Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоозерновская средняя школа города Евпатории Республики Крым»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литература»
для 5-К класса
(соответствует федеральной образовательной программе
учебного предмета «Русский язык» основного общего
образования, утвержденной приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 18.05.2023г. №370)
Учитель:
Шутяк Татьяна Николаевна
2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а
также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания
русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию
духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает
ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии
обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как учебного предмета связаны с тем, что литературные
произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение
мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных
образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к
нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение
выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что
способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость,
честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание
художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при
соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от
возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития,
жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование на уровне основного общего образования
невозможно без учёта преемственности с учебным предметом "литературное чтение" на
уровне начального общего образования, межпредметных связей с русским языком,
учебным предметом "История" и учебными предметами предметной области "Искусство",
что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса,
формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в
творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного
процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы,
касающиеся отечественной и зарубежной литературы. Основные виды деятельности
обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и
направлены на достижение планируемых результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
2
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у
обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия,
понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных
высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к
другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовнонравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе.
Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно
усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением
культурной
самоидентификации,
осознанием
коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в
приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической
литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к
отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры,
способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной
идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества,
национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию
гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для
дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией
отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к
чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных
самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных
произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых
литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего
эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников
системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и
историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации
художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном
контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских
умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на
развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные
особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к
прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и
содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных
интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты,
образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств;
формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об
историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с
использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.
3
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических
возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной
культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование
речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений
создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также
выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами
пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и
аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 5, 6, 9 классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, в 7 и 8 классах – 2
часа в неделю. Суммарно изучение литературы в основной школе по программам
основного общего образования рассчитано на 442 часа.
4
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Мифология.
Мифы народов России и мира.
Фольклор. Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и
народов мира (не менее трёх).
Литература первой половины XIX века И. А. Крылов. Басни (три по выбору).
Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и
Соловей», «Ворона и Лисица».
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер»,
«Няне» и другие. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».
Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе
близ Диканьки».
Литература второй половины XIX века.
И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети», «Школьник»
и другие. Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент).
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».
Литература XIX–ХХ веков.
Стихотворения отечественных поэтов XIX–ХХ веков о родной природе и о
связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например,
стихотворения А.К.Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А.
Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова.
Юмористические рассказы отечественных писателей XIX– XX веков.
А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия»,
«Мальчики», «Хирургия» и другие.
М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька»,
«Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и другие.
Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее
двух). Например, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и
другие.
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».
Литература XX– начала XXI веков.
Произведения отечественной литературы на тему «Человек на войне» (не менее
двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с
Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка», К.М.Симонов «Сын артиллериста» и
другие.
Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства (не
менее двух). Например, произведения В.П. Катаева, В.П. Крапивина, Ю.П. Казакова, А.Г.
Алексина, В.К. Железникова, Ю.Я. Яковлева, Ю.И. Коваля, А.А. Лиханова и другие.
5
Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по
выбору). Например, К. Булычёв. «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион
приключений» и другие (главы по выбору).
Литература народов Российской Федерации. Стихотворения (одно по выбору).
Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела».
Зарубежная литература.
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева»,
«Соловей» и другие.
Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л.
Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда
и обратно» (главы по выбору).
Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например,
М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о
Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное
утро» и другие.
Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору). Например, Р.
Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и другие.
Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору). Э. СетонТомпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон.
«Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и другие.
6
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции
личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного
общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её
основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в
том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из
литературы;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из
литературы;
активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь
людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в
7
контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также
литератур народов РФ;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих
в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора
с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе
изучаемых литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства
коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский
опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на
примеры из литературных произведений;
8
уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с
деятельностью героев на страницах литературных произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при
изучении произведений русского фольклора и литературы;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные
и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом
специфики школьного литературного образования;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
9
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту
и знаниям других;
в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых
знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных
знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития;
анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные
учебные действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных
и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных
направлений, этапов историко-литературного процесса);
10
устанавливать существенный признак классификации и классифицировать
литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания
для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом
учебной задачи;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и
процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии;
формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными
типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и
данное;
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
литературном образовании;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей литературного объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования;
владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных
произведениях.
3) Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
литературной и другой информации или данных из источников с учётом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную
и другую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках;
11
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и
другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя
аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести
переговоры;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику
и корректно формулировать свои возражения;
в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи
и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого
эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках
литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во
внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;
12
оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям,
сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное
отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи
и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого
эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
участниками взаимодействия на литературных занятиях;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя
ситуации, изображённые в художественной литературе;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом литературном объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном
литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и
предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении
учебной
задачи,
адаптировать
решение
к
меняющимся
обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими
и эмоциями других;
13
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,
анализируя примеры из художественной литературы;
регулировать способ выражения своих эмоций.
4) Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над
взаимоотношениями литературных героев;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и
других, не осуждая;
проявлять открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её
роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;
2) понимать, что литература – это вид искусства и что художественный текст
отличается от текста научного, делового, публицистического;
3)
владеть
элементарными
умениями
воспринимать,
анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанные произведения:
определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные
представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героевперсонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять элементарные
особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической
речи;
понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться
использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений:
художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия;
художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная
сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика;
сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика
персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение,
метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;
сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;
сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные
произведения фольклора и художественной литературы с произведениями
других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития
обучающихся);
4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических
произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с
учётом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся);
14
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый,
выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью
учителя формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать
аргументы для оценки прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее
70 слов (с учётом литературного развития обучающихся);
8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных
произведений фольклора и литературы;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного
творчества и художественной литературы для познания мира, формирования
эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой
круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и
подростков;
11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством
учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного
развития обучающихся);
12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе
в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными
библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной
безопасности.
15
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов
и тем программы
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Раздел 1. Мифология
1.1
Мифы народов России и
мира
Итого по разделу
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80
3
3
Раздел 2. Фольклор
2.1
2.2
Малые жанры:
пословицы, поговорки,
загадки
Сказки народов России и
народов мира
Итого по разделу
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80
7
Раздел 3. Литература первой половины XIX века
3.1
И.А. Крылов. Басни (три
по выбору). «Волк на
псарне», «Листы и
Корни», «Свинья под
Дубом», «Квартет»,
«Осёл и Соловей»,
«Ворона и Лисица»
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80
4
16
3.2
3.3
3.4
А.С. Пушкин.
Стихотворения (не менее
трёх). «Зимнее утро»,
«Зимний вечер», «Няне»
и др. «Сказка о мёртвой
царевне и о семи
богатырях».
М.Ю. Лермонтов.
Стихотворение
«Бородино»
Н.В. Гоголь. Повесть
«Ночь перед
Рождеством»
Итого по разделу
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80
14
Раздел 4. Литература второй половины XIX века
4.1
4.2
4.3
И.С. Тургенев. Рассказ
«Муму»
Н.А. Некрасов.
Стихотворения (не менее
двух). «Крестьянские
дети». «Школьник» и др..
Поэма «Мороз, Красный
нос» (фрагмент)
Л.Н. Толстой. Рассказ
«Кавказский пленник»
Итого по разделу
Раздел 5. Литература XIX—ХХ веков
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80
13
17
5.1
5.2
5.3
Стихотворения
отечественных поэтов
XIX—ХХ веков о родной
природе и о связи
человека с Родиной (не
менее пяти). Например,
стихотворения А.К.
Толстого, Ф.И. Тютчева,
А.А. Фета, И.А. Бунина,
А.А. Блока, С.А.
Есенина, Н.М. Рубцова,
Ю.П. Кузнецова
Юмористические
рассказы отечественных
писателей XIX—XX
веков. А. П. Чехов (два
рассказа по
выбору).Например,
«Лошадиная фамилия»,
«Мальчики», «Хирургия»
и др. М.М.Зощенко (два
рассказа по выбору).
Например, «Галоша»,
«Лёля и Минька»,
«Ёлка», «Золотые слова»,
«Встреча» и др.
Произведения
отечественной
литературы о природе и
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80
18
животных (не менее
двух). Например,
произведения А.И.
Куприна, М.М.
Пришвина, К.Г.
Паустовского
5.4
5.5
А.П. Платонов. Рассказы
(один по
выбору).Например,
«Корова», «Никита» и др.
В.П. Астафьев. Рассказ
«Васюткино озеро»
Итого по разделу
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80
16
Раздел 6. Литература XX— начала XXI веков
6.1
6.2
Произведения
отечественной
литературы на тему
«Человек на войне» (не
менее двух). Например,
Л.А. Кассиль. «Дорогие
мои мальчишки»; Ю.Я.
Яковлев. «Девочки с
Васильевского острова»;
В.П. Катаев. «Сын
полка», К.М.Симонов.
"Сын артиллериста" и др.
Произведения
отечественных писателей
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80
19
XX–начала XXI веков на
тему детства. (не менее
двух), например,
произведения В.П.
Катаева, В.П. Крапивина,
Ю.П. Казакова, А.Г.
Алексина, В.К.
Железникова,
Ю.Я.Яковлева, Ю.И.
Коваля, А.А.Лиханова и
другие
6.3
6.4
Произведения
приключенческого жанра
отечественных
писателей. (одно по
выбору). Например, К.
Булычёв «Девочка, с
которой ничего не
случится», «Миллион
приключений» и др.
(главы по выбору)
Литература народов
Российской Федерации.
Стихотворения (одно по
выбору). Например, Р. Г.
Гамзатов. «Песня
соловья»; М. Карим.
«Эту песню мать мне
пела»
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80
20
Итого по разделу
9
Раздел 7. Зарубежная литература
7.1
7.2
7.3
7.4
Х.К. Андерсен. Сказки
(одна по выбору).
Например, «Снежная
королева», «Соловей»
Зарубежная сказочная
проза. (одно
произведение по
выбору). Например,
Л.Кэрролл. «Алиса в
Стране Чудес» (главы);
Дж.Р.Р.Толкин. «Хоббит,
или Туда и обратно»
(главы) и др.
Зарубежная проза о детях
и подростках. (два
произведения по
выбору). Например, М.
Твен. «Приключения
Тома Сойера» (главы);
Дж. Лондон. «Сказание о
Кише»; Р. Брэдбери.
Рассказы. Например,
«Каникулы», «Звук
бегущих ног», «Зелёное
утро» и др.
Зарубежная
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80
1
Библиотека ЦОК
21
приключенческая проза.
(два произведения по
выбору). Например, Р.Л.
Стивенсон. «Остров
сокровищ», «Чёрная
стрела» (главы по
выбору) и др.
7.5
Зарубежная проза о
животных. (одно-два
произведения по
выбору.)
https://m.edsoo.ru/7f413e80
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80
2
Итого по разделу
8
Развитие речи
8
Внеклассное чтение
7
Итоговые контрольные работы
2
Резервное время
15
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
102
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413e80
2
0
22
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Тема урока
Развитие речи. Книга в
жизни человека
Легенды и мифы
Древней Греции.
Понятие о мифе
Подвиги Геракла:
«Скотный двор царя
Авгия»
«Яблоки Гесперид» и
другие подвиги Геракла
Фольклор. Малые
жанры: пословицы,
поговорки, загадки
Внеклассное чтение.
Мифы народов России и
мира. Переложение
мифов разными
авторами. Геродот.
«Легенда об Арионе»
Колыбельные песни,
пестушки, приговорки,
скороговорки
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19572a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a195838
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a195946
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a195a5e
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a195d1a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a195c02
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a195e28
23
8
9
10
11
12
13
14
15
Сказки народов России и
народов мира. Сказки о
животных, волшебные,
бытовые
Русские народные
сказки. Животныепомощники и чудесные
противники в сказке
«Царевна-лягушка»
Главные герои
волшебных сказок
Василиса Премудрая и
Иван-царевич
Поэзия волшебной
сказки
Сказки о животных
«Журавль и цапля».
Бытовые сказки
«Солдатская шинель»
Резервный урок.
Духовно-нравственный
опыт народных сказок.
Итоговый урок
Резервный урок. Роды и
жанры литературы и их
основные признаки
Внеклассное чтение.
Жанр басни в мировой
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a196062
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a196170
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19629c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a196418
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19658a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19671a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19685a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a196a9e
24
литературе. Эзоп,
Лафонтен
16
17
18
19
20
Внеклассное чтение.
Русские баснописцы
XVIII века. А.П.
Сумароков «Кокушка».
И.И. Дмитриев «Муха»
И.А. Крылов - великий
русский баснописец.
Басни (три по выбору).
«Волк на псарне»,
«Листы и Корни»,
«Свинья под Дубом»,
«Квартет», «Осёл и
Соловей», «Ворона и
Лисица»
И.А. Крылов.
Историческая основа
басен. Герои
произведения, их речь.
«Волк на псарне»
И.А. Крылов. Аллегория
в басне. Нравственные
уроки произведений
«Листы и Корни»,
«Свинья под Дубом»
И.А. Крылов.
Художественные
средства изображения в
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a196bfc
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a196daa
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a196ed6
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a196fee
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1970fc
25
баснях. Эзопов язык
21
22
23
24
25
26
А.С. Пушкин. Образы
русской природы в
произведениях поэта (не
менее трёх). «Зимнее
утро», «Зимний вечер»,
«Няне» и другие
А.С. Пушкин.
Лирический герой в
стихотворениях поэта.
Образ няни
А.С. Пушкин. «Сказка о
мёртвой царевне и о семи
богатырях». Сюжет
сказки
А.С. Пушкин. «Сказка о
мёртвой царевне и о семи
богатырях». Главные и
второстепенные герои
А.С. Пушкин. «Сказка о
мёртвой царевне и о семи
богатырях». Волшебство
в сказке
А.С. Пушкин. «Сказка о
мёртвой царевне и о семи
богатырях». Язык сказки.
Писательское мастерство
поэта
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19720a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a197354
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1974e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a197610
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a197728
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a197840
26
27
28
29
30
31
М.Ю. Лермонтов.
Стихотворение
«Бородино»: история
создания, тема, идея,
композиция
стихотворения, образ
рассказчика
М.Ю. Лермонтов.
Стихотворение
«Бородино»:
патриотический пафос,
художественные
средства изображения
Н.В. Гоголь. Повесть
«Ночь перед
Рождеством». Жанровые
особенности
произведения. Сюжет.
Персонажи
Н.В. Гоголь. Повесть
«Ночь перед
Рождеством». Сочетание
комического и
лирического. Язык
произведения
Резервный урок. Н.В.
Гоголь. Реальность и
фантастика в повестях
писателя «Заколдованное
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a197bb0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a197d4a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a197e58
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a197fa2
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a198128
27
место»
32
33
34
35
36
37
38
39
Резервный урок. Н.В.
Гоголь. Народная поэзия
и юмор в повестях
писателя «Заколдованное
место»
И.С. Тургенев. Рассказ
«Муму»: история
создания, прототипы
героев
И.С. Тургенев. Рассказ
«Муму»: проблематика
произведения
И.С. Тургенев. Рассказ
«Муму»: сюжет и
композиция
И.С. Тургенев. Рассказ
«Муму»: система
образов. Образ Герасима
Развитие речи. И.С.
Тургенев. Рассказ
«Муму». Роль интерьера
в произведении. Каморка
Герасима
И.С. Тургенев. Рассказ
«Муму». Роль природы и
пейзажа в произведении
Н.А. Некрасов.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a198268
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a198754
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a198876
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19898e
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a198aba
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a198c36
1
1
Библиотека ЦОК
28
Стихотворения (не менее
двух). «Крестьянские
дети», «Школьник» и
другие. Тема, идея,
содержание, детские
образы
40
41
42
43
44
45
Н.А. Некрасов. Поэма
«Мороз, Красный нос»
(фрагмент). Анализ
произведения
Н.А. Некрасов. Поэма
«Мороз, Красный нос».
Тематика, проблематика,
система образов
Л.Н. Толстой. Рассказ
«Кавказский пленник»:
историческая основа,
рассказ-быль, тема, идея
Л.Н. Толстой. Рассказ
«Кавказский пленник».
Жилин и Костылин.
Сравнительная
характеристика образов
Л.Н. Толстой. Рассказ
«Кавказский пленник».
Жилин и Дина. Образы
татар
Л.Н. Толстой. Рассказ
https://m.edsoo.ru/8a198380
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a198498
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1985ce
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a198d80
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a199028
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a198ea2
1
Библиотека ЦОК
29
«Кавказский пленник».
Нравственный облик
героев
46
47
48
49
50
Л.Н. Толстой. Рассказ
«Кавказский пленник».
Картины природы.
Мастерство писателя
Развитие речи. Л.Н.
Толстой. Рассказ
«Кавказский пленник».
Подготовка к домашнему
сочинению по
произведению
Итоговая контрольная
работа Русская классика
(письменный ответ,
тесты, творческая
работа)
Стихотворения
отечественных поэтов
XIX–ХХ веков о родной
природе и о связи
человека с Родиной. А.А.
Фет. «Чудная
картина…», «Весенний
дождь», «Вечер», «Еще
весны душистой нега…»
Стихотворения
отечественных поэтов
https://m.edsoo.ru/8a19914a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a199258
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a199366
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19947e
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1995aa
30
XIX—ХХ веков о родной
природе и о связи
человека с Родиной. И.А.
Бунин. «Помню —
долгий зимний вечер…»,
«Бледнеет ночь…
Туманов пелена...»
51
52
Стихотворения
отечественных поэтов
XIX—ХХ веков о родной
природе и о связи
человека с Родиной. А.А.
Блок. «Погружался я в
море клевера…», «Белой
ночью месяц
красный…», «Летний
вечер»
Стихотворения
отечественных поэтов
XIX–ХХ веков о родной
природе и о связи
человека с Родиной. С.А.
Есенин. «Береза»,
«Пороша», «Там, где
капустные грядки...»,
«Поет зима — аукает...»,
«Сыплет черемуха
снегом...», «Край
любимый! Сердцу
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a199820
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1999e2
31
снятся...»
53
54
55
56
57
Резервный урок.
Стихотворения
отечественных поэтов
XIX–ХХ веков о родной
природе и о связи
человека с Родиной.
(Н.М. Рубцов. «Тихая
моя родина», «Родная
деревня»)
Развитие
речи.Поэтические
образы, настроения и
картины в стихах о
природе. Итоговый урок
Юмористические
рассказы отечественных
писателей XIX–XX
веков. А.П. Чехов.
Рассказы (два по
выбору). «Лошадиная
фамилия», «Мальчики»,
«Хирургия» и другие.
Тематический обзор
Рассказы А.П. Чехова.
Способы создания
комического
М.М. Зощенко (два
рассказа по выбору).
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a199b04
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a199c30
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a199d48
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a199e60
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc29050
32
«Галоша», «Лёля и
Минька», «Ёлка»,
«Золотые слова»,
«Встреча».Тема, идея,
сюжет
58
59
60
61
М.М. Зощенко.
«Галоша», «Лёля и
Минька», «Ёлка»,
«Золотые слова»,
«Встреча» и другие.
Образы главных героев в
рассказах писателя
Развитие речи. Мой
любимый рассказ М.М.
Зощенко
Произведения
отечественной
литературы о природе и
животных (не менее
двух). Например, А.И.
Куприн «Белый пудель»,
М.М. Пришвин
«Кладовая солнца», К.Г.
Паустовский «Тёплый
хлеб», «Заячьи лапы»,
«Кот-ворюга». Тематика
и проблематика. Герои и
их поступки
Нравственные проблемы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc29154
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc2662a
1
Библиотека ЦОК
33
сказок и рассказов А.И.
Куприна, М.М.
Пришвина, К.Г.
Паустовского
62
63
64
65
66
Язык сказок и рассказов
о животных А.И.
Куприна, М.М.
Пришвина, К.Г.
Паустовского
Произведения
отечественной
литературы о природе и
животных. Связь с
народными сказками.
Авторская позиция
Резервный урок.
Произведения русских
писателей о природе и
животных. Темы, идеи,
проблемы. Итоговый
урок
А.П. Платонов. Рассказы
(один по выбору).
Например, «Корова»,
«Никита» и другие. Тема,
идея, проблематика
А.П. Платонов. Рассказы
(один по выбору).
Например, «Корова»,
https://m.edsoo.ru/8bc26ba2
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc26918
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc26a6c
1
1
1
34
«Никита» и другие.
Система образов
67
68
69
70
В.П. Астафьев. Рассказ
«Васюткино озеро».
Тема, идея произведения
В.П. Астафьев. Рассказ
«Васюткино озеро».
Система образов. Образ
главного героя
произведения
Произведения
отечественной
литературы на тему
«Человек на войне» (не
менее двух). Например,
Л.А. Кассиль «Дорогие
мои мальчишки»; Ю.Я.
Яковлев «Девочки с
Васильевского острова»;
В.П. Катаев «Сын
полка», К.М. Симонов
«Сын артиллериста» и
другие. Проблема
героизма
Произведения
отечественной
литературы на тему
«Человек на войне» (не
менее двух). Например,
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc28452
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc28574
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc27b60
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc27c82
35
Л.А. Кассиль «Дорогие
мои мальчишки»; Ю.Я.
Яковлев «Девочки с
Васильевского острова»;
В.П. Катаев «Сын
полка», К.М. Симонов
«Сын артиллериста» и
другие: дети и взрослые в
условиях военного
времени
71
72
73
74
В.П. Катаев. «Сын
полка». Историческая
основа произведения.
Смысл названия. Сюжет.
Герои произведения
Резервный урок. В.П.
Катаев. «Сын полка».
Образ Вани Солнцева.
Война и дети
Резервный урок. Л.А.
Кассиль. «Дорогие мои
мальчишки». Идейнонравственные проблемы
в произведении.
«Отметки Риммы
Лебедевой»
Внеклассное чтение.
Война и дети в
произведениях о Великой
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc27da4
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc27f98
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc28146
36
Отечественной войне.
Итоговый урок
75
76
77
78
Произведения
отечественных писателей
XX–начала XXI веков на
тему детства (не менее
двух). Например,
произведения В.П.
Катаева, В.П. Крапивина,
Ю.П. Казакова, А.Г.
Алексина, В.К.
Железникова, Ю.Я.
Яковлева, Ю.И. Коваля,
А.А. Лиханова и других.
Обзор произведений.
Специфика темы
Произведения
отечественных писателей
XX–начала XXI веков на
тему детства. Тематика и
проблематика
произведения. Авторская
позиция
Произведения
отечественных писателей
XX–начала XXI веков на
тему детства. Герои и их
поступки
Резервный урок.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc27926
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc27a48
1
1
37
Произведения
отечественных писателей
XIX–начала XXI веков на
тему детства.
Современный взгляд на
тему детства в
литературе
79
80
81
Внеклассное чтение.
Произведения
отечественных писателей
XIX–начала XXI веков на
тему детства
Произведения
приключенческого жанра
отечественных
писателей. (одно по
выбору). К. Булычёв
«Девочка, с которой
ничего не случится»,
«Миллион
приключений» и другие
(главы по выбору).
Тематика произведений
Произведения
приключенческого жанра
отечественных
писателей. Проблематика
произведений
К.Булычева
1
1
1
38
82
83
84
85
86
Резервный урок.
Произведения
приключенческого жанра
отечественных
писателей. Сюжет и
проблематика
произведения
Литература народов
России. Стихотворения
(одно по выбору).
Например, Р.Г. Гамзатов.
«Песня соловья»; М.
Карим. «Эту песню мать
мне пела». Тематика
стихотворений
Резервный урок. Образ
лирического героя в
стихотворениях Р.Г.
Гамзатова и М. Карима
Х.К. Андерсен. Сказки
(одна по выбору).
Например, «Снежная
королева», «Соловей».
Тема, идея сказки.
Победа добра над злом
Х.К. Андерсен. Сказка
«Снежная королева»:
красота внутренняя и
внешняя. Образы.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc288a8
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc28b32
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc28c36
39
Авторская позиция
87
88
89
90
91
Внеклассное чтение.
Сказки Х.К. Андерсена
(по выбору)
Развитие речи. Любимая
сказка Х.К. Андерсена
Зарубежная сказочная
проза. (одно
произведение по
выбору). Например, Л.
Кэрролл. «Алиса в
Стране Чудес» (главы);
Дж. Р.Р. Толкин.
«Хоббит, или Туда и
обратно» (главы) и
другие. Герои и мотивы
Зарубежная сказочная
проза (одно
произведение по
выбору). Например, Л.
Кэрролл. «Алиса в
Стране Чудес» (главы);
Дж. Р.Р. Толкин.
«Хоббит, или Туда и
обратно» (главы) и
другие. Стиль и язык,
художественные приемы
Резервный урок.
Художественный мир
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc28e52
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc28d3a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc28f4c
40
литературной сказки.
Итоговый урок
92
93
Резервный урок.
Зарубежная проза о детях
и подростках. (два
произведения по
выбору). Например, М.
Твен. «Приключения
Тома Сойера» (главы);
Дж. Лондон. «Сказание о
Кише»; Р. Брэдбери.
Рассказы. Например,
«Каникулы», «Звук
бегущих ног», «Зелёное
утро» и другие. Обзор по
теме
Зарубежная проза о детях
и подростках. (два
произведения по
выбору). Например, М.
Твен. «Приключения
Тома Сойера» (главы);
Дж. Лондон. «Сказание о
Кише»; Р. Брэдбери.
Рассказы. Например,
«Каникулы», «Звук
бегущих ног», «Зелёное
утро». Тема, идея,
проблематика
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc2a3a6
1
1
41
94
95
96
97
Резервный урок. М. Твен.
«Приключения Тома
Сойера». Тематика
произведения. Сюжет.
Система персонажей.
Образ главного героя
Развитие речи. М. Твен.
«Приключения Тома
Сойера»: дружба героев
Итоговая контрольная
работа. Образы детства в
литературных
произведениях
(письменный ответ,
тесты, творческая
работа) / Всероссийская
проверочная работа
Зарубежная
приключенческая проза
(два произведения по
выбору). Например, Р.Л.
Стивенсон.«Остров
сокровищ», «Чёрная
стрела» (главы по
выбору) и другие. Обзор
по зарубежной
приключенческой прозе.
Темы и сюжеты
произведений
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc29fd2
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc2a108
1
42
98
99
100
101
102
Резервный урок. Р.Л.
Стивенсон. «Остров
сокровищ», «Чёрная
стрела» (главы по
выбору). Образ главного
героя. Обзорный урок
Внеклассное чтение.
Зарубежная
приключенческая проза.
Любимое произведение
Зарубежная проза о
животных. (одно-два
произведения по
выбору), например, Э.
Сетон-Томпсон.
«Королевская
аналостанка»; Дж.
Даррелл. «Говорящий
свёрток»; Дж. Лондон.
«Белый Клык»; Дж. Р.
Киплинг. «Маугли»,
«Рикки-Тикки-Тави» и
другие. Тематика,
проблематика
произведения
Зарубежная проза о
животных. Герои и их
поступки
Развитие речи. Итоговый
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc26d78
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc26e9a
1
43
урок. Результаты и
планы на следующий
год. Список
рекомендуемой
литературы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
102
2
0
44
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
5 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
1
2
3
3.1
3.2
3.3
3.4
4
Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования
Обучающийся
научится
начальным
представлениям
об
общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании
любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации
понимать, что литература – это вид искусства и что художественный
текст отличается от текста научного, делового, публицистического
владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанные произведения:
определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные
представления о родах и жанрах литературы, характеризовать героевперсонажей, давать их сравнительные характеристики, выявлять
элементарные особенности языка художественного произведения,
поэтической и прозаической речи
понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и
использовать в процессе анализа и интерпретации произведений
таких теоретико-литературных понятий, как художественная
литература и устное народное творчество, проза и поэзия,
художественный образ, литературные жанры (народная сказка,
литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня), тема,
идея, проблематика, сюжет, композиция, литературный герой
(персонаж), речевая характеристика персонажей, портрет, пейзаж,
художественная деталь, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение,
аллегория; ритм, рифма
сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей
сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно
прочитанные произведения фольклора и художественной литературы
с произведениями других видов искусства (с учётом возраста,
литературного развития обучающихся)
выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических
произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к
произведению (с учётом литературного развития и индивидуальных
45
особенностей обучающихся)
5
6
7
8
9
10
11
12
пересказывать прочитанное произведение, используя подробный,
сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному
произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту
участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении,
подбирать аргументы для оценки прочитанного (с учётом
литературного развития обучающихся)
создавать устные и письменные высказывания разных жанров
объёмом не менее 70 слов (с учётом литературного развития
обучающихся)
владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально
изученных произведений фольклора и литературы
осознавать важность чтения и изучения произведений устного
народного творчества и художественной литературы для познания
мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а
также для собственного развития
планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение,
расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений
современной литературы для детей и подростков
участвовать в создании элементарных учебных проектов под
руководством учителя и учиться публично представлять их
результаты (с учётом литературного развития обучающихся)
владеть начальными умениями использовать словари и справочники,
в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством
учителя электронными библиотеками и другими справочными
материалами, в том числе из числа верифицированных электронных
ресурсов, включённых в федеральный перечень
46
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
5 КЛАСС
Код
1
1.1
2
2.1
2.2
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4
4.1
4.2
4.3
5
5.1
Проверяемый элемент содержания
Мифология
Мифы народов России и мира
Фольклор
Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки
Сказки народов России и народов мира (не менее трёх)
Литература первой половины XIX в.
И.А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и
Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и
Лисица»
А.С. Пушкин. Стихотворения «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и
другие по выбору
А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»
Н В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе
близ Диканьки»
Литература второй половины XIX в.
И.С. Тургенев. Рассказ «Муму»
Н.А. Некрасов. Стихотворения «Крестьянские дети», «Школьник». Поэма
«Мороз, Красный нос» (фрагмент)
Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник»
Литература XIX – ХХ вв.
Стихотворения отечественных поэтов XIX – ХХ вв. о родной природеи о связи
человека
с
Родиной
(не
менее
пяти
стихотворений
трёх
поэтов).
Стихотворения А.К. Толстого, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.А. Бунина, А.А.
Блока, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, Ю.П. Кузнецова
Юмористические рассказы отечественных писателей XIX – XX вв. А.П. Чехов
5.2
5.3
(два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики»,
«Хирургия». М.М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша»,
«Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча»
Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее
47
5.4
5.5
6
6.1
двух). А.И. Куприн, М.М. Пришвин, К.Г. Паустовский
А.П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита»
В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»
Литература XX – начала XXI вв.
Произведения отечественной литературы на тему «Человек на войне» (не
менее двух). Например, Л.А. Кассиль «Дорогие мои мальчишки», Ю.Я.
Яковлев «Девочки с Васильевского острова», В.П. Катаев «Сын полка», К.М.
Симонов «Сын артиллериста»
Произведения отечественных писателей XX – начала XXI вв. на тему детства
6.2
(не менее двух). Например, произведения В.П. Катаева, В.П. Крапивина, Ю.П.
Казакова, А.Г. Алексина В.К. Железникова, Ю.Я. Яковлева, Ю.И. Коваля, А.А.
Лиханова
6.3
7
7.1
8
8.1
8.2
Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по
выбору). Например, К. Булычёв «Девочка, с которой ничего не случится»,
«Миллион приключений» (главы по выбору)
Литература народов Российской Федерации
Стихотворения (одно по выбору). Р.Г. Гамзатов «Песня соловья»; М. Карим
«Эту песню мать мне пела»
Зарубежная литература
Х.-К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева»,
«Соловей»
Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л.
Кэрролл «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Д. Толкин «Хоббит, или
Туда и обратно» (главы по выбору)
Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору).
8.3
Например, М. Твен «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору), Дж.
Лондон «Сказание о Кише», Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы»,
«Звук бегущих ног», «Зелёное утро»
8.4
Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору), например,
Р. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела»
Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору). Например,
8.5
Э. Сетон-Томпсон «Королевская аналостанка», Д. Даррелл, «Говорящий
свёрток», Дж. Лондон «Белый клык», Дж. Р. Киплинг «Маугли», «РиккиТикки-Тави»
48
ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ОГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ
ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Код
проверяемого
требования
1
2
3
4
5
Проверяемые требования к предметным результатам базового
уровня освоения основной образовательной программы основного
общего образования на основе ФГОС 2021 года
Понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы
и её роли в формировании гражданственности и патриотизма,
укреплении единства многонационального народа Российской
Федерации
Понимание
специфики
литературы
как
вида
искусства,
принципиальных отличий художественного текста от текста научного,
делового, публицистического
Овладение умениями эстетического и смыслового анализа произведений
устного народного творчества и художественной литературы,
умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и
оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира,
отражённую
в
литературных
произведениях,
с
учётом
неоднозначности заложенных в них художественных смыслов:
умением анализировать произведение в единстве формы и
содержания; определять тематику и проблематику произведения,
родовую и жанровую принадлежность произведения; выявлять
позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию,
учитывая художественные особенности произведения и воплощённые
в нём реалии; характеризовать авторский пафос; выявлять
особенности языка художественного произведения, поэтической и
прозаической речи
Овладение теоретико-литературными понятиями и использование их в
процессе анализа, интерпретации произведений и оформления
собственных оценок и наблюдений
Умение рассматривать изученные произведения в рамках историколитературного процесса (определять и учитывать при анализе
принадлежность произведения к историческому времени, определённому
литературному направлению); выявление связи между важнейшими
фактами биографии писателей (в том числе А.С. Грибоедова, А.С.
Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя) и особенностями
49
исторической
произведений
6
7
8
9
10
11
12
13
эпохи,
авторского
мировоззрения,
проблематики
Умение сопоставлять произведения, их фрагменты (с учётом
внутритекстовых и межтекстовых связей), образы персонажей,
литературные явления и факты, сюжеты разных литературных
произведений, темы, проблемы, жанры, приёмы, эпизоды текста
Умение сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные
произведения художественной литературы с произведениями других
видов искусства (живопись, музыка, театр, кино)
Совершенствование умения выразительно (с учётом индивидуальных
особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 12
произведений и (или) фрагментов
Овладение умением пересказывать прочитанное произведение,
используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ,
отвечать на вопросы по прочитанному произведению и
формулировать вопросы к тексту
Развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении,
в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию
с позицией автора и мнениями участников дискуссии; давать
аргументированную оценку прочитанному
Совершенствование умения создавать устные и письменные
высказывания разных жанров, писать сочинение-рассуждение по
заданной теме с опорой на прочитанные произведения (не менее 250
слов), аннотацию, отзыв, рецензию; применять различные виды
цитирования; делать ссылки на источник информации; редактировать
собственные письменные тексты
Овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки
текстуально
изученных
художественных
произведений
древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и
современных авторов (в том числе с использованием методов
смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и
интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в
целях решения различных учебных задач и удовлетворения
эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно
воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа)
Овладение умением использовать словари и справочники, в том числе
информационно-справочные системы в электронной форме
50
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
- Литература: 5-й класс: учебник: в 2частях / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И.
Коровин. – 14-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2023
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей
общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2014. – 252
с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
- Инфоурок: интерактивная ссылка на официальный сайт: https://infourok.ru/
- Образовательная социальная сеть: интерактивная ссылка на официальный сайт:
https://nsportal.ru/
51