Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоозерновская средняя школа города Евпатории Республики Крым»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол № 1 от 28.08.2025г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по
учебно-воспитательной
работе Шевчук Н.И.,
28 августа 2025г
УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ «НСШ»
от 29 августа 2025г № 13
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Обществознание» для 8 класса
(соответствует федеральной образовательной программе)
для 7-9 классов
базовый уровень ФГОС ООО
на 2025-2026 учебный год
ПРИНЯТО
Педагогический совет МБОУ
«НСШ»
(протокол от 29.08.2025 г №13)
Учитель: истории
Польская Любовь Дмитриевна
2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» 7 КЛАСС
Программа учебного предмета «История» разработана с целью оказания
методической помощи учителю истории в создании рабочей программы по учебному
предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные
методики обучения.
Программа учебного предмета «История» дает представление о целях, общей
стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета
«История», устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает
распределение его по классам и структурирование его по разделам и темам курса.
Место учебного предмета «История» в системе основного общего образования
определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным
потенциалом, вкладом в становление личности человека. История представляет
собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного,
нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в
окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира
в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи
прошлого, настоящего и будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие
личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих
ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей
страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания
и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает
формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории,
понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа,
его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной
позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачами изучения истории являются:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем
мире;
овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при
особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству –
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями
взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе
демократических ценностей современного общества;
развитие способностей обучающихся анализировать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,
рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике,
взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у обучающихся умений применять исторические знания в
учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном,
полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
2
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, рекомендованных для изучения истории, – 476, в 5-9 классах по
2 часа в неделю при 34 учебных неделях, в 5-7 классах по 1 часу в неделю при 34 учебных
неделях на изучение курса «История нашего края».
Последовательность изучения тем в рамках программы по истории в пределах
одного класса может варьироваться.
Структура и последовательность изучения курсов в рамках учебного предмета «История»
Класс
5
6
7
Курсы в рамках учебного предмета «История»
Всеобщая история. История Древнего мира
История нашего края
Всеобщая история. История Средних веков.
История России. От Руси к Российскому государству
История нашего края
Всеобщая история. История нового времени. Конец
XV—XVII вв.
9
68
34
28
57
17
28
История России. Россия в XVI—XVII вв.: от великого
княжества к царству
57
Всеобщая история. История нового времени. XVIII –
начало XIX в.
34
История нашего края
8
Примерное
количество
учебных
часов
История России. Россия в XVIII – начало XIX в.: от
царства к империи
Всеобщая история. История нового времени. XIX —
начало ХХ в.
История России. Российская империя в XIX — начале
ХХ в.
3
17
68
23
45
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРДМЕТА «ИСТОРИЯ» 7 КЛАСС
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. КОНЕЦ XV – XVII в.
Введение
Понятие «Новое время». Хронологические рамки и периодизация истории Нового
времени. Источники по истории раннего Нового времени.
Эпоха Великих географических открытий
Предпосылки Великих географических открытий. Поиски европейцами морских
путей в страны Востока. Экспедиции Колумба. Тордесильясский договор 1494 г. Открытие
Васко да Гамой морского пути в Индию. Кругосветное плавание Магеллана. Плавания
Тасмана и открытие Австралии. Завоевания конкистадоров в Центральной и Южной
Америке (Ф. Кортес, Ф. Писарро). Европейцы в Северной Америке. Поиски северовосточного морского пути в Китай и Индию. Политические, экономические и культурные
последствия Великих географических открытий конца XV‒XVII в.
Европа в XVI-XVII вв.: традиции и новизна
Изменения в европейском обществе в XVI-XVII вв. Развитие техники, горного дела,
производства металлов. Появление мануфактур. Возникновение капиталистических
отношений. Распространение наемного труда в деревне. Расширение внутреннего и
мирового рынков. Изменения в сословной структуре общества, появление новых
социальных групп. Абсолютизм и сословное представительство. Повседневная жизнь
обитателей городов и деревень.
Причины Реформации. Начало Реформации в Германии; М. Лютер. Развертывание
Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе.
Кальвинизм. Религиозные войны. Борьба католической церкви против реформационного
движения. Контрреформация. Инквизиция.
Преодоление раздробленности. Борьба за колониальные владения. Начало
формирования колониальных империй. Дунайская монархия Габсбургов. Испания под
властью потомков католических королей. Внутренняя и внешняя политика испанских
Габсбургов.
Национально-освободительное движение в Нидерландах: цели, участники, формы
борьбы. Итоги и значение национально-освободительного движения в Нидерландах.
Франция: путь к абсолютизму. Королевская власть и централизация управления
страной. Католики и гугеноты. Религиозные войны. Генрих IV. Нантский эдикт 1598 г.
Людовик XIII и кардинал Ришелье. Фронда. Французский абсолютизм при Людовике XIV.
Англия. Развитие капиталистических отношений в городах и деревнях.
Огораживания. Укрепление королевской власти при Тюдорах. Генрих VIII и королевская
реформация. «Золотой век» Елизаветы I.
Английская революция середины XVII в. Причины, участники, этапы революции.
Размежевание в революционном лагере. О. Кромвель. Итоги и значение революции.
Реставрация Стюартов. Славная революция. Становление английской парламентской
монархии.
Образование Речи Посполитой. Речь Посполитая в XVI-XVII вв. Особенности
социально-экономического развития. Люблинская уния. Стефан Баторий. Сигизмуд III.
Реформация и Контрреформация в Польше.
Международные отношения в XVI -XVII вв. Борьба за первенство, военные
конфликты между европейскими державами. Столкновение интересов в приобретении
колониальных владений и господстве на торговых путях. Противостояние османской
4
экспансии в Европе. Образование державы австрийских Габсбургов. Тридцатилетняя война.
Вестфальский мир. В мире империй и вне его. Германские государства. Итальянские земли.
Страны Центральной, Южной и Юго-Восточной Европы. Положение славянских народов.
Европейская культура в раннее Новое время. Высокое Возрождение в Италии:
художники и их произведения. Северное Возрождение. Мир человека в литературе раннего
Нового времени. М. Сервантес. У. Шекспир. Стили художественной культуры (барокко,
классицизм). Французский театр эпохи классицизма. Развитие науки: переворот в
естествознании, возникновение новой картины мира. Выдающиеся учёные и их открытия
(Н. Коперник, И. Ньютон). Утверждение рационализма.
Страны Азии и Африки в XVI—XVII вв.
Османская империя: на вершине могущества. Сулейман I Великолепный: завоеватель,
законодатель. Управление многонациональной империей. Османская армия.
Иран. Правление династии Сефевидов. Аббас I Великий.
Индия при Великих Моголах. Начало проникновения европейцев. Ост-Индские
компании.
Китай в эпоху Мин. Экономическая и социальная политика государства. Утверждение
маньчжурской династии Цин.
Япония: борьба знатных кланов за власть, установление сёгуната Токугава,
укрепление централизованного государства. «Закрытие» страны для иноземцев. Культура и
искусство стран Востока в XVI‒XVII вв.
Средиземноморская Африка. Влияние Великих географических открытий на развитие
Африки.
Историческое и культурное наследие Раннего Нового времени
ИСТОРИЯ РОССИИ XVI‒XVII ВВ.
Россия в XVI в.
Эпоха Ивана IV. Регентство Елены Глинской: денежная реформа, унификация мер
длины, веса, объема, начало губной реформы, обострение придворной борьбы.
Период боярского правления. Соперничество боярских кланов. Московское восстание
1547 г.
Принятие Иваном IV царского титула. «Избранная рада»: её состав и значение.
Реформы середины XVI в. Реформы центральной власти: появление Земских соборов,
формирование приказов. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Военные реформы: создание
полурегулярного стрелецкого войска, Уложение о службе. Преобразование местной власти:
продолжение губной реформы, отмена кормлений и формирование местного
самоуправления через выбор губных и земских старост. Налоговая реформа.
Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского
ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского
государства. Войны с Крымским ханством. Битва при Молодях. Укрепление южных
границ. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и
результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на
Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.
Социальная структура российского общества - светское население и духовенство.
Служилые люди по отечеству: бояре. Дворяне. Дети боярские. Формирование Государева
двора и «служилых городов». Служилые люди по прибору: стрельцы, пушкари. Торговоремесленное население городов - купцы и посадские люди. Крестьяне черносошные,
5
дворцовые, владельческие, монастырские. Начало закрепощения крестьян: указ о
«заповедных летах». Холопы. Формирование вольного казачества.
Многонациональный состав населения Российского государства. Финно-угорские
народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Ясачные люди. Служилые
татары. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская православная
церковь. Мусульманское духовенство.
Опричнина, причины и характер. Поход Ивана IV на Новгород. Последствия
опричнины.
Значение правления Ивана Грозного. Исторический портрет царя на фоне эпохи.
Россия в конце XVI в. Царь Фёдор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении.
Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со
Швецией: восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским
ханством. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение
закрепощения крестьянства: Указ об «урочных летах». Пресечение царской династии
Рюриковичей.
Культура в XVI в. Архитектура. Собор Покрова на Рву, Барма, Постник. Крепости
(Китай-город, Смоленский, Псковский кремли). Федор Конь. Живопись. Прикладное
искусство. Религиозные искания. Феодосий Косой. Летописание и публицистика.
Просвещение и книгопечатание. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с
князем Андреем Курбским. Технические знания.
Смута в России
Смутное время начала XVII в. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса
Годунова. Политика Бориса Годунова в отношении боярства и других сословий. Голод
1601-1603 гг. Дискуссия о его причинах и сущности. Нарастание экономического,
социального и политического кризисов, пресечение династии московской ветви
Рюриковичей.
Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606
г. и убийство самозванца.
Царствование Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II.
Польско-литовская интервенция. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский
договор между Россией и Швецией. М.В. Скопин-Шуйский. Открытое вступление Речи
Посполитой в войну против России. Оборона Смоленска.
Свержение Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор об
избрании на престол польского королевича Владислава и вступление польско-литовского
гарнизона в Москву. Захват Новгорода шведскими войсками.
Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское
восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе земские ополчения.
«Совет всея земли». Деятельность вождей Второго ополчения Дмитрия Пожарского и
Кузьмы Минина. Освобождение Москвы в 1612 г.
Земский собор 1613 г. и его роль в восстановлении центральной власти в России.
Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими
выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к
Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход королевича
Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой.
Окончание смуты. Итоги и последствия Смутного времени.
Россия при первых Романовых
Россия при первых Романовых.
6
Экономическое развитие России в XVII в. Восстановление экономического
потенциала страны.
Возвращение территорий, утраченных в годы Смуты.
Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие
хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и
Новоторговый уставы. Торговля с Западом.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город,
духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки,
крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в.
Завершение процесса централизации. Царствование Михаила Федоровича.
Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в
управлении государством. Органы государственной власти и православная церковь в XVII
в. Боярская дума. Приказная система. Приказные люди Органы местного управления.
Изменения в вооружённых силах. Полки «нового (иноземного) строя».
Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Соборное уложение 1649 г.
Завершение оформления крепостного права и территория его распространения. Абсолютная
монархия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие
приказного строя. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация
земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б.И.
Морозова: итоги его деятельности. Патриарх Никон, его конфликт с царской властью.
Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции
старообрядчества.
Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Народные восстания
1650-х гг. в городах России, Новгородское и Псковское восстания. Денежная реформа 1654
г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина.
Внешняя политика России в XVII в. Дипломатические контакты со странами Европы
и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Связи России с православным
населением Речи Посполитой: противодействие распространению католичества и унии,
контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада.
Вхождение земель Гетманщины (запорожских и малороссийских земель под управлением
гетмана Богдана Хмельницкого в состав России). Война между Россией и Речью
Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656-1658 гг. и
ее результаты. Укрепление южных рубежей России.
Белгородская засечная черта. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное
сидение» донских казаков. Русско-Турецкая война (1676-1681 гг.) и Бахчисарайский
мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Проникновение
русских землепроходцев в Восточную Сибирь и Даурию.
Освоение новых территорий. Народы России в XVII в. Эпоха Великих
географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семёна Дежнёва.
Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование
бассейна реки Амур. Нерчинский договор с Китаем.
Освоение Поволжья и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение.
Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические
отношения. Формирование многонациональной элиты.
Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.
Культура в XVII в. Литература. «Калязинская челобитная». Жития. Симеон
Полоцкий. Архитектура. Приказ каменных дел. Ансамбли Ростовского и Астраханского
7
кремля, монастырские комплексы Кирилло-Белозерского, Соловецкого (XVI—XVII вв.),
Ново-Иерусалимского и Крутицкого подворья (XVII в.) в Москве. Храмы в стиле
Московского барокко. Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа
иконописи. Парсунная живопись. Просвещение и образование. «Синопсис» Иннокентия
Гизеля - первое учебное пособие по истории. Школы при Аптекарском и Посольском
приказах. Усиление светского начала в российской культуре. Немецкая слобода как
проводник европейского культурного влияния. Перемены в быту.
ИСТОРИЯ НАШЕГО КРАЯ
КРЫМ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (НАЧАЛО XX–ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ XXI ВВ.)
Введение. 1 час.Понятие «Новейшая история». Неразрывная связь Крыма и России.
Крым в советской и российской истории. Отражение событий общероссийской и мировой
истории XX–первой четверти XXI вв. в истории Крыма.
Раздел I. Крым в XX в. 10 часов
Тема 1.1 Крым в 1914–1930-е гг. 2 часа
Наш край в годы Первой мировой и Гражданской войн.Что такое «мировая
война». Первая мировая война (1914–1918 гг.). Российский Черноморский флот в годы
Первой мировой войны. Первый в Крыму аэропланосборочный завод промышленника
А.А. Анатра (1916 г.).
Что такое революция. Революционное движение в Крыму в начале XX в.
Гражданская война 1918–1920 гг. в России. Белые и красные. События Гражданской
войны в Крыму. Оккупация Крыма Германией. Войска Антанты в Крыму. Белый и красный
террор. Победа красных в России. «Русский исход» (1920 г.). Трагедия Гражданской войны.
А.И. Деникин, П.Н. Врангель. В.И. Ленин, М.В. Фрунзе, Д.И. Ульянов.
Памятник «Сыновьям России, воевавшим в Гражданскую войну» (памятник
Примирения в Гражданской войне) в Севастополе (2021 г.).
Установление советской власти. Крым в 20–30-е годы XX века.Что такое
советская власть. Создание Автономной Крымской Советской Социалистической
Республики 22 ноября 1921 г. Образование Союза Советских Социалистических Республик
(СССР) 30 декабря 1922 г.
Индустриализация. Крым в годы первых пятилеток. Керченский металлургический
завод им. П.Л. Войкова. Камышбурунский железорудный комбинат, Балаклавский
флюсовый рудник.Добыча природных стройматериалов и соли. Развитие химической и
пищевой промышленности.
Коллективизация (создание колхозов, совхозов). Механизация сельского хозяйства.
Градостроительство.
Декрет «Об использовании Крыма для лечения трудящихся» (1920 г.). Крым –
всесоюзная здравница.
Открытие «Артека» (1925 г.).
Развитие образования и культуры Крыма в 20-е–30-е годы XX в. Создание научноисследовательских институтов в Ялте и Севастополе. Советская власть и ликвидация
безграмотности. Открытие педагогического, медицинского и сельскохозяйственного
институтов. Техникумы.Жизнь и творчество художников Н.С. Самокиша, К.Ф. Богаевского.
Тема 1.2. Крым в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. 7 часов
Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Севастополя
Великая Отечественная война (1941–1945 гг.). Нападение фашистской Германии
на СССР. Бомбардировка Севастополя. Мобилизация в Крыму. Формирование 51-й Армии.
Вторжение немецко-фашистских войск в Крым. 250-дневная героическая оборона
Севастополя (с 30 октября 1941 года по 4 июля 1942 года). Подвиг 5-ти краснофлотцев
8
Ю. Паршина, Д. Одинцова, И. Красносельского, В. Цыбулько под командованием
Н. Фильченкова у с. Верхнесадовое. Бронепоезд «Железняков».
Снайпер Л. Павличенко. Пулемётчица Н. Онилова. Три штурма г. Севастополя
фашистами. ФГБУК «Музей-заповедник героической обороны и освобождения
Севастополя»: Мемориальный комплекс «Сапун-гора»,Диорама «Штурм Сапун-горы».
Музейный историко-мемориальный комплекс «З5-я береговая батарея» вСевастополе.
Евпаторийский десант 5 января 1942 г. Братская могила участников Евпаторийского
десанта.
Керченско-Феодосийская десантная операция 26 декабря 1941 г. – 2 января 1942 г.
Крымский фронт.
Подвиг героев Аджимушкайских каменоломен (май–октябрь 1942 г.).
«Город-герой» Севастополь, «Город-герой» Керчь, «Город воинской славы»
Феодосия.
ГБУ РК «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник»: Музей
истории обороны Аджимушкайских каменоломен.
Немецкий оккупационный режим в Крыму. Планы Германии по колонизации
Крыма. Фашистский «новый порядок». Зверства оккупантов. Массовые расстрелы
и концлагеря. Угон населения в Германию. Холокост. Сожжённые фашистами деревни
Крыма. Трагедия с. Лаки (Бахчисарайский район). «Концлагерь «Красный». «Багеровский
ров». Место массового уничтожения населения «10 километр Феодосийского шоссе».
Памятные места жертв фашистской оккупации родного города или поселка.
Мемориал жертвам фашистской оккупации Крыма 1941–1944 гг. «Концлагерь
«Красный».
Партизанское
и
подпольное
движение
в
Крыму(проектная
деятельностьобучающихся). Кто такие партизаны и подпольщики. Партизанское движение
в Крыму. Партизанские отряды в лесах Крыма. Руководители партизанского движения
Крыма в 1941–1944 гг. А.В. Мокроусов, М.Т. Лобов, В.С. Булатов, П.Р. Ямпольский, М.А.
Македонский, В.С. Кузнецов.
Крымские подпольные организации в 1941–1944 гг. Группа «Сокол»
(г. Симферополь). В.Д. Ревякин (г. Севастополь), Алиме Абденанова (г. Симферополь),
В.К. Ефремов (г. Симферополь).
Дети Крыма-герои Великой Отечественной войны. Володя Дубинин.
Братья Анатолий, Юрий, Дмитрий Стояновы. Зина Радионова. Витя Коробков. Боря
Токарев. Коля Крупский. 8 февраля – Международный День юного героя-антифашиста.
Герои-борцы с фашистами родного города или поселка.
Освобождение Крыма от немецко-фашистских захватчиков. Крымская
(Ялтинская) конференция. Коренной перелом в Великой Отечественной войне.
Освобождение территории СССР от фашистов. Керченско-Эльтигенская десантная
операция (31 октября–11 декабря 1943 г.). Крымская наступательная операция советских
войск (8 апреля–12 мая 1944 г.). 11 апреля – освобождение г. Керчи. 13 апреля –
освобождение г. Симферополя. Штурм г. Севастополя войсками Красной Армии. 9 мая
1944 года – освобождение г. Севастополя.
Дни освобождения родных городов и районов Крыма от немецко-фашистских
захватчиков.
Трагедия народов Крыма: депортация и реабилитация.
Крым в мировой политике. Ялтинская (Крымская) конференция глав государств
«Большой тройки» СССР, США и Великобритании (4–11 февраля 1945 г.). Ялтинская
конференция в фотодокументах. Значение Крымской конференции для послевоенного
мироустройства.
9 мая 1945 года – День Великой Победы советского народа над фашистской
Германией. Сохранение исторической правды и памяти о Великой Отечественной войне.
9
Противодействие попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны.
Проекты «Без срока давности», «Холокост».
Мы – потомки победителей. Георгиевская лента – символ героизма и мужества.
Пост № 1. Связь поколений.
Помним, гордимся. Вахта памяти (проектная деятельность обучающихся).
Темы проектов:
Подвиг: как узнать героя? Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование.
Героизм на войне. Милосердие, взаимопомощь.
Имена героев Великой Отечественной войны в названиях улиц родного города
или поселка.
Отражение крымских событий периода Великой Отечественной войны в литературе
и искусстве (живописи, музыке, кино).
Мои земляки – участники Великой Отечественной войны.
История Великой Отечественной войны в истории моей семьи.
Памятные места, мемориалы, посвященные событиям и участникам Великой
Отечественной войны родного города или поселка.
Тема 1.3. Крым во второй половине XX в. 1 час
Советский Крым в 1945–1991 гг.Послевоенное восстановление и развитие Крыма.
Передача в 1954 г. Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР.
Неправомерность данного решения.
Крым в 1960–1980-е гг. Металлургическая, пищевая, химическая промышленность,
машиностроение и металлообработка. Появление и развитие новых отраслей производства.
Симферопольский завод телевизоров имени 50-летия СССР. Развитие транспорта. Горная
троллейбусная трасса Симферополь–Ялта. Строительство ГРЭС.
Развитие сельского хозяйства. Северо-Крымский канал. Мелиорация. Рисоводство,
виноградарство, садоводство. Зерновые культуры.
Крым – всесоюзная здравница. Жилищное строительство.
Замедление роста промышленного производства и развития сельского хозяйства
Крыма в 1970–1980-е гг. Дефицит товаров народного потребления. «Перестройка» –
попытка реформировать СССР. Уничтожение виноградарства в Крыму в период
«перестройки».
Культурная жизнь. Развитие образования в советском Крыму. Всеобщее семилетнее
образование (1949 г.), всеобщее обязательное восьмилетнее образование (1958 г.), всеобщее
среднее образование (1972 г.). Право граждан СССР на бесплатное образование всех
уровней (1977 г.).
Крымский государственный педагогический институт им. М.В. Фрунзе (с 1972
г.Симферопольский государственный университет им. М. В. Фрунзе).
Выдающиеся деятели, внесшие значительный вклад в развитие науки, литературы,
искусства и общественной жизни России и Крыма.
Наука. Святитель Лука Крымский, в миру В.Ф. Войно-Ясенецкий (1877–1961 гг.).
Литература. И.Л. Сельвинский (1899–1968 гг.), В.А. Закруткин (1908–1984 гг.).
Кино, театр. А.Л. Абрикосов (1906–1973 гг.), Ф.Г. Раневская (1896–1984 гг.),
Р.С. Филиппов (1936–1992 гг.), М.И. Пуговкин (1923–2008 гг.).
Музыка. Ю.И. Богатиков (1932–2002 гг.), А.С. Караманов (1934–2007 гг.).
Телевидение. В.Я. Ворошилов (1930–2001 гг.).
Мои земляки – герои труда. Из истории родного города, поселка.
Раздел II. Крым в первой четверти XXI в. 5 часов
Тема 2.1. «Крымская весна». 2 часа
«Крымская весна». Воссоединение Крыма с Россией в марте 2014 года.Причины
и исторические предпосылки «Крымской весны». Что такое референдум. Общекрымские
10
референдумы начала 1990-х гг. Автономная Республика Крым. Государственный переворот
22 февраля 2014 года на Украине, приход к власти националистических сил. Хронология
основных событий «Крымской весны». Принятие Верховным Советом Автономной
Республики Крым решения о проведении всекрымского референдума. «Вежливые люди».
Всенародный референдум16 марта 2014 г. в Республике Крым: результаты и историческое
значение. Волеизъявление крымчан на референдуме – основной фактор «Крымской весны».
Подписание межгосударственного договора о принятии Республики Крым и г. Севастополя
в Российскую Федерацию18 марта 2014 г. Президентом Российской Федерации
В.В. Путиным,
Председателем
Государственного
Совета
Республики
Крым
В.А. Константиновым, Председателем Совета министров Республики Крым С.В.
Аксеновым, мэром Севастополя А.М. Чалым.
Всемирно-историческое значение «Крымской весны».
Памятник «Вежливым людям» в Симферополе. Прототипы памятника «Вежливым
людям».
События и участники «Крымской весны» родного города, поселка.
Социально-экономическое и культурное развитие Крыма как субъекта России.
Достижения и перспективы(проектная деятельность обучающихся). Рост экономического
развития Крыма и г. Севастополя после присоединения к России. Крым и г. Севастополь –
свободная экономическая зона (1 января 2015–31 декабря 2039 гг.).
Крымский мост. Федеральная автомобильная трасса «Таврида».
Развитие промышленности, судостроения, оптики и электроники.
Развитие сельского хозяйства Крыма. Жилищное строительство. Туризм в Крыму.
МДЦ «Артек».
Медицина. Открытие многопрофильного республиканского медицинского центра
в г. Ялта, Республиканской клинической больницы им. Н.А. Семашко в г. Симферополе,
республиканского сосудистого центра, центров амбулаторной онкологической помощи
в городах Джанкое, Евпатории, Симферополе и Ялте.
Строительство
Таврической
(Симферопольской
ПГУ-ТЭС)
парогазовой
электростанции, Балаклавской ТЭС в г. Севастополе. Газификация населенных пунктов.
Аэропорт им. И.К. Айвазовского. Историко-археологический парк «Херсонес Таврический»
(«Новый Херсонес»).
Открытие новых школ и детских садов. Благоустройство детских и спортивных
площадок.
Фестиваль «Таврида–Арт».
Тема 2.2. Что значит быть гражданином России. 3 часа
Я–гражданин Российской Федерации.Что такое государство. Государство
как объединяющее начало. Россия – наша Родина. Гражданин. Родина и гражданство,
их взаимосвязь. Необходимость быть гражданином. Что делает человека гражданином.
Какими качествами должен обладать человек как гражданин. Патриотизм. Уважение
к другим народам и их истории. Долг гражданина перед обществом. Что такое закон.
Соблюдение законов – обязанность гражданина. Российская гражданская идентичность.
Конституция Республики Крым(практическое занятие). Что такое Конституция.
Статус Республики Крым в Конституции Российской Федерации. Принятие Конституции
Республики Крым 11 апреля 2014 г. Источник власти в Российской Федерации, в том числе
в Республике Крым. Законодательная, исполнительная, судебная ветви власти. Органы
государственной власти Республики Крым. Государственный Совет Республики Крым:
порядок формирования, основные полномочия. Глава Республики Крым: порядок избрания,
основные полномочия. Совет Министров Республики Крым: порядок формирования,
основные полномочия. Верховный Суд Республики Крым. Права и обязанности человека
и гражданина, закрепленные Конституцией Республики Крым. Приоритет федеральных
законов над региональными.
11
Специальная военная операция. Крымчане-герои СВО(проектная деятельность
обучающихся). Специальная военная операция (СВО). Причины СВО. Реакция жителей
Донбасса на переворот 2014 г. на Украине.
Провозглашение Луганской (ЛНР) и Донецкой (ДНР) народных республик.
Апрель 2014 г. – военные действия фашистской украинской власти против Донбасса,
уничтожение русскоязычного населения. «Аллея Ангелов». Провозглашение независимости
ЛНР, ДНР по результатам референдумов (май 2014 г.).
Цели СВО: защита русскоязычных жителей восточной Украины, дефашизация
и демилитаризация Украины.
Начало СВО 24 февраля 2022г. Историческое значение СВО.
Крымский филиал Государственного фонда поддержки участников СВО
«Защитники Отечества».
Волонтерские организации Крыма в помощь бойцам СВО. Гуманитарная,
финансовая помощь. Сбор и доставка военнослужащим СВО технических средств,
оборудования, строительных материалов, средств для реабилитации, медикаментов.
Участие молодежи и школьников Крыма в работе волонтерских сообществ в помощь
СВО.
Патриотический онлайн-проект «Наши герои: крымчане – участники СВО»
Крымской республиканской детской библиотеки им. В.Н. Орлова.
Участники СВО родного города, поселка.
Итоговое обобщение.
Отражение истории края в музейных экспозициях (практическое занятие). 1
час
Многовековые экономические, политические, культурные связи России и Крыма.
Роль Крыма в общероссийских исторических процессах. Ключевые события
общероссийской и мировой истории на территории Крыма. Крымчане – герои боевой и
трудовой Славы России.
Экскурсия в государственные или муниципальные музеи Республики Крым.
ФГБУК «Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя».
ГБУ РК «Центральный музей Тавриды».
ГБУ РК «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник».
АНО «Музейно-храмовый комплекс «Новый Херсонес»: Музей Крыма и
Новороссии.
12
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение истории в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории относятся:
1) в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса
к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России; ценностное отношение к достижениям своей Родины ‒ России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к
символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
2) в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и
примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других
людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
3) в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовнонравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы
современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков;
4) в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как
знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте
предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с
позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной
составляющей современного общественного сознания;
5) в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии
своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и
средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и
других народов;
6) в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание
ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе ‒ на основе примеров из
истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития
человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в
современную эпоху;
7) в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения
трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление
о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессиональноориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов;
13
8) в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта
взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера
экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию
в практической деятельности экологической направленности;
9) в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды:
представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте
адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для
конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
В результате изучения истории на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем);
выявлять характерные признаки исторических явлений;
раскрывать причинно-следственные связи событий;
сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и
обосновывать выводы.
Базовые исследовательские действия:
определять познавательную задачу;
намечать путь её решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта;
систематизировать
и
анализировать
исторические
факты,
осуществлять
реконструкцию исторических событий;
соотносить полученный результат с имеющимся знанием;
определять новизну и обоснованность полученного результата;
представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат, учебный проект и другие).
Работа с информацией:
осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник,
тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и
другие) ‒ извлекать информацию из источника;
различать виды источников исторической информации;высказывать суждение о
достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире;
участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и
сходство высказываемых оценок;
выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном
тексте;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и
применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
14
Совместная деятельность:
осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как
эффективного средства достижения поставленных целей;
планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по
истории, в том числе ‒ на региональном материале;
определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими
членами команды.
Регулятивные универсальные учебные действия:
владеть приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы
(выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение
способа решения);
владеть приёмами самоконтроля ‒ осуществление самоконтроля, рефлексии и
самооценки полученных результатов;
вносить коррективы в свою работу с учётом установленных ошибок, возникших
трудностей.
Умения в сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между
людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в
исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учётом позиций и мнений других
участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы по истории на уровне основного
общего образования должны обеспечивать:
1) умение определять последовательность событий, явлений, процессов; соотносить
события истории разных стран и народов с историческими периодами, событиями
региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России,
определять современников исторических событий, явлений, процессов;
2) умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в
различные исторические эпохи;
3) овладение историческими понятиями и их использование для решения учебных и
практических задач;
4) умение рассказывать на основе самостоятельно составленного плана об
исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края, истории России и
мировой истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений,
процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий;
5) умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических
событий, явлений, процессов;
6) умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные
связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при
наличии) с важнейшими событиями ХХ ‒ начала XXI в. (Февральская и Октябрьская
революции 1917 г., Великая Отечественная война, распад СССР, сложные 1990-е гг.,
возрождение страны с 2000-х гг., воссоединение Крыма с Россией в 2014 г.);
характеризовать итоги и историческое значение событий;
15
7) умение сравнивать исторические события, явления, процессы в различные
исторические эпохи;
8) умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку
зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;
9) умение различать основные типы исторических источников: письменные,
вещественные, аудиовизуальные;
10) умение находить и критически анализировать для решения познавательной задачи
исторические источники разных типов (в том числе по истории родного края), оценивать их
полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; соотносить извлечённую
информацию с информацией из других источников при изучении исторических событий,
явлений, процессов; привлекать контекстную информацию при работе с историческими
источниками;
11) умение читать и анализировать историческую карту (схему); характеризовать на
основе исторической карты (схемы) исторические события, явления, процессы;
сопоставлять информацию, представленную на исторической карте (схеме), с информацией
из других источников;
12) умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической
информации, представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, диаграмм;
13) умение осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности
поиск исторической информации в справочной литературе, информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» для решения познавательных задач, оценивать
полноту и верифицированность информации;
14) приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идеи мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур, уважения к историческому
наследию народов России. Положения ФГОС ООО развёрнуты и структурированы в
программе по истории в виде планируемых результатов, относящихся к ключевым
компонентам познавательной деятельности обучающихся при изучении истории, от работы
с хронологией и историческими фактами до применения знаний в общении, социальной
практике.
Предметные результаты изучения учебного предмета «История» включают:
1) целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и
государств; о преемственности исторических эпох; о месте и роли России в мировой
истории;
2) базовые знания об основных этапах и ключевых событиях отечественной и
всемирной истории;
3) способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и
современности;
4) умение работать с основными видами современных источников исторической
информации (учебник, научно-популярная литература, ресурсы информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и другие), оценивая их информационные
особенности и достоверность с применением метапредметного подхода;
5) умение работать историческими (аутентичными) письменными, изобразительными
и вещественными источниками ‒ извлекать, анализировать, систематизировать и
16
интерпретировать содержащуюся в них информацию, определять информационную
ценность и значимость источника;
6) способность представлять описание (устное или письменное) событий, явлений,
процессов истории родного края, истории России и мировой истории и их участников,
основанное на знании исторических фактов, дат, понятий;
7) владение приёмами оценки значения исторических событий и деятельности
исторических личностей в отечественной и всемирной истории;
8) способность применять исторические знания как основу диалога в поликультурной
среде, взаимодействовать с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности на основе ценностей современного российского общества;
9) осознание необходимости сохранения исторических и культурных памятников
своей страны и мира;
10) умение устанавливать взаимосвязи событий, явлений, процессов прошлого с
важнейшими событиями ХХ ‒ начала XXI в.
Предметные результаты изучения истории носят комплексный характер, в них
органично сочетаются познавательно-исторические, мировоззренческие и метапредметные
компоненты.
Предметные результаты изучения истории проявляются в освоенных обучающимися
знаниях и видах деятельности. Они представлены в следующих основных группах:
1) Знание хронологии, работа с хронологией: указывать хронологические рамки и
периоды ключевых процессов, даты важнейших событий отечественной и всеобщей
истории, соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность
исторических событий.
2) Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место,
обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать
(классифицировать) факты по различным признакам.
3) Работа с исторической картой (картами, размещенными в учебниках, атласах, на
электронных носителях и других): читать историческую карту с опорой на легенду,
находить и показывать на исторической карте территории государств, маршруты
передвижений значительных групп людей, места значительных событий и другие.
4) Работа с историческими источниками (фрагментами аутентичных источников):
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
(материальных, письменных, визуальных и другие), сравнивать данные разных источников,
выявлять их сходство и различия, высказывать суждение об информационной
(художественной) ценности источника.
5) Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических
событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в
различные исторические эпохи, составлять описание исторических объектов, памятников
на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и другое.
6) Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника,
факт историка), соотносить единичные исторические факты и общие явления; называть
характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл,
значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события, явления,
определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях
исторических событий.
7) Работа с версиями, оценками: приводить оценки исторических событий и
личностей, изложенные в учебной литературе, объяснять, какие факты, аргументы лежат в
17
основе отдельных точек зрения; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение
и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории; составлять
характеристику исторической личности (по предложенному или самостоятельно
составленному плану).
8) Применение исторических знаний и умений: опираться на исторические знания при
выяснении причин и сущности, а также оценке современных событий, использовать знания
об истории и культуре своего и других народов как основу диалога в поликультурной
среде, способствовать сохранению памятников истории и культуры.
Приведенный перечень предметных результатов по истории служит ориентиром для
планирования и организации познавательной деятельности обучающихся при изучении
истории (в том числе ‒ разработки системы познавательных задач), при измерении и оценке
достигнутых обучающимися результатов.
Предметные результаты изучения истории в 5–9 классах представлены в виде общего
перечня для курсов отечественной и всеобщей истории, что должно способствовать
углублению содержательных связей двух курсов, выстраиванию единой линии развития
познавательной деятельности обучающихся. Названные ниже результаты формируются в
работе с комплексом учебных пособий ‒ учебниками, настенными и электронными картами
и атласами, хрестоматиями и другими.
Предметные результаты изучения истории в 7 классе:
Знание хронологии, работа с хронологией:
называть этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени, их
хронологические рамки;
локализовать во времени ключевые события отечественной и всеобщей истории
XVI‒XVII вв., определять их принадлежность к части века (половина, треть, четверть);
устанавливать синхронность событий отечественной и всеобщей истории XVI‒XVII
вв.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших
событий отечественной и всеобщей истории XVI‒XVII вв.;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку (группировка
событий по их принадлежности к историческим процессам, составление таблиц, схем).
Работа с исторической картой:
использовать историческую карту как источник информации о границах России и
других государств, важнейших исторических событиях и процессах отечественной и
всеобщей истории XVI‒XVII вв.;
устанавливать на основе карты связи между географическим положением страны и
особенностями ее экономического, социального и политического развития.
Работа с историческими источниками:
различать виды письменных исторических источников (официальные, личные,
литературные и другие);
характеризовать обстоятельства и цель создания источника, раскрывать его
информационную ценность;
проводить поиск информации в тексте письменного источника, визуальных и
вещественных памятниках эпохи;
сопоставлять и систематизировать информацию из нескольких однотипных
источников.
Историческое описание (реконструкция):
18
рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории XVI‒XVII вв.,
их участниках;
составлять краткую характеристику известных персоналий отечественной и всеобщей
истории XVI‒XVII вв. (ключевые факты биографии, личные качества, деятельность);
рассказывать об образе жизни различных групп населения в России и других странах
в раннее Новое время;
представлять описание памятников материальной и художественной культуры
изучаемой эпохи.
Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты экономического, социального и политического
развития России и других стран в XVI‒XVII вв., европейской реформации, новых веяний в
духовной жизни общества, культуре, революций XVI‒XVII вв. в европейских странах;
объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и
всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;
объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей
истории XVI‒XVII вв. (выявлять в историческом тексте и излагать суждения о причинах и
следствиях событий, систематизировать объяснение причин и следствий событий,
представленное в нескольких текстах);
проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и
всеобщей истории (раскрывать повторяющиеся черты исторических ситуаций, выделять
черты сходства и различия).
Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к
наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
излагать альтернативные оценки событий и личностей отечественной и всеобщей
истории XVI‒XVII вв., представленные в учебной литературе; объяснять, на чем
основываются отдельные мнения;
выражать отношение к деятельности исторических личностей XVI‒XVII вв. с учётом
обстоятельств изучаемой эпохи и в современной шкале ценностей.
Применение исторических знаний:
раскрывать на примере перехода от средневекового общества к обществу Нового
времени, как меняются со сменой исторических эпох представления людей о мире, системы
общественных ценностей;
объяснять значение памятников истории и культуры России и других стран XVI‒XVII
вв. для времени, когда они появились, и для современного общества;
выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XVI‒XVII вв. (в
том числе на региональном материале).
19
7 КЛАСС
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
п/п
Наименование разделов и
тем программы
Всего
Контр
ольны
е
работ
ы
Практи
ческие
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV — XVII в.
1.1
1.2
1.3
1.4
Введение
Эпоха Великих
географических открытий
Европа в XVI-XVII вв.:
традиции и новизна
Страны Азии и Африки в
XVI—XVII вв.
Итого по разделу
1
4
18
5
28
Раздел 2. История России. XVI— конец XVII вв.
2.1
Россия в XVI в.
21
2.3
Россия при первых
Романовых
24
2.2
Смута в России
Итого по разделу
Раздел 3. Курс «История нашего края»
3.1
История нашего края
12
1
57
17
Итого по разделу, курсу
17
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
102
20
1
0
7 КЛАСС ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Тема урока
Всего
Конт
роль
ные
работ
ы
Пра
ктич
ески
е
рабо
ты
Дата
изучен
ия
Всеобщая история. История
Нового времени. Конец XV
— XVII в. Введение
1
02.09
Великие географические
открытия
1
03.09
1
04.09
1
09.09
1
10.09
1
11.09
1
16.09
1
17.09
Германские земли и держава
австрийских Габсбургов
1
18.09
Нидерланды: путь к
расцвету
1
23.09
1
24.09.
1
25.09
Англия в XVI — начале
XVII в.
1
30.09
Сила и слабость Речи
Посполитой
1
01.10
1
02.10
Мир на заре Нового времени
Колониальные империи
раннего Нового времени
Урок повторения и
обобщения по теме «Эпоха
Великих географических
открытий»
Сельский и городской мир в
эпоху зарождения
капитализма
Человек, общество,
государство
Реформация и
Контрреформация
Испанская монархия
Франция: становление
абсолютизма
Век революций в Англии
21
Электронны
е цифровые
образовател
ьные
ресурсы
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Международные отношения
в XVI—XVII вв.
1
07.10
1
08.10
1
09.10
1
14.10
Культура XVII в.: барокко и
классицизм
1
15.10
Урок повторения и
обобщения по теме «Европа
в XVI-XVII вв.: традиции и
новизна»
1
16 10
1
21.10
1
22.10
1
23.10
1
05.11
1
06.11
1
11.11
Урок итогового повторения,
обобщения и контроля
«Историческое и культурное
наследие Раннего Нового
времени»
1
12.11
Россия в 1533–1547 гг.
Россия в 1533–1547 гг.
1
Начало царствования Ивана
IV
1
13.11
1
19.11
Начало царствования Ивана
IV
1
20.11
Русское общество в XVI в.
Русское общество в XVI в.
1
Военные реформы Ивана IV
1
25.11
1
27.11
Международные отношения
в XVI—XVII вв.
Культура эпохи
Возрождения
Культура эпохи
Возрождения
Научная революция
Урок повторения и
обобщения по теме «Европа
в XVI-XVII вв.: традиции и
новизна»
Османская империя и Иран:
могущество и упадок
Индия в эпоху Великих
Моголов
Китай и Япония: в поисках
стабильности
Африка: разные судьбы
государств и народов
18.11
26.11
22
и Избранной рады
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
Военные реформы Ивана IV
и Избранной рады
1
02.12
1
03.12
1
04.12
1
09.12
1
10.12
1
11.12
1
16.12
1
17.12
1
18.12
Россия при царе Фёдоре
Ивановиче
1
23.12
Духовная жизнь общества в
XVI в.
1
24.12
1
25.12
1
30.12
Наследники Золотой Орды в
середине XVI в.
Присоединение Поволжья.
Начало Ливонской войны
Присоединение Поволжья.
Начало Ливонской войны
Падение Избранной рады и
введение опричнины
Падение Избранной рады и
введение опричнины
Завершение эпохи Ивана
Грозного
Завершение эпохи Ивана
Грозного
Россия при царе Фёдоре
Ивановиче
Развитие культуры в XVI в.
Урок повторения и
обобщения по теме «Россия
в XVI в.»
Урок контроля по теме
«Россия в XVI в. »
В преддверии грозных
испытаний: кризис власти и
общества на рубеже
XVI–XVII вв.
Начало Смуты. Самозванец
на троне
Начало Смуты. Самозванец
на троне
Апогей Смуты.
«Всеконечное разорение»
Апогей Смуты.
«Всеконечное разорение»
1
1
1
1
1
1
23
55
Спасители Отечества
1
57
Завершение Смуты и
иностранной интервенции
1
56
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
Спасители Отечества
Завершение Смуты и
иностранной интервенции
Урок повторения и
обобщения по теме «Смута в
России»
Урок повторения и
обобщения по теме «Смута в
России»
Урок контроля по теме
«Смута в России»
«Куда соха ходила…»
Социально-экономическое
развитие России в XVII в
«Куда соха ходила…»
Социально-экономическое
развитие России в XVII в
Сословия в XVII в.: верхи
общества
Сословия в XVII в.: низы
общества
Государственное устройство
России в XVII в.
Государственное устройство
России в XVII в.
Внутренняя политика царя
Алексея Михайловича
«Государство правит по
своей воле…» На путях к
абсолютной монархии
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
«Государство правит по
своей воле…» На путях к
абсолютной монархии
1
Русская церковь в XVII в.
1
Русская церковь в XVII в.
1
Социальное противостояние
в XVII в.
1
Социальное противостояние
1
24
в XVII в.
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
Внешняя политика России в
XVII в.
Внешняя политика России в
XVII в.
«Встречь солнцу»: освоение
Сибири и Дальнего Востока
1
1
1
Внутренняя политика царя
Фёдора Алексеевича
1
Культура России в XVII в.
1
Культура России в XVII в.
1
Мир человека XVII в.
1
Урок повторения и
обобщения по теме «Россия
при первых Романовых»
Урок контроля по теме
«Россия при первых
Романовых»
Уроки итогового повторения
и контроля
1
1
1
Уроки итогового повторения
и контроля
1
Наш край в годы Первой
мировой и Гражданской войн.
1
Введение.
Установление советской
власти. Крым в 20–30-е годы
XX века
Начало Великой
Отечественной войны.
Героическая оборона
Севастополя
Начало Великой
Отечественной войны.
Героическая оборона
Севастополя
Немецкий оккупационный
режим в Крыму
Партизанское и подпольное
движение в Крыму(проектная
деятельностьобучающихся)
1
1
1
1
1
1
1
25
93
94
95
96
97
98
99
Освобождение Крыма от
немецко-фашистских
захватчиков. Крымская
(Ялтинская) конференция
Помним, гордимся. Вахта
памяти (проектная
деятельность обучающихся)
Помним, гордимся. Вахта
памяти (проектная
деятельность обучающихся)
Советский Крым в 1945–1991
гг.
«Крымская весна».
Воссоединение Крыма с
Россией в марте 2014 года
Социально-экономическое и
культурное развитие Крыма
как субъекта России.
Достижения и
перспективы(проектная
деятельностьобучающихся)
Я – гражданин Российской
Федерации
1
1
1
1
1
1
1
Конституция Республики
100 Крым (практическое занятие)
1
Специальная военная
операция. Крымчане-герои
101
СВО(проектная
деятельностьобучающихся)
1
Итоговое обобщение.
Отражение истории края в
102
музейных экспозициях
(практическое занятие)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
1
102
1
26
0
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Дополнение к рабочей программе учебного предмета
«История» для 5-9 классов
Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО и
элементов содержания по истории
Проверяемые требования к результатам освоения основной
образовательной программы (7 класс)
Код
1
Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательнойпрограммыосновногообщегообразования
Знаниехронологии,работасхронологией
1.1
Называть этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени, их
хронологические рамки
1.2
Определять последовательность событий, явлений, процессов отечественной и
всеобщей истории XVI - XVII вв.
1.3
Локализовать во времени ключевые события отечественной и всеобщей
истории XVI - XVII вв., определять их принадлежность к части века (половина,
треть, четверть)
1.4
Устанавливать
синхронность
всеобщей истории XVI - XVII вв.
1.5
Определять
современников
исторических
явлений,процессовотечественнойи всеобщейисторииXVI
-XVIIвв.
2
событий
отечественной
и
событий,
Знаниеисторическихфактов,работасфактами
2.1 Указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты
важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVI - XVII вв.
27
2.2 Группировать, систематизировать факты по заданному признаку (группировка
событий по их принадлежности к историческим процессам, составление таблиц,
схем)
3
Работасисторическойкартой
3.1 Использовать историческую карту как источник информации о границах России
и других государств, важнейших исторических событиях и процессах
отечественной и всеобщей истории XVI - XVII вв.
3.2 Устанавливать на основе карты связи между географическим положением
страны и особенностями ее экономического, социального и политического
развития
3.3 Характеризовать на основе исторической карты (схемы) исторические события,
явления, процессы отечественной и всеобщей истории XVI - XVII вв.
3.4 Сопоставлять информацию, представленную на исторической карте (схеме) по
отечественной и всеобщей истории XVI - XVII вв., с информацией из других
источников
4
Работасисторическимиисточниками
4.1 Различать
основные
типы
исторических
отечественной и всеобщей истории XVI - XVII вв.
источников
4.2 Различать
виды письменных
исторических
(официальные, личные, литературные и другие)
источников
4.3 Характеризовать
обстоятельства
и
раскрывать его информационную ценность
цель
4.4 Проводить
поиск
информации
в тексте
визуальных и вещественных памятниках эпохи
4.5 Сопоставлять
и
систематизировать
нескольких однотипных источников
создания источника,
письменного источника,
информацию
из
4.6 Привлекать контекстную информацию при работе с историческими
источниками по отечественной и всеобщей истории XVI - XVII вв.
4.7 Анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации по
отечественной и всеобщей истории XVI - XVII вв.
4.8 Представлятьисторическуюинформациюпоотечественной и всеобщей истории
XVI - XVII вв. в виде таблиц, схем, диаграмм
5
Историческоеописание(реконструкция)
28
5.1 Рассказывать на основе самостоятельно составленного плана об исторических
событиях, явлениях, процессах отечественной и всеобщей истории XVI - XVII
вв., их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов
и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий
5.2 Составлять краткую характеристику известных персоналий отечественной и
всеобщей истории XVI - XVII вв. (ключевые факты биографии, личные
качества, деятельность)
5.3 Представлять
описание
памятников
художественной культуры изучаемой эпохи
6
материальной
и
Анализ,объяснениеисторическихсобытий,явлений
6.1 Раскрыватьсущественныечертыихарактерныепризнаки исторических событий,
явлений, процессов
6.2 Объяснять смысл ключевых понятий, относящихся кданной эпохе
отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах
исторических событий, ситуаций
6.3 Объяснять
причины
и
следствия
важнейших
событий,
явлений,процессовотечественнойи всеобщейисторииXVI
- XVII вв. (выявлять в историческом тексте и излагать суждения о причинах и
следствиях событий, систематизировать объяснение причин и следствий
событий, представленное в нескольких текстах); характеризовать итоги и
историческое значение событий
6.4 Проводить сопоставление однотипных событий, явлений и процессов
отечественной и всеобщей истории (раскрывать повторяющиеся черты
исторических ситуаций, выделять черты сходства и различия)
6.5 Выявлятьособенностиразвитиякультуры,бытаинравов народов отечественной и
всеобщей истории XVI - XVII вв.
6.6 Устанавливать взаимосвязь (при наличии) событий истории XVI - XVII вв. с
важнейшими событиями XX - начала XXI в. (Февральская и Октябрьская
революции 1917 г., Великая Отечественная война, распад СССР, сложные 1990е гг., возрождение страны с 2000-х гг., воссоединение Крыма с Россией в 2014
г.); характеризовать итоги и историческое значение событий
7
Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к
наиболее значимым событиям и личностям прошлого
29
7.1 Излагать альтернативные оценки событий и личностей отечественной и
всеобщей истории XVI - XVII вв., представленные в учебной литературе;
объяснять, на чем основываются отдельные мнения
7.2 Выражать отношение к деятельности исторических личностейXVIXVIIвв.сучетомобстоятельствизучаемой эпохи и в современной шкале
ценностей
7.3 Определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения на
события и личностей отечественной и всеобщей истории XVI - XVII вв. с
помощью фактического материала, в том числе используя источники разных
типов
8
Применениеисторическихзнаний
8.1 Раскрывать на примере перехода от средневекового общества к обществу
Нового времени, как меняются со сменой исторических эпох представления
людей о мире, системы общественных ценностей
8.2 Объяснять значение памятников истории и культурыРоссии и других стран XVI
- XVII вв. для времени, когда они появились, и для современного общества
8.3 Выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XVI - XVII
вв. (в том числе на региональном материале)
8.4 Использовать исторические понятия длярешенияучебных и практических задач
8.5 Осуществлять поиск исторической информации по отечественной и всеобщей
истории XVI - XVII вв. в справочной литературе, сети Интернет для решения
познавательных задач, оценивать полноту и верифицированность информации
Проверяемые элементы содержания (7класс)
Код
1
Проверяемыйэлементсодержания
Всеобщаяистория.ИсторияНовоговремени.КонецXV-XVIIв.
1.1 Понятие "Новое время".Хронологические рамки ипериодизация истории Нового
времени
30
1.2 Великиегеографическиеоткрытия.
Предпосылки Великих географических открытий. Поиски европейцами
морских путей в страны Востока. Экспедиции Колумба. Тордесильясский
договор 1494 г. Открытие Васко да Гамой морского пути в Индию.
Кругосветное плавание Магеллана. Плавания Тасмана и открытие
Австралии.Завоевания конкистадоров в Центральной и Южной Америке
(Ф. Кортес, Ф. Писарро). Европейцы в Северной Америке. Поиски северовосточного морского пути в Китай и Индию. Политические, экономические
и культурные последствия Великих географических открытий конца XV XVI в.
1.3 ИзменениявевропейскомобществевXVI-XVIIвв.
Развитие техники, горного дела, производства металлов. Появление
мануфактур.
Возникновение
капиталистических
отношений.
Распространение наемного труда в деревне. Расширение внутреннего и
мирового рынков. Изменения в сословной структуре общества, появление
новых социальных групп. Повседневная жизнь обитателей городов и
деревень
1.4 РеформацияиконтрреформациявЕвропе.
Причины Реформации. Начало Реформации в Германии; М. Лютер.
Развертывание Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение
протестантизма в Европе. Кальвинизм. Религиозные войны. Борьба
католической церкви против реформационного движения. Контрреформация.
Инквизиция
1.5 ГосударстваЕвропывXVI-XVIIвв.
Абсолютизм и сословное представительство. Преодоление раздробленности.
Борьба за колониальные владения. Начало формирования колониальных
империй
1.6 Испания под властью потомков католических королей. Внутренняя и внешняя
политика испанских Габсбургов. Национально-освободительное движение в
Нидерландах: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение
Нидерландской революции
1.7 Франция: путь к абсолютизму. Королевская власть и централизация управления
страной.
Католики
и
гугеноты.
Религиозные
войны
.Генрих
IV.Нантскийэдикт1598г.Людовик XIII и кардинал Ришелье. Фронда.
Французский абсолютизм при Людовике XIV
1.8 Англия. Развитие капиталистического предпринимательства в городах и
деревнях. Огораживания. Укрепление королевской власти при Тюдорах. Генрих
VIII и королевская реформация. "Золотой век" Елизаветы I. Английская
революция середины XVII в. Причины, участники, этапы революции.
Размежевание в революционном лагере. О. Кромвель. Итоги и значение
революции. Реставрация Стюартов. Славная революция. Становление
английской парламентской монархии
31
1.9 Страны Центральной, Южной и Юго-Восточной Европы. В мире империй и вне
его. Германские государства. Итальянские земли. Положение славянских
народов. Образование Речи Посполитой
1.10 Международные отношения в XVI-XVIIвв.
Борьба за первенство, военные конфликты между европейскими державами.
Столкновение интересов в приобретении колониальных владений и господстве
на торговых путях. Противостояние османской экспансии в Европе.
Образование державы австрийских Габсбургов. Тридцатилетняя война.
Вестфальский мир
1.11 Европейская культура в раннее Новое время.
Высокое Возрождение в Италии: художники и их произведения. Северное
Возрождение. Мир человека в литературе раннего Нового времени. М.
Сервантес. У. Шекспир. Стили художественной культуры (барокко,
классицизм). Французский театр эпохи классицизма. Развитие науки: переворот
в естествознании, возникновение новой картины мира. Выдающиеся ученые и
их открытия (Н. Коперник, И. Ньютон). Утверждение рационализма
1.12 СтраныВостокавXVI-XVIIвв.
Османская империя: на вершине могущества. Сулейман I Великолепный:
завоеватель, законодатель. Управление многонациональной империей.
Османская армия. Индия при Великих Моголах. Начало проникновения
европейцев. Ост- Индские компании. Китай в эпоху Мин. Экономическая и
социальная политика государства. Утверждение маньчжурской династии Цин.
Япония: борьба знатных кланов за власть, установление сегуната Токугава,
укрепление централизованного государства. "Закрытие" страны для иноземцев.
Культура и искусство стран Востока в XVI - XVII вв. Историческое и
культурное наследие Раннего Нового времени
2
РоссиявXVIв.
2.1 Завершение объединения русских земель. Княжение Василия III. Завершение
объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской,
Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление
великокняжеской власти.
Органы
государственной
власти.
Приказная
система:
формированиепервыхприказныхучреждений.Боярскаядума,ее
роль
в
управлении государством. "Малая дума". Местничество. Местное управление:
наместники и волостели, система кормлений. Государство и церковь
2.2 Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с
Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским
ханствами, посольства в европейские государства
32
2.3 Царствование Ивана IV. Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных
князей великокняжеской власти. Унификация денежной системы.
Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами.
Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси
2.4 Принятие ИваномIVцарского титула. Реформы серединыXVI в. "Избранная
рада": ее состав и значение. Появление земских соборов: дискуссии о характере
народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения.
Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа - формирование органов
местного самоуправления
2.5 Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и
"Уложение
о службе".
Присоединение
Казанского
и
Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в
состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Битва при
Молодях. Укрепление южных границ. Ливонская война: причины и характер.
Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в
Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало
присоединения к России Западной Сибири
2.6 Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые люди.
Формирование
Государева
двора
и
"служилых
городов".Торговоремесленноенаселениегородов.Духовенство. Начало закрепощения крестьян:
Указ о "заповедных летах". Формирование вольного казачества.
Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские
народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары.
Сосуществование религий в Российском государстве. Русская православная
церковь. Мусульманское духовенство
2.7 Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром
Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия
опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного. Результаты и цена
преобразований
2.8 Россия в конце XVI в. Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском
окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества.
Тявзинский
мирный
договор
со
Швецией:
восстановлениепозицийРоссиивПрибалтике.Противостояниес
Крымским
ханством. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение
закрепощения крестьянства: Указ об "урочных летах". Пресечение царской
династии Рюриковичей
3
СмутавРоссии
3.1 Накануне Смуты. Династический кризис. Земский собор 1598 г.и избрание на
царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова в отношении боярства.
Голод 1601 - 1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса
33
3.2 Смутное время начала XVII в. Дискуссия о его причинах. Самозванцы и
самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и
убийство самозванца
3.3 Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание
внутреннего
кризиса
в
гражданскую
войну.
ЛжедмитрийII.ВторжениенатерриториюРоссиипольсколитовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона
Троице-Сергиева
монастыря. Выборгский
договор
между Россией
и Швецией. Поход
войска М.В. СкопинаШуйскогоиЯ.-П.Делагардиираспадтушинскоголагеря.Открытое вступление
Речи Посполитой в войну против России. Оборона Смоленска
3.4 Свержение Василия Шуйского и переход власти к "семибоярщине". Договор об
избрании на престол польского принца Владислава и вступление польсколитовского гарнизонав Москву. Подъем национально-освободительного
движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение
города оккупантами. Первое и второе земские ополчения. Захват Новгорода
шведскими войсками. "Совет всея земли". Освобождение Москвы в 1612 г.
3.5 Окончание Смуты. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении
государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова.
Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский
мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с
Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение
Деулинскогоперемирия сРечьюПосполитой.Итоги и последствия Смутного
времени
4
РоссиявXVIIв.
4.1 Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича.
Восстановление
экономического
потенциала
страны.
Продолжение
закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в
управлении государством
4.2 Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли
Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ
Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация
земского самоуправления. Соборное уложение 1649 г. Завершение оформления
крепостного права и территория его распространения. Денежная реформа 1654
г. Затухание деятельности земских соборов.
Правительство Б.И. Морозова и И.Д. Милославского: итоги его деятельности
4.3 Патриарх Никон, его конфликт с царской властью. Раскол в Церкви. Протопоп
Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества
34
4.4 Царь Федор
Алексеевич.
(податная) реформа
Отмена
местничества.
Налоговая
4.5 Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки.
Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной
специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый
уставы. Торговля с европейскими странами и Востоком
4.6 Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город,
духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые
иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в.
4.7 Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. ПсковскоНовгородское восстание. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь.
Восстание Степана Разина
4.8 Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов
со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир.
Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие
полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью.
Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение земель
Войска
Запорожского
в
состав
России.
Война
междуРоссией
иРечьюПосполитой1654 - 1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская
война 1656 - 1658 гг. и ее результаты. Укрепление южных рубежей
Белгородскаязасечнаячерта.КонфликтысОсманскойимперией.
"Азовское
осадное сидение". "Чигиринская война" и Бахчисарайский мирный договор.
Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с
маньчжурами и империей Цин (Китаем)
4.9 Освоениеновыхтерриторий.НародыРоссиивXVII в.
Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия.
Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и
Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Освоение Поволжья и
Сибири.
Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые
земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения.
Формирование многонациональной элиты
4.10 Культурное пространство XVI-XVII вв.
35
36