РП 8кл лит-ра

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоозерновская средняя школа города Евпатории Республики Крым»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Литература»
для 8-А, 8-Б классов

(соответствует федеральной образовательной программе учебного
предмета «Литература» основного общего образования, утвержденной
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023г. №370)

Учитель:
Яцкина Екатерина Александровна

2025 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования составлена
на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения
России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной
рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию
духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает
ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии
обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как учебного предмета связаны с тем, что литературные
произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение
мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных
образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к
нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение
выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что
способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость,
честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание
художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при
соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от
возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития,
жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование на уровне основного общего образования
невозможно без учёта преемственности с учебным предметом "литературное чтение" на
уровне начального общего образования, межпредметных связей с русским языком,
учебным предметом "История" и учебными предметами предметной области "Искусство",
что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса,
формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в
творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного
процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы,
касающиеся отечественной и зарубежной литературы. Основные виды деятельности
обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и
направлены на достижение планируемых результатов обучения.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у
обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия,
понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных
высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к
другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовнонравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе.
Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно
усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением
культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей
родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры,
культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию
отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной
литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению
национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию
национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению
духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций
и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для
дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений
человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению
художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных
самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных
произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых
литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего
эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников
системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и
историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации
художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном
контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских
умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие
умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности,
комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному;
воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания,
реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных
интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты,
образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств;
формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историколитературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с
использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических
возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной

культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование
речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений
создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также
выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами
пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и
аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 8 классе на изучение предмета отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 КЛАСС
Древнерусская литература.
Житийная литература (одно произведение по выбору). Например, «Житие Сергия
Радонежского», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».
Литература XVIII века.
Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».
Литература первой половины XIX века.
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее двух). Например, «К Чаадаеву», «Анчар» и
другие. «Маленькие трагедии» (одна пьеса по выбору). Например, «Моцарт и Сальери»,
«Каменный гость». Роман «Капитанская дочка».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Я не хочу, чтоб свет
узнал…», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Нищий» и другие. Поэма
«Мцыри».
Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель». Комедия «Ревизор».
Литература второй половины XIX века.
И. С. Тургенев. Повести (одна по выбору). Например, «Ася», «Первая любовь».
Ф. М. Достоевский. «Бедные люди», «Белые ночи» (одно произведение по выбору).
Л. Н. Толстой. Повести и рассказы (одно произведение по выбору). Например,
«Отрочество» (главы).
Литература первой половины XX века.
Произведения писателей русского зарубежья (не менее двух по выбору).
Например, произведения И. С. Шмелёва, М. А. Осоргина, В. В. Набокова, Н. Тэффи, А. Т.
Аверченко и другие.
Поэзия первой половины ХХ века (не менее трёх стихотворений на тему «Человек
и эпоха» по выбору). Например, стихотворения В. В. Маяковского, А. А. Ахматовой, М. И.
Цветаевой, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернак и других.
М. А. Булгаков (одна повесть по выбору). Например, «Собачье сердце» и другие.
Литература второй половины XX–начала XXI века.
А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Гармонь», «Два
солдата», «Поединок» и другие).
А.Н. Толстой. Рассказ «Русский характер».
М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».
А. И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор».
Произведения отечественных прозаиков второй половины XX–начала XXI
века(не менее двух произведений). Например, произведения В.П. Астафьева, Ю.В.
Бондарева, Б.П. Екимова, Е.И. Носова, А.Н. и Б.Н. Стругацких, В.Ф. Тендрякова и других.
Поэзия второй половины XX – начала XXI веков (не менее трёх стихотворений).
Например, стихотворения Н.А. Заболоцкого, М.А. Светлова, М.В. Исаковского, К.М.
Симонова, А.А. Вознесенского, Е.А. Евтушенко, Р.И. Рождественского, И.А. Бродского,
А.С.
Кушнера
и
других.

Зарубежная литература. У. Шекспир. Сонеты (один-два по выбору). Например, №
66 «Измучась всем, я умереть хочу…», № 130 «Её глаза на звёзды не похожи…» и другие.
Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты по выбору).
Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» (фрагменты по выбору).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции
личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного
общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её
основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части:
Гражданского воспитания:
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
 активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях;
 неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
 понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
 представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из
литературы;
 представление о способах противодействия коррупции;
 готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из
литературы;
 активное участие в школьном самоуправлении;
 готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь
людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
 осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в




контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также
литератур народов РФ;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том
числе отражённым в художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих
в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.

Духовно-нравственного воспитания:
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с
оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
 готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков;
 активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности
в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
 восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе
изучаемых литературных произведений;
 осознание важности художественной литературы и культуры как средства
коммуникации и самовыражения;
 понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
 стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский
опыт;
 ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
 осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;
 способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный
опыт и выстраивая дальнейшие цели;
 умение принимать себя и других, не осуждая;
 умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры
из литературных произведений;




уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.

Трудового воспитания:
 установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
 интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с
деятельностью героев на страницах литературных произведений;
 осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
 готовность адаптироваться в профессиональной среде;
 уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении
произведений русского фольклора и литературы;
 осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
 ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды;
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы;
 осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
 готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Ценности научного познания:
 ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и
самостоятельно прочитанные литературные произведения;
 овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
 овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом
специфики школьного литературного образования;
 установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
 освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
 изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
 потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту
и знаниям других;
 в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
 в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых
знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных
знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
 умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития;
 анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
 оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
 способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
 воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
 оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
 формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
 быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные
действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и
учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных
направлений, этапов историко-литературного процесса);



устанавливать существенный признак классификации и классифицировать
литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для
их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
 с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;
 предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом
учебной задачи;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной учебной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и
процессов;
 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии;
 формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными
типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
литературном образовании;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение
 проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей литературного объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
 оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования (эксперимента);
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования;
 владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных
произведениях.
3) Работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
литературной и другой информации или данных из источников с учётом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и
другую информацию различных видов и форм представления;
 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;



самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и
другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
 оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
 эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя
аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести
переговоры;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
корректно формулировать свои возражения;
 в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и
поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого
эксперимента, исследования, проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
 использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках
литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
 принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
 уметь обобщать мнения нескольких людей;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во
внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений
и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнений, «мозговые штурмы» и иные);
 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;



оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям,
сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное
отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
 в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и
поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого
эксперимента, исследования, проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов;
 участниками взаимодействия на литературных занятиях;
 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
 выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя
ситуации, изображённые в художественной литературе;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом литературном объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном
литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и
предлагать план её изменения;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
 развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими
и эмоциями других;




выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,
анализируя примеры из художественной литературы;
 регулировать способ выражения своих эмоций.
4) Принятие себя и других:
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над
взаимоотношениями литературных героев;
 признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и
других, не осуждая;
 проявлять открытость себе и другим;
 осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8 КЛАСС
1) Понимать духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в
воспитании патриотизма и укреплении единства многонационального народа Российской
Федерации;
2) понимать специфику литературы как вида словесного искусства, выявлять отличия
художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
3) проводить самостоятельный смысловой и эстетический анализ произведений
художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать
прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся), понимать неоднозначность
художественных смыслов, заложенных в литературных произведениях:
 анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять
тематику и проблематику произведения, его родовую и жанровую
принадлежность; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика и
авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и
отражённые в нём реалии; характеризовать героев-персонажей, давать их
сравнительные характеристики, оценивать систему образов; выявлять
особенности композиции и основной конфликт произведения; характеризовать
авторский пафос; выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев,
событий, характер авторских взаимоотношений с читателем как адресатом
произведения; объяснять своё понимание нравственно-философской, социальноисторической и эстетической проблематики произведений (с учётом возраста и
литературного развития обучающихся); выявлять языковые особенности
художественного произведения, поэтической и прозаической речи; находить
основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой
манеры и стиля писателя, определять их художественные функции;
 овладеть сущностью и пониманием смысловых функций теоретико-литературных
понятий и самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации
произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная
литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ,
факт, вымысел; роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, повесть, роман,
баллада, послание, поэма, песня, сонет, лироэпические (поэма, баллада)); форма и

содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; пафос
(героический, патриотический, гражданский и др.); сюжет, композиция, эпиграф;
стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация,
развязка; конфликт; система образов; автор, повествователь, рассказчик,
литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя;
портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, символ; юмор, ирония, сатира,
сарказм, гротеск; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола;
антитеза, аллегория; анафора; звукопись (аллитерация, ассонанс); стихотворный
метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа; афоризм;
 рассматривать отдельные изученные произведения в рамках историколитературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность
произведения к историческому времени, определённому литературному
направлению);
 выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать
связи между ними; определять родо-жанровую специфику изученного
художественного произведения;
 сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, литературные
явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы,
жанры, художественные приёмы, эпизоды текста, особенности языка;
 сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения
художественной литературы с произведениями других видов искусства
(изобразительное искусство, музыка, театр, балет, кино, фотоискусство,
компьютерная графика);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 11 поэтических
произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с
учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя
различные виды пересказов, обстоятельно отвечать на вопросы и самостоятельно
формулировать вопросы к тексту; пересказывать сюжет и вычленять фабулу;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить
собственную позицию с позицией автора и позициями участников диалога, давать
аргументированную оценку прочитанному;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее
200 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные
произведения; исправлять и редактировать собственные письменные тексты; собирать
материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы,
схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, отзыва, литературно-творческой работы на
самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, применяя
различные виды цитирования;
8) интерпретировать и оценивать текстуально изученные и самостоятельно
прочитанные художественные произведения древнерусской, классической русской и
зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового
чтения и эстетического анализа;
9) понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной
литературы как способа познания мира и окружающей действительности, источника
эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;

10) самостоятельно планировать своё досуговое чтение, обогащать свой
литературный кругозор по рекомендациям учителя и сверстников, а также проверенных
интернет-ресурсов, в том числе за счёт произведений современной литературы;
11) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной и исследовательской
деятельности и публично представлять полученные результаты;
12) самостоятельно использовать энциклопедии, словари и справочники, в том числе
в электронной форме; пользоваться электронными библиотеками и подбирать в Интернете
проверенные источники для выполнения учебных задач; применять ИКТ, соблюдая правила
информационной безопасности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Древнерусская литература
1.1

Житийная литература (одно
произведение по выбору). Например,
«Житие Сергия Радонежского»,
«Житие протопопа Аввакума, им самим
написанное»

Итого по разделу

2

2

Раздел 2. Литература XVIII века
2.1

Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

3

Раздел 3. Литература первой половины XIX века

3.1

А. С. Пушкин. Стихотворения (не
менее двух). Например, «К Чаадаеву»,
«Анчар» и др. «Маленькие трагедии»
(одна пьеса по выбору).
Например,«Моцарт и Сальери»,
«Каменный гость». Роман
«Капитанская дочка»

8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

3.2

3.3

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения (не
менее двух).Например, «Я не хочу,
чтоб свет узнал…», «Из-под
таинственной, холодной полумаски…»,
«Нищий» и др. Поэма «Мцыри»
Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»,
Комедия «Ревизор»

Итого по разделу

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

19

Раздел 4. Литература второй половины XIX века
4.1
4.2
4.3

И.С. Тургенев. Повести (одна по
выбору). Например, «Ася»,«Первая
любовь»

Ф.М. Достоевский. «Бедные люди»,
«Белые ночи» (одно произведение по
выбору)
Л.Н. Толстой. Повести и рассказы
(одно произведение по выбору).
Например, «Отрочество» (главы)

Итого по разделу

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

6

Раздел 5. Литература первой половины XX века

5.1

Произведения писателей русского
зарубежья (не менее двух по
выбору).Например, произведения И. С.
Шмелёва, М.А. Осоргина, В.В.
Набокова, Н. Тэффи, А.Т. Аверченко и
др.

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

5.2

5.3

Поэзия первой половины ХХ века (не
менее трёх стихотворений на тему
«Человек и эпоха».Например,
стихотворения В.В. Маяковского, М.И.
Цветаевой, А.А. Ахматовой, О.Э.
Мандельштама, Б.Л. Пастернака и др.
М.А. Булгаков (одна повесть по
выбору). Например, «Собачье сердце»
и др.

Итого по разделу

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

6

Раздел 6. Литература второй половины XX века
6.1
6.2
6.3
6.4

6.5

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий
Тёркин» (главы «Переправа»,
«Гармонь», «Два солдата», «Поединок»
и др.)
А.Н. Толстой. Рассказ «Русский
характер»

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба
человека»

А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин
двор»
Произведения отечественных
прозаиков второй половины XX—
начала XXI века (не менее
двух).Например, произведения В.П.
Астафьева, Ю.В. Бондарева, Б.П.
Екимова, Е.И. Носова, А.Н. и Б.Н.
Стругацких, В.Ф. Тендрякова и др.

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

6.6

Произведения отечественных и
зарубежных прозаиков второй
половины XX—XXI века (не менее
трех стихотворений двух поэтов).
Например, стихотворения Н.А.
Заболоцкого, М.А. Светлова, М.В.
Исаковского, К.М. Симонова, А.А.
Вознесенского, Е.А. Евтушенко, Р.И.
Рождественского, И.А. Бродского, А.С.
Кушнер и др.)

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

1

13

Раздел 7. Зарубежная литература

7.1

7.2

У. Шекспир. Сонеты (один-два по
выбору). Например, № 66 «Измучась
всем, я умереть хочу…», № 130 «Её
глаза на звёзды не похожи…» и др.
Трагедия «Ромео и Джульетта»
(фрагменты по выбору).

Ж.Б. Мольер. Комедия «Мещанин во
дворянстве» (фрагменты по выбору)

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

Итого по разделу

5

Развитие речи

5

Внеклассное чтение

2

Итоговые контрольные работы

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be
2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be

Резервное время

5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4196be
2

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ п/п

1

2

3
4

Тема урока
Введение. Жанровые особенности житийной литератры.
«Житие Сергия Радонежкского», «Житие протопопа
Аввакума, им самим написанное» (одно произведение по
выбору): особенности героя жития, исторические основы
образа
Житийная литература (одно
произведение по выбору). Например,
«Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа
Аввакума, им самим написанное». Нравственные
проблемы в житии, их историческая обусловленность и
вневременной смысл. Особенности
лексики и художественной образности
жития. Входной контроль
Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль» как произведение
классицизма, её связь с просветительскими идеями.
Особенности
сюжета и конфликта
Д. И. Фонвизин. Комедия
«Недоросль».Тематика и социально-

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

1
01.09.2025

1

05.09.2025

1
08.09.2025

1

12.09.2025

5

6

7

8

9
10

нравственная проблематика комедии. Характеристика
главных героев
Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».
Способы создания сатирических персонажей в комедии, их
речевая характеристика. Смысл названия
комедии
Резервный урок. Д.И. Фонвизин.
Комедия «Недоросль» на театральной сцене
А.С. Пушкин. Стихотворения (не менее двух). Например,
«К Чаадаеву», «Анчар» и другие. Гражданские мотивы в
лирике поэта. Художественное мастерство и
особенности лирического героя
А.С. Пушкин. «Маленькие трагедии» (одна пьеса по
выбору). Например,
«Моцарт и Сальери», «Каменный гость». Особенности
драматургии А.С.
Пушкина. Тематика и проблематика,
своеобразие конфликта. Характеристика
главных героев. Нравственные проблемы в пьесе
А.С. Пушкин. Роман «Капитанская
дочка»: история создания. Особенности жанра и
композиции, сюжетная основа
романа

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»: тематика и
проблематика,

1
15.09.2025

1

19.09.2025

1
22.09.2025

1

26.09.2025

1
29.09.2025

1

03.10.2025

своеобразие конфликта и системы образов

11

12

13

14

15
16
17

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская
дочка»: образ Пугачева, его историческая основа и
особенности авторской
интерпретации

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская
дочка»: образ Петра Гринева. Способы
создания характера героя, его место в системе персонажей
А.С. Пушкин. Роман «Капитанская
дочка»: тема семьи и женские образы. Роль любовной
интриги в романе
А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»:
историческая правда и
художественный вымысел. Смысл названия романа.
Художественное своеобразие и способы выражения
авторской идеи
Развитие речи. А.С. Пушкин. Роман
«Капитанская дочка»: подготовка к сочинению
Резервный урок. Сочинение по роману А.С. Пушкина
«Капитанская дочка»
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее двух).
Например, «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «Из-под
таинственной,
холодной полумаски…», «Нищий» и

1
06.10.2025

1
10.10.2025

1

13.10.2025

1
17.10.2025

1
1

20.10.2025
24.10.2025

1
07.11.2025

18

19

20
21

22
23
24

другие. Мотив одиночества в лирике поэта, характер
лирического героя
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее двух).
Например, «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «Из-под
таинственной, холодной полумаски…», «Нищий» и другие.
Художественное своеобразие
лирики поэта
М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»: история создания.
Поэма «Мцыри» как романтическое произведение.
Особенности сюжета и композиции
М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»: тематика,
проблематика, идея,
своеобразие конфликта.

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»: особенности характера
героя,
художественные средства его создания.

Развитие речи. М.Ю. Лермонтов. Поэма
«Мцыри»: художественное своеобразие. Поэма «Мцыри» в
изобразительном
искусстве
Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»: тема, идея, особенности
конфликта
Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»: социальнонравственная проблематика. Образ маленького человека.
Смысл
финала

1
10.11.2025

1
14.11.2025

1
1

17.11.2025

21.11.2025

1
24.11.2025

1

28.11.2025

1
01.12.2025

25

26
27
28
29
30
31
32
33
34

Н.В. Гоголь. Комедия «Резизор»: история создания. Сюжет,
композиция,
особенности конфликта
Н.В. Гоголь. Комедия «Резизор» как сатира на чиновничью
Россию. Система образов. Средства создания сатирических
персонажей
Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Образ Хлестакова.
Понятие «хлестаковщина»
Н.В. Гоголь. Комедия «Резизор». Смысл финала.
Сценическая история комедии
Развитие речи. Н.В. Гоголь. Комедия
«Резизор»: подготовка к сочинению
Сочинение по комедии Н.В. Гоголя
«Резизор»

И. С. Тургенев. Повести (одна по
выбору). Например, «Ася», «Первая любовь». Тема, идея,
проблематика
И.С. Тургенев. Повести (одна по
выбору). Например, «Ася», «Первая любовь». Система
образов

Ф.М. Достоевский. «Бедные люди»,
«Белые ночи» (одно произведение по выбору). Тема, идея,
проблематика
Ф.М. Достоевский. «Бедные люди»,
«Белые ночи» (одно произведение по выбору). Система
образов.

1

05.12.2025

1
08.12.2025

1
1
1
1
1
1
1
1

12.12.2025
15.12.2025
19.12.2025
22.12.2025

26.12.2025

29.12.2025

12.01.2026

16.01.2026

35

36

37

38

39

40

Л.Н. Толстой. Повести и рассказы (одно произведение по
выбору). Например,
«Отрочество» (главы). Тема, идея,
проблематика
Л.Н. Толстой. Повести и рассказы (одно произведение по
выбору). Например,
«Отрочество» (главы). Система образов

Итоговая контрольная работа. От древнерусской
литературы до
литературы XIX века (письменный ответ, тесты, творческая
работа). Полугодовой
контроль

Произведения писателей русского зарубежья (не менее двух
по выбору).
Например, произведения И.С. Шмелёва, М.А. Осоргина,
В.В. Набокова, Н.
Тэффи, А.Т. Аверченко и других.
Основные темы, идеи, проблемы, герои
Произведения писателей русского зарубежья (не менее двух
по выбору).
Например, произведения И.С. Шмелёва, М.А. Осоргина,
В.В. Набокова, Н.Тэффи,
А.Т. Аверченко и других. Система
образов. Художественное мастерство писателя
Внеклассное чтение. Произведения писателей русского
зарубежья (не менее двух по выбору). Например,
произведения И.С. Шмелёва, М.А.

1
19.01.2026

1

1

23.01.2026

1
26.01.2026

1
30.01.2026

1
02.02.2026

1
06.02.2026

41

42

43

44

45

Осоргина, В.В. Набокова, Н.Тэффи, А.Т. Аверченко и
других.
Поэзия первой половины ХХ века (не менее трёх
стихотворений на тему
«Человек и эпоха» по выбору). Например, стихотворения
В.В.
Маяковского, М.И. Цветаевой, А.А Ахматовой, О.Э.
Мандельштама, Б.Л. Пастернака и других. Основные темы,
мотивы, образы
Развитие речи. Поэзия первой половины ХХ века (не менее
трёх стихотворений на тему «Человек и эпоха» по выбору).
Например, стихотворения
В.В.Маяковского, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, О.Э.
Мандельштама, Б.Л.
Пастернака и других. Художественное
мастерство поэтов
М.А. Булгаков (одна повесть по выбору). Например,
«Собачье сердце» и другие.
Основные темы, идеи, проблемы
М.А. Булгаков (одна повесть по выбору). Например,
«Собачье сердце» и другие.
Главные герои и средства их
изображения
М.А. Булгаков (одна повесть по выбору). Например,
«Собачье сердце» и другие.
Фантастическое и реальное в повести.
Смысл названия

1

09.02.2026

1

13.02.2026

1

16.02.2026

1
20.02.2026

1
27.02.2026

46

47

48

49
50

51

52

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий
Тёркин» (главы «Переправа», «Гармонь»,
«Два солдата», «Поединок» и другие). История создания.
Тема человека на войне. Нравственная проблематика,
патриотический пафос поэмы
А.Т. Твардовский. Поэма «Василий
Тёркин» (главы «Переправа», «Гармонь»,
«Два солдата», «Поединок» и другие). Образ главного
героя, его народность
А.Т. Твардовский. Поэма «Василий
Тёркин» (главы «Переправа», «Гармонь»,
«Два солдата», «Поединок» и другие). Особенности
композиции, образ автора. Своеобразие языка поэмы
А.Н. Толстой. Рассказ «Русский
характер». Образ главного героя и проблема
национального характера

А.Н. Толстой. Рассказ «Русский
характер». Сюжет, композиция, смысл названия
М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». История
создания.
Особенности жанра, сюжет и композиция
рассказа

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба
человека». Тематика и проблематика. Образ главного героя

1
02.03.2026

1
06.03.2026

1
13.03.2026

1
1

16.03.2026

23.03.2026

1
27.03.2026

1

06.04.2026

53
54

55

56

57

58

59

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба
человека». Смысл названия рассказа

Резервный урок. М.А. Шолохов. Рассказ
«Судьба человека». Автор и рассказчик. Сказовая манера
повествования. Смысл названия рассказа
А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин
двор». История создания. Тематика и проблематика.
Система образов

А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор». Образ
Матрёны, способы создания характера героини. Образ
рассказчика.
Смысл финала.

Итоговая контрольная работа.
Литература XX (письменный ответ, тесты, творческая
работа)
Произведения отечественных прозаиков второй половины
XX—начала XXI века. (не менее двух). Например,
произведения В.П. Астафьева, Ю.В. Бондарева, Б.П.
Екимова, Е.И. Носова, А.Н. и Б.Н. Стругацких, В.Ф.
Тендрякова и других. Темы, идеи, проблемы, сюжет.
Основные
герои
Произведения отечественных прозаиков второй половины
XX—XXI века. (не менее двух). Например, произведения
В.П. Астафьева, Ю.В. Бондарева, Б.П.
Екимова, Е.И. Носова, А.Н. и Б.Н.

1

10.04.2026

1
17.04.2026

1

20.04.2026

1
24.04.2026

1

1

27.04.2026

1

08.05.2026

1
15.05.2026

Стругацких, В.Ф. Тендрякова и других.
Система образов. Художественное мастерство писателя

60

61

62

Внеклассное чтение. Произведения отечественных
прозаиков второй половины XX— начала XXI века.
Например, произведения В.П. Астафьева, Ю.В. Бондарева,
Б.П. Екимова, Е.И.
Носова, А.Н. и Б.Н. Стругацких, В.Ф. Тендрякова и других.
/ Всероссийская
проверочная работа
Поэзия второй половины XX — начала XXI века (не менее
трех стихотворений двух поэтов). Например, стихотворения
Н.А. Заболоцкого, М.А. Светлова, М.В. Исаковского, К.М.
Симонова, А.А. Вознесенского, Е.А. Евтушенко, Р.И.
Рождественского, И.А. Бродского, А.С. Кушнера и других.
Основные темы и
мотивы, своеобразие лирического героя
Развитие речи. [Поэзия второй половины XX — начала XXI
века (не менее трех стихотворений двух поэтов). Например,
стихотворения Н.А. Заболоцкого, М.А. Светлова, М.В.
Исаковского, К.М. Симонова, А.А. Вознесенского, Е.А.
Евтушенко, Р.И. Рождественского, И.А. Бродского, А.С.
Кушнера и других.
Художественное мастерство поэта

1

1

18.05.2026

1

22.05.2026

1

63

64

65

66

67

68

У. Шекспир. Творчество драматурга, его значение в
мировой литературе.
У. Шекспир. Сонеты № 66 «Измучась
всем, я умереть хочу…», № 130 «Её глаза на звёзды не
похожи…» и другие. Жанр сонета. Темы, мотивы, характер
лирического героя. Художественное
своеобразие
У. Шекспир. Трагедия «Ромео и
Джульетта» (фрагменты по выбору). Жанр трагедии.
Тематика, проблематика,
сюжет, особенности конфликта.

У. Шекспир. Трагедия «Ромео и
Джульетта» (фрагменты по выбору). Главные герои. Ромео
и Джульетта как
«вечные» образы. Смысл трагического
финала
Ж.-Б. Мольер - великий комедиограф. Комедия «Мещанин
во дворянстве» как произведение классицизма

Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве». Система
образов, основные герои. Произведения Ж.-Б. Мольера на
современной сцене

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

1

1

1

1

1
68

3

0

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
8 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
1

Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования
Обучающийся научится понимать духовно-нравственную ценность
литературы, осознавать её роль в воспитании патриотизма и
укреплении единства многонационального народа Российской
Федерации

2

3

3.1

понимать специфику литературы как вида словесного искусства,
выявлять отличия художественного текста от текста научного,
делового, публицистического

проводить самостоятельный смысловой и эстетический анализ
произведений
художественной
литературы,
воспринимать,
анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом
литературного развития обучающихся), понимать неоднозначность
художественных смыслов, заложенных в
литературных произведениях

анализировать произведение в единстве формы и содержания,
определять тематику и проблематику произведения, его родовую и
жанровую
принадлежность,
выявлять
позицию
героя,
повествователя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая
художественные особенности произведения и отраженные в нем
реалии;
характеризовать
героев-персонажей,
давать
их
сравнительные характеристики, оценивать систему образов;
выявлять особенности композиции и основной конфликт
произведения; характеризовать авторский пафос; выявлять и
осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер
авторских взаимоотношений с читателем как адресатом
произведения; объяснять свое понимание нравственно-философской,
социально-исторической
и
эстетической
проблематики
произведений (с учетом возраста и литературного развития
обучающихся); выявлять языковые особенности художественного
произведения, поэтической и прозаической речи, находить основные
изобразительно-выразительные
средства,
характерные
для

творческой манеры и стиля писателя, определять их художественные
функции

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

4

владеть сущностью и пониманием смысловых функций теоретиколитературных понятий и самостоятельно использовать их в процессе
анализа и интерпретации произведений, оформления собственных
оценок и наблюдений (художественная литература и устное
народное творчество; проза и поэзия; художественный образ, факт,
вымысел; роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, повесть,
роман, баллада, послание, поэма, песня, сонет, лироэпические
(поэма, баллада), форма и содержание литературного произведения,
тема, идея, проблематика; пафос (героический, патриотический,
гражданский и другие), сюжет, композиция, эпиграф, стадии
развития действия (экспозиция, завязка, развитие действия,
кульминация, развязка); конфликт, система образов, автор,
повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж),
лирический герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж,
интерьер, художественная деталь, символ; юмор, ирония, сатира,
сарказм, гротеск, эпитет, метафора, сравнение; олицетворение,
гипербола; антитеза, аллегория, анафора; звукопись (аллитерация,
ассонанс); стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий,
анапест), ритм, рифма, строфа; афоризм)
рассматривать отдельные изученные произведения в рамках
историко-литературного процесса (определять и учитывать при
анализе принадлежность произведения к историческому времени,
определённому литературному направлению)
выделять в произведениях элементы художественной формы и
обнаруживать связи между ними, определять родо-жанровую
специфику изученного художественного произведения

сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей,
литературные явления и факты, сюжеты разных литературных
произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приёмы,
эпизоды текста, особенности языка

сопоставлять
изученные
и
самостоятельно
прочитанные
произведения художественной литературы с произведениями других
видов искусства (изобразительное искусство, музыка, театр, балет,
кино, фотоискусство и другие)
выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее
11 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая

личное отношение к произведению (с учётом литературного
развития, индивидуальных особенностей обучающихся)
5

6

7

8

9

пересказывать
изученное
и
самостоятельно
прочитанное
произведение, используя различные виды пересказов, обстоятельно
отвечать на вопросы и самостоятельно формулировать вопросы к
тексту; пересказывать сюжет

участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении,
соотносить собственную позицию с позицией автора и позициями
участников
диалога,
давать
аргументированную
оценку
прочитанному

создавать устные и письменные высказывания разных жанров
(объёмом не менее 200 слов), писать сочинение-рассуждение по
заданной теме с использованием прочитанных произведений;
исправлять и редактировать собственные письменные тексты;
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для
составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации,
эссе, отзыва, литературно-творческой работы на самостоятельно
выбранную литературную или публицистическую тему, применяя
различные виды цитирования
интерпретировать и оценивать текстуально изученные и
самостоятельно прочитанные художественные произведения
древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и
современных авторов с использованием методов смыслового чтения
и эстетического анализа
понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и
художественной литературы как способа познания мира и
окружающей действительности, источника эмоциональных и
эстетических впечатлений, а также средства собственного развития

10

11

12

самостоятельно планировать своё чтение, обогащать свой
литературный кругозор по рекомендациям учителя и обучающихся,
а также проверенных Интернет-ресурсов, в том числе за счёт
произведений современной литературы
участвовать в коллективной и индивидуальной
учебноисследовательской и проектной деятельности и публично
представлять полученные результаты
самостоятельно использовать энциклопедии, словари и справочники,
в том числе в электронной форме, пользоваться электронными
библиотеками и другими справочными материалами, в том числе из

числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в
федеральный перечень
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
8 КЛАСС

Код
1

1.1
2

2.1
3

3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
4

4.1
4.2
4.3
5

Проверяемый элемент содержания
Древнерусская литература

Житийная литература (одно произведение по выбору). «Житие Сергия
Радонежского», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»
Литература XVIII в.

Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»
Литература первой половины XIX в.

А.С. Пушкин. Стихотворения (не менее двух). Например, «К Чаадаеву»,
«Анчар»

А.С. Пушкин. «Маленькие трагедии» (одна пьеса по выбору). Например,
«Моцарт и Сальери», «Каменный гость»

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Я не хочу, чтоб
свет узнал…», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Нищий»
М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»

Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»

Литература второй половины XIX в.

И.С. Тургенев. Повести (одна по выбору). Например, «Ася», «Первая любовь»

Ф.М. Достоевский. «Бедные люди», «Белые ночи» (одно произведение по
выбору)

Л.Н. Толстой. Повести и рассказы (одно произведение по выбору). Например,
«Отрочество» (главы)

Литература первой половины XX в.

5.1

5.2
5.3
6

6.1
6.2
6.3
6.4
6.5

Произведения писателей русского зарубежья (не менее двух по выбору).

Например, произведения И.С. Шмелёва, М.А. Осоргина, В.В. Набокова, Н.
Тэффи, А.Т. Аверченко

Поэзия первой половины ХХ в. (не менее трёх стихотворений на тему «Человек
и эпоха» по выбору). Например, стихотворения В.В. Маяковского, А.А.
Ахматовой, М.И. Цветаевой, О.Э. Мандельштама, Б.Л. Пастернака

М.А. Булгаков (одна повесть по выбору). Например, «Собачье сердце»
Литература второй половины XX – начала XXI вв.

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Гармонь»,
«Два солдата», «Поединок» )

А.Н. Толстой. Рассказ «Русский характер»

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор»

Произведения отечественных прозаиков второй половины XX – начала XXI вв.
(не менее двух произведений). Например, произведения В.П. Астафьева, Ю.В.

Бондарева, Б.П. Екимова, Е.И. Носова, А.Н. и Б.Н. Стругацких, В.Ф. Тендрякова

Поэзия второй половины XX – начала XXI вв. (не менее трёх стихотворений двух
6.6
7
7.1
7.2
7.3

поэтов). Например, стихотворения Н.А. Заболоцкого, М.А. Светлова, М.В.
Исаковского, К.М. Симонова, А.А. Вознесенского, Е.А. Евтушенко, Р.И.
Рождественского, И.А. Бродского, А.С. Кушнера
Зарубежная литература

У. Шекспир. Сонеты (один-два по выбору). Например, № 66 «Измучась всем, я
умереть хочу…», № 130 «Её глаза на звёзды не похожи…»

У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты по выбору)

Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» (фрагменты по выбору)

ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ОГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ТРЕБОВАНИЯ К

РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Код
проверяемого
требования
1

Проверяемые требования к предметным результатам базового
уровня освоения основной образовательной программы
основного общего образования на основе ФГОС 2021 года

Понимание духовно-нравственной и культурной ценности
литературы и её роли в формировании гражданственности и
патриотизма, укреплении единства многонационального народа
Российской Федерации

2

3

Понимание специфики литературы как
принципиальных отличий художественного
научного, делового, публицистического

вида
текста

искусства,
от текста

Овладение умениями эстетического и смыслового анализа
произведений устного народного творчества и художественной
литературы,
умениями
воспринимать,
анализировать,
интерпретировать
и
оценивать
прочитанное,
понимать
художественную картину мира, отражённую в литературных
произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них
художественных смыслов: умением анализировать произведение в
единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику
произведения, родовую и жанровую принадлежность произведения;
выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую
позицию, учитывая художественные особенности произведения и
воплощённые в нём реалии; характеризовать авторский пафос;
выявлять особенности языка художественного произведения,
поэтической и прозаической речи

4

5

Овладение теоретико-литературными понятиями и использование их
в процессе анализа, интерпретации произведений и оформления
собственных оценок и наблюдений

Умение рассматривать изученные произведения в рамках историколитературного процесса (определять и учитывать при анализе
принадлежность произведения к историческому времени, определённому
литературному направлению); выявление связи между важнейшими
фактами биографии писателей (в том числе А.С. Грибоедова, А.С.
Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя) и особенностями

исторической эпохи, авторского мировоззрения,
произведений
6

7

8

9

10

11

проблематики

Умение сопоставлять произведения, их фрагменты (с учётом
внутритекстовых и межтекстовых связей), образы персонажей,
литературные явления и факты, сюжеты разных литературных
произведений, темы, проблемы, жанры, приёмы, эпизоды текста
Умение сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные
произведения художественной литературы с произведениями других
видов искусства (живопись, музыка, театр, кино)
Совершенствование умения выразительно (с учётом индивидуальных
особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее
12 произведений и (или) фрагментов

Овладение умением пересказывать прочитанное произведение,
используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ,
отвечать на вопросы по прочитанному произведению и
формулировать вопросы к тексту

Развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении,
в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную
позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии;
давать аргументированную оценку прочитанному

Совершенствование умения создавать устные и письменные
высказывания разных жанров, писать сочинение-рассуждение по
заданной теме с опорой на прочитанные произведения (не менее 250
слов), аннотацию, отзыв, рецензию; применять различные виды
цитирования; делать ссылки на источник информации; редактировать
собственные письменные тексты

12

13

Овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки
текстуально
изученных
художественных
произведений
древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и
современных авторов (в том числе с использованием методов
смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и
интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений
в целях решения различных учебных задач и удовлетворения
эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно
воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического
анализа)
Овладение умением использовать словари и справочники, в том
числе информационно-справочные системы в электронной форме

ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫХ НА ОГЭ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Код
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Проверяемый элемент содержания
«Слово о полку Игореве»

М.В. Ломоносов. Стихотворения (в том числе «Ода на день восшествия на
Всероссийский

престол

Её

Величества

Елисаветы Петровны, 1747 года»)

государыни

Императрицы

Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»
Г.Р. Державин. Стихотворения

Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»
И.А. Крылов. Басни

В.А. Жуковский. Стихотворения. Баллады
А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»
А.С. Пушкин. Стихотворения

А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»

А.С. Пушкин. «Повести Белкина» («Станционный смотритель»)
А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова»
М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»
Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»

Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души»

Поэзия пушкинской эпохи: Е.А. Баратынский, К.Н. Батюшков, А.А.
Дельвиг, Н.М. Языков

И.С. Тургенев. Одно произведение (повесть или рассказ) по выбору
Н.С. Лесков. Одно произведение (повесть или рассказ) по выбору
Ф.И. Тютчев. Стихотворения
А.А. Фет. Стихотворения

26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44

Н.А. Некрасов. Стихотворения

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»

Ф.М. Достоевский. Одно произведение (повесть или рассказ) по выбору

Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала» и одно произведение (повесть или
рассказ) по выбору

А.П. Чехов. Рассказы. «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия»,
«Смерть чиновника»,

«Хамелеон», «Тоска», «Толстый и тонкий»,

«Злоумышленник» и другие

A.К. Толстой. Стихотворения
И.А. Бунин. Стихотворения
А.А. Блок. Стихотворения

В.В. Маяковский. Стихотворения
С.А. Есенин. Стихотворения

Н.С. Гумилёв. Стихотворения

М.И. Цветаева. Стихотворения

О.Э. Мандельштам. Стихотворения
Б.Л. Пастернак. Стихотворения

А.И. Куприн (одно произведение по выбору)
М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
А.Т. Твардовский.

Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа»,

«Гармонь», «Два солдата», «Поединок» и другие)

В.М. Шукшин. Рассказы: «Чудик», «Стенька Разин», «Критики» и другие
А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор»

Авторы прозаических произведений (эпос) XX – XXI вв.: Ф.А. Абрамов,

А.Т. Аверченко, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, Ю.В. Бондарев,
45

М.А. Булгаков, Б.Л. Васильев, М. Горький, А.С. Грин, Б.П. Екимов, М.М.

Зощенко, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.В. Набоков, Е.И. Носов, М.А.
Осоргин, А.П. Платонов, В.Г. Распутин, A.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф.
Тендряков, Н. Тэффи, И.С. Шмелёв и другие

46

Авторы стихотворных произведений (лирика) XX – XXI вв. (стихотворения

указанных поэтов могут быть включены в часть 1 контрольных
измерительных материалов): Б.А. Ахмадулина, А.А. Ахматова, О.Ф.

Берггольц, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, B.C. Высоцкий, Е.А.
Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, М.В. Исаковский, Ю.П. Кузнецов, А.С.
Кушнер, Ю.Д. Левитанский, Ю.П. Мориц, Б.Ш. Окуджава, Р.И.
Рождественский, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, М.А. Светлов, К.М.
Симонов и другие
47
48

Литература народов Российской Федерации. Авторы стихотворных
произведений (лирика): Р.Г. Гамзатов, М. Карим, Г. Тукай, К. Кулиев и
другие

Произведения зарубежной литературы: по выбору (в том числе Гомера, М.
Сервантеса, У. Шекспира, Ж.-Б. Мольера)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литература (в 2 частях), 8 класс/ Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение».
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Егорова Н.В. Поурочные разработки. 8 класс– М.: ВАКО.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК
m.edsoo.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».