РП Окруж. мир 3кл 2025-2026

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоозерновская средняя школа города Евпатории Республики Крым»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Окружающий мир»
для 3 А класса

(соответствует федеральной образовательной программе
учебного предмета «Окружающий мир»
начального общего образования),утвержденной приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18.05.2023г. №370 и приказом от 09.10.2024 г. №704)

2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена
на основе требований к результатам освоения ООП НОО, представленных в ФГОС НОО и
федеральной рабочей программы воспитания.
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам
обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение
следующих целей:
– формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания);
освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании программы по окружающему миру;
– формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления,
приверженности здоровому образу жизни;
– развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной
практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью
(наблюдения,
опыты,
трудовая
деятельность), так и с творческим использованием
приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;

– духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской
–
–
–
–

Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству,
определённому этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;
освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих
ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;
обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка / к
социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта
эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими
нормами поведения;
становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного
отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и
индивидуальности.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения
окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе,
ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих
ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей
составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует
формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей
ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих
ведущих идей:
– раскрытие роли человека в природе и обществе;
– освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и
познание».

Общее число часов, рекомендованных для изучения окружающего мира, ‒ 270 часов (два
часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4
класс – 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Человек и общество.
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны
друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина ‒ Российская
Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная
символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы
России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным
символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы
семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к
людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая
ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых
они находятся.
Человек и природа.
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар,
вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с
веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха
для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её
распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни
человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека,
бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3
примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях.
Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные.

Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания
растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста
растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на
основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности
питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода,
тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на
основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения ‒
пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3
примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы
органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы
чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека,
частоты пульса.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы

органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы
чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека,
частоты пульса.

Правила безопасной жизнедеятельности.
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы),
закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих
людей.
Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и
пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых
подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома,
предупреждающие знаки безопасности).
Правила
безопасного
поведения
пассажира
железнодорожного,
водного и
авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное
поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках мошеннических действий,
защита
персональной
информации,
правила
коммуникации в мессенджерах и
социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть «Интернет».
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных
учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных)
по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с
одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями
жизни животного;
определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и
отношения между объектами и явлениями;
моделировать цепи питания в природном сообществе; различать понятия
«век», «столетие», «историческое время»;
соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).

Работа с информацией:
понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и
интересную информацию о природе нашей планеты; находить на глобусе материки и океаны,
воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
читать
несложные
планы,
соотносить
условные
обозначения с
изображёнными объектами;
находить по предложению учителя информацию в разных источниках: текстах, таблицах,
схемах, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой
характеристикой:
знать понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный
бюджет, памятник культуры);

знать понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель
Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
знать понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного
движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение);
описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов
природы;

приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;
называть
признаки
(характеризовать)
животного
(растения)
как живого
организма;
описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах
изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия:
планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при
небольшой помощи учителя);
устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои
действия.

Совместная деятельность:
участвовать в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера),
подчинённого;
оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и
замечания в свой адрес;
выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь
собственное суждение, мнение; самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом
этики общения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по окружающему миру характеризуют
готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными
и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности
обучающихся, в части:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к
своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества;

2) духовно-нравственного воспитания:

проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям;

3) эстетического воспитания:

понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление
уважительного
отношения,
восприимчивости и интереса к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в
разных видах художественной деятельности.

4) физическоговоспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального

благополучия:

соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью;

5) трудового воспитания:

осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;

6) экологического воспитания:

осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и
саморазвития;
проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и
самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных
информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в
изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в
пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для
сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма.
Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных
ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и
неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени;
поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и другие);

проводить
по
предложенному
плану
опыт,
несложное
исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть ‒ целое,
причина ‒ следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).

Работа с информацией:
использовать
различные
источники
для поиска информации,
выбирать
источник получения информации с учётом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно
заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию: схему, таблицу,
иллюстрацию;
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого
доступа в информационно-телекоммуникационную сеть«Интернет» (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
подготавливать небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст,
рисунки, фото, плакаты и другие) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной
задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций

Самоконтроль и самооценка:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в
своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы
их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни;
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.

Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных
целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять
правила совместной деятельности: справедливо распределять
и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать
конфликтов, при их возникновении мирно разрешать их без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг);
проявлять уважение к государственным символам России и своего региона; проявлять
уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего
народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
приводить
примеры
памятников
природы,
культурных
объектов и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов Российской Федерации с
богатой историей и культурой; российских центров декоративно- прикладного искусства;
проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
показывать на карте мира материки, изученные страны мира; различать
расходы и доходы семейного бюджета;
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с
природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и
измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую
классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы,
выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения
простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной
деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе,
человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и
авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к
двигательной активности и принципы здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома; соблюдать
правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в
информационно-коммуникационную сеть «Интернет»;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в
мессенджерах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Контрольные
работы

Практические
работы

14

0

14

2

0

2

4

0

4

11

0

11

2

1

1

7

0

7

7

1

6

Всего

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и общество
1.1
1.2
1.3

Наша родина Российская
Федерация

Семья - коллектив
близких. Родных
людей.
Страны и народы
мира.

Итого по разделу

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

20

Раздел 2. Человек и природа

2.1

2.2
2.3
2.4

Методы изучения
природы.
Разнообразие
веществ в
окружающем
мире.

Бактерии, грибы и
их разнообразие
Разнообразие
растений
Разнообразие

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК

животных
2.5
2.6

Природные
сообщества

Человек - часть
природы

Итого по разделу

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

3

0

3

5

0

5

3.2

Здоровый образ
жизни
Правила
безопасного
поведения
пассажира.
Безопасность в
сети Интернет

2

0

2

5

0

5

Итого по разделу

7

Резервное время

6

2

4

68

4

64

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

35

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1

2
3
4
5
6

Тема урока

Безопасная информационная среда
Методы изучения природы:
наблюдения, сравнения, измерения,
опыты и эксперименты. Материки и
океаны, части света: картины
природы
Бактерии – мельчайшие
одноклеточные живые существа
Естественные природные
сообщества: лес, луг, водоём
Искусственные природные
сообщества, созданные человеком пруд, поле, парк, огород
Природные сообщества родного
края – два-три примера на основе

Количество часов
Всего
1

Дата изучения

Контрольн Практическ План
ые работы ие работы
02.09.2025
04.09.2025

1
1
1
1
1

09.09.2025
11.09.2025
16.09.2025
18.09.2025

Факт

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://606.su/qS0T
https://606.su/w2PN
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c162
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f9fc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ff74
https://606.su/qS0T
https://606.su/w2PN
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
https://606.su/qS0T
https://606.su/w2PN

7

наблюдения
Культура, традиции народов
России. Уважение к культуре,
традициям, истории разных народов
и своего народа

1

8

Что такое общество?

9

Наша Родина - Российская
Федерация Государственная
символика РФ. Уважение к
государственным символам России

1

10

Родной край – малая родина.
Российская Федерация

1

11

12
13
14
15
16

Условия, необходимые для жизни
животных: воздух, вода, тепло,
пища (среда обитания) – обобщение
на основе результатов наблюдений
и работы с информацией
Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом в учреждениях
образования и культуры
Твёрдые вещества, жидкости, газы.
Определение свойств твердых
веществ, жидкостей и газов
Разнообразие веществ в природе.
Примеры веществ (соль, сахар,
вода, природный газ): узнавание,
называние, краткая характеристика
Воздух как смесь газов. Значение
воздуха для жизни флоры, фауны,
человека. Охрана воздуха
Вода как вещество. Определение
свойств воды в ходе практической

23.09.2025

25.09.2025

1

30.10.2025

02.10.2025
07.10.2025

1
09.10.2025

1

14.10.2025

1

16.01.2025

1

21.10.2025

1
1

1

23.10.2025

https://resh.edu.ru/subject/43/3/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841330e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84123aa
https://606.su/qS0T
https://606.su/w2PN
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
https://606.su/qS0T
https://606.su/w2PN
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
https://606.su/qS0T
https://606.su/w2PN
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
https://606.su/qS0T
https://606.su/w2PN
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c7ca
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c392
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d328
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840cb62

17
18
19
20
21

работы
Распространение воды в природе:
водоёмы, реки. Круговорот воды в
природе
Значение воды для жизни живых
организмов и хозяйственной
деятельности людей. Охрана воды
Почва, её состав. Значение для
живой природы
Разнообразие растений:
зависимость внешнего вида от
условий и места обитания
Растения родного края: названия и
краткая характеристика (на основе
наблюдения)

Как растения размножаются?

1

27
28
29

20.11.2025

1

23

26

18.11.2025

1

1

25

13.11.2025

1

Растение как живой организм

24

11.11.2025

1

22

Развитие растения от семени до
семени (по результатам
практических работ)
Условия роста и развития растения
(по результатам наблюдений).
Бережное отношение человека к
растениям
Жизнь животных в разные времена
года. Разнообразие животных
Особенности питания животных.
Цепи питания
Размножение и развитие рыб, птиц,
зверей
Роль животных в природе и жизни
людей

06.11.2025

1

1
1
1
1
1
1

25.11.2025
27.11.2025
1

02.12.2025
04.12.2025

09.12.2025
11.12.2025
16.12.2025
18.12.2025

https://606.su/LFMd
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ce78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d03a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840da26
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840df26
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e0de
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e282
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e41c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e6a6
https://606.su/LFMd
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e85e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ea16
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ea16
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ebe2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ed90

30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42

Бережное отношение к животным –
нравственная ценность людей.
Охрана животного мира в России
Проверочная работа по теме
"Многообразие растений и
животных"
Животные родного края: узнавание,
называние, краткая характеристика
Разнообразие грибов: узнавание,
называние, описание
Общее представление о строении
организма человека. Температура
тела, частота пульса как показатели
здоровья человека
Органы чувств их роль в жизни
человека
Опорно-двигательная система и её
роль в жизни человека
Пищеварительная система и её роль
в жизни человека
Дыхательная система и её роль в
жизни человека
Кровеносная и нервная система и их
роль в жизни человека
Профилактика заболеваний. Роль
закаливания для здоровья
растущего организма
Роль двигательной активности:
утренней гимнастики,
динамических пауз
Проверочная работа по теме
"Человек - часть природы.

23.12.2025

1

25.12.2025

1
1

1

1

13.01.2026
15.01.2026

1

20.01.2026

1

22.01.2026

1

27.01.2026

1

29.01.2026

1

03.02.2026

1

05.02.2026

1

10.02.2026

1
1

30.12.2025

1

12.02.2026

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ef2a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840fde4
https://606.su/qS0T
https://606.su/w2PN
https://606.su/LFMd
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f240
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84104ba
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410f78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84116c6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410dd4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410aa0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410654
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410c3a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410910
https://606.su/qS0T
https://606.su/LFMd

43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54

Строение тела человека"
Знаки безопасности во дворе
жилого дома.Безопасность в доме
Безопасное поведение пассажира
железнодорожного транспорта.
Знаки безопасности
Безопасное поведение пассажира
авиа и водного транспорта
Соблюдение правил перемещения
внутри двора и пересечения
дворовой проезжей части. Знаки
безопасности во дворе жилого дома
Нужны ли обществу правила
поведения? Правила поведения в
социуме
Значение труда в жизни человека и
общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в
культуре народов России
Горная порода как соединение
разных минералов. Примеры
минералов
Полезные ископаемые – богатство
земных недр
Полезные ископаемые родного
края: характеристика,
использование в хозяйственной
деятельности региона
Растения, используемые людьми в
хозяйственной деятельности
Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом на
производстве, в сельском хозяйстве
Резервный урок. Семья: традиции,

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

17.02.2026
19.02.2026
24.02.2026
26.02.2026

03.03.2026
05.03.2026

10.03.2026
12.03.2026
17.03.2026

19.03.2026
24.03.2026
26.03.2026

https://resh.edu.ru/subject/43/3/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411f90
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411dd8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411c0c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84118a6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84112c0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841254e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412706
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412896
https://606.su/qS0T
https://606.su/w2PN
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412a1c
https://606.su/qS0T
https://606.su/w2PN
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
https://606.su/qS0T

55
56
57
58
59

праздники. Государственный
бюджет
Семья – первый и главный
коллектив в жизни человека
Повседневные заботы семьи
Совместный труд. Семейный
бюджет, доходы и расходы семьи
Города Золотого кольца России:
Сергиев Посад, ПереславльЗалесский
Города Золотого кольца России:
Ростов, Углич, Ярославль
Памятники природы и культуры
стран Европы (по выбору)

1
1
1
1
1

60

Памятники природы и культуры
Белоруссии (по выбору)

1

61

Памятники природы и культуры
Китая (по выбору)

1

62

Памятники природы и культуры
стран Азии (по выбору)

1

63

Уникальные памятники культуры
России: Красная площадь, Кремль

1

64
65
66

Уникальные памятники культуры
России: исторический центр СанктПетербурга
Уникальные памятники культуры
России: Кижи, памятники Великого
Новгорода
Достопримечательности родного
края: памятники природы и

1
1
1

07.04.2026
09.04.2026
14.04.2026
16.04.2026
21.04.2026
23.04.2026
28.04.2026
30.04.2026
07.05.2026
12.05.2026

14.05.2026
19.05.2026

https://606.su/w2PN
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
https://606.su/qS0T
https://606.su/w2PN
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412ef4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413c3c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413e30
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84140ba
https://606.su/qS0T
https://606.su/w2PN
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
https://606.su/qS0T
https://606.su/w2PN
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
https://606.su/qS0T
https://606.su/w2PN
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
https://606.su/qS0T
https://606.su/w2PN
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
https://606.su/qS0T
https://606.su/w2PN
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
https://606.su/qS0T
https://606.su/w2PN
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841380e

67
68

культуры региона
Проверочная работа по теме
"Наша Родина - Российская
Федерация"
Резервный урок. Проверочная
работа по итогам обучения в 3
классе

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

21.05.2026

1

1

1

68

4

26.05.2026
2

https://606.su/qS0T
https://606.su/LFMd
https://606.su/qS0T
https://606.su/LFMd
https://606.su/w2PN
https://resh.edu.ru/subject/43/3/

ПЕРЕЧЕНЬ (КОДИФИКАТОР) ПРОВЕРЯЕМЫХ ТРЕБОВАНИЙ К РЕЗУЛЬТАТАМ
ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ
ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Код
проверяемого
результата

Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной
программы начального общего образования
Человек и общество

1
2
3

4
5
6
7
8
9
10

различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб,
флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего
региона

проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего
народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в
социуме
приводить примеры памятников природы, культурных объектов и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов Российской
Федерации с богатой историей и культурой; российских центров декоративноприкладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре
народов России
различать расходы и доходы семейного бюджета

создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о
человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией)

Человек и природа
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире
группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить
простейшую классификацию
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой
природы
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления
природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с
природными объектами с использованием простейшего лабораторного
оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения
опытов

11

показывать на карте мира материки, изученные страны мира

12

фиксировать
результаты
наблюдений,
опытной
работы, в процессе
коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы
использовать различные источники информации о природе и обществе для
поиска и извлечения информации, ответов на вопросы

13

14
15

использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы
для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме
человека

создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о
природе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией)
Правила безопасной жизнедеятельности

16
17
18
19

соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к
двигательной активности и принципы здорового питания; соблюдать основы
профилактики заболеваний

соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного,
водного и авиатранспорта; соблюдать правила безопасного поведения во дворе
жилого дома
соблюдать правила нравственного поведения на природе

безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого
доступа в сеть Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических
действиях при общении в мессенджерах

Проверяемые элементы содержания
Код
1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
2
2.1

Проверяемый элемент содержания
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и
связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели
Наша Родина – Российская Федерация. Государственная символика
Российской Федерации и своего региона
Уникальные памятники культуры
России, родного края.Города Золотого
кольца России
Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других
народов, государственным символам России

Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы
семьи. Уважение к семейным ценностям
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное
отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно
значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей
родного края, их профессии
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в
которых они находятся
Человек и природа
Методы изучения природы

2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8

Карта мира. Материки и части света
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль,
сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие
практические работы с веществами, жидкостями, газами
Воздух
– смесь
газов.
Свойства
воздуха.
Значение
воздуха для растений, животных, человека
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение
для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в
природе. Охрана воздуха, воды
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в
хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Полезные ископаемые родного края (2–3 примера)
Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека
Первоначальные представления о бактериях

2.9

Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные

2.10

Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и
дыхания растений. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло,
воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
растениям. Охрана растений

2.11
2.12
2.13
2.14
2.15
2.16
2.17

2.18
2.19

Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе
наблюдений
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери)
Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни
животных (воздух, вода, тепло, пища)
Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
животным. Охрана животных
Животные
родного
края, их названия,
краткая
характеристика
на основе наблюдений
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе:
растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов
и семян растений. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе
наблюдений)
Человек – часть природы. Влияние человека на природные сообщества. Правила
нравственного поведения в природных сообществах
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы
чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела
человека, частоты пульса

3
3.1
3.2

3.3

3.4

Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка,
динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о
здоровье и безопасности окружающих людей
Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и
пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических,
газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной
инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности)
Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и
авиатранспорта
(правила
безопасного
поведения
на
вокзалах и в
аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолета, судна; знаки
безопасности)

Безопасность в сети Интернет (ориентирование в признаках мошеннических
действий, защита персональной информации, правила коммуникации в
мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в
сеть Интернет

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
​• Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс/ Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение» 2025 г
​
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
​Учебно-методические комплекты (УМК) для 1 – 4 классов (программы, учебники, рабочие тетради
хрестоматии и т.п.)
Программа «Окружающий мир» А.А. Плешакова. РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ
Плешаков А.А. Окружающий мир 1 – 4 классы, М.: Просвещение МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: поурочные разработки: 2
класс. Плешаков А.А., От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение
Плешаков А.А., Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Стандарт начального
образования и документы по его реализации.
Методические пособия для учителя.
Детская справочная литература (справочники, энциклопедии) об окружающем мире (природе,
труде людей, общественных явлениях и пр.)
‌​
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
​УМК «Школа России» Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 1-4 класс, авт.
А.А. Плешаков.
Учебная платформа Яндекс.Учебник https://education.yandex.ru
- Учебная платформа Учи.ру https://uchi.ru/
- Сайт «Детские радости» ориентирован на дошкольный и младший
школьный возраст детей, для родителей, воспитателей, педагогов: https://detskieradosti.ru - Детские
электронные презентации и клипы: https://viki.rdf.ru
- Единая коллекция ЦОР: http://school-collection.edu.ru
- Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka
- Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru
- Портал «Музеи России» http://www.museum.ru
- Детские электронные презентации и клипы http://viki.rdf.ru/
- Педсовет http://pedsovet.org
Электронные версии журналов.
http://barsuk.lenin.ru
- Журнал для детей "Барсук" http://www.kostyor.ru/archives.html
- Журнал для школьников "Костёр"
Электронное приложение к учебнику«Окружающий мир», 2 класс (Диск СD) РЭШ
https://resh.edu.ru,
ЦОС Моя Школа https://myschool.edu.ru
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/43/1/
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/43/2/‌​


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».