Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоозерновская средняя школа города Евпатории Республики Крым»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол № 1 от 28.08.2025г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по
учебно-воспитательной
работе Шевчук Н.И.,
28 августа 2025г
УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ «НСШ»
от 29 августа 2025г № 13
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Обществознание» для 8 класса
(соответствует федеральной образовательной программе)
для 7-9 классов
базовый уровень ФГОС ООО
на 2025-2026 учебный год
ПРИНЯТО
Педагогический совет МБОУ
«НСШ»
(протокол от 29.08.2025 г №13)
Учитель: истории
Польская Любовь Дмитриевна
2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет (курс) Обществознание
Класс 8-9
Общее количество часов по учебному плану в 8-9 классах- 68 часов (по 34 ч. в год/
по 1 ч. в неделю).
Составлена в соответствии с Федеральной рабочей программой по обществознанию
Учебники: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др.// Обществознание,
8 класс М.: Просвещение..
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 8 КЛАСС
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений и
требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета
«Обществознание» (2018 г.), а также с учётом федеральной рабочей программы
воспитания. Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции
интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет
последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности
современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных условиях
людей друг с другом, с основными институтами государства и гражданского общества,
регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и
направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя
нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию
российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству,
приверженности национальным ценностям. Привлечение при изучении обществознания
различных источников социальной информации помогает обучающимся освоить язык
современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации,
вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые
сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир культуры и
общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я»,
формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего
места в обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
• воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности,
социальной ответственности, правового самосознания, приверженности базовым
ценностям нашего народа;
• развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных
интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции
Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;
• развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в
подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и
правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и
правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации,
самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой
деятельности;
• формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной
современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников
подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах
человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих
общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной
средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• владение умениями функционально грамотного человека (получать из
разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию,
систематизировать, анализировать полученные данные; освоение способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых
для участия в жизни гражданского общества и государства);
• создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия
с
различными
политическими,
правовыми,
финансовоэкономическими и другими социальными институтами для
реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся
российском обществе;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для
выстраивания отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для
соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия
правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
3
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 8 по 9 класс. Общее
количество времени на два года обучения составляет 68 часов. Общая недельная
нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Человек в экономических отношениях.
8 КЛАСС
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов.
Экономический выбор.
Экономическая система и её функции. Собственность.
Производство – источник экономических благ. Факторы производства.
Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда.
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности.
Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы.
Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Невидимая рука рынка. Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить
эффективность производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы,
участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников.
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта,
денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание.
Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг.
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств.
Потребительские товары и товары длительного пользования. Источники доходов и
расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы
сбережений.
Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы
государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и денежнокредитная
политика Российской Федерации. Государственная политика по развитию конкуренции.
Человек в мире культуры.
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование
личности. Современная молодёжная культура.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии
общества.
Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном
обществе. Образование в Российской Федерации. Самообразование.
Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и
свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии и религиозные
объединения в Российской Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества.
Роль информации и информационных технологий в современном мире.
Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного
поведения в Интернете.
.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей
преподавания обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета
распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей
(разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания.
Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом,
знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права.
Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по годам
обучения является одним из возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое
распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права»
замыкает изучение курса в основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и
духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают
готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими
людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение
практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального
поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание
роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных
правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
5
представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной
созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное
участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы
в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе
навыки безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к
стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая; сформированность навыков рефлексии,
признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических
задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и
труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему
научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение
языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными
навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность обучающихся во
взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям
других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов,
способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; навык
выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей,
планировать своё развитие; умение распознавать конкретные примеры понятия по
характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и
простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать
понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а также
оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие
гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,
формируемые при изучении обществознания:
1.Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные
признаки социальных явлений и
процессов; устанавливать существенный признак классификации социальных фактов,
основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учётом
предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
7
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации, данных, необходимых
для решения поставленной задачи; выявлять причинноследственные связи при изучении
явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский
инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и
данное; формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно
составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта
изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие
процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при
поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной
задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и
интерпретировать
информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы
(подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать
оптимальную форму представления информации; оценивать надёжность
информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно
запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных
текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и
(или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного
исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной
работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять
свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего
вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных
ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений в группе); самостоятельно составлять
алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с
учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации
намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за
решение. Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную
оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть
трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и
условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого; регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других: осознанно относиться к другому
человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое
же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим; осознавать невозможность
контролировать всё вокруг.
9
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях
осваивать и применять знания об экономической жизни общества, её основных
проявлениях, экономических системах, собственности, механизме рыночного
регулирования экономики, финансовых отношениях, роли государства в экономике,
видах налогов, основах государственной бюджетной и денежно-кредитной политики,
о влиянии государственной политики на развитие конкуренции;
характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных
экономических системах; объекты спроса и предложения на рынке труда и
финансовом рынке; функции денег;
приводить примеры способов повышения эффективности производства;
деятельности и проявления основных функций различных финансовых посредников;
использования способов повышения эффективности производства;
классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак
классификации) механизмы государственного регулирования экономики;
сравнивать различные способы хозяйствования;
устанавливать
и
объяснять
связи
политических
потрясений
и
социальноэкономических кризисов в государстве;
использовать полученные знания для объяснения причин достижения
(недостижения) результатов экономической деятельности; для объяснения основных
механизмов государственного регулирования экономики, государственной политики
по развитию конкуренции, социальноэкономической роли и функций
предпринимательства, причин и последствий безработицы, необходимости
правомерного налогового поведения;
определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на
обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к
предпринимательству и развитию собственного бизнеса;
решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением
экономических действий, на основе рационального выбора в условиях ограниченных
ресурсов; с использованием различных способов повышения эффективности
производства; отражающие типичные ситуации и социальные взаимодействия в сфере
экономической деятельности; отражающие процессы;
овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую
информацию в модели (таблица, схема, график и пр.), в том числе о свободных и
экономических благах, о видах и формах
предпринимательской деятельности, экономических и социальных последствиях
безработицы;
извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и
Интернета о тенденциях развития экономики в нашей стране, о борьбе с различными
формами финансового мошенничества;
анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически
оценивать социальную информацию, включая экономикостатистическую, из
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ,
соотносить её с личным социальным опытом; используя обществоведческие знания,
формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
• оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их
экономической рациональности (сложившиеся модели поведения производителей и
потребителей; граждан, защищающих свои экономические интересы; практики
осуществления экономических действий на основе рационального выбора в условиях
ограниченных ресурсов; использования различных способов повышения
эффективности производства, распределения семейных ресурсов, для оценки рисков
осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);
• приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности,
в практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребления
домашнего хозяйства, структуры семейного бюджета; составления личного
финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в
профессиональной сфере; выбора форм сбережений; для реализации и защиты прав
потребителя (в том числе финансовых услуг), осознанного выполнения гражданских
обязанностей, выбора профессии и оценки собственных перспектив в
профессиональной сфере;
• приобретать опыт составления простейших документов (личный финансовый план,
заявление, резюме);
• осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе гуманистических
ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в мире культуры
осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества, о
науке и образовании, системе образования в Российской Федерации, о религии, мировых
религиях, об искусстве и его видах; об информации как важном ресурсе современного
общества; характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе норм
морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость) нашего общества,
искусство как сферу деятельности, информационную культуру и информационную
безопасность;
• приводить примеры политики российского государства в сфере культуры и
образования; влияния образования на социализацию личности; правил
информационной безопасности;
• классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;
• сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные науки, виды
искусств;
• устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и
формирования личности, взаимовлияние науки и образования;
• использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования;
• определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на
обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к
информационной культуре и информационной безопасности, правилам безопасного
поведения в Интернете;
• решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и многообразия
духовной культуры;
11
•
•
•
•
•
овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной
культуры, составлять план, преобразовывать текстовую информацию в модели
(таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;
осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных, о
религиозных объединениях в Российской Федерации, о роли искусства в жизни
человека и общества, о видах мошенничества в Интернете в разных источниках
информации;
анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать
социальную информацию, представленную в разных формах
(описательную, графическую, аудиовизуальную), при изучении культуры, науки и
образования;
оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни
общества;
использовать полученные знания для публичного представления результатов своей
деятельности в сфере духовной культуры в соответствии с особенностями аудитории
и регламентом;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Раздел 1.Человек в экономических
отношениях
1.1
Экономика — основа
жизнедеятельности человека
5
1.2
Рыночные отношения в экономике
5
1.3
Финансовые отношения в экономике
5
1.4
Домашнее хозяйство
1
1.5
Экономические цели и функции
государства
4
Итого по разделу
20
Раздел 2.Человек в мире культуры
2.1
Культура, её многообразие и формы
1
2.2
Наука и образование в Российской
Федерации
4
2.3
Роль религии в жизни общества
2
13
Контрольны
работы
Практические
работы
2.4
Роль искусства в жизни человека
2
2.5
Роль информации в современном
мире
2
1
Итого по разделу
11
Защита проектов, итоговое повторение
3
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
2
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
№ Тема урока
Количество часов
п/п
Всего
Контр
ольны
е
работ
ы
Экономическая жизнь
1
1
общества
Экономическая система и её
2
1
функции. Собственность
Производство — источник
3
1
экономических благ
4
Предпринимательство
1
5
Деньги, обмен, торговля
1
6
7
8
9
10
Рыночная экономика.
Конкуренция. Многообразие
рынков
Спрос и предложение.
Рыночное равновесие
Предприятие в экономике
Заработная плата и
стимулирование труда.
Занятость и безработица
Финансовый рынок и
финансовые посредники
1
13
Финансовая безопасность
1
14
15
16
17
Экономические функции
домохозяйств
Потребление домашних
хозяйств. Потребительские
товары и товары длительного
пользования
Семейный бюджет и
финансовое планирование
Экономические цели и
15.09
22.09
10.11
17.11
1
Страховые услуги
08.09
20.10
1
12
Библиотека ЦОК
https :// m.edsoo .
Библиотека ЦОК
https :// m.edsoo .
Библиотека ЦОК
https :// m.edsoo .
Библиотека ЦОК
https :// m.edsoo .
Библиотека ЦОК
https :// m.edsoo .
Библиотека ЦОК
https :// m.edsoo .
13.10
1
1
01.09
06.10
1
Банковские услуги
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
29.09
1
11
Прак
тичес
кие
работ
ы
Дата
24.11
01.12
08.12
15.12
1
22.12
1
29.12
1
1
15
ru/f 5ebfd
ru/f 5ebff
ru/f 5ec 0
ru/f 5ec 0
ru/f 5ec 0
ru/f 5ec 0
Библиотека ЦОК
https :// m.edsoo . ru/f 5ec 0
Библиотека ЦОК
https :// m.edsoo . ru/f 5ec 0
Библиотека ЦОК
https :// m.edsoo . ru/f 5ec 1
Библиотека ЦОК
https :// m.edsoo . ru/f 5ec 1
Библиотека ЦОК
https :// m.edsoo . ru/f 5ec 1
Библиотека ЦОК https :// m
Библиотека ЦОК
https :// m.edsoo . ru/f5 ec 1
Библиотека ЦОК
https :// m.edsoo . ru/f 5ec 1
Библиотека ЦОК
https :// m.edsoo . ru/f5 ec
Библиотека ЦОК
https :// m.edsoo . ru/f5 ec
Библиотека ЦОК
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
функции государства
Налоги. Государственный
бюджет. Государственная
политика по развитию
конкуренции
Повторительно-обобщающий
урок по теме «Человек в
экономических отношениях»
Повторительно-обобщающий
урок по теме «Человек в
экономических
отношениях». Контрольная
работа
Культура, её многообразие и
формы
Наука. Роль науки в развитии
общества
Образование в современном
обществе
Образование в Российской
Федерации.
Самообразование
Политика в сфере культуры и
образования в Российской
Федерации
Роль религии в жизни
человека и общества
Национальные и мировые
религии. Религии и
религиозные объединения в
Российской Федерации
Что такое искусство. Виды
искусств
Роль искусства в жизни
человека и общества
Общество и его развитие.
Информация и современный
мир
Роль информации и
информационных
технологий в современном
мире
Повторительно-обобщающий
урок
https :// m.edsoo . ru/f 5ec 2
Библиотека ЦОК
https :// m .edsoo .ru/f
5 ec 23 a 2
1
БиблиотекаЦОК
https :// m .edsoo .ru/f 5 e
1
1
1
Библиотека ЦОК
https :// m.edsoo . ru/f 5ec
Библиотека ЦОК
https :// m.edsoo . ru/f 5ec 2
Библиотека ЦОК
https :// m.edsoo . ru/f5 ec
БиблиотекаЦОК
https :// m .edsoo .ru/f 5 e
Библиотека ЦОК
https :// m.edsoo . ru/f5 ec
1
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https :// m.edsoo . ru/f5 ec
1
Библиотека ЦОК
https :// m.edsoo . ru/f5 ec
1
Библиотека ЦОК
https :// m.edsoo . ru/f5 ec 3
БиблиотекаЦОК
https :// m . edsoo .ru/f 5
Библиотека ЦОК
https :// m.edsoo . ru/f5 ec
Библиотека ЦОК
https :// m.edsoo . ru/f 5ec 3
1
1
1
Библиотека ЦОК
https :// m.edsoo . ru/f 5ec 3
1
1
1
Библиотека ЦОК
https :// m.edsoo . ru/f5 ec 3
по теме «Человек в мире
культуры» / Всероссийская
проверочная
работа/Итоговая
контрольная работа
Защита проектов по теме по
теме «Финансовая
33
грамотность»
Итоговое повторение по
темам
34
«Человек в экономике»,
«Человек в мире культуры»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
https :// m.edsoo . ru/f5 ec
1
Библиотека ЦОК
https :// m.edsoo . ru/f5 ec
1
34
2
17
0
Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения
ООП ООО и элементов содержания по обществознанию
8 КЛАСС
Код
1
Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования
По теме «Человек в экономических отношениях»
1.1
Осваивать и применять знания об экономической жизни общества, её
основных проявлениях, экономических системах, собственности, механизме
рыночного регулирования экономики, финансовых отношениях, роли
государства в экономике, видах налогов, основах государственной
бюджетной и денежнокредитной политики, о влиянии государственной
политики на развитие конкуренции
1.2
Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных
экономических системах, объекты спроса и предложения на рынке труда и
финансовом рынке; функции денег
1.3
Приводить примеры способов повышения эффективности производства;
деятельности и проявления основных функций различных финансовых
посредников; использования способов повышения эффективности
производства
1.4
Классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак
классификации) механизмы государственного регулирования экономики
1.5
Сравнивать различные способы хозяйствования
1.6
Устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социальноэкономических кризисов в государстве
1.7
Использовать полученные знания для объяснения причин
(недостижения) результатов экономической деятельности; для
основных механизмов государственного регулирования
государственной политики по развитию конкуренции,
экономической роли и функций предпринимательства,
последствий
безработицы,
необходимости
налогового поведения
правомерного
достижения
объяснения
экономики,
социальнопричин и
1.8
1.9
Определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с
опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё
отношение к предпринимательству и развитию собственного бизнеса
Решать познавательные и практические задачи, связанные с
осуществлением экономических действий, на основе рационального
выбора в условиях ограниченных ресурсов, с использованием различных
способов повышения эффективности производства, отражающие
типичные ситуации и социальные взаимодействия в сфере экономической
деятельности; отражающие процессы
1.10
Овладевать
смысловым
чтением,
преобразовывать
текстовую
экономическую информацию в модели (таблица, схема, график и другое),
в том числе о свободных и экономических благах, о видах и формах
предпринимательской деятельности, экономических и социальных
последствиях безработицы
1.11
Извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ
и сети Интернет о тенденциях развития экономики в нашей стране, о
борьбе с различными формами финансового мошенничества
1.12
Анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать социальную информацию, включая экономикостатистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным
опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы,
подкрепляя их аргументами
1.13
Оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки
зрения их экономической рациональности (сложившиеся модели
поведения производителей и потребителей; граждан, защищающих свои
экономические интересы; практики осуществления экономических
действий на основе рационального выбора в условиях ограниченных
ресурсов; использования различных способов повышения эффективности
производства, распределения семейных ресурсов; для оценки рисков
осуществления
финансовых
мошенничеств,
применения
недобросовестных практик)
19
1.14
1.15
1.16
2
Приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой
грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для
анализа потребления домашнего хозяйства, структуры семейного
бюджета, составления личного финансового плана; для выбора профессии
и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; выбора
форм сбережений; для реализации и защиты прав потребителя (в том
числе финансовых услуг), осознанного выполнения гражданских
обязанностей, выбора профессии и оценки собственных перспектив в
профессиональной сфере
Приобретать опыт составления простейших
финансовый план, заявление, резюме)
документов
(личный
Осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности,
на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми
разных культур
По теме «Человек в мире культуры»
2.1
Осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни
общества, о науке и образовании, системе образования в Российской
Федерации, о религии, мировых религиях, об искусстве и его видах; об
информации как важном ресурсе современного общества
2.2
Характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы
морали и нравственности, гуманизм, милосердие,
справедливость) нашего общества, искусство как сферу деятельности,
информационную культуру и информационную безопасность
2.3
Приводить примеры политики российского государства в сфере культуры
и образования; влияния образования на социализацию личности; правил
информационной безопасности
2.4
Классифицировать по разным признакам формы и виды культуры
2.5
Сравнивать формы культуры, естественные и социальногуманитарные науки, виды искусств
2.6
Устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и
формирования личности, взаимовлияние науки и образования
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
2.15
Использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного
образования
Определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с
опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё
отношение к информационной культуре и информационной безопасности,
правилам безопасного поведения в сети Интернет
Решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и
многообразия духовной культуры
Овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития
современной культуры, составлять план, преобразовывать текстовую
информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать
предложенные модели в текст
Осуществлять поиск информации об ответственности современных
учёных, о религиозных объединениях в Российской Федерации, о роли
искусства в жизни человека и общества, о видах мошенничества в сети
Интернет в разных источниках информации
Анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать
социальную информацию, представленную в разных формах
(описательную, графическую, аудиовизуальную), при изучении культуры,
науки и образования
Оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере
жизни общества
Использовать полученные знания для публичного представления
результатов своей деятельности в сфере духовной культуры в
соответствии с особенностями аудитории и регламентом
Приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении
особенностей разных культур, национальных и религиозных ценностей
21
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
Код
1
8 КЛАСС
Проверяемый элемент содержания
Человек в экономических отношениях
1.1
Экономическая
жизнь
общества.
Потребности
ограниченность ресурсов. Экономический выбор
1.2
Производство ‒ источник экономических благ. Факторы производства
1.3
и
ресурсы,
Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда.
Заработная плата и стимулирование труда
1.4
Занятость и безработица
1.5
Экономическая система и её функции. Собственность
1.6
Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение
1.7
Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков
1.8
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской
деятельности
1.9
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить
эффективность производства
1.10
Обмен. Торговля и её формы
1.11
Деньги и их функции
1.12
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании,
кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых
посредников
1.13
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации
1.14
1.15
1.16
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит,
платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное
банковское обслуживание
Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних
хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования
1.17
Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный
финансовый план. Способы и формы сбережений
1.18
Экономические цели и функции государства
1.19
Налоги
1.20
Доходы и расходы государства. Государственный бюджет
1.21
2
2.1
Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской
Федерации. Государственная политика по развитию конкуренции
Человек в мире культуры
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на
формирование личности. Современная молодёжная культура
2.2
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в
развитии общества
Образование. Личностная и общественная значимость образования в
2.3
современном обществе. Образование в Российской Федерации.
Самообразование. Политика в сфере культуры и образования в
Российской Федерации
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода
2.4
совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии.
2.5
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и
общества
Религии и религиозные объединения в Российской Федерации
23
2.6
Роль информации и информационных технологий в современном мире.
Информационная культура и информационная безопасность. Правила
безопасного поведения в сети Интернет
25