РП Русский язык 4 кл 2025-2026

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоозерновская средняя школа города Евпатории Республики Крым»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
для 4Б класса

(соответствует федеральной образовательной
программе учебного предмета «Русский язык»
начального общего образования), утвержденной приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 18.05.2023г. №370 и приказом от
09.10.2024 г. № 704)

2025 г.
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по русскому языку на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего
образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое
значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения
предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут
фундаментом обучения на уровне начального общего образования, а также будут
востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения
извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной
учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса
обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во
многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной
грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая,
коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных
возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в
различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации
обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует
формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и
других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые
средства во многом определяют возможность самовыражения взглядов, мыслей, чувств,
проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционныхсоциокультурныхидуховно-нравственныхценностей, принятых в обществе
правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию
внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно
связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи
языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие
устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование
ответственности за сохранение чистоты русского языка.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных
духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства
общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознаниеправильнойустной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
2

овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование,
говорение, чтение, письмо;
овладение
первоначальными
научными
представлениями
о
системе
русскогоязыка:фонетика,графика,лексика,морфемика,морфологияисинтаксис;
об
основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
использование в речевой деятельности норм современного русского литературного
языка
(орфоэпических,
лексических,
грамматических,
орфографических,
пунктуационных) и речевого этикета;
развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию
с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению
системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал
призван сформировать первоначальные представления о структуре русскогоязыка,
способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и
пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение
практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков
использования усвоенных норм русскогол итературного языка, речевых норм и правил
речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по
совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом
«Литературное чтение».
Программа по русскому языку позволит педагогическому работнику:
реализовать в процессе преподавания русского языка современные подходы к
достижению личностных, метапредметныхи предметных результатов обучения,
сформулированных в ФГОС НОО;
определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание
русского языка по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО;
разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей
конкретного класса.
В программе по русскому языку определяются цели изучения учебного предмета
на уровне начального общего образования, планируемые результаты освоения
обучающимися русского языка: личностные, метапредметные, предметные. Личностные и
метапредметные результаты представлены с учётом методических традиций и
особенностей преподавания русского языка на уровне начального общего образования.
Предметные планируемые результаты освоения программы даны для каждого года
русского языка.
Программа по русскому языку устанавливает распределение учебного материала
по классам, основанное на логике развития предметного содержания и учёте
психологических и возрастных особенностей обучающихся.
Программа по русскому языку предоставляет возможности для реализации
различных методических подходов к преподаванию русского языка при условии
сохранения обязательной части содержания учебного предмета.
3

Содержание программы по русскому языку составлено таким образом, что
достижение обучающимися как личностных, так и метапредметных результатов
обеспечивает преемственность и перспективность в изучении русского языка на уровне
начального общего образования и готовности обучающегося к дальнейшему обучению.
Общее число часов, рекомендованных для изучения русского языка,– 675 (5 часов в
неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 часов, во 2–4 классах –по 170 часов.

4

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания
языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини­исследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным
параметрам. Звуко­буквенный разбор слова (по отработанному алгоритму).
Орфоэпия
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков
и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского
литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при определении
правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов,
антонимов, устаревших слов (простые случаи).
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного).
Основа слова.
Состав неизменяемых слов (ознакомление).
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме существительных на мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ь­ е типа ожерелье во множественном числе; а также
кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); имена существительные 1, 2,
3­го склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена существительные
(ознакомление).
Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени
существительного (повторение). Склонение имён прилагательных во множественном
числе.
Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1­го и 3­го
лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов.
Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.
Частица не, её значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и
различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные
и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и
невосклицательные); связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи
смысловых вопросов); распространённые и нераспространённые предложения
(повторение изученного).
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным
союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами.
5

Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения:
сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния
терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая
зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки;
различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов
(повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания
слова.
Правила правописания и их применение:
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных
на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ь­ е типа ожерелье во множественном числе, а
также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2­го лица единственного
числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами
и, а, но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых
(наблюдение).
Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации
устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и
другое); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке.
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный
пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы.
Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Ознакомительное
чтение в соответствии с поставленной задачей.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение русского языка в 4 классе позволяет организовать работу над рядом
метапредметных результатов: познавательных универсальных учебных действий,
коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных
учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
устанавливать основания для сравнения слов, относящихся к разным частям речи;
устанавливать основания для сравнения слов, относящихся к одной части речи,
отличающихся грамматическими признаками;
группировать слова на основании того, какой частью речи они являются;
объединять глаголы в группы по определённому признаку (например, время, спряжение);
6

объединять предложения по
определённому
признаку,
самостоятельно устанавливать этот признак;
классифицировать предложенные языковые единицы;
устно характеризовать языковые единицы по заданным признакам;
ориентироваться
в
изученных понятиях
(склонение, спряжение,
неопределённая форма, однородные члены предложения, сложное предложение) и
соотносить понятие с его краткой характеристикой.
Базовые исследовательские действия:
сравнивать несколько вариантов выполнения заданий по русскому языку, выбирать
наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному алгоритму различные виды анализа (звукобуквенный, морфемный, морфологический, синтаксический);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, миниисследования);
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма;
прогнозировать возможное развитие речевой ситуации.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации, работать со словарями, справочниками
в поисках информации, необходимой для решения учебно- практической задачи; находить
дополнительную информацию, используя справочники и словари;
распознавать достоверную и недостоверную информацию о языковых единицах
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать элементарныеправилаинформационной безопасности при поиске для
выполнения заданий по русскому языку информации в Интернете;
самостоятельно создавать схемы, таблицыдля представления информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выбирать языковые средства для
выражения эмоций в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
строить устное высказывание при обосновании правильности написания,при
обобщении результатов наблюдения за орфографическим материалом;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование),
определяя необходимый в данной речевой ситуации тип текста;
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно
планировать действия
по
решению
учебной задачи
для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий; предвидеть трудности и
возможные ошибки.
Самоконтроль:
7

контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные
действия для преодоления ошибок;
находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины; оценивать
по предложенным критериям общий результат деятельности и свой вклад в неё;
принимать оценку своей работы.
Совместная деятельность:
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных
образцов, планов, идей.

8

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на
уроках русского языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на
основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно­этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с
которыми идёт работа на уроках русского языка;
2) духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых
средств языка);

3) эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость
к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского
языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной
информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого
этикета и правил общения;
5) трудового воспитания:

9

осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к
различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми
идёт работа на уроках русского языка;
6) экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной
научной картины мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского
языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность,
грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии
языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков,
частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при
работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе
языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию;
устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
целесообразный (на основе предложенных критериев);
проводить
по
предложенному
плану
несложное
лингвистическое
мини­исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения,
10

исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую, звуковую информацию
в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой
работы, о результатах наблюдения, выполненного мини­исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как
части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
11

соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации,
осознавать язык как одну из главных духовно­нравственных ценностей народа;
объяснять роль языка как основного средства общения;
объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации
и языка межнационального общения;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры
человека;
проводить звуко­буквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в
учебнике алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам
антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение
слова по контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами;
составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;
устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме
изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;
определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род,
число, падеж; проводить разбор имени существительного как части речи;
определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном
числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи;
12

устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять
грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем
времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в
настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола
как части речи;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме:
лицо, число, род (у местоимений 3­го лица в единственном числе); использовать личные
местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной
окраске;
различать распространённые и нераспространённые предложения;
распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с
однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи;
разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из
двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения
без называния терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения,
состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные
предложения без называния терминов);
производить синтаксический разбор простого предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные
и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные
окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья
типа гостья, на ь­ е типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных
имён существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён
прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2­го лица
единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с
однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов;
правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил
правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные
правила, описки;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение);
выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6 предложений),
соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого
взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений) для
конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки,
объявления и другие);
определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с
опорой на тему или основную мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
13

осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации; формулировать
устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации;
интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию; осуществлять
ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные
понятия;
уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа
верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень.

14

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 КЛАСС

№ Наименование
Количество
Программное содержание
п/п разделов и тем часов
учебного
предмета
1
Общие сведения 1
Русский язык как язык межнационального
о языке
общения. Знакомство с различными методами
познания языка: наблюдением, анализом,
лингвистическим
экспериментом,
миниисследованием, проектом

Характеристика деятельности обучающихся

Коллективное обсуждение фрагмента статьи 69
Конституции Российской Федерации: «Государство
защищает культурную самобытность всех народов и
этнических общностей Российской Федерации,
гарантирует сохранение этнокультурного и языкового
многообразия».
Учебный диалог «Почему каждому народу важно
сохранять свой язык? Как общаться разным народам,
проживающим в одной стране?», в ходе диалога
формулируются суждения о многообразии языкового
пространства России и о значении русского языка как
языка межнационального
общения.
Работа в парах: придумать ситуацию использования
русского языка как языка межнационального общения.
Обсуждение
возможности
использования
лингвистического мини-исследования, проектного
задания как методов изучения языка. Учебный диалог
«Как выбирать источник информации при выполнении
миниисследования,
проектного
задания?»
Практические работы во всех разделах курса, в ходе
которых развивается умение анализировать текстовую,
графическую, звуковую информацию в соответствии
с учебной задачей.
Выполнение совместных
Индивидуальных проектных заданий с опорой на
предложенные образцы
во всех разделах курса

2

Фонетика
графика

и 2

Характеристика,сравнение,
классификация
звуков
вне слова и в слове
по заданным параметрам. Звуко-буквенный
разбор слова (по отработанному алгоритму)

3

Лексика

5

Повторение
и
продолжение
работы:
наблюдение за использованием в речи
синонимов, антонимов, устаревшихслов
(простые
случаи).
Наблюдение
за
использованием в речи фразеологизмов
(простые случаи)

4

Состав слова

5

Повторение:состав
изменяемых
слов,
выделение в словах
с однозначно выделяемыми морфемами
окончания, корня, приставки, суффикса.
Основа слова. Состав неизменяемых слов
(ознакомление).
Значение наиболее употребляемых суффиксов

Учебный диалог «По каким признакам мы умеем
характеризовать звуки?»
Работа в парах: устная характеристика звуков по
заданным признакам.
Совместный анализ предложенного алгоритма звукобуквенного разбора. Практическая работа: проведение
звуко-буквенного разбора предложенных слов
Комментированное выполнение задания: выбор из ряда
синонимов слова, которое подходит для заполнения
пропуска в предложении и текста, объяснение своего
выбора.
Работа в группах: работа с дидактическим текстом,
анализ уместности использования слов впредложениях,
нахождение случаев неудачного выбора слова,
корректировка обнаруженных ошибок (выбор наиболее
точного синонима).
Работа с рисунками: соотнесение рисунков с
соответствующимиим фразеологизмами.
Работа в парах: соотнесение фразеологизмов и их
значений. Работа в группах: поиск в текстах
фразеологизмов.
Дифференцированное задание: работа со словарём
фразеологизмов,
выписывание
значений
2–3
фразеологизмов.
Творческое задание: создание собственных шуточных
рисунков, основанных
на буквальном понимании и значения слов,
входящих в состав фразеологизма.
Учебный диалог «Что мы помним о частях слова?», в
ходе диалога даётся устная характеристика частей
слова по заданным признакам (значение, способ
выделения, способ обозначения).
Упражнение: проведение по предложенному алгоритму
разбора слова по составу.
Работа в парах: поиск ошибок в разборе слова по

изученных частей речи (ознакомление)

5

Морфология

43

Части речи самостоятельные и служебные

Имя существительное.
Склонение имён существительных (кроме
существительных на-мя,-ий,-ие,-ия; на-ья
типа гостья, на -ье типа ожерелье во
множественном числе; а также кроме
собственных имён существительных на -ов, ин, -ий); имена существительные1,2,3-го
склонения
(повторение
изученного).
Несклоняемые
имена
существительные
(ознакомление)

составу.
Проверочная работа с последующим самоанализом,
отработка умений корректировать свои действия для
преодоления ошибок в разборе слов по составу.
Работа с таблицей «Части речи», анализ содержания
таблицы, установление основания для сравнения слов,
относящихся к разным частям речи.
Упражнение: группировка слов на основании того,
какой частью речи они являются.
Дифференцированное задание: классификация частей
речи по признаку (самостоятельные и служебные части
речи).
Комментированное выполнение задания, связанного с
выбором основания для сравнения слов, относящихся к
одной части речи, но различающихся грамматическими
признаками.
Работа в группах: нахождение основания для
группировки слов (в качестве основания для
группировки могут быть использованы различные
признаки, например: по частям речи; для имён
существительных–породам, числам, склонениям, для
глаголов–по вопросам, временам, спряжениям)
Практическая работа: определение грамматических
признаков имён существительных.
Упражнение: соотнесение слов и наборов их
грамматических характеристик.
Работа в парах: группировка имён существительных по
разным основаниям. Упражнение: нахождение в тексте
(например, в поэтическом) имён
существительных с заданными грамматическими
характеристиками.
Дифференцированное задание: нахождение в ряду имён
существительных лишнего имени существительного –
не имеющего какого-то из тех грамматических
признаков, которыми обладают остальные слова в

группе
Имя
прилагательное.
Повторение:
зависимость формы имени прилагательного
от формы имени
существительного.
Склонение
имён
прилагательных
во множественном числе.

Местоимение.
Личные
местоимения.
Повторение: личные местоимения 1и 3-го
лица единственного
и множественного числа; склонение личных
местоимений

Глагол. Изменение глаголов по лицам и
числам в настоящем и будущем времени
(спряжение). І и ІІ спряжение глаголов.
Способы определения I и II спряжения
глаголов.

Практическая работа: определение грамматических
признаков имён прилагательных.
Комментированное
выполнение
задания
по
соотнесению формы имени прилагательного с формой
имени существительного.
Работа в группах: анализ дидактического текста, поиск
ошибок на согласование имён существительных и
имён прилагательных, исправление найденных
ошибок.
Практическая
работа:
корректировка
текста,
заключающаяся в замене повторяющихся в тексте
имён
существительных
соответствующими
местоимениями.
Работа
в
группах:
определение
уместности
употребления местоимений в тексте, обнаружение
речевых
ошибок,
связанных
с
неудачным
употреблением местоимений.
Практическая работа: определение грамматических
признаков глаголов. Комментированное выполнение
задания: соотнесение глаголов и их грамматических
характеристик.
Работа в группах: объединение глаголов в группы по
определённому
признаку
(например,
время,
спряжение).
Моделирование в процессе коллективной работы
алгоритма определения спряжения глаголов с
безударными личными окончаниями, следование
данному алгоритму при определении спряжения
глагола.
Совместное выполнение задания: анализ текста на
наличие
в
нём
глаголов,
грамматические
характеристики которых даны.
Работа с таблицей, обобщающей результаты работы с

Наречие (общее представление). Значение,
вопросы, употребление в речи.
Предлог. Повторение: отличие предлогов от
приставок.
Союз; союзыи, а, но в простых и сложных
предложениях.
Частица не,её значение (повторение)

6

Синтаксис

16

Повторение:
слово,
сочетание
слов
(словосочетание) и предложение, осознание
их сходства и различий; виды предложений
по цели высказывания (повествовательные,
вопросительные
и побудительные); виды предложений по
эмоциональной окраске (восклицательные
и невосклицательные); связь между словами
в словосочетании и предложении (при
помощи
смысловых
вопросов);
распространённые и нераспространённые
предложения. Предложения с однородными
членами: безсоюзов, с союзами а, но, с
одиночным союзом и.
Интонация перечисления в предложениях
с однородными членами. Простое и сложное
предложение
(ознакомление).
Сложные
предложения: сложносочинённые с союзами
и,а,но; бессоюзные сложные предложения
(без называния терминов)

грамматическими характеристиками глаголов: чтение
таблицы, дополнение примерами.

Наблюдение за наречиями: установление значения и
особенностей употребления наречий в речи.
Практическая работа: проведение морфологического
анализа имён существительных, имён прилагательных,
глаголов по предложенным в учебнике алгоритмам.
Дифференцированное задание: поиск ошибок в
проведении разбора слова как части речи.
Практическая работа: соотнесение понятия (склонение,
спряжение, неопределённая форма и т. д.) сего краткой
характеристикой.
Учебный диалог, в ходе которого сравниваются
предложение, словосочетание, слово, обосновываются
их сходство и различия.
Работа в группах: классификация предложений по цели
высказывания и эмоциональной окраске.
Наблюдение за различиями простых и сложных
предложений.
Упражнение:
группировка
предложений
по
определённому признаку.
Упражнение: нахождениевтексте предложений с
заданными характеристиками.
Работа с таблицей (по горизонтали в строках–вид по
эмоциональной окраске, по вертикали в столбцах – вид
по цели ысказывания): подбор примеров для ячеек
таблицы.
Совместный анализа лгоритма синтаксического разбора
предложений, отработка проведения разбора по
предложенному алгоритму.
Практическая работа: соотнесение изученных понятий
(однородные
члены
предложения,
сложное
предложение) с примерами

7

Орфография
пунктуация

и 50

Повторение правил правописания, изученных
в
1–3
классах.
Формирование
орфографической зоркости: осознание места
возможного возникновения орфографической
ошибки, использование различных способов
решения
орфографической
задачи
в
зависимости от места орфограммы в слове.
Использование орфографического словаря
для определения (уточнения) написания
слова.
Формирование
действияконтроляприпроверке собственных и
предложенных текстов.
Ознакомление с правилами правописания и
их применением:
– безударные падежные окончания имён
существительных (кроме существительных
на-мя, -ий,
-ие,-ия,на-ья типа гостья, на -ье типа
ожерелье во множественном числе, а также
кроме собственных имён существительных
на-ов,-ин,-ий);
безударные падежные окончания имён
прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце
глаголов в форме 2-го лица единственного
числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в
глаголах на -ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с
однородными
членами,
соединёнными
союзами и, а, но и без союзов. Наблюдение за
знаками препинания в сложном предложении,
состоящем из двух простых. Наблюдение за
знаками препинания в предложении с прямой

Учебный диалог «Как планировать свои действия по
решению орфографической задачи?», по результатам
диалога актуализация последовательности действий по
проверке изученных орфограмм.
Моделирование алгоритмов применения изучаемых в
данном классе орфографических правил, следование
составленным алгоритмам.
Комментированное выполнение анализа текста на
наличие в нём слов
с определённой орфограммой. Упражнение на развитие
контроля: установление при работе с дидактическим
текстом
соответствия
написания
слов
орфографическим
нормам,
нахождение
орфографических ошибок.
Работа в группах: нахождение ошибок на применение
способа проверки орфограммы; ошибок в объяснении
выбора буквы на месте орфограммы.
Работа в парах: группировка слов по месту
орфограммы.
Работа в парах: группировка слов по типу
орфограммы.
Работа в группах: группировка слов, написание
которых можно объяснить изученными правилами, и
слов, написание которых изученными правилами
объяснить нельзя.
Моделирование предложений, включающих слова с
непроверяемыми орфограммами.
Оценивание собственного результата выполнения
орфографической задачи, корректировка с помощью
учителя своих действий для преодоления ошибок
при списывании текстов и записи под диктовку.
Проектное
задание:
составление
собственного
словарика трудныхслов (тех, написание которых не
удаётся сразу запомнить, при написании которых
регулярно возникают сомнения, и т.д.).

речью после слов автора.

8

Развитие речи

30

Повторение и продолжение работы, начатой
в предыдущих классах: ситуации устного и
письменного
общения
(письмо,
поздравительная открытка, объявление и др.);
диалог; монолог; отражение темы текста или
основной мысли в заголовке.
Корректирование текстов (заданных и
собственных)
с
учётом
точности,
правильности, богатства и выразительности
письменной речи изложение (подробный
устный и письменный пересказ текста;
выборочный устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы.
Изучающее чтение. Поиск информации,
заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе
информации, содержащейся в тексте.

Создание ситуации для оценки своих возможностей:
выбор упражненийна закрепление орфографического
материала.
Проблемная ситуация, требующая использования
дополнительных источников информации: уточнение
написания слов по орфографическому словарю (в том
числе на электронном носителе). Проектное задание:
создание собственных текстов с максимальным
количеством включённых в них словарных слов.
Проектное задание: составление собственных текстов
диктантов на заданную орфограмму или набор
орфограмм.
Самоконтроль
правильности
записи
текста,
нахождение неправильно записанных слов и
исправление собственных ошибок.
Устное высказывание при обосновании правильности
написания, при обобщении результатов наблюдения за
орфографическим материалом.
Работа в группах: анализ текста, обоснование
целесообразности
выбора
языковых
средств,
соответствующихцели и условиям общения.
Работа в парах: анализ дидактического текста и
нахождение в нём смысловых ошибок.
Творческие задания: создание устных и письменных
текстов разных типов (описание, рассуждение,
повествование).
Практическая работа: выбор соответствующего
заданной ситуации жанра и написание письма,
поздравительной открытки, записки.
Творческое задание: составление текстов разных типов
(описание, повествование, рассуждение) на одну и ту
же тему.
Практическая
работа:
написание
отзыва
на
прочитанную книгу.
Работа в группах: корректировка дидактического

9

Орфоэпия

10

Интерпретация и обобщение содержащейся в текста, в котором допущены смысловые ошибки.
тексте информации.
Совместное выполнение задания: анализ текстов по
Ознакомительное чтение в соответствии с критериям: правильность,богатство,выразительность
поставленной задачей
Анализ собственных действий при работе над
изложениями и сочинениями, соотнесение своих
действий с предложенными алгоритмами.
Самооценка правильности выполнения учебной
задачи: соотнесение собственного текста с исходным
(для изложений) и с заданной темой (для сочинений).
Практическое задание: выбор источника получения
информации
(определённый
тип
словаря,
справочников) для решения учебно-практической
задачи.
Творческое
задание:
подготовка
небольшого
публичного выступления.
Правильная интонация
Наблюдение за местом ударения и произношением
В процессе говорения и чтения.
слов, отрабатываемых в учебнике.
Нормы произношения звуков и сочетаний Дидактическая игра «Придумай рифму» (предлагаются
звуков; ударение в словах в соответствии с слова из орфоэпического словарика, к ним нужно
нормами
современного
русского придумать рифмы).
литературного языка (на ограниченном Дидактическое упражнение: придумать предложения с
перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
отрабатываемым словом из орфоэпического словарика.
Использованиеорфоэпических
словарей Практическая работа: поставить ударение в словах из
русского языка при определении правильного орфоэпического перечня, а потом правильно их
произношения слов
произнести. Творческая работа: сочинить рассказ,
включив в него все слова из отрабатываемого в данном
учебном году орфоэпического перечня, а потом
прочитать его всему классу.
Работа в группах: найти в учебном орфоэпическом
словаре слова из предложенного списка (не совпадает с
отрабатываемым перечнем слов) и поставить в них
ударение.
Игра-соревнование «Где поставить ударение?».
Проектное задание «Ударение в словах, которые
пришли в русский язык из французского языка».

Резервное время

181

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

170

Работа
в
группах:
подготовка
аудиозаписи
предложенного текста, при подготовке необходимо
обращение к учебному орфоэпическому словарю для
определения ударения в незнакомых словах.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Тема урока

Количество
часов
всего

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Русский язык как язык
межнационального общения. Наша
речь и наш язык
Текст: тема и основная мысль. Текст
и его план
Текст: заголовок
Текст. План текста
Текст. Структура текста. Составление
текста (сказки) по его началу
Вспоминаем типы текстов
Различаем тексты-повествования,
тексты-описания и текстырассуждения
Текст. Образные языковые средства
Подбираем заголовки, отражающие
тему или основную мысль текста.
Входная контрольная работа
Пишем собственный текст по
предложенному заголовку
Виды предложений по цели
высказывания: повествовательные,
вопросительные и побудительные
Виды предложений по
эмоциональной окраске:
восклицательные и
невосклицательные
Резервный урок по разделу синтаксис:
отработка темы "Предложения с
обращениями" (наблюдение)
Распространенные и
нераспространенные предложения
Словосочетание
Связь слов в словосочетании
Связь между словами в
предложении (при помощи
смысловых вопросов)
Связь слов в словосочетании:
обобщение
Предложение и словосочетание:
сходство и различие. Тренинг
Учимся пересказывать: подробный

1
1

Дата изучения

Контрные
работы

01. 09
02. 09

1
1
1

03. 09
04. 09

1
1

08. 09

1
1

10. 09

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

Электронные
цифровые
образовательны
е ресурсы

05. 09

09. 09

11. 09

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru

12. 09
15. 09
16. 09
17. 09
18. 09
19. 09
22. 09
23. 09
24. 09
25.09
26. 09

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38

письменный пересказ текста.
Изложение
Повторение: слово, сочетание слов
(словосочетание) и предложение.
Тренинг
Предложения с однородными
членами: без союзов, с союзами а, но,
с одиночным союзом и
Интонация перечисления в
предложениях с однородными
членами
Знаки препинания в предложениях с
однородными членами,
соединёнными союзами
Знаки препинания в предложениях с
однородными
членами,
соединёнными союзом и
Знаки препинания в предложениях с
однородными членами,
соединёнными союзами и, а, но, и без
союзов
Знаки препинания в предложениях с
однородными
членами без
союзов
Развитие речи: работаем с текстами.
Написание текста по репродукции
картины И. Левитана "Золотая осень"
Запятая между однородными
членами. Тренинг. Списывание.
Запятая между однородными
членами, соединенными союзом.
Диктант.
Простое и сложное предложение. Как
отличить сложное предложение от
простого предложения?
Союз как часть речи
Сложные предложения
Учимся пересказывать: подробный
письменный пересказ текста.
Изложение
Сложные предложения с союзами и,
а, но
Союзы «и», «а», «но» в простых и
сложных предложениях
Наблюдаем за знаками препинания в
сложном предложении, состоящем из
двух простых
Пробуем ставить знаки препинания в

1

29.09

1

30.09

1

02. 10

1

01. 10

1

02. 10

1

03. 10

1

06. 10

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru

07. 10
08. 10

1

1

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru

09. 10
10. 10
13. 10
14. 10
15. 10
16. 10
17. 10
20. 10
21. 10

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru

39
40
41
42
43
44

45
46
47
48
49
50
51
52
53

54

55

56

сложном предложении, состоящем из
двух простых
Сложные предложения без союзов.
Тренинг
Предложения с прямой речью после
слов автора
Наблюдение за знаками препинания в
предложении с прямой речью после
слов автора
Синтаксический анализ предложения.
Синтаксис: повторяем всё, что узнали
о синтаксисе

Повторяем лексику: наблюдаем за
использованием в речи устаревших слов.
О происхождении слов. Заимствованные
слова

Повторяем лексику: наблюдаем за
использованием в речи синонимов,
антонимов, омонимов. Слово и его
значение. Многозначные слова
Сочинение как вид письменной
работы. Написание сочинения по
своим наблюдениям
Наблюдаем за использованием в речи
фразеологизмов
Учимся понимать фразеологизмы
Учимся использовать фразеологизмы
Тематическая проверочная работа.
Повторяем состав слова
Основа слова
Неизменяемые слова: состав слова.
Выделение в словах окончания,
корня, приставки, суффикса
Отрабатываем разбор слова по
составу.
Правила правописания, изученные в
1-3 классах. Правописание
безударных гласных в корне слова.
Правописание парных по глухостизвонкости согласных звуков в корне
слова
Правописание суффиксов имён
существительных. Правописание
приставок и суффиксов
Повторение правил правописания,
изученных в 1—3 классах.
Правописание непроизносимых
согласных. Правописание слов с
удвоенными согласными.

1

22. 10

1

23.10

1

24.10

1
1

05. 11
06. 11

1

07. 11

1

10. 11

1

11. 11

1
1
1

12. 11
13. 11
14. 11

1

1
1
1
1

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru

17. 11
18. 11
19. 11
1

20. 11

1
21. 11
1

24. 11

1
25.11

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru

57
58
59
60
61

62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76

Правописание слов с буквами Ъ и Ь
Обобщение: самостоятельные и
служебные части речи
Наречие: значение, вопросы,
употребление в речи
Как образуются наречия. Виды
наречий (наблюдение)
Наречие: обобщение знаний
Значение наиболее употребляемых
суффиксов изученных частей речи.
Состав не изменяемых слов
Морфология: отработка темы "Имя
существительное": Как определить
падеж имени существительного?
Признаки падежных форм имен
существительных
Несклоняемые имена
существительные
Имена существительные 1, 2, 3­-го
склонения
Падежные окончания имен
существительных 1-го склонения
Развитие речи: работаем с текстами.
Составление текста по репродукции
картины А. Пластова "Первый снег"
Падежные окончания имен
существительных 2-го склонения
Падежные окончания имен
существительных 3-го склонения
Особенности падежных окончаний
имён существительных в дательном и
предложном падеже
Особенности падежных окончаний
имён существительных в
родительном и винительном падеже
Правописание падежных окончаний
имён существительных 1 склонения
Правописание падежных окончаний
имён существительных 2 склонения.
Сл. диктант
Правописание падежных окончаний
имён существительных 3 склонения
Морфологический разбор имени
существительного.
Диктант
Правописание падежных окончаний
имён существительных в
родительном и винительном падеже
Правописание падежных окончаний

1

26. 11

1

27. 11

1

28.11

1
1

01.12
02. 12

1
03. 12
1

04. 12

1

05. 12

1

08. 12

1

09.12

1

10. 12

1

11. 12

1

12. 12

1

15. 12

1

16. 12

1

17. 12

1
1
1
1

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru

18. 12
1

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru

19. 12
22. 12
23. 12

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru

77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94

имён существительных в дательном и
предложном падеже
Правописание падежных окончаний
имён существительных в
творительном падеже
Правописание безударных падежных
окончаний имен существительных во
множественном числе
Падежные окончания имён
существительных множественного
числа в дательном, творительном,
предложном падежах
Безударные падежные окончания
имён существительных:
систематизация
Безударные падежные окончания
имён существительных: обобщение.
Учимся пересказывать: выборочный
устный пересказ текста
Правописание безударных падежных
окончаний имён существительных в
единственном числе.
Правописание безударных падежных
окончаний имен существительных во
множественном числе.
Тематическая проверочная работа.
Пишем подробный пересказ текста.
Изложение
Имя прилагательное. Значение и
употребление имён прилагательных
Зависимость формы имени
прилагательного от формы имени
существительного. Род и число имен
прилагательных
Пишем сжатый пересказ текста
Склонение име нприлагательных
Пишем сочинение-описание на тему.
Составление сравнительного
описания на заданную тему по
данному началу
Правописание падежных окончаний
имён прилагательных
Правописание падежных окончаний
имён прилагательных в единственном
числе
Редактируем предложенный текст.
Работа с деформированными
предложениями и текстом
Особенности склонения имён

1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1

1
1
1
1

24. 12
25. 12
26. 12

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru

29.12
30.12
12. 01
13. 01
14. 01
15. 01
16. 01
19. 01
20. 01
21. 01
22. 01
23. 01
26. 01
27. 01
28. 01

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru

95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110

111

прилагательных во множественном
числе
Правописание падежных окончаний
имён прилагательных во
множественном числе
Морфологический разбор имени
прилагательного.
Безударные падежные окончания
имён прилагательных:
систематизация
Безударные падежные окончания
имён прилагательных: обобщение
Можно ли по-разному читать один и
тот же текст? Сравнение
художественного и научного
описания
Отработка темы "Имя
прилагательное". Тематическая
проверочная работа
Чем изучающее чтение отличается от
ознакомительного чтения. Написание
текста по репродукции картины И.
Грабаря "Февральская лазурь"
Нормы речевого этикета
Правописание имён прилагательных:
падежные окончания
Правописание падежных окончаний
имен прилагательных в единственном
и множественном числе. Повторение
Местоимение. Личные местоимения
Личные местоимения 1­го и 3­го лица
единственного и множественного
числа. Склонение личных
местоимений 1-го и 2-го лица
Склонение личных местоимений.
Склонение личных местоимений 3-го
лица
Пишем текст по предложенному
плану
Раздельное написание личных
местоимений с предлогами. Тренинг
Особенности диалога. Составление
текста по рисунку с включением
диалога. Инсценировка диалога.
Составление диалога по данныму
словиям
Правописание личных местоимений.
Написание личных местоимений с
предлогами

1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1

1
1
1

29.01

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru

30.01
02. 02
03. 02
04. 02
05. 02
06. 02
09. 02
10. 02
11. 02
12. 02

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru

13. 02
16. 02
17. 02
18. 02

1
19. 02
1

20. 02

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru

112

113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124

Использование местоимений для
устранения неоправданного повтора
слов в тексте. Тематическая
проверочная работа «Склонение
личных местоимений»
Вспоминаем, как написать письмо,
поздравительную открытку,
объявление. Письмо. Написание
поздравления к празднику 8 марта.
Подбор и составление объявлений
для стенной газеты
Глагол как часть речи
Различение глаголов, отвечающих на
вопросы «что делать?» и «что
сделать?»
Неопределенная форма глагола
Пишем сочинение-отзыв по
репродукции картины
Настоящее время глагола
Прошедшее время глагола
Будущее время глагола
Настоящее, прошедшее и будущее
время глагола
Ситуации устного и письменного
общения. Составление текста о
правилах уличного движения
Речь: диалогическая и
монологическая
Особенности разбора глаголов по
составу

125

Глагол в словосочетании

126

Глагол в предложении. Диктант.
Спряжение глаголов: изменение по
лицам и числам
Глаголы 2-го лица настоящего и
будущего времени в единственном
числе
Мягкий знак после шипящих на
конце глаголов в форме 2-го лица
единственного числа
Отрабатываем правописание глаголов
в форме 2­го лица единственного
числа.
I и II спряжение глаголов
Личные формы глагола

127
128
129
130
131
132
133

Личные окончания глаголов I и II

1
24. 02
1
25. 02
1
1

26.02

1
1

02. 03

1
1
1
1

04. 03
05. 03
06. 03

27.02

03. 03

10. 03

1

11. 03

1

12. 03

1

13. 03

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru

16. 03
1

17. 03
19. 03
23.03

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru
Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru

24.03
25.03
26.03
27.03
06.04

Российская
электронная

134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152

спряжения
Способы определения I и II
спряжения глаголов
Отработка способов определения I и
II спряжения глаголов. Тематическая
проверочная работа.
Пишем сочинение-повествование на
тему. Составление рассказа (сказки)
по содержанию пословицы,
фразеологизма
Отрабатываем правило определения
спряжения глаголов с безударными
личными окончаниями
Отрабатываем правописание
безударных личных окончаний
глаголов-исключений
Правописание безударных личных
окончаний глаголов
Отрабатываем правописание
безударных личных окончаний
глаголов
Безударные личные окончания
глаголов: трудные случаи
Отрабатываем трудные случаи
написания безударных личных
окончаний глаголов
Безударные личные окончания
глаголов: обобщение.
Безударные личные окончания
глаголов: систематизация
Орфография: проверочная работа
на тему "Безударные личные
окончания глаголов"
Морфология: Что такое возвратные
глаголы?
Правописание глаголов на -ться и
–тся
Отрабатываем правописание глаголов
на -ться и –тся.
Частица НЕ, её значение
(повторение). Сл.диктант
Пишем сочинение-рассуждение на
тему. Составление текстарассуждения по таблице, правилу
Правописание глаголов в прошедшем
времени
Отрабатываем правописание
суффиксов и окончаний глаголов в
прошедшем времени

1

07. 04

1

08. 04

1

09. 04

1

10. 04

1

14. 04

1

15. 04

1

16. 04

1

17. 04

1

20. 04

1

21. 04

1
1
1
1
1
1
1
1
1

школа
https://resh.edu.ru

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru

22. 04
1

23. 04
24. 04
27. 04
28. 04
29. 04
30. 04
06. 05
07.05

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru

153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170

Морфологический разбор глагола
Обобщение знаний о глаголе.
Глагол: систематизация знаний.
Списывание
Глагол. Отработка материала.
«Морфологический разбор глагола»
Морфология: Отработка темы
"Глагол"
Диктант по теме "Чему мы
научились на уроках правописания в
4 классе"
Морфология: Проверь себя
Проверочная работа по разделу
морфология
Пишем подробный пересказ текста.
Изложение
Изученные правила правописания
глаголов: систематизация
Отрабатываем изученные правила
правописания глаголов
Как сделать текст интереснее.
Составление текста по репродукции
картины И. Шишкина "Рожь"
Наблюдаем за написанием разных
частей речи
Орфографический тренинг:
правописание разных частей речи
Учимся пересказывать: подробный
устный пересказ текста
Развитие речи: сочинение.
Характеристика звуков русского
языка. Звуки и буквы
Звуко-буквенный разбор слова

1
1
1

08.05
12. 05
13. 05

1

1

14. 05

1
1
1
1
1
1
1

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru

15. 05
18. 05

1

19. 05
1

20. 05
21. 05
22. 05

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru

26. 05

1
1
1
1
1
1
1

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru

ПЕРЕЧЕНЬ (КОДИФИКАТОР) РАСПРЕДЕЛЁННЫХ ПО КЛАССАМ ПРОВЕРЯЕМЫХ
ТРЕБОВАНИЙ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭЛЕМЕНТОВ
СОДЕРЖАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
4 КЛАСС
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Код проверяемого Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной
результата
программы начального общего образования
1

Фонетика. Графика. Орфоэпия

1.1

Проводить звуко-буквенный
разбор слов
предложенным в учебнике алгоритмом)

1.2
2

Объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать
изученные понятия в процессе решения учебных задач
Лексика

2.1

Подбирать к предложенным словам синонимы

2.2

Подбирать к предложенным словам антонимы

2.3

Выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять
значение слова по контексту

2.4

Уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе
из числа верифицированных электронных ресурсов, включенных в
федеральный перечень

2.5

Объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать
изученные понятия в процессе решения учебных задач

3

Состав слова (морфемика)

3.1

Проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами;
составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной
схемой

3.2
4
4.1

(в

соответствии с

Объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать
изученные понятия в процессе решения учебных задач
Морфология

Устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме
изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков

4.2

Определять грамматические признаки имён существительных: склонение,
род, число, падеж

4.3

Проводить разбор имени существительного как части речи

4.4

Определять грамматические
признаки
единственном числе), число, падеж

4.5

Проводить разбор имени прилагательного как части речи

4.6

Устанавливать (находить) неопределённую форму глагола

4.7

Определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в
настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в
единственном числе)

4.8

Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам
(спрягать)

4.9

Проводить разбор глагола как части речи

4.10

Определять грамматические признаки личного местоимения в начальной
форме: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе)

4.11

Использовать личные
повторов в тексте

4.12

Объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать
изученные понятия в процессе решения учебных задач

5

Синтаксис

5.1

Различать предложение, словосочетание и слово

5.2

Классифицировать предложения по
эмоциональной окраске

5.3

Различать распространённые и нераспространённые предложения

5.4

Распознавать предложения с однородными членами

5.5

Составлять предложения с однородными членами

5.6

Использовать предложения с однородными членами в речи

5.7

Разграничивать простые распространённые и сложные предложения,
состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и
бессоюзные сложные предложения без называния терминов)
Составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие
из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные
предложения без называния терминов)
Производить синтаксический разбор простого предложения

5.8
5.9
5.10

местоимения для

имён прилагательных: род (в

устранения неоправданных

цели высказывания и по

Объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать
изученные понятия в процессе решения учебных задач

6

Орфография и пунктуация

6.1

Применять изученные правила правописания, в том числе: знаки
препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными
союзами и, а, но и без союзов
Применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые
гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника); безударные падежные окончания имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на -ье типа
ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён
существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён
прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в
глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов

6.2

6.3

Находить
место орфограммы в
изученные правила

6.4

Правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов

6.5

Писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных
правил правописания

6.6

Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на
изученные правила, описки

7

Развитие речи

7.1

Осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит
общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения

7.2

Строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4–6
предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию,
нормы речевого взаимодействия

7.3

Создавать небольшие устные и письменные тексты (3–5 предложений) для
конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные
открытки, объявления и другие)
Определять тему и основную мысль текста; самостоятельно
озаглавливать текст с использованием темы или основной мысли

7.4

слове и

между словами на

7.5

Корректировать порядок предложений и частей текста

7.6

Составлять план к заданным текстам

7.7

Осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно)

7.8

Осуществлять выборочный пересказ текста (устно)

7.9

Писать
(после предварительной
заданным темам

7.10

Осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации

подготовки) сочинения по

7.11

Формулировать устно и письменно простые выводы на основе
прочитанной (услышанной) информации

7.12

Интерпретировать
информацию

7.13

Осуществлять
ознакомительное
поставленной задачей

и

обобщать

содержащуюся
чтениев

в

тексте

соответствии с

Проверяемые элементы содержания
Код

Проверяемый элемент содержания

1

Фонетика. Графика. Орфоэпия

1.1

Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным
параметрам

1.2

Звуко-буквенный разбор слова (по отработанному алгоритму)

1.3

Правильная интонация в процессе говорения и чтения

1.4

Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике)

1.5

Использование
орфоэпических
словарей
определении правильного произношения слов

2

Лексика

2.1

Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи
синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи)

2.2

Наблюдение за использованием в речи
случаи)

3

Состав слова (морфемика)

3.1

Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми
морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного)

3.2

Основа слова

3.3

Состав неизменяемых слов (ознакомление)

3.4

Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи
(ознакомление)

4

Морфология

русского

фразеологизмов

языка при

(простые

4.1

Части речи самостоятельные и служебные

4.2

Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме существительных
на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на -ье типа ожерелье во множественном
числе; а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); имена
существительные 1-го, 2-го, 3-го склонений (повторение изученного)

4.3

Несклоняемые имена существительные (ознакомление)

4.4

Имя прилагательное.
Зависимость формыимени прилагательного от формы
имени существительного (повторение)

4.5

Склонение имён прилагательных во множественном числе

4.6

Местоимение. Личные местоимения (повторение)

4.7

Личные
местоимения 1-го
множественного числа

4.8

Склонение личных местоимений

4.9

Глагол.
Изменение глаголов
по
лицам и
настоящем и будущем времени (спряжение)

4.10

I и II спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов

4.11

Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи

4.12

Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение)

4.13

Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях

4.14

Частица не, её значение (повторение)

5

Синтаксис

5.1

Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и
различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные,
вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной
окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между словами в
словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов);
распространённые и нераспространённые предложения (повторение изученного)

5.2

и

3-го

лица единственного и

числам

в

Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с
одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с
однородными членами

5.3

Простое и сложное предложение (ознакомление)

5.4

Сложные
предложения:сложносочинённые с
союзами
и,
но; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов)

6

Орфография и пунктуация

6.1

Повторение правил правописания, изученных в 1–3 классах

а,

6.2

6.3
6.4
6.5

Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки; различные способы решения орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и
предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом
материале)
Использование
орфографического словаря
для
определения
(уточнения) написания слова
Безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных
на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на -ье типа ожерелье во множественном
числе, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий)
Безударные падежные окончания имён прилагательных

6.6

Мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица
единственного числа

6.7

Наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся

6.8

Безударные личные окончания глаголов

6.9

Знаки препинания в
предложениях
соединёнными союзами и, а, но и без союзов

6.10

Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых
(наблюдение)

6.11

Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение)

7

Развитие речи

7.1

Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации
устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и
другое); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке

7.2

с

однороднымичленами,

Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи

7.3

Изложение (подробный устный
выборочный устный пересказ текста)

и

письменный пересказ

текста;

7.4

Сочинение как вид письменной работы

7.5

Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации

7.6

Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
​• Русский язык (в 2 частях), 2 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»­​
​
​
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
​1.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. / М.:
Просвещение, 2011 г.
2.Канакина В.П. Русский язык. Тестовые задания. 1 класс. / М.: Просвещение, 2011 г.
3.Ковригина Т.В. Русский язык: обучение грамоте (обучение письму),
технологические карты, 2 класс / Издательство «Учитель»2019 год
­​
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
​1.Ноутбук;
2.Мультимедийный проектор
­


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».