Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоозерновская средняя школа города Евпатории Республики Крым»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол № 1 от 28.08.2025г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по
учебно-воспитательной
работе Н.И.Шевчук
28 августа 2025г
УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ «НСШ»
от 29 августа 2025г № 317
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
курс «Финансовая грамотность»
для обучающихся 9-Б класса
на 2025 - 2026 учебный год
ПРИНЯТО
Педагогический совет МБОУ «НСШ»
(протокол от 29.08.2025г № 13)
Учителя:
Андрейченко Алла Владимировна
2025 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа внеурочной деятельности «Финансовая
грамотность» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпрос РФ от 9 ноября 2018
г. № 196);
- СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. № 28);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года №
2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства
РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
-Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 093242);
- Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности
населения РФ;
- Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности
населения и развитию финансового образования в РФ»;
Направленность – социально-гуманитарная
I. Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и
появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят
перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы. Ещё одним фактором
актуальности является включение вопросов по финансовой грамотности в задания КИМов ОГЭ
по обществознанию в соответствии с демоверсией ОГЭ.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку
финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению
собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит,
ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий
момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми
мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние
активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей
финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков,
ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков
Новизной данной программы является направленность курса на формирование
финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми
знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой
информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование
ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и
благополучия.
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на
системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебнопознавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в
финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и
установки.
Это определило цели данного курса:
2
формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные
решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных
компетенций;
формирование положительного мотивационного отношения к экономике через
развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи:
освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и
инструментах управления личными финансами;
овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую
информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной
самореализации в сфере управления личными финансами;
формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического
поведения, ценностей деловой этики;
воспитывать ответственность за экономические решения.
Программа «Финансовая грамотность» рассчитана на учащихся 9Б класса.
Формы реализации программы.
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации
учебного процесса:
Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра,
практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная
беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу,
творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с
показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение
практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с
элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.
Методы обучения.
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися
образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно
организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки
результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В процессе обучения используются:
1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
2. Методы диалога и полилога;
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
4. Игровые методы;
5. Методы диагностики и самодиагностики;
6. Технологии критического мышления;
7. Информационно-коммуникационные технологии;
8. Технологии коллективного метода обучения.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с
курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.
3
II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на
простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование
собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернетсайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач
в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; - адекватное
восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль
в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными
результатами
изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
4
III.
IV.
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о
роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение
простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений
расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений
инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; - развитие
способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки
экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и
нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Содержание курса внеурочной деятельности
Введение - 1 час.
Знакомство с целями и задачами кружка « Основы финансовой грамотности».
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи 3 часов).
Тема 1. Происхождение денег.
Дискуссия «Деньги: что это такое?» Аналитическая работа «Что может происходить с
деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»
Тема 2. Источники денежных средств семьи
Практическая работа «Какие бывают источники доходов?» «От чего зависят личные и
семейные доходы?»
Тема 3. Контроль семейных расходов.
Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»
Тема 4. Построение семейного бюджета
Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» Практическая работа
«Как оптимизировать семейный бюджет?»
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (3 часов).
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых
организаций.
Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?»
Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых
организаций?»
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.
Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?»
Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?»
Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему).
Раздел 3. Риски в мире денег (3 часов).
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.
Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца». Правовая
консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы».
Познавательная беседа «Чем поможет страхование?»
Тема 8. Риски в мире денег.
Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» Познавательная беседа «Что
5
такое финансовые пирамиды?» Осуществление проектной работы.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (4 часов).
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи.
Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» Круглый стол «Польза
и риски банковских карт?»
Тема 10. Собственный бизнес.
Выступления учащихся «Что такое бизнес?» Мини-проект «Как создать свое дело?»
Тема 11. Валюта в современном мире.
Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» Решение
экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?» Осуществление
проектной работы.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (4 часа).
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи.
Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие налоги
мы платим?»
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.
Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?»
Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
Раздел 6. Итоговое занятие – 1 час
6
№
п/п
1.
2.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
Название
образовательных блоков,
Всего
Теория Практика
разделов
Введение
1
1
3
1
2
3
1
2
3
1
2
5.
Семья и финансовые
4
организации: как сотрудничать
без проблем
2
2
6.
Человек и государство: как они 2
взаимодействуют
Итоговое занятие
1
1
1
Всего:
7
3.
4.
7.
Управление денежными
средствами семьи
Способы повышения
семейного
благосостояния
Риски в мире денег
17
1
10
Формы
аттестации/
контроля
Беседа,
тестирование
Наблюдение,
творческая работа
Наблюдение,
творческая работа,
тест
Наблюдение,
творческая работа,
презентации,
тест
Наблюдение,
творческая работа,
презентации,
тест
Наблюдение,
опрос, доклад
Опрос,
тестирование
7
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
3
4
Тема занятия
Дата проведения
Введение - 1 час
Вводное занятие
10.09
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (3 часов)
Тема 1. Происхождение денег Дискуссия
24.09
«Деньги: что это такое?»
Аналитическая
работа
«Что
может
происходить с деньгами и как это влияет на
финансы нашей семьи?»
Тема 2. Источники денежных средств семьи.
08.10
Практическая работа «Какие бывают источники
доходов?»
«От чего зависят личные и
семейные доходы?»
Тема 3. Контроль семейных расходов.
Дискуссия «Как контролировать семейные
расходы и зачем это делать?»
Тема 4. Построение семейного бюджета. Круглый
22.10
стол «Что такое семейный бюджет и как его
построить?»
Практическая работа «Как оптимизировать
семейный бюджет?»
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (3 часов)
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с
использованием услуг финансовых организаций.
5
Мини-исследование «Для чего нужны
финансовые организации?»
6
7
8
Практическая работа «Как увеличить семейные
доходы с использованием
финансовых организаций?»
Тема 6. Финансовое планирование как способ
повышения благосостояния.
Познавательная беседа «Для чего нужно
осуществлять финансовое планирование?»
12.11
26.12
Деловая игра «Как осуществлять финансовое
планирование
на
разных
жизненных
этапах?»
Раздел 3. Риски в мире денег (3 часов)
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними
справиться.
Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка,
потеря кормильца».
Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря
работы, природные и техногенные
катастрофы».
8
9
10
11
12
13
14
Познавательная беседа «Чем поможет
страхование?»
Тема 8. Риски в мире денег. Практическая
работа
«Какие бывают финансовые риски?»
Познавательная
беседа
«Что
такое
финансовые пирамиды?»
Скопинская финансовая пирамида банкира
И. Г. Рыкова.
Финансовые мошенничество.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без
проблем (4 часов)
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи.
Мини-проект «Что такое банк и чем он
может быть вам полезен?»
Круглый стол «Польза и риски банковских
карт»
Тема 10. Собственный бизнес.
Выступления
учащихся
«Что
такое бизнес?»
Мини-проект «Как создать свое дело?»
Тема 11. Валюта в современном мире.
Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и
как он устроен?»
Решение экономических задач «Можно ли
выиграть, размещая сбережения в валюте?»
Решение экономических задач «Можно ли
выиграть, размещая сбережения в валюте?»
Новые современные деньги.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (3 часа)
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи.
Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?».
15
16
17
Работа с документами «Какие налоги мы
платим?»
Тема 13. Пенсионное обеспечение и
финансовое благополучие в старости.
Решение экономических задач «Что такое пенсия и
как сделать ее достойной?»
Повторительно-обобщающее
занятие
по
финансовой грамотности.
Итоговое занятие по финансовой
грамотности
9
Список литературы и интернет-источников
1. Чумаченко В. В., Горяев А. П. Основы финансовой грамотности. 8-9 класс. Учебник.М.: Просвещение, 2023.
2. Липсиц И. В., Рязанова О. И. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для
учащихся. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3. Липсиц И. В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. И. Финансовая грамотность. 8–9 кл.:
Методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4. Липсиц И. В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. И. Финансовая грамотность. 8–9 кл.:
Материалы для родителей. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
5. Липсиц И. В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.:
Контрольные измерительные материалы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Дополнительная литература
1.
Липсиц И. В. Экономика: история и современная организация хозяйственной
деятельности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2.
Экономика: Основы потребительских знаний / под ред. Е. Кузнецовой, Д. Сорк:
учебник для 9 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
3.
Экономика: моя роль в обществе: учебное пособие для 8 класса. – М.: ВИТАПРЕСС, 2010.
Интернет-источники
1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ
2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ
3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики
4. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ
5. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ
6. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ
7. www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ
8. www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы РФ
9. www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг»
10. www.ram.ru – сайт Российской ассоциации маркетинга
11. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент»
12. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника»
13. www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической школы по личным
финансам
14. www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по экономике
15. ecsocman.edu.ru – сайт федерального образовательного портала «Экономика.
Социология. Менеджмент»
16. www.ereport.ru – сайт, где представлена обзорная информация по мировой экономике
17. www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики
18. www.cefir.ru – сайт ЦЭФИР – Центра экономических и финансовых исследований
19. www.tpprf. – сайт Торгово-промышленной палаты РФ
20. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – сайт Объединённой биржи
21. www.wto.ru – сайт Всемирной торговой организации
22. www.worldbank.org/eca/russian – сайт Всемирного банка
23. www.imf.org – сайт Международного валютного фонда
24. www.7budget.ru – сайт, посвящённый семейному бюджету
10