Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоозерновская средняя школа города Евпатории Республики Крым»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Русский язык»
для 3А класса
(соответствует федеральной образовательной
программе учебного предмета «Русский язык»
начального общего образования), утвержденной приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 18.05.2023г. №370 и приказом от
09.10.2024 г. №704)
2025 г.
0
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область
«Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы
начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по
учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое
значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения
предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут
фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут
востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения
извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной
учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса
обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во
многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной
грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая,
коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных
возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в
различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации
обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует
формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и
других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые
средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов,
мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в
обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует
формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося
непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры,
пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами
являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных
духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства
1
общения; осознание значения русского языка как государственного языка
Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального
общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование,
говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского
языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных
единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в
речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических,
лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,
пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию
с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению
системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал
призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,
способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и
пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение
практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков
использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил
речевого этикета в процессе устного и письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с
учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5 часов в неделю в
каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170 ч.
2
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания
языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Фонетика и графика
Звуки русского языка: гласный (согласный); гласный ударный (безударный);
согласный твёрдый (мягкий), парный (непарный); согласный глухой (звонкий), парный
(непарный); функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования
на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного).
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в
словах с непроизносимыми согласными.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия[4]
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии
с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.
Лексика
Повторение: лексическое значение слова.
Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова
(ознакомление).
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки
однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые
случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного).
Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка, суффикс ‑
значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление). Выделение в словах с
однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Морфология
Части речи.
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена
существительные единственного и множественного числа. Имена существительные
мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение падежа,
в котором употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по
падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3го склонения. Имена
существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость
формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён
прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, ин). Склонение имён прилагательных.
Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в
речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в
тексте.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма
глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по
временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени.
Частица не, её значение.
Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов
связи между словами в предложении. Главные члены предложения ‑ подлежащее и
3
сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения
распространённые и нераспространённые.
Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке
собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом
орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания
слова.
Правила правописания и их применение:
разделительный твёрдый знак;
непроизносимые согласные в корне слова;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне
наблюдения);
безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне
наблюдения);
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника);
раздельное написание частицы не с глаголами.
Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение,
благодарность, отказ и другое Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм
в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие:
формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой
работы.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими
русским языком.
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста,
тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным
порядком предложений и абзацев.
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь
предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но.
Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание
собственных текстов заданного типа.
Жанр письма, объявления.
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации применения.
4
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание
роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках
русского языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе
примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с
которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и
чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка
как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого
этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к
5
различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с
которыми идёт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной
картины мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению
русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная
принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое);
устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков,
частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий
при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при
анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию;
устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта,
речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
целесообразный (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения,
исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
6
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией
как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой
работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного
задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
7
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов
и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
8
объяснять значение русского языка как государственного языка Российской
Федерации;
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным
параметрам;
производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без
транскрибирования);
определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом
функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми
согласными;
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать
однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина);
различать однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень,
приставку, суффикс;
выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и
антонимы к словам разных частей речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
определять значение слова в тексте;
распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён
существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена
существительные с ударными окончаниями;
распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён
прилагательных: род, число, падеж;
изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в
соответствии с падежом, числом и родом имён существительных;
распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что
сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род
(в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем
времени - по родам;
распознавать личные местоимения (в начальной форме);
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предлоги и приставки;
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
распознавать распространённые и нераспространённые предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и
согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые
согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на
конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со
словами;
правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил
правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
9
формулировать устно и письменно на основе прочитанной (услышанной) информации
простые выводы (1-2 предложения);
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3-5 предложений на
определённую тему, по результатам наблюдений) с соблюдением орфоэпических норм,
правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2-4
предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с
использованием норм речевого этикета;
определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов,
союзов и, а, но);
определять ключевые слова в тексте;
определять тему текста и основную мысль текста;
выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или
предложений их смысловое содержание;
составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно
составленному плану;
объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные
понятия в процессе решения учебных задач;
уточнять значение слова с помощью толкового словаря.
10
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
Наименование
разделов и тем
программы
Общие сведения о
языке
Количество часов
Контрольные
работы
Практические
работы
1
0
0
Всего
2
Фонетика и
графика
2
0
0
3
Лексика
5
0
0
4
Состав слова
9
0
0
5
Морфология
43
0
0
6
Синтаксис
13
0
0
7
Орфография и
пунктуация
50
0
0
8
Развитие речи
30
0
0
17
5
0
170
5
0
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
11
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Всег Контрольные Практическ
о
работы
ие работы
Дата
План
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Факт
1
Русский язык как
государственный язык
Российской Федерации
1
01.09.2025
2
Повторение и продолжение
работы с текстом, начатой во 2
классе: признаки текста
Повторение и продолжение
работы с текстом, начатой во 2
классе: тема текста, основная
мысль текста
Повторение и продолжение
работы с текстом, начатой во 2
классе: заголовок
Определение типов
текстов:повествование,
описание, рассуждение
1
02.09.2025
1
03.09.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8422d40
1
04.09.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8422d40
1
05.09.2025
Отработка умения определять
тип текста (повествование,
описание, рассуждение)
Определение типов текстов:
Отработка умения определять
тип текста (повествование,
описание, рассуждение)
1
08.09.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423038
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423038
1
09.09.2025
3
4
5
6
7
12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841ebc8
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84228ae
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423038
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
8
1
10.09.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84239ca
1
11.09.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423682
1
12.09.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423826
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
1
15.09.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8428268
12
Корректирование текстов с
нарушенным порядком
предложений
Предложение
Входная контрольная работа.
Повторение изученного во 2
классе
Виды предложений по цели
высказывания и интонации.
Коллективное составление
рассказа по картине К. Е.
Маковского "Дети, бегущие от
грозы"
Обобщение знаний о видах
предложений. Предложения с
обращениями (общее
представление)
Связь слов в предложении
1
16.09.2025
13
Главные члены предложения
1
17.09.2025
14
Подлежащее
1
18.09.2025
15
Сказуемое
1
19.09.2025
16
Подлежащее и сказуемое
1
22.09.2025
17
Второстепенные члены
предложения
1
23.09.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423682
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423d3a
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84248ca
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8424a96
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8424d3e
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84252c0
9
10
11
1
13
18
Предложения распространённые
и нераспространённые
Словарный диктант
1
24.09.2025
19
Однородные члены
предложения
Однородные члены
предложения с союзами и, а, но
Однородные члены
предложения без союзов
1
25.09.2025
1
26.09.2025
1
29. 09.2025
Предложение и словосочетание
(общее представление).
Коллективное составление
рассказа по картине В. Д.
Поленова "Золотая осень"
Простое и сложное предложение
(общее представление). Запятая
между частями сложного
предложения Проверочная
работа №1. Предложение
Лексическое значение слова.
Синонимы, антонимы
1
30.09.2025
1
01.10.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844436e,
https://m.edsoo.ru/f8444bfc
1
02.10.2025
25
Работаем с толковыми словарями
1
03.10.2025
26
Прямое и переносное значение
слова
Наблюдаем за значениями слов в
тексте
Устаревшие слова. Омонимы.
1
06.10.2025
1
07.10.2025
1
08.10.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841f168
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841f938
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841f50a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841f35c
Библиотека ЦОК
20
21
22
23
24
27
28
14
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8426be8
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8426dd2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8426f80
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8426f80
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8422ac0
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
29
30
31
32
33
34
Фразеологизмы
Ключевые слова в тексте.
Подробное изложение с
языковым анализом текста
Части речи. Обобщение и
уточнение представлений об
изученных частях речи. Имя
числительное
Составление плана текста.
Составление предложений.
Сочинение по картине (по
коллективно составленному
плану) И. Т. Хруцкого "Цветы и
плоды"
Однокоренные (родственные)
слова; признаки однокоренных
(родственных) слов
Повторение изученных
орфографических правил:
гласные после шипящих,
буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч
Повторяем правописание слов с
разделительным мягким знаком
https://m.edsoo.ru/f841f708
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843157a
1
09.10.2025
1
10.10.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844369e,
https://m.edsoo.ru/f84437ca
1
13.10.2025
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
1
14.10.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8421468
1
15.10.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841fb4a,
https://m.edsoo.ru/f841fe24
1
16.10.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842009a
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423f9c
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84202ac,
https://m.edsoo.ru/f8420644,
https://m.edsoo.ru/f8420842,
35
Соотношение звукового и
буквенного состава слов
Словарный диктант
1
17.10.2025
36
План текста. Изложение
повествовательного текста по
вопросам или коллективно
составленному плану
1
20.10.2025
15
37
Контрольный диктант с
грамматическим заданием по
теме: Слово в языке и речи»
Различение однокоренных слов и
слов с омонимичными корнями
1
1
22.10.2025
Отработка способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы
в слове: правописание слов с двумя
корнями
Отработка способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы
в слове: наблюдение за
соединительными гласными о, е
Окончание как изменяемая часть
слова
Нулевое окончание
1
23.10.2025
1
24.10.2025
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
1
05.11.2025
1
06.11.2025
43
Однокоренные слова и формы
одного и того же слова. Диктант
с грамматическим заданием №1
1
07.11.2025
44
Корень, приставка, суффикс —
значимые части слова
1
10.11.2025
45
Выделение в словах с однозначно
выделяемыми морфемами
окончания, корня, приставки,
суффикса
1
11.11.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842c110
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842163e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842163e
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84219d6
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84222d2
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
38
39
40
41
42
21.10.2025
https://m.edsoo.ru/f84209d2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423272,
https://m.edsoo.ru/f84234ca
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8421800,
https://m.edsoo.ru/f8421238
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8426080
1
1
16
46
Создание собственных текстовописаний. Сочинение по картине
А.А. Рылова "В голубом
просторе"
Состав слова: обобщение. Тест
1
12.11.2025
1
13.11.2025
48
Изложение повествовательного
текста с опорой на предложенный
план
1
14.11.2025
49
Проект "Семья слов"
1
17.11.2025
50
Повторяем правописание
проверяемых безударных гласных
в корне слова
Повторяем правописание
проверяемых и непроверяемых
безударных гласных в корне
слова
Правописание слов с двумя
безударными гласными в корне
слова
Закрепление способов проверки
написания слов с двумя
безударными гласными в корне
слова
Повторяем правописание парных
по звонкости-глухости согласных
в корне слова. Составление текста
на основе личных наблюдений
или по рисунку
Непроизносимые согласные в
корне слова
1
18.11.2025
1
19.11.2025
1
20.11.2025
1
21.11.2025
1
24.11.2025
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
1
25.11.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842da88
47
51
52
53
54
55
17
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84300e4
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84220ca
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8426238
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8421e54
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8428c7c
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
56
57
58
59
60
61
62
63
64
Наблюдение за обозначением
буквами непроизносимых
согласных в корне слова
Отработка написания
непроизносимых согласных в
корне слова
1
26.11.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842dcb8
1
27.11.2025
Объяснительный диктант:
отрабатываем написание слов с
орфограммами корня
Правописание слов с удвоенными
согласными
Отработка правописания слов с
удвоенными согласными.
Проверочный диктант №2 по
теме "Правописание слов с
орфограммами в корне"
Написание текста по заданному
плану. Сочинение по картине В.
М. Васнецова "Снегурочка"
Проверочная работа № 1 по
теме "Правописание слов с
орфограммами в корне"
Различные способы решения
орфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове:
правописание суффиксов ость, ов
и др.
Отработка способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы
в слове: закрепляем правописание
1
28.11.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842df92
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
1
01.12.2025
1
02.12.2025
1
03.12.2025
1
1
04.12.2025
1
05.12.2025
1
08.12.2025
18
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842a6b2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842a6b2
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8421c24
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842b42c,
https://m.edsoo.ru/f842b648
65
суффиксов
Различные способы решения
орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы
в слове: правописание приставок
группа приставок с "о" и группа
приставок с "а"
Отработка способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы
в слове: закрепляем правописание
приставок
Закрепляем правописание
суффиксов и приставок
1
09.12.2025
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
1
10.12.2025
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
1
11.12.2025
Продолжаем учиться писать
приставки: пишем приставки.
Диктант №3 с грамматическим
заданием по теме «Правописание
частей слова»
Работа над ошибками,
допущенными в диктанте №3 по
теме «Правописание частей
слова».
Разделительный твёрдый знак.
Знакомство с жанром объявления
1
12.12.2025
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
71
72
66
67
68
69
70
1
1
15.12.2025
1
16.12.2025
Объясняющий диктант: повторение
правил правописания
1
17.12.2025
Наблюдаем за знаками препинания
в предложениях с однородными
членами, не соединёнными
1
18.12.2025
19
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423f9c,
https://m.edsoo.ru/f8424190
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8430904
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84276d8
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
союзами
Наблюдаем за знаками препинания
в предложениях с однородными
членами, соединёнными
повторяющимися союзами и, или
Вспоминаем нормы речевого
этикета: приглашение, просьба,
извинение, благодарность, отказ
Продолжаем учиться составлять
план текста. Составление и запись
текста по рисунку на одну из
данных тем
Резерный урок по разделу
орфография: отработка орфограмм,
вызывающих трудности
Резерный урок по разделу
орфография: отработка орфограмм,
вызывающих трудности
Резерный урок по разделу
орфография: отработка орфограмм,
вызывающих трудности
Резерный урок по разделу развитие
речи: работаем с текстами
Ознакомительное чтение: когда
оно нужно
Имя существительное: общее
значение, вопросы, употребление в
речи. Части речи
Имена существительные
одушевлённые и неодушевлённые.
Подробное изложение по
самостоятельно составленному
1
19.12.2025
1
22.12.2025
1
23.12.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8424f28
1
24.12.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8422494
1
25.12.2025
1
26.12.2025
1
29.12.2025
1
30.12.2025
1
12.01.2026
1
13.01.2026
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84228ae
https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8428aec
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842c750
20
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8427d36
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842730e
83
плану
Изложение текста с опорой на
коллективно составленный план
1
14.01.2026
84
Число имён существительных
1
15.01.2026
Имена существительные
единственного и множественного
числа. Имена существительные,
имеющие форму одного числа
Изменение имён существительных
по числам
Имена существительные мужского,
женского и среднего рода
Род имён существительных
1
16.01.2026
1
19.01.2026
1
20.01.2026
1
21.01.2026
89
Мягкий знак после шипящих на
конце имён существительных
1
22.01.2026
90
Закрепляем правило «Мягкий знак
после шипящих на конце имён
существительных»
Отрабатываем правило «Мягкий
знак после шипящих на конце имён
существительных».
Объяснительный диктант
Изложение текста с опорой на
коллективно составленный план
1
23.01.2026
1
26.01.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8429adc
1
27.01.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842900a
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
85
86
87
88
91
92
21
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84296c2
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8429ec4
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84291f4
https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8429906
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8429cd0
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
Падеж имён существительных
1
28.01.2026
Создание собственных текстовповествований. Составление
рассказа покартине И. Я. Билибина
"Иван-царевич и лягушкаквакушка"
Падеж имён существительных:
именительный падеж
Падеж имён существительных:
родительный падеж
Падеж имён существительных:
дательный падеж
Пишем поздравительную
открытку к празднику 8 Марта
Падеж имён существительных:
винительный падеж
Падеж имён существительных:
творительный падеж
Падеж имён существительных:
предложный падеж
Изменение имён существительных
по падежам и числам (склонение).
Тест «Падежи имён
существительных»
Имена существительные 1, 2, 3-го
склонения
Изложение текста с опорой на
самостоятельно составленный
план
1
29.01.2026
1
30.01.2026
1
02.02.2026
1
03.02.2026
1
04.02.2026
1
05.02.2026
1
06.02.2026
1
09.02.2026
1
10.02.2026
1
11.02.2026
1
12.02.2026
Обобщение знаний об имени
существительном. Коллективное
1
13.02.2026
22
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842a086
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842a23e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842b152
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842b878
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8430904
https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842ba62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842bd28
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842bf44
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8428e2a
106
107
108
109
110
составление текста по картине К.
Ф. Юона "Конец зимы. Полдень"
(по опорным словам)
Наблюдение за правописанием
безударных окончаний имён
существительных 1-го склонения
1
16.02.2026
Правописание безударных
окончаний имён существительных
1-го склонения
Наблюдение за правописанием
безударных окончаний имён
существительных 2-го склонения
1
17.02.2026
1
18.02.2026
Правописание безударных
окончаний имён
существительных 2-го склонения
Наблюдение за правописанием
безударных окончаний имён
существительных 3-го склонения
1
19.02.2026
1
20.02.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842c32c
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842c53e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842c958
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842cb2e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842d240
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842d47a
111
Корректирование текстов с
нарушенным порядком абзацев
1
24.02.2026
112
Правописание безударных
окончаний имён существительных
3-го склонения
Правописание окончаний имён
существительных во множественном
числе
Правописание безударных
окончаний имён существительных:
систематизация знаний
1
25.02.2026
1
26.02.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842e38e
1
27.02.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842d682
https://goo.su/aQ226
113
114
23
115
116
117
118
119
120
121
122
123
https://goo.su/etFT
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842e56e
Объяснительный диктант
(безударные гласные в падежных
окончаниях имён существительных)
Правописание безударных
окончаний имён
существительных: обобщение
Проверочная работа №2 по теме
"Правописание безударных
падежных окончаний имен
существительных"
Имя прилагательное: общее
значение, вопросы, употребление
в речи
Резерный урок по разделу
развитие речи: работаем с
текстами-описаниями в научном
и художественном стилях.
Изобразительно-выразительные
средства в описательном тексте.
Работа с картиной М. А. Врубеля
"Царевна-Лебедь"
Изменение имён прилагательных
по родам
1
02.03.2026
1
03.03.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842d894
04.03.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842e974
1
05.03.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842e758
1
06.03.2026
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
1
10.03.2026
Зависимость формы имени
прилагательного от формы имени
существительного
Изменение имён прилагательных
по числам
Изменение имён прилагательных
по падежам. Начальная форма
1
11.03.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842eb5e
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842f036
1
12.03.2026
1
13.03.2026
1
1
24
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842edb6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842f3a6
124
имени прилагательного
Склонение имён прилагательных
1
16.03.2026
125
Значения имён прилагательных
1
17.03.2026
126
Наблюдение за значениями имён
прилагательных
1
19.03.2026
127
Значения имён прилагательных:
обобщение. Составление
сочинения-отзыва по картине В.
А. Серова "Девочка с персиками"
Наблюдение за правописанием
окончаний имён прилагательных
в единственном числе
Наблюдение за правописанием
окончаний имён прилагательных
во множественном числе
Правописание окончаний имён
прилагательных в единственном и
во множественном числе.
Диктант с грамматическим
заданием
Обобщение знаний о написании
окончаний имён прилагательных
Резерный урок по разделу
орфография: проверочная
работа по теме "Правописание
безударных падежных
окончаний имен
прилагательных"
Обобщение знаний о написании
1
23.03.2026
1
24.03.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842f6f8
1
25.03.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842fa4a
1
26.03.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842fea0
1
27.03.2026
1
06.04.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8430332
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8430ff8
128
129
130
131
132
133
1
1
1
07.04.2026
25
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842fbda
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
https://myschool.edu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
Библиотека ЦОК
134
окончаний имён существительных и
имён прилагательных
Местоимение (общее
представление)
Личные местоимения
https://m.edsoo.ru/f84311d8
1
08.04.2026
1
09.04.2026
Как изменяются личные
местоимения
Резерный урок по разделу
морфология: отработка темы
"Изменение личных
местоимений"
Употребление личных
местоимений в речи
1
10.04.2026
1
14.04.2026
1
15.04.2026
1
16.04.2026
140
141
Правописание местоимений с
предлогами
Правописание местоимений
Знакомство с жанром письма
1
1
17.04.2026
20.04.2026
142
Учимся писать письма
1
21.04.2026
143
Использование личных
местоимений для устранения
неоправданных повторов в тексте
Наблюдение за связью
предложений в тексте с помощью
личных местоимений, синонимов,
союзов и, а, но. Тест
Глагол: общее значение, вопросы,
употребление в речи
Значение и употребление
1
22.04.2026
1
23.04.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8431fd4
1
24.04.2026
1
27.04.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8432768
https://myschool.edu.ru/
135
136
137
138
139
144
145
146
26
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84313a4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8431746
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843191c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8431d40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8431b06
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843233a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84324ac
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843260a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84321b4
147
глаголов в речи.Составление
текста по сюжетным рисункам
Неопределённая форма глагола
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
1
28.04.2026
1
29.04.2026
149
Изменение глаголов по числам.
Составление предложений с
нарушенным порядком слов
Настоящее время глаголов
1
30.04.2026
150
Будущее время глаголов
1
06.05.2026
Прошедшее время глаголов.
Составление текста-рассуждения
по заданной теме
Наблюдение за связью предложений
в тексте. Выборочное подробное
изложение повествовательного
текста по опорным словам и
самостоятельно составленному
плану
Род глаголов в прошедшем
времени
Наблюдение за написанием
окончаний глаголов в прошедшем
времени
Резерный урок по разделу
морфология: отработка темы
Частица не, её значение
1
07.05.2026
1
08.05.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8433e88
1
12.05.2026
1
13.05.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8434072
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
1
14.05.2026
1
15.05.2026
Правописание частицы не с
глаголами
Создание собственных текстоврассуждений.Составление совета-
1
18.05.2026
1
19.05.2026
148
151
152
153
154
155
156
157
158
27
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8432a1a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8432d80
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843303c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8433500
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843337a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843422a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84343e2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8434784
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8433cda
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
рассуждения с использованием
побудительных предложений и
глаголов с частицей НЕ
Правописание глаголов
Резерный урок по разделу
морфология: отработка темы.
Диктант
Части речи: систематизация
изученного в 3 классе
Части речи: обобщение.
Подробное изложение
повествовательного текста
Резерный урок по разделу
морфология: проверочная
работа
Наблюдение за связью
предложений в тексте с помощью
союзов и, а, но. Корректирование
текста с нарушенным порядком
абзацев
Повторяем правописание слов с
изученными в 1-3 классах
орфограммами в корне,
приставках, окончаниях
Повторяем правописание слов с
изученными в 1-3 классах
орфограммами
Резерный урок по разделу
орфография: отработка
орфограмм, вызывающих
трудности
Резерный урок по разделу
1
20.05.2026
1
21.05.2026
1
22.05.2026
1
26.05.2026
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8433924
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8433af0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8434c84
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423b6e
1
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
1
https://goo.su/aQ226
https://goo.su/etFT
https://resh.edu.ru/subject/13/3/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8425cca
1
1
Библиотека ЦОК
28
орфография: отработка
орфограмм, вызывающих
трудности
169
Резерный урок по разделу
орфография: проверочная работа
"Чему мы научились на уроках
правописания в 3 классе"
170
Как помочь вести диалог
человеку, для которого русский
язык не является родным
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
https://m.edsoo.ru/f8425ea0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8434dd8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841ef10
170
9
0
29
ПЕРЕЧЕНЬ (КОДИФИКАТОР)
В федеральных и региональных процедурах оценки качества
образования используется перечень (кодификатор) распределённых по
классам проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования и элементов
содержания по русскому языку.
Проверяемые требования к результатам освоения основной образовательной
программы
Код
Проверяемые предметные результаты освоения основной
проверяе
образовательной программы начального общего образования
мого
результата
1
Фонетика. Графика. Орфоэпия
1.1
Характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова
и в слове по заданным параметрам
1.2
Производить звуко-буквенный анализ слова (в словах
с орфограммами; без транскрибирования)
1.3
Определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков
в словах
1.4
Устанавливать соотношение звукового и буквенного состава,
в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с
разделительными ъ, ь, в словах с непроизносимыми согласными
1.5
Объяснять своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных
задач
2
Лексика
2.1
Выявлять случаи употребления синонимов и антонимов
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3
3.1
Подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи
Распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном
значении (простые случаи)
Определять значение слова в тексте
Уточнять значение слова с помощью толкового словаря
Объяснять своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных
задач
Состав слова (морфемика)
Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями
(без называния термина); различать однокоренные слова
и синонимы
30
3.2
3.3
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13
4.14
5
5.1
5.2
5.3
5.4
Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончание, корень, приставку, суффикс
Объяснять своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных
задач
Морфология
Распознавать имена существительные
Определять грамматические признаки имён существительных: род,
число, падеж
Склонять в единственном числе имена существительные с
ударными окончаниями
Распознавать имена прилагательные
Определять грамматические признаки имён прилагательных: род,
число, падеж
Изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в
единственном числе) в соответствии с падежом, числом и
родом имён существительных
Распознавать глаголы
Различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что
сделать?»
Определять грамматические признаки глаголов: форму времени,
число, род (в прошедшем времени)
Изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем
времени – по родам
Распознавать личные местоимения (в начальной форме)
Использовать
личные
местоимения
неоправданных повторов в тексте
Различать предлоги и приставки
для
устранения
Объяснять своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных
задач
Синтаксис
Определять вид предложения по цели высказывания и
по эмоциональной окраске
Находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены
предложения
Распознавать
распространённые
и
нераспространённые
предложения
Объяснять своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных
задач
31
6
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
7
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
7.7
7.8
7.9
7.10
Орфография и пунктуация
Применять изученные правила правописания, в том числе:
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в
корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после
шипящих на конце имён существительных; не с глаголами;
раздельное написание предлогов со словами
Находить место орфограммы в слове и между словами
на изученные правила
Правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом
не более 70 слов
Писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом
изученных правил правописания
Находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки
Развитие речи
Понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную
информацию
Формулировать устно и письменно на основе прочитанной
(услышанной) информации простые выводы (1–2 предложения)
Строить устное диалогическое и монологическое высказывание
(3–5 предложений на определённую тему, по результатам
наблюдений) с соблюдением орфоэпических норм, правильной
интонации
Создавать небольшие устные и письменные тексты (2–4
предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение,
благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета
Определять связь предложений в тексте (с помощью личных
местоимений, синонимов, союзов и, а, но)
Определять ключевые слова в тексте
Определять тему текста и основную мысль текста
Выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых
слов или предложений их смысловое содержание
Составлять
план
текста,
создавать
по
нему
текст и
корректировать текст
Писать подробное изложение по заданному, коллективно
или самостоятельно составленному плану
Проверяемые элементы содержания
1
Фонетика. Графика. Орфоэпия
32
1.1
Звуки русского языка: гласный (согласный); гласный ударный
(безударный); согласный твёрдый (мягкий), парный (непарный);
согласный глухой (звонкий), парный (непарный); функции
разделительных ь и ъ, условия использования на письме
разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного)
1.2
Соотношение звукового и буквенного состава в словах
с разделительными ъ и ь, в словах с непроизносимыми согласными
1.3
1.4
1.5
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4
4.1
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками,
каталогами
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в
словах в соответствии с нормами современного русского
литературного
языка
(на
ограниченном
перечне
слов,
отрабатываемом в учебнике)
Использование орфоэпического словаря для решения практических
задач
Лексика
Повторение: лексическое значение слова
Прямое и переносное значение слова (ознакомление)
Устаревшие слова (ознакомление)
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные)
слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение
однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и
слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые
случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение
изученного)
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Корень, приставка, суффикс – значимые части слова
Нулевое окончание (ознакомление)
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончания, корня, приставки, суффикса
Морфология
4.2
Имя существительное: общее значение, вопросы,
употребление в речи
Имена существительные единственного и множественного числа
4.3
Имена существительные мужского, женского и среднего рода
33
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13
4.14
4.15
4.16
4.17
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
6
6.1
6.2
Падеж имён существительных. Определение падежа, в
котором употреблено имя существительное
Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение).
Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонений
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи.
Зависимость формы имени прилагательного от формы имени
существительного
Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам
(кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён
прилагательных
Местоимение (общее представление)
Личные местоимения, их употребление в речи
Использование личных местоимений для устранения
неоправданных повторов в тексте
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи
Неопределённая форма глагола
Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов
Изменение глаголов по временам, числам
Род глаголов в прошедшем времени
Частица не, её значение
Синтаксис
Предложение
Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов
связи между словами в предложении
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое
Второстепенные члены предложения (без деления на виды)
Предложения распространённые и нераспространённые
Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а,
но и без союзов
Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки, различные способы
решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове; контроль
и
самоконтроль
при
проверке
собственных и предложенных текстов (повторение и
применение на новом орфографическом материале)
Использование
орфографического
словаря
для
определения (уточнения) написания слова
34
6.3
Разделительный твёрдый знак
6.5
6.6
6.8
Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных
Безударные гласные в падежных окончаниях имён
существительных (на уровне наблюдения)
Безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных
(на уровне наблюдения)
Раздельное написание предлогов с личными местоимениями
6.10
7
Раздельное написание частицы не с глаголами
Развитие речи
6.4
6.7
6.9
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
7.7
7.8
7.9
7.10
7.11
7.12
7.13
Непроизносимые согласные в корне слова
Непроверяемые
гласные
и
согласные
орфографическом словаре учебника)
(перечень слов в
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение,
просьба, извинение, благодарность, отказ и другие
Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических
норм в ситуациях учебного и бытового общения
Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать
собственное
мнение
в
диалоге
и
дискуссии;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности; контролировать (устно координировать) действия при
проведении парной и групповой работы
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми,
плохо владеющими русским языком
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе:
признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок,
корректирование текстов с нарушенным порядком предложений
и абзацев
План текста. Составление плана текста, написание
текста по заданному плану
Связь предложений в тексте с помощью личных
местоимений, синонимов, союзов и, а, но
Ключевые слова в тексте
Определение типов текстов (повествование, описание,
рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа
Жанр письма, объявления
Изложение текста по коллективно или самостоятельно
составленному плану
Изучающее чтение
Функции ознакомительного чтения, ситуации применения
35
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык (в 2 частях), 2 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., «Издательство
«Просвещение»2025
1.Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе
по русскому языку
2.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.
3. Словари по русскому языку.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1 ФЕДЕРАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ РУССКИЙ ЯЗЫК (для 1–4 классов образовательных организаций)
2. Русский язык. Методические рекомендации. В.П.Канакина, Москва
«Просвещение», 2019 г. Русский язык. Сборник диктантов и
самостоятельных работ
3. «Словарные слова» О.В. Узорова, Е.А. Нефедова Москва :Астрель 2009г.
4. «Орфографические шпаргалки» Э.Н. Петлякова, С.Н. Подгорная – ИКЦ «МарТ»;
Ростов-на-Дону 2005
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Ноутбук;
1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok
2.Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php
3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1september.ru
5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы:
http://nachalka.com
6.Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net
7.Учитель портал: http://www.uchportal.ru
8. Библиотека ЦОКhttps://m.edsoo.ru/7f410de8
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Ноутбук. Магнитная доска.
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в
стандарте начального образования по русскому языку.
Словари по русскому языку
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
карточки, словари
36