2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоозерновская средняя школа города Евпатории Республики Крым»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол № 1 от 28.08.2025г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по
учебно-воспитательной
работе Н.И. Шевчук,
28 августа 2025г
УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ «НСШ»
от 29 августа 2025г №317
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «География» для 6-А, 6-К класса
(соответствует федеральной образовательной программе)
для 5-9 классов
базовый уровень ФГОС ООО
на 2025-2026 учебный год
ПРИНЯТО
Педагогический совет МБОУ
«НСШ»
(протокол от 29.08.2025 г № 13)
Учитель: Куевда Е.О.
2025 г.
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии составлена на основе требований к результатам
освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на основе
характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной
рабочей программе воспитания и подлежит непосредственному применению
при реализации обязательной части образовательной программы основного
общего образования.
Программа по географии отражает основные требования ФГОС ООО к
личностным, метапредметным и предметным результатам освоения
образовательных программ.
Программа по географии даёт представление о целях обучения, воспитания и
развития обучающихся средствами учебного предмета, устанавливает
обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по
классам и структурирование его по разделам и темам курса, даёт
распределение учебных часов по тематическим разделам курса и
последовательность их изучения с учётом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей обучающихся; определяет возможности предмета для
реализации требований к результатам освоения программы основного
общего образования, требований к результатам обучения географии, а также
основных видов деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
«ГЕОГРАФИЯ»
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся
систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как
планете людей, об основных закономерностях развития природы, о
размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных
природных, экологических и социально-экономических процессов, о
проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к
устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для
реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических
закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном
в системе непрерывного географического образования, основой для
последующей уровневой дифференциации.
4
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение
следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине,
взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного
географического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды,
решения географических задач, проблем повседневной жизни с
использованием географических знаний, самостоятельного приобретения
новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному
уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о
взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы,
населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения
окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных
источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для
описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных
географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических
знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при
решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе
краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни
процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для
продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям),
требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В системе общего образования «География» признана обязательным
учебным предметом, который входит в состав предметной области
«Общественно-научные предметы».
Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит
с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе
«Окружающий мир».
5
Учебным планом на изучение географии отводится 272 часа: по одному часу
в неделю в 5 и 6 классах и по 2 часа в 7, 8 и 9 классах.
6 КЛАСС
Раздел 1. Оболочки Земли
Тема 1. Гидросфера — водная оболочка Земли
Гидросфера и методы её изучения. Части гидросферы. Мировой
круговорот воды. Значение гидросферы.
Исследования вод Мирового океана. Профессия океанолог. Солёность и
температура океанических вод. Океанические течения. Тёплые и холодные
течения. Способы изображения на географических картах океанических
течений, солёности и температуры вод Мирового океана на картах. Мировой
океан и его части. Движения вод Мирового океана: волны; течения, приливы
и отливы. Стихийные явления в Мировом океане. Способы изучения и
наблюдения за загрязнением вод Мирового океана.
Воды суши. Способы изображения внутренних вод на картах.
Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги
и водопады. Питание и режим реки.
Озёра. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Озёра сточные
и бессточные. Профессия гидролог. Природные ледники: горные и покровные.
Профессия гляциолог.
Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их
происхождение, условия залегания и использования. Условия образования
межпластовых вод. Минеральные источники.
Многолетняя мерзлота. Болота, их образование.
Стихийные явления в гидросфере, методы наблюдения и защиты.
Человек и гидросфера. Использование человеком энергии воды.
Использование космических методов в исследовании влияния человека
на гидросферу.
Практические работы
1. Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам.
2. Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану в форме
презентации.
3. Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их
систематизация в форме таблицы.
Тема 2. Атмосфера — воздушная оболочка Земли
Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение
атмосферы.
6
Температура воздуха. Суточный ход температуры воздуха и его
графическое отображение. Особенности суточного хода температуры воздуха
в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Среднесуточная,
среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость нагревания земной
поверхности от угла падения солнечных лучей. Годовой ход температуры
воздуха.
Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров.
Бризы. Муссоны.
Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Образование облаков. Облака и их
виды. Туман. Образование и выпадение атмосферных осадков. Виды
атмосферных осадков.
Погода и её показатели. Причины изменения погоды.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от
географической широты и высоты местности над уровнем моря.
Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы. Адаптация
человека к климатическим условиям. Профессия метеоролог. Основные
метеорологические данные и способы отображения состояния погоды на
метеорологической карте. Стихийные явления в атмосфере. Современные
изменения климата. Способы изучения и наблюдения за глобальным
климатом. Профессия климатолог. Дистанционные методы в исследовании
влияния человека на воздушную оболочку Земли.
Практические работы
1. Представление результатов наблюдения за погодой своей местности.
2. Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и
относительной влажности с целью установления зависимости между данными
элементами погоды.
Тема 3. Биосфера — оболочка жизни
Биосфера — оболочка жизни. Границы биосферы. Профессии биогеограф
и геоэколог. Растительный и животный мир Земли. Разнообразие животного и
растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в
разных природных зонах. Жизнь в Океане. Изменение животного и
растительного мира Океана с глубиной и географической широтой.
Человек как часть биосферы. Распространение людей на Земле.
Исследования и экологические проблемы.
Практические работы
1. Характеристика растительности участка местности своего края.
Заключение
Природно-территориальные комплексы
Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе.
Природно-территориальный комплекс. Глобальные, региональные и
7
локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности.
Круговороты веществ на Земле. Почва, её строение и состав. Образование
почвы и плодородие почв. Охрана почв.
Природная среда. Охрана природы. Природные особо охраняемые
территории. Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Практическая работа (выполняется на местности)
1. Характеристика локального природного комплекса по плану.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего
образования по географии должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России,
регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное
отношение к историческому и природному наследию и объектам природного
и культурного наследия человечества, традициям разных народов,
проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской
идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему
многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед
Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации
его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны для реализации целей устойчивого развития;
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности
(«экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать
своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для
8
окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на
основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в
российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания
последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям
своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций;
ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой
родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам
Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений географических наук об
основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; овладение читательской
культурой как средством познания мира для применения различных
источников географической информации при решении познавательных и
практико-ориентированных задач; овладение основными навыками
исследовательской деятельности в географических науках, установка на
осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил
безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать
правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа
жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения географических знаний; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение
9
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического
воспитания:
ориентация
на
применение
географических знаний для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем
и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению
метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
Выявлять и характеризовать существенные признаки географических
объектов, процессов и явлений;
устанавливать существенный признак классификации географических
объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах
и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
выявлять
дефициты географической информации, данных,
необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении географических
объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических
объектов, процессов и явлений;
самостоятельно выбирать способ решения учебной географической
задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
Использовать географические вопросы как исследовательский
инструмент познания;
формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв
между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
10
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по
географическим аспектам различных вопросов и проблем;
проводить по плану несложное географическое исследование, в том
числе на краеведческом материале, по установлению особенностей
изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей
и зависимостей между географическими объектами, процессами и
явлениями;
оценивать
достоверность информации, полученной в ходе
географического исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого
наблюдения
или
исследования,
оценивать
достоверность полученных результатов и выводов;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических
объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в изменяющихся условиях
окружающей среды.
Работа с информацией
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников географической
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
выбирать, анализировать и интерпретировать географическую
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, в различных источниках географической
информации;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
географической информации;
оценивать надёжность географической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
формулировать суждения, выражать свою точку зрения по
географическим аспектам различных вопросов в устных и
письменных текстах;
11
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования или
проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных
географических проектов, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы;
планировать организацию совместной работы, при выполнении
учебных географических проектов определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть
работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
сравнивать результаты выполнения учебного географического
проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды
в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и
выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
владеть способами самоконтроля и рефлексии;
объяснять
причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
12
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
6 КЛАСС
Описывать по физической карте полушарий, физической карте
России, карте океанов, глобусу местоположение изученных
географических объектов для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
находить информацию об отдельных компонентах природы Земли, в
том числе о природе своей местности, необходимую для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач, и извлекать её из
различных источников;
приводить примеры опасных природных явлений в геосферах и
средств их предупреждения;
сравнивать инструментарий (способы) получения географической
информации на разных этапах географического изучения Земли;
различать свойства вод отдельных частей Мирового океана;
применять понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цунами»,
«приливы и отливы» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
классифицировать объекты гидросферы (моря, озёра, реки, подземные
воды, болота, ледники) по заданным признакам;
различать питание и режим рек;
сравнивать реки по заданным признакам;
различать понятия «грунтовые, межпластовые и артезианские воды» и
применять их для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
устанавливать причинно-следственные связи между питанием,
режимом реки и климатом на территории речного бассейна;
приводить примеры районов распространения многолетней мерзлоты;
называть причины образования цунами, приливов и отливов;
описывать состав, строение атмосферы;
определять тенденции изменения температуры воздуха, количества
атмосферных осадков и атмосферного давления в зависимости от
географического положения объектов; амплитуду температуры
воздуха с использованием знаний об особенностях отдельных
компонентов природы Земли и взаимосвязях между ними для решения
учебных и практических задач;
13
объяснять образование атмосферных осадков; направление дневных и
ночных бризов, муссонов; годовой ход температуры воздуха и
распределение атмосферных осадков для отдельных территорий;
различать свойства воздуха; климаты Земли; климатообразующие
факторы;
устанавливать зависимость между нагреванием земной поверхности и
углом падения солнечных лучей; температурой воздуха и его
относительной влажностью на основе данных эмпирических
наблюдений;
сравнивать свойства атмосферы в пунктах, расположенных на разных
высотах над уровнем моря; количество солнечного тепла,
получаемого земной поверхностью при различных углах падения
солнечных лучей;
различать виды атмосферных осадков;
различать понятия «бризы» и «муссоны»;
различать понятия «погода» и «климат»;
различать понятия «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера»,
«верхние слои атмосферы»;
применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные
осадки», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
выбирать и анализировать географическую информацию о
глобальных климатических изменениях из различных источников для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
проводить измерения температуры воздуха, атмосферного давления,
скорости и направления ветра с использованием аналоговых и (или)
цифровых приборов (термометр, барометр, анемометр, флюгер) и
представлять результаты наблюдений в табличной и (или)
графической форме;
называть границы биосферы;
приводить примеры приспособления живых организмов к среде
обитания в разных природных зонах;
различать растительный и животный мир разных территорий Земли;
объяснять взаимосвязи компонентов природы в природнотерриториальном комплексе;
сравнивать особенности растительного и животного мира в различных
природных зонах;
применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный
комплекс», «природно-территориальный комплекс», «круговорот
14
веществ в природе» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
сравнивать плодородие почв в различных природных зонах;
приводить примеры изменений в изученных геосферах в результате
деятельности человека на примере территории мира и своей
местности, путей решения существующих экологических проблем.
15
6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Контрольные
работы
Всего
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Оболочки Земли
1.1
Гидросфера — водная оболочка Земли
9
1.5
1.2
Атмосфера — воздушная оболочка
11
1
1.3
Биосфера — оболочка жизни
5
0.5
Итого по разделу
25
Заключение. Природно-территориальные
комплексы
4
Резервное время
5
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
3
0.5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414f38
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414f38
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414f38
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414f38
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414f38
3.5
16
6 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
1
Гидросфера и методы её
изучения. Части гидросферы.
Мировой круговорот воды.
Значение гидросферы
2
Исследования вод Мирового
океана. Профессия океанолог.
Солёность и температура
океанических вод.
Океанические течения
1
3
Мировой океан и его части
1
4
Движения вод Мирового
океана. Стихийные явления в
Мировом океане. Способы
изучения и наблюдения за
загрязнением вод Мирового
океана
5
Воды суши. Способы
изображения внутренних вод
на картах. Реки.
Практическая работа
"Сравнение двух рек (России
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
03.09.2025
Билиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/886530d4
10.09.2025
Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886531ec
17.09.2025
Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88653502
24.09.2025
Билиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/886536e2
01.10.2025
1
0.5
Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88653994
17
и мира) по заданным
признакам"
6
Озёра. Профессия гидролог.
Практическая работа
"Характеристика одного из
крупнейших озёр России по
плану в форме презентации"
7
Подземные воды, их
происхождение, условия
залегания и использования.
Минеральные источники
8
Природные ледники: горные
и покровные. Профессия
гляциолог. Многолетняя
мерзлота
9
Человек и гидросфера.
Практическая работа
"Составление перечня
поверхностных водных
объектов своего края и их
систематизация в форме
таблицы"
10
Резервный урок.
Обобщающее повторение по
теме "Гидросфера — водная
оболочка Земли"
08.10.2025
1
Билиотека ЦОК
0.5
https://m.edsoo.ru/88653b2e
15.10.2025
Билиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/88653e12
22.10.2025
Билиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/88653f5c
05.11.2025
1
Билиотека ЦОК
0.5
https://m.edsoo.ru/88654074
12.11.2025
1
18
11
Воздушная оболочка Земли:
газовый состав, строение и
значение атмосферы
12
Температура воздуха.
Суточный ход температуры
воздуха
1
13
Годовой ход температуры
воздуха
1
14
Атмосферное давление. Ветер
и причины его
возникновения. Роза ветров
15
Вода в атмосфере. Влажность
воздуха. Облака и их виды.
Туман
16
Образование и выпадение
атмосферных осадков. Виды
атмосферных осадков
17
Погода и её показатели.
Причины изменения погоды.
Практическая работа
"Представление результатов
наблюдения за погодой своей
местности в виде розы
ветров"
18
Климат и
климатообразующие
факторы. Зависимость
климата от географической
19.11.2025
1
Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88654466
26.11.2025
Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886545c4
03.12.2025
Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886546e6
10.12.2025
1
Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88654844
17.12.2025
1
Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886549ca
24.12.2025
1
Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88654b14
14.01.2026
1
Билиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru/88654c54
0.5
21.01.2026
1
Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88654f2e
19
широты и высоты местности
над уровнем моря
19
Человек и атмосфера.
Адаптация человека к
климатическим условиям.
Стихийные явления в
атмосфере
20
Профессия метеоролог.
Практическая работа «Анализ
графиков суточного хода
температуры воздуха и
относительной влажности с
целью установления
зависимости между данными
элементами погоды»
21
Современные изменения
климата. Способы изучения и
наблюдения за глобальным
климатом. Профессия
климатолог
22
Резервный урок.
Обобщающее повторение.
Контрольная работа по теме
"Атмосфера — воздушная
оболочка"
23
Биосфера — оболочка жизни.
Границы биосферы.
Профессии биогеограф и
геоэколог
28.01.2026
Билиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/886551a4
04.02.2026
1
Билиотека ЦОК
0.5
https://m.edsoo.ru/88655302
11.02.2026
Билиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8865541a
18.02.2026
1
1
25.02.2026
1
Билиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru/88655654
20
24
Растительный и животный
мир Земли. Его разнообразие.
Практическая работа
"Характеристика
растительности участка
местности своего края"
25
Приспособление живых
организмов к среде обитания
в разных природных зонах
26
Жизнь в океане. Изменение
животного и растительного
мира океана с глубиной и
географической широтой
27
Резервный урок /
Всероссийская проверочная
работа
28
Резервный урок. Контрольная
работа по теме "Биосфера —
оболочка жизни" /
Всероссийская проверочная
работа
29
Человек как часть биосферы.
Распространение людей на
Земле. Исследования и
экологические проблемы
1
30
Взаимосвязь оболочек Земли.
Понятие о природном
1
04.03.2026
1
Билиотека ЦОК
0.5
https://m.edsoo.ru/886557c6
11.03.2026
1
Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88655942
25.03.2026
Билиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/88655af0
08.04.2026
1
1
15.04.2026
1
1
22.04.2026
Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88655e24
29.04.2026
Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88655f50
21
комплексе. Природнотерриториальный комплекс
31
Природные комплексы своей
местности. Практическая
работа "Характеристика
локального природного
комплекса"
1
32
Круговороты веществ на
Земле
1
33
Почва, её строение и состав.
Охрана почв
1
34
Резервный урок. Природная
среда. Охрана природы.
Природные особо охраняемы
территории. Всемирное
наследие ЮНЕСКО
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
06.05.2026
34
Билиотека ЦОК
0.5
https://m.edsoo.ru/886560ae
13.05.2026
Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865627a
20.05.2026
Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886563ba
3
3.5
22
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
6 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
1
1.1
Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования
По разделу «Оболочки Земли»
Тема «Гидросфера»:
описывать по физической карте полушарий, физической карте
1.1.1
России, карте океанов, глобусу местоположение изученных
объектов гидросферы для решения учебных и (или) практикоориентированных задач
1.1.2
называть причины образования цунами, приливов и отливов
1.1.3
различать свойства вод отдельных частей Мирового океана
различать понятия «грунтовые, межпластовые и артезианские
1.1.4
воды» и применять их для решения учебных и (или) практикоориентированных задач
применять понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цунами»,
1.1.5
«приливы и отливы» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач
1.1.6
1.1.7
1.1.8
1.1.9
1.1.10
1.1.11
1.2
1.2.1
различать понятия «питание» и «режим» реки
классифицировать объекты гидросферы (моря, озёра, реки,
подземные воды, болота, ледники) по заданным признакам
устанавливать причинно-следственные связи между питанием,
режимом реки и климатом на территории речного бассейна
сравнивать реки по заданным признакам
приводить
примеры
районов
распространения
многолетней
мерзлоты
приводить примеры стихийных явлений в Мировом океане;
Тема «Атмосфера»:
описывать состав, строение атмосферы
23
сравнивать свойства атмосферы в пунктах, расположенных на
1.2.2
разных высотах над уровнем моря; количество солнечного тепла,
получаемого земной поверхностью при различных углах падения
солнечных лучей
различать понятия «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера»,
1.2.3
«верхние слои атмосферы»; погода» и «климат»; «бризы» и
»муссоны»
1.2.4
различать
свойства
виды
атмосферных
осадков;
климатообразующие факторы; климаты Земли
определять
1.2.5
воздуха;
тенденции
изменения
температуры
воздуха
с
использованием знаний об особенностях отдельных компонентов
природы Земли и взаимосвязях между ними для решения учебных
и практических задач
применять
1.2.6
понятия
«атмосферное
давление»,
«ветер»,
«атмосферные осадки», «воздушные массы» для решения учебных
и (или) практико-ориентированных задач
объяснять образование осадков, направление дневных и ночных
1.2.7
бризов,
муссонов;
годовой
ход
температуры
воздуха
и
распределение атмосферных осадков для отдельных территорий
устанавливать
1.2.8
зависимость
между
нагреванием
земной
поверхности и углом падения солнечных лучей; температурой
воздуха и его относительной влажностью на основе данных
эмпирических наблюдений
выбирать и анализировать географическую информацию о
1.2.9
глобальных климатических изменениях из различных источников
для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач
1.3
1.3.1
1.3.2
1.3.3
1.3.4
Тема «Биосфера»:
называть границы биосферы
приводить примеры приспособления живых организмов к среде
обитания в разных природных зонах
различать растительный и животный мир разных территорий Земли
сравнивать особенности растительного и животного мира в
различных природных зонах
24
1.3.5
1.3.6
1.4
сравнивать плодородие почв в различных природных зонах
применять понятия «почва», «плодородие почв» для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач
Тема «Природно-территориальные комплексы»:
приводить примеры изменений в изученных геосферах в результате
1.4.1
деятельности человека на примере территории мира и своей
местности, путей решения существующих экологических проблем
1.4.2
объяснять взаимосвязи компонентов природы в природнотерриториальном комплексе
применять
1.4.3
понятия
«природный
комплекс»,
«природно-
территориальный комплекс», «круговорот веществ в природе» для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач
25
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
6 КЛАСС
Код
1
1.1
Проверяемый элемент содержания
Гидросфера ‒ водная оболочка Земли
Части гидросферы. Мировой круговорот воды
Мировой океан и его части. Моря внутренние и окраинные. Движение воды
1.2
в Мировом океане: волны, приливы и отливы, океанические течения.
Солёность и температура океанических вод
Воды суши. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн,
1.3
водораздел. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра.
Происхождение озёрных котловин. Озёра сточные и бессточные. Болота,
их образование
1.4
1.5
2
2.1
Подземные воды их виды, происхождение и использование. Гейзеры.
Горные и покровные ледники. Многолетняя мерзлота
Человек и гидросфера. Современные исследования в гидросфере.
Стихийные явления в гидросфере
Атмосфера ‒ воздушная оболочка Земли
Газовый состав, строение и значение атмосферы
Температура воздуха. Зависимость нагревания поверхности от угла
2.2
падения солнечных лучей. Суточный ход и годовой ход температуры
воздуха, графическое отображение
Вода в атмосфере, влажность воздуха. Образование облаков. Облака и их
2.3
виды. Туман. Образование и выпадение атмосферных осадков. Виды
атмосферных осадков
2.4
Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров.
Бризы. Муссоны. Пассаты
Погода и её показатели. Причины изменения погоды. Климат и
2.5
климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической
широты и высоты местности над уровнем моря
26
2.6.
3
Человек и атмосфера. Современные изменения климата. Стихийные
явления в атмосфере
Биосфера ‒ оболочка жизни
Биосфера ‒ оболочка жизни Границы биосферы. Разнообразие животного
3.1
и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде
обитания. Жизнь в Океане
3.2
4
4.1
4.2
4.3
4.4
Человек – часть биосферы. Распространение людей на Земле
Природно-территориальные комплексы
Природно-территориальный комплекс. Глобальные, региональные и
локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности
Круговороты веществ на Земле. Круговороты воды, газов, горных пород,
биогенного вещества
Почва: её строение и состав. Образование почвы и плодородие почв.
Охрана почв
Природная среда. Охрана природы. Особо охраняемые природные
территории. Всемирное наследие ЮНЕСКО
27
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. География, 5-6 классы/ Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и другие,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
2. География, 7 класс/ Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и другие,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
3. География, 9 класс/ Алексеев А.И., Низовцев В.А., Николина В.В., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И.
Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.: Просвещение, 2023. –
(Академический школьный учебник) (Полярная звезда)
2. География. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев,
Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.: Просвещение. – (Полярная звезда)
3. География. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев,
Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.: Просвещение. – (Полярная звезда)
4. География. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев
и др.). М.: Просвещение. – (Полярная звезда)
5. Гусева Е.Е. География. «Конструктор» текущего контроля. 9 класс (пособие для
учителя)
6. Николина В.В. География. Поурочные разработки. 5-9 класс (пособие для учителя)
7. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии.
8. Электронное приложение к учебнику География 5-6 классы
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
28
1. Видеоуроки по географии 5-9 класс https://videouroki.net/video/geografiya/5-class/
2. Занимательная география. 5-9 класс
https://videouroki.net/projects/3/index.php?id=zgeo5-6&utm
3. Интерактивные уроки по географии для 1–9 классов
https://education.yandex.ru/geo/lessons/
4. Карты https://www.geomania.net/world/
5. Образовательная платформа LEKTA. Интерактивная тетрадь.
https://hw.lecta.ru/homework/new/840
6. Презентации к урокам https://www.geomania.net/5-class/
7. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/4/5/
8. Тесты, опросы, кроссворды https://app.onlinetestpad.com/tests
9. Фильмы https://www.geomania.net/video-5/
10. ЯКласс https://www.yaklass.ru/p/geografiya#program-5-9klass
11. Яндекс. Репетитор https://yandex.ru/tutor/uroki/klass-5/geografiya/