
Осуществлять
комплексный
поиск,
систематизацию,
интерпретацию, критический анализ социальной информации по
определенной теме/проблеме из неадаптированных текстов
(философских, научных, политических, правовых и др.) С
использованием современных средств коммуникации (включая
ресурсы Интернета)
4.2
Переводить социальную информацию из одной знаковой системы в
другую (из текста в таблицу/диаграмму, из аудиовизуального ряда в
текст/диаграмму и др.), выбирать знаковые системы представления
социальной
информации
адекватно
познавательной
и
коммуникативной ситуации
Умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности
5.1
Осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования
по социальной проблематике, готовить устное выступление или
письменное
высказывание
по
социально-гуманитарной
проблематике, реферат, аннотацию, рецензию, (составлять тезисный
план, осуществлять подбор источников, фактического материала,
визуального ряда и т.п.)
Умение определять назначение и функции различных социальных
институтов
6.1
Характеризовать с научных позиций, сравнивать основные
социальные объекты (институты, социальные общности и группы и
т.п.), явления, процессы, их функции и значение в жизни общества
как целостной системы; проблемы человека в современном
обществе; тенденции и проблемы развития современного общества;
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей
7.1
Применять полученные знания в практической деятельности и
повседневной жизни для успешного выполнения типичных
социальных ролей; взаимодействия с различными социальными
институтами; реализации и защиты прав человека и гражданина,
осознанного выполнения гражданских обязанностей; ориентации в
актуальных общественных событиях, определения личной
гражданской позиции
7.2
Оценивать совокупность фактов, мнения о социальных объектах,
явлениях, процессах, их состоянии и тенденциях развития с
заданных теоретических позиций
Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
8.1
9
Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные,
функциональные, иерархические и др.) Изученных социальных
объектов, явлений, процессов (включая взаимосвязи общества и
природы, взаимодействия человека и общества, основных
социальных институтов)
8.2
Формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных
знаний собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам, выдвигать гипотезы о неочевидных свойствах и связях
социальных объектов, процессов, тенденциях их развития
Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ
своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения
9.1
Конкретизировать изученные теоретические положения и понятия
социально-гуманитарных наук, используя фактологические знания и
личный социальный опыт; использовать понятийный аппарат и
теоретические положения социально-гуманитарных наук для
объяснения
фактов,
явлений,
процессов
социальной
действительности, личного социального опыта
9.2
Использовать ключевые понятия и теоретические положения
социальной психологии, философии, социологии, экономики для
объяснения явлений социальной действительности, личного
социального опыта