РП ЛИТ 2 кл 2025-2026

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоозерновская средняя школа города Евпатории Республики Крым»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета
«Литературное чтение»
для 2А класса

(соответствует федеральной образовательной программе
учебного предмета «Русский язык»
начального общего образования), утвержденной приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18.05.2023г. №370 и приказом от 09.10.2024 г. №704)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2025г.
2

Программа

по литературному
чтению
на уровне начального
общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована
на целевые приоритеты
духовно-нравственного
развития, воспитания и
социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания. Литературное
чтение
– один из ведущих
учебных предметов уровня начального
общего
образования,
который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление
базового умения, необходимого для успешного изучения других
предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы
интеллектуального, речевого, эмоционального,
духовно-нравственного развития обучающихся.
Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной литературы,
обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с
различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом
этого направлено на общее и литературное развитие

обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на
обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.
Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя,
мотивированного к использованию читательской деятельности как средства
самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и
повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное
произведение.
Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач, а
также сформированность предметных и универсальных действий в процессе
изучения литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне основного
общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением следующих
задач:
формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и
слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого
развития;
осознание значимости художественной литературы и произведений устного
народного творчества для всестороннего развития личности человека;
первоначальное представление о многообразии жанров художественных
произведений и произведений устного народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий в соответствии с
представленными предметными результатами по классам;
овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча),
обеспечивающей понимание и использование информации для решения учебных задач.
Программа по литературному чтению представляет вариант распределения
предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых
результатов. Содержание программы по литературному чтению раскрывает следующие
направления литературного образования обучающегося: речевая и читательская
деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений для литературного чтения положены
общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и
3

особенностям
восприятия
обучающимися
фольклорных
произведений и
литературных текстов; представленность в произведениях нравственно- эстетических
ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений
выдающихся представителей мировой детской литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению
является представленность разных жанров, видов и стилей произведений,

обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности
обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов,
способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при
изучении других предметов учебного плана начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Литературное чтение является преемственным по отношению к учебному предмету
«Литература», который изучается на уровне основного общего образования.
Освоение программы по литературному чтению в 1 классе начинается вводным
интегрированным учебным курсом «Обучение грамоте» (рекомендуется 180 часов:
русского языка 100 часов и литературного чтения 80 часов). Содержание литературного
чтения, реализуемого в период обучения грамоте, представлено в программе по
русскому языку. После периода обучения грамоте начинается раздельное изучение
русского языка и литературного чтения. На литературное чтение в 1 классе
рекомендуется отводить не менее 10 учебных недель (40 часов), для изучения
литературного чтения во 2–4 классах рекомендуется отводить по 136 часов (4 часа
в неделю в каждом классе).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
2 КЛАСС
4

О нашей Родине. Круг чтения: произведения о Родине (на примере не менее трёх
произведений И.С. Никитина, Ф.П. Савинова, А.А. Прокофьева и других).
Патриотическое звучание произведений о родном крае и природе. Отражение в
произведениях нравственно-этических понятий: любовь к Родине, родному краю,
Отечеству. Анализ заголовка, соотнесение его с главной мыслью и идеей произведения.
Отражение темы Родины в изобразительном искусстве (пейзажи И.И. Левитана, И.И.
Шишкина, В.Д. Поленова и других).
Произведения для чтения: И.С. Никитин «Русь», Ф.П. Савинов «Родина», А.А.
Прокофьев «Родина» и другие (по выбору).
Фольклор (устное народное творчество). Произведения малых жанров фольклора
(потешки, считалки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки по выбору).
Шуточные фольклорные произведения, скороговорки, небылицы. Особенности
скороговорок, их роль в речи. Игра со словом, «перевёртыш событий» как основа
построения небылиц. Ритм и счёт как основные средства выразительности и построения
считалки. Народные песни, их особенности. Загадка как жанр фольклора, тематические
группы загадок. Сказка – выражение народной мудрости, нравственная идея
фольклорных сказок. Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые,
волшебные). Особенности сказок о животных: сказки народов России. Бытовая сказка:
герои, место действия, особенности построения и языка. Диалог в сказке. Понятие о
волшебной сказке (общее представление): наличие присказки, постоянные эпитеты,
волшебные герои. Фольклорные произведения народов России: отражение в сказках
народного быта и культуры.
Произведения для чтения: потешки, считалки, пословицы, скороговорки, загадки,
народные песни, русская народная сказка «Каша из топора», русская народная сказка «У
страха глаза велики», русская народная сказка «Зимовье зверей», русская народная
сказка «Снегурочка», сказки народов России (1–2 произведения) и другие.
Звуки и краски родной природы в разные времена года. Тема природы в разные
времена года (осень, зима, весна, лето) в произведениях литературы (по выбору, не менее
пяти авторов). Эстетическое восприятие явлений природы (звуки, краски

времён года). Средства выразительности при описании природы: сравнение и
эпитет. Настроение, которое создаёт пейзажная лирика. Отражение темы
«Времена года» в картинах художников (на примере пейзажей И.И. Левитана, В.Д.
Поленова,
А.И.
Куинджи,
И.И. Шишкина
и других) и
музыкальных произведениях (например, произведения П.И. Чайковского, А.
Вивальди и других). Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Уж небо осенью
дышало…», «Вот север, тучи нагоняя…», А.А. Плещеев «Осень», А.К. Толстой «Осень.
Обсыпается наш сад…», М.М.
Пришвин
«Осеннееутро», Г.А.
Скребицкий «Четыре художника», Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»,
«Зима недаром злится…», И.С. Соколов-Микитов «Зима в лесу», С.А. Есенин «Поёт
зима – аукает…»,
И.З. Суриков «Лето» и другие.
О детях и дружбе. Круг чтения: тема дружбы в художественном произведении
(расширение круга чтения: не менее четырёх произведений, Н.Н. Носова, В.А.
Осеевой, В.Ю. Драгунского, В.В. Лунина и других). Отражение в произведениях
нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу.
Главная мысль произведения (идея). Герой произведения (введение понятия «главный
герой»), его характеристика (портрет), оценка поступков.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Филиппок», Е.А. Пермяк «Две
пословицы», Ю.И. Ермолаев «Два пирожных», В.А. Осеева «Синие листья», Н.Н.
5

Носов «На горке», «Заплатка», А.Л. Барто «Катя», В.В. Лунин «Я и Вовка», В.Ю.
Драгунский «Тайное становится явным» и другие (по выбору).
Мир сказок. Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка:
«бродячие» сюжеты (произведения по выбору, не менее четырёх). Фольклорная основа
авторских сказок: сравнение сюжетов, героев, особенностей языка. Составление плана
произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии
содержания произведения.
Произведения для чтения: народная сказка «Золотая рыбка», А.С. Пушкин
«Сказка о рыбаке и рыбке», народная сказка «Морозко», В.Ф. Одоевский «Мороз
Иванович», В.И. Даль «Девочка Снегурочка» и другие.
О братьях наших меньших. Жанровое многообразие произведений о
животных (песни, загадки, сказки, басни, рассказы, стихотворения; произведения по
выбору, не менее пяти авторов). Дружба людей и животных – тема литературы
(произведения Е.И. Чарушина, В.В. Бианки, С.В. Михалкова, Б.С. Житкова, М.М.
Пришвина и других). Отражение образов животных в фольклоре (русские народные
песни, загадки, сказки). Герои стихотворных и прозаических произведений о животных.
Описание животных в художественном и научно- познавательном тексте. Нравственноэтические понятия: отношение человека к животным (любовь и забота). Особенности
басни как жанра литературы, прозаические и стихотворные басни (на примере
произведений И.А. Крылова, Л.Н. Толстого). Мораль басни как нравственный урок
(поучение). Знакомство
с художниками-иллюстраторами, анималистами (без использования термина): Е.И.
Чарушин, В.В. Бианки.
Произведения для чтения: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», Л.Н. Толстой
«Лев и мышь», М.М. Пришвин «Ребята и утята», Б.С. Житков «Храбрый утёнок», В.Д.
Берестов «Кошкин щенок», В.В. Бианки «Музыкант», Е.И. Чарушин
«Страшный рассказ», С.В. Михалков «Мой щенок» и другие (по выбору).
О наших близких, о семье. Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и
детей в творчестве писателей и фольклорных произведениях (по выбору). Отражение
нравственных семейных ценностей в произведениях о семье: любовь и сопереживание,
уважение и внимание к старшему поколению, радость общения и защищённость в семье.
Тема художественных произведений: Международный женский день, День Победы.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Отец и сыновья», А.А. Плещеев
«Песня матери», В.А. Осеева «Сыновья», С.В. Михалков «Быль для детей», С.А.
Баруздин «Салют» и другие (по выбору).
Зарубежная литература. Круг чтения: литературная (авторская) сказка (не
менее двух произведений): зарубежные писатели-сказочники (Ш. Перро, Х.-К.
Андерсен и другие). Характеристика авторской сказки: герои, особенности построения
и языка. Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. Составление плана
художественного произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их
значение в раскрытии содержания произведения.
Произведения для чтения: Ш. Перро «Кот в сапогах», Х.-К. Андерсен «Пятеро из
одного стручка» и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной
литературой). Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание
или оглавление, аннотация, иллюстрация. Выбор книг на основе рекомендательного
списка, тематические картотеки библиотеки. Книга учебная, художественная,
справочная.

6

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)

Изучение литературного чтения во 2 классе способствует освоению на
пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных
универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов
доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные
произведения (без отметочного оценивания);
сравнивать и группировать различные произведения по теме (о Родине, о
родной природе, о детях, о животных, о семье, о чудесах и превращениях), по жанрам
(произведения устного народного творчества, сказка (фольклорная и литературная),
рассказ, басня, стихотворение);
характеризовать (кратко) особенности жанров (произведения устного народного
творчества, литературная сказка, рассказ, басня, стихотворение);
анализировать текст сказки, рассказа, басни: определять тему, главную мысль
произведения, находить в тексте слова, подтверждающие характеристику героя,
оценивать его поступки, сравнивать героев по предложенному алгоритму, устанавливать
последовательность событий (действий) в сказке и рассказе;
анализировать текст стихотворения: называть особенности жанра (ритм, рифма),
находить в тексте сравнения, эпитеты, слова в переносном значении, объяснять значение
незнакомого слова с использованием контекста.

Работа с информацией:
соотносить иллюстрации с текстом произведения;
ориентироваться в содержании книги, каталоге, выбирать книгу по автору,
каталогу на основе рекомендованного списка;
по информации, представленной в оглавлении, в иллюстрациях предполагать тему
и содержание книги;
пользоваться словарями для уточнения значения незнакомого слова.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
участвовать в диалоге: отвечать на вопросы, кратко объяснять свои ответы,
дополнять ответы других участников, составлять свои вопросы и высказывания на
заданную тему;
пересказывать подробно и выборочно прочитанное произведение;
обсуждать (в парах, группах) содержание текста, формулировать (устно) простые
выводы на основе прочитанного (прослушанного) произведения;
описывать (устно) картины природы;
сочинять по аналогии с прочитанным загадки, рассказы, небольшие сказки;
участвовать в инсценировках и драматизации отрывков из художественных
произведений.

7

Регулятивные универсальные учебные действия:
оценивать
своё эмоциональное
состояние,
возникшее
при
прочтении (слушании) произведения;
удерживать
в памяти
последовательность
событий
прослушанного (прочитанного) текста;
контролировать
выполнение
поставленной
учебной
задачи п р и
чтении (слушании) произведения;
проверять (по образцу) выполнение поставленной учебной задачи.

Совместная деятельность:
выбирать себе партнёров по совместной деятельности;
распределять работу, договариваться, приходить к общему решению, отвечать за
общий результат работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы по литературному чтению
достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности,
8

обеспечивающей позитивную динамику развития личности обучающегося,
ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Личностные результаты освоения программы по литературному чтению отражают
освоение обучающимися социально значимых норм и отношений, развитие позитивного
отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и
духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных
представлений и отношений на практике.
В результате изучения литературного чтения на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы личностные результаты:

1) гражданско-патриотическое воспитание:

становление ценностного отношения к своей Родине, малой родине, проявление
интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации,
понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края,
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе
восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы
и творчества народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.

2) духовно-нравственное воспитание:

освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания,
уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным и
другим людям, независимо от их национальности, социального статуса,
вероисповедания;
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством
накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по
эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.

3) эстетическое воспитание:

проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к
различным видам искусства, восприимчивость к традициям и творчеству своего и других
народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной
деятельности;
приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоциональноэстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
понимание образного языка художественных произведений, выразительных
средств, создающих художественный образ.

4) трудовое воспитание:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

5) экологическое воспитание:

бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и
9

животных, отражённых в литературных произведениях;
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде.

6) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине
мира, понимание важности слова как средства создания словесно- художественного
образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и
жизненных задач;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии
средствами
литературы,
развитие
познавательного
интереса,
активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений
фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения литературного чтения на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение
и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать
аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;

определять существенный признак для классификации, классифицировать
произведения по темам, жанрам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять
аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и
художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике
поступков героев.

Базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных учителем вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта,
ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий
(на основе предложенных критериев);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
10

находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде,
согласно заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей)
правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию
в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять
уважительное
отношение
к собеседнику,
соблюдать
правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать
устные
и
письменные
тексты
(описание,
рассуждение,
повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать
свои учебные действия для преодоления ошибок.

Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных
образцов;
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
11

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в
различных жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя в
соответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее,
ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное), находить в
фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей,
традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно- этических
понятиях в контексте изученных произведений;

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов
доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные
произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не
менее 3 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена
года;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности
стихотворного произведения (ритм, рифма);
понимать содержание, смысл прослушанного (прочитанного) произведения:
отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;
различать отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки,
небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные)
и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни);
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять
тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте
произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный);
описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя
и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать
взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного
произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к
героям, его поступкам;
объяснять значение незнакомого слова с использованием контекста и словаря;
находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении;
осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный
герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет);
участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения:
понимать жанровую принадлежность произведения, формулировать устно простые
выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;
пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица
героя, от третьего лица;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения,
инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не
менее 5 предложений);
сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы;
12

ориентироваться в книге и (или) учебнике по обложке, оглавлению,
аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям;
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка,
используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочную литературу для получения дополнительной информации
в соответствии с учебной задачей.

13

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№
п/п
1

Наименование
разделов и тем
учебного предмета
Произведения
о нашей Родине

Количество
часов
6

Программное
содержание

Характеристика деятельности обучающихся

Круг чтения:
произведения о
Родине
(на примере
стихотворений И.С.
Никитина, Ф.П.
Савинова, А.А.
Прокофьева).
Патриотическое
звучание
произведений
о родном крае и
природе.
Отражение
в произведениях
нравственноэтических понятий:
любовь к Родине,
родному краю,
Отечеству. Анализ
заголовка,
соотнесение его
с главной мыслью

Учебный диалог: определение учебной задачи изучения
произведений данного раздела.
Слушание стихотворных произведений, оценка своей
эмоциональной реакции на прослушанное произведение,
определение темы (не менее
3 стихотворений): стихотворения И.С. Никитина
«Русь», Ф.П. Савинова «Родина», А.А. Прокофьева
«Родина».
Участие в учебном диалоге: выделение
и обсуждение главной мысли произведения –
любовь к Родине неотделима от любви к родной земле и её
природе.
Работа с текстом произведения: читать отдельные строфы,
задание на поисковое чтение: ответы
на вопросы. Например: в чём раскрывается истинная красота
родной земли? Беседа на тему «Родина бывает разная, но у всех
она одна… (З.Н. Александрова)», составление своего
высказывания по содержанию произведения (не менее 5
предложений).
Чтение вслух прозаических произведений
по изучаемой теме. Распознавание прозаического
и стихотворного произведений, сравнение произведений
разных авторов на одну тему,

14

2

Фольклор (устное
народное
творчество)

16

и идеей
произведения.
Отражение
темы Родины
в изобразительном
искусстве (пейзажи
И.И. Левитана, И.И.
Шишкина,
В.Д. Поленова и др.)

заполнение таблицы, проверка результатов своей работы.

Произведения малых
жанров фольклора
(потешки, считалки,
пословицы,
скороговорки,
небылицы, загадки).
Шуточные фольклорные
произведения,
скороговорки,

Работа со схемой «Малые жанры фольклора»: заполнение,
подбор примеров (на материале изученного в 1 классе).

15

Задания на поисковое выборочное чтение: например, объяснение
понятий «Родина», «Русь», «Отечество»
с подтверждением своего ответа примерами из текста,
нахождение значения слов в словаре (Русь, Родина, родные, род,
Отечество).
Выразительное чтение наизусть стихотворений о
Родине (одно по выбору).
Составление устного рассказа по репродукциям картин
художников (И.И. Левитан, И.И. Шишкин,
В.Д. Поленов и другие).
Представление выставки книг, прочитанных летом, рассказ
«Любимая книга»

Участие в учебном диалоге: обсуждение значения
пословицы, пословица как главная мысль произведения.

небылицы.
Особенности
скороговорок, их
роль в речи. Игра
со словом,
«перевёртыш событий»
как основа построения
небылиц. Ритм
и счёт – основные
средства
выразительности и
построения
считалки. Народные
песни, их особенности.
Загадка как жанр
фольклора,
тематические
группы загадок.
Сказка – выражение
народной мудрости,
нравственная идея
фольклорных сказок.
Особенности сказок
разного вида

16

Упражнение в чтении вслух целыми словами малых жанров
фольклора: потешек, считалок, скороговорок, небылиц, загадок
(по выбору).
Групповая работа: чтение скороговорок с увеличением темпа,
проведение конкурса «Лучший чтец скороговорок».
Работа с текстом: анализ юмористических событий в
небылицах, нахождение созвучных (рифмованных) слов.
Упражнение в чтении народных песен с учётом их
назначения (колыбельные – спокойно, медленно, чтобы
убаюкать, хороводные – весело, радостно для передачи
состояний разных явлений природы), выделение ключевых
слов.
Чтение загадок и объединение их по темам. Упражнение на
распознавание отдельных малых жанров фольклора (потешка,
пословица, загадка, считалка, небылица).
Сочинение по аналогии небылиц, загадок, считалок. Чтение
молча (про себя) небольших по объёму сказок о животных:
например, «Зимовье зверей».
Контроль восприятия произведения, прочитанного про себя:
ответы на вопросы по фактическому содержанию текста.
Сравнение сказок о животных народов России: тема,
основная идея, герои.

(о животных,
бытовые,
волшебные).
Особенности сказок о
животных:
сказки
народов России.
Бытовая сказка:
герои, место
действия,
особенности
построения и языка.
Диалог в сказке.
Понятие
о волшебной сказке
(общее
представление): наличие
присказки, постоянные
эпитеты, волшебные
герои.
Фольклорные
произведения народов
России: отражение в
сказках народного быта
и культуры

17

Слушание сказок, различение бытовой и волшебной сказки,
характеристика особенностей каждой
(на примере сказок: «Каша из топора», «У страха глаза велики»,
«Снегурочка»).
Анализ структуры сказки: выделение присказки, нахождение
завязки.
Сравнение героев бытовых и волшебных
сказок, нахождение и выразительное чтение диалогов.
Работа с текстом сказок: определение
последовательности событий, выделение опорных слов,
составление плана произведения (номинативный).
Пересказ (устно) текста произведения подробно (с
учётом всех сюжетных линий).
Задание на поисковое выборочное чтение: нахождение в тексте
сказки национальных особенностей (например, имя героя,
название жилища, предметов одежды и т. д.).
Учебный диалог: обсуждение нравственно-этических понятий (о
труде, дружбе, добре, семье)
в фольклорных произведениях. Дифференцированная работа
в группах: составление сценария народной сказки,
определение фрагмента для чтения по ролям, освоение ролей
для инсценирования, разучивание текста,

3

Звуки и краски
родной природы в
разные времена
года (осень)

8

Тема природы
в разные времена
года (осень)
в произведениях
литературы.
Формирование
эстетического
восприятия явлений
природы (звуки,
краски осени).
Использование средств
выразительности при
описании природы:
сравнение и эпитет.
Настроение, которое
создаёт пейзажная
лирика (об осени).
Отражение темы
«Осенняя природа» в
картинах художников
(пейзаж):

18

представление отдельных эпизодов (драматизация)
или всей сказки

Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение
учебной задачи, обсуждение вопросов
«О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?» Слушание
стихотворных произведений:
А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А.Н.
Плещеев «Осень», А К. Толстой «Осень.
Обсыпается весь наш бедный сад», выражение своего отношения
к пейзажной лирике.
Обсуждение прослушанного произведения, ответ
на вопрос: «Какое настроение вызывает произведение? Почему?
С чем сравнивает поэт осенний лес?»
Работа с текстом произведения: упражнение
в нахождении сравнений и эпитетов, выделение
в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении,
наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, объяснение
образных слов
и выражений, поиск значения слова по словарю.
Выразительное чтение с интонационным выделением знаков
препинания, с соблюдением орфоэпических
и пунктуационных норм.
Чтение про себя небольших по объёму прозаических
произведений об осени, доступных для восприятия младшими
школьниками: М.М. Пришвин «Осеннее утро», Г.А. Скребицкий
«Четыре художника. Осень».

4

Произведения
о детях и дружбе

12

И.И.
Левитана,
В.Д.
Поленова,
А.И.
Куинджи,
И.И. Шишкина и
других
и в музыкальных
произведениях
композиторов

Контроль восприятия произведения, прочитанного про себя:
определение формы (прозаическое
или стихотворное), ответы на вопросы по
фактическому содержанию текста.
Упражнение на сравнение произведений писателей на одну
тему, определение понравившегося,
объяснение своего выбора.
Дифференцированное задание: выборочный пересказ (устно)
отдельного эпизода.
Чтение наизусть стихотворения об осенней природе (1–2 по
выбору).
Рассматривание репродукций картин художников (например,
В.Д. Поленова «Осень в Абрамцево», И.И. Левитана «Золотая
осень»), составление устного рассказа-описания по
репродукциям картин художников и/или на основе личного
опыта
с использованием средств выразительности: сравнений,
эпитетов.
Выбор книги для самостоятельного чтения с учётом
рекомендательного списка произведений об осени

Тема дружбы
в художественном
произведении
(расширение
круга чтения:
произведения

Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение
учебной задачи, обсуждение вопросов:
«О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?»
Чтение целыми словами без пропусков и перестановок, с
постепенным переходом от чтения вслух к чтению про себя
произведений о детях: А.Л. Барто «Катя»,
19

Н.Н. Носова,
В.А. Осеевой,
В.В. Лунина и
других).
Отражение
в произведениях
нравственноэтических понятий:
дружба, терпение,
уважение, помощь друг
другу.
Главная мысль
произведения (идея).
Герой произведения
(введение понятия
«главный герой»), его
характеристика
(портрет), оценка
поступков

20

Ю.И. Ермолаев «Два пирожных», Е.А. Пермяк
«Две пословицы», Н.Н. Носов «Заплатка», «На горке», В.В.
Лунин «Я и Вовка», В.А. Осеева «Синие листья», Л.Н. Толстой
«Филиппок», В.Ю. Драгунский
«Тайное становится явным».
Учебный диалог: определение темы
и главной мысли произведения, соотнесение главной
мысли с пословицей, подбор пословиц к тексту.
Работа с текстом произведения (изучающее
и поисковое выборочное чтение): ответы на вопросы,
характеристика героя, установление взаимосвязи между
характером героя и его поступками,
нахождение описания героя, оценка его поступков (с
опорой на текст).
Упражнение на сравнение героев одного произведения по
предложенному алгоритму.
Обсуждение авторской позиции, выражение своего
отношения к героям с подтверждением примерами из
текста.
Работа в парах: определение последовательности событий в
произведении, составление вопросного плана текста с
выделением эпизодов, обсуждение результатов деятельности.
Подробный пересказ (устно) содержания
произведения.

Упражнение в умении формулировать вопрос по
фактическому содержанию прочитанного
произведения.
Работа в группах: сравнение предложенных текстов
художественных произведений (распознавание
жанров), заполнение таблицы, проверка своего результата.

Дифференцированная работа: пересказ (устно) текста
произведения от третьего лица.
Проверочная работа: демонстрация начитанности и
сформированности специальных читательских
умений: соотнесение фамилий авторов с заголовками
произведений, определение тем указанных произведений,
различение жанров произведения, нахождение ошибки в
предложенной
последовательности событий одного из произведений,
приведение примеров пословиц на определённую тему и другие
задания.
Проверка своей работы по предложенному образцу.
Составление выставки книг писателей на тему о детях, о дружбе.
Рассказ о главном герое прочитанного произведения
по предложенному алгоритму

21

5

Мир сказок

12

Расширение
представлений о
фольклорной
(народной)
и литературной
(авторской) сказке:
«бродячие» сюжеты.
Определение
фольклорной основы
авторских сказок:
сравнение сюжетов,
героев, особенностей
языка. Составление
плана произведения:
части текста, их главные
темы.
Иллюстрации,
их значение
в раскрытии содержания
произведения

22

Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение
учебной задачи, обсуждение вопросов:
«О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?» Упражнение
в чтении целыми словами без пропусков и перестановок с
постепенным переходом от чтения вслух к чтению про себя
фольклорных и литературных сказок. Например, русская
народная сказка «Золотая рыбка» и произведение А.С.
Пушкина «Сказка
о рыбаке и рыбке», русская народная сказка
«Снегурочка» и произведение В.И. Даля «Девочка
Снегурочка», народная сказка «Морозко» и сказка В.Ф.
Одоевского «Мороз Иванович».
Задание на сравнение фольклорной и литературной
(авторской) сказки: нахождение признаков народной сказки,
используемых в авторском произведении
сказочного жанра.
Учебный диалог: обсуждение ответов на вопросы учебника,
приведение примеров из текста,
установление сходств тем, героев, сюжетов, осознание понятия
«бродячий» сюжет (без предъявления
термина).
Выполнение заданий при работе с текстом (изучающее и
поисковое выборочное чтение): определение главной мысли
сказки, соотнесение её с пословицей, характеристика героя,
установление взаимосвязи
между характером героя и его поступками, описание

характера героя, нахождение портрета героя. Работа с
текстом произведения: определение последовательности
событий в произведении, конструирование
(моделирование) плана произведения: деление текста на
смысловые части, определение эпизодов, выделение
опорных слов для каждой части плана, озаглавливание
части
(формулировать вопрос или назывное предложение по
каждой части текста).
Упражнение на формулирование вопросов
по фактическому содержанию прочитанного произведения.
Пересказ (устно) содержания сказки выборочно. Упражнение на
узнавание по иллюстрациям названия сказок.
Работа в группах: выбор сказки, определение эпизода,
распределение ролей, инсценирование отдельных частей
произведения.
Работа с книгами по теме «Сказки»: выбирать, называть,
представлять книги с народными
и авторскими сказками.
Чтение книг с авторскими сказками: работа с
предисловием, аннотацией, оглавлением,
составление выставки книг по изучаемой теме.
Работа со схемой: распознавание сказок (фольклорные и
авторские), приведение примеров.

23

6

Звуки и краски
родной природы в
разные времена
года (зима)

12

Тема природы
в разные времена
года (зима)
в произведениях
литературы.
Формирование
эстетического
восприятия явлений
природы (звуки,
краски зимы).
Использование средств
выразительности при
описании природы:
сравнение и эпитет.
Настроение, которое
создаёт пейзажная

24

Поиск информации: получение дополнительной
информации об авторах литературных сказок, представление
своего сообщения в классе

Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение
учебной задачи, обсуждение вопросов:
«О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?» Слушание
стихотворных произведений о зимней природе: А.С. Пушкин
«Вот север, тучи нагоняя…», С.А. Есенин «Поёт зима –
аукает…», Ф.И. Тютчев
«Чародейкою Зимою…», обсуждение эмоционального состояния
при восприятии описанных картин природы. Чтение про себя
небольших по объёму прозаических произведений о зиме,
доступных для восприятия младшими школьниками. Например,
И.С. Соколов- Микитов «Зима в лесу».
Контроль восприятия произведения, прочитанного про себя:
ответы на вопросы по фактическому содержанию текста.
Работа с текстом произведения: сравнение описаний зимней
природы в стихотворных и повествовательных
текстах, объяснение образных слов и выражений,

7

Произведения
о братьях наших
меньших

18

лирика (о зиме).
Отражение темы
«Природа зимой» в
картинах
художников
(пейзаж):
И.И. Левитана,
В.Д. Поленова,
А.И. Куинджи,
И.И. Шишкина и в
музыкальных
произведениях
композиторов

работа со словарём: поиск значения незнакомых слов,
нахождение в тексте сравнений и эпитетов, приведение примеров
использования слов в прямом и переносном значении,
определение особенностей стихотворного произведения (ритм,
рифма).
Чтение наизусть с интонационным выделением знаков
препинания, с соблюдением орфоэпических
и пунктуационных норм стихотворения о зимней природе (1–2 по
выбору).
Чтение произведений новогодней тематики, сравнение
произведений писателей на одну тему, выбор понравившегося,
объяснение своего выбора.
Рассматривание репродукций картин художников (И.И.
Шишкин, А.М. Васнецов, И. Грабарь и другие), составление
рассказа-описания на тему «Какие
картины зимней природы мне нравятся?»
Работа в группе: распределение обязанностей, выбор
произведений для инсценирования и рассказывания наизусть,
проведение новогоднего праздника в классе

Жанровое многообразие
произведений
о животных (песни,
загадки, сказки, басни,
рассказы,
стихотворения).

Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение
учебной задачи, обсуждение вопросов:
«О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?» Слушание
художественных произведений о животных и оценка своего
эмоционального состояния
при восприятии произведения. Например,
стихотворение С.В. Михалкова «Мой щенок».

25

Дружба людей
и животных – тема
литературы
(произведения Е.И.
Чарушина, В.В.
Бианки,
С.В. Михалкова,
Б.С. Житкова, М.М.
Пришвина и
других).
Отражение образов
животных
в фольклоре (русские
народные песни,
загадки,
сказки). Герои
стихотворных и
прозаических
произведений о
животных.
Описание животных в
художественном
и научнопознавательном
тексте. Нравственноэтические понятия:

26

Учебный диалог: обсуждение прослушанного произведения,
ответ на вопрос: «Какова главная мысль произведения? Как
автор описывает отношения людей и животных?», осознание
идеи произведения
о животных: забота о животных требует
ответственности, человек должен с заботой относиться к
природе.
Упражнение в чтении целыми словами без пропусков и
перестановок, с постепенным переходом от чтения вслух к
чтению про себя произведений о животных: В.В. Бианки
«Музыкант», Е.И. Чарушин «Страшный рассказ», М.М.
Пришвин «Ребята и утята»,
Б.С. Житков «Храбрый утёнок».
Работа с текстом произведения: определение темы и
главной мысли произведения, ответы на вопросы,
использование поискового выборочного вида чтения, нахождение
портрета героя, средств изображения
героев и выражения их чувств, объяснение отношения автора к
героям, поступкам.
Задание на сравнение описания героя-животного
в художественном и научно-познавательном тексте: сходство и
различия, определение цели сообщения.
Работа в парах: зададим друг другу вопросы по
прослушанному (прочитанному) тексту. Работа с
текстом произведения: определение
последовательности событий в произведении,

отношение человека к
животным (любовь и
забота).
Особенности басни
как жанра
литературы,
прозаические
и стихотворные
басни (на примере
произведений И.А.
Крылова, Л.Н.
Толстого).
Мораль басни как
нравственный урок
(поучение).
Знакомство
с художникамииллюстраторами,
анималистами
(без использования
термина):
Е.И. Чарушин,
В.В. Бианки

27

составление или дополнение плана по данному началу. Пересказ
(устно) текста произведения от лица героя.
Знакомство с новым литературным жанром, чтение вслух басен
И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак», Л.Н. Толстого «Лев и
мышь», сравнение формы: прозаическая или стихотворная.
Учебный диалог: обсуждение героев, сюжета басни,
нахождение морали (поучения).
Задания на распознавание отдельных жанров художественной
литературы (рассказы, басни, стихотворения, литературные
сказки), сравнение произведений писателей на одну тему:
называть
понравившееся, объяснять свой выбор (составление
высказывания из не менее 4 предложений).
Работа в группе: разыгрывание небольших диалогов с
выражением настроения героев.
Создание небольших историй с героями прочитанных
произведений (воображаемая ситуация).
Проверочная работа: демонстрация начитанности и
сформированности специальных читательских умений:
выполнение проверочных заданий, проверка и оценка
своей работы по предложенным критериям.
Составление выставки книг писателей на тему о
животных, рассказ о своей любимой книге
по предложенному алгоритму.

Творческая работа: составление сказки или рассказа
с героем животным по аналогии. Например, сказочная история о
лисе, ёжике.
Поиск в справочной литературе дополнительной информации о
художниках-иллюстраторах:
В.И. Чарушине, В.В. Бианки. Дифференцированная работа
в группе: выполнение коллективного проекта «Книжкасамоделка
«Животные – герои произведений», представление его
в классе
8

Звуки и краски
родной природы в
разные времена
года (весна и лето)

18

Тема природы
в разные времена
года (весна, лето) в
произведениях
литературы.
Формирование
эстетического
восприятия явлений
природы (звуки,
краски весны, лета).
Использование средств
выразительности при
описании природы:
сравнение и эпитет.

28

Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение
учебной задачи, обсуждение вопросов:
«О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?» Слушание
стихотворных произведений:
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…», И.З. Суриков
«Лето», выражение своего отношения к пейзажной лирике.
Обсуждение прослушанного произведения: ответ
на вопрос: «Какое настроение вызывает произведение? Почему?
Каковы звуки весеннего леса?»
Работа с текстом произведения: различение прозаического
и стихотворного произведений, упражнение в нахождении
сравнений и эпитетов, выделение в тексте слов,
использованных в прямом и переносном значении,
наблюдение за рифмой
и ритмом стихотворения, нахождение образных слов

Настроение, которое
создаёт пейзажная
лирика (о весне
и лете). Отражение тем
«Весенняя природа»,
«Летняя природа» в
картинах художников
(пейзаж):
И.И. Левитана,
В.Д. Поленова,
А.И. Куинджи,
И.И. Шишкина и в
музыкальных
произведениях
композиторов

29

и выражений, работа со словарём.
Выразительное чтение с интонационным выделением знаков
препинания, с соблюдением орфоэпических
и пунктуационных норм.
Чтение про себя небольших по объёму прозаических
произведений о весне, доступных
для восприятия младшими школьниками. Например, Г.А.
Скребицкий «Четыре художника. Весна», контроль
восприятия произведения, прочитанного про себя: ответы на
вопросы по фактическому содержанию текста.
Дифференцированное задание: выборочный пересказ (устно)
отдельного эпизода.
Сравнение произведений писателей на одну тему,
определение понравившегося, объяснение своего выбора.
Чтение наизусть стихотворения о весенней (летней) природе (1–2
по выбору).
Рассматривание репродукций картин художников А.И.
Куинджи, И.И. Левитана и других,
составление устного рассказа-описания
по репродукциям картин художников и/или на основе личного
опыта.
Выбор книги для самостоятельного чтения с учётом
рекомендательного списка произведений о весенней
природе

9

Произведения
о близких, о семье

13

Тема семьи, детства,
взаимоотношений
взрослых и детей
в творчестве
писателей
и фольклорных
произведениях.
Отражение
нравственных семейных
ценностей в
произведениях
о семье: любовь и
сопереживание,
уважение
и внимание к
старшему
поколению,
радость общения и
защищённость
в
семье.
Международный
женский день, День
Победы – темы
художественных
произведений

30

Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение
учебной задачи, обсуждение вопросов:
«О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?»
Чтение целыми словами без пропусков и перестановок,
постепенно переходя от чтения вслух к чтению
про себя произведений о детях: Л.Н. Толстой «Отец и
сыновья», В.А. Осеева «Сыновья» и другие.
Работа с текстом произведения: определение темы
и главной мысли произведения, соотнесение главной мысли с
пословицей, ответы на вопросы, используя изучающее и
поисковое выборочное чтение.
Характеристика героя: установление взаимосвязи между
характером героя и его поступками, поиск описания героя,
оценка его поступков, нахождение
в тексте средств изображения героев и выражения их чувств,
сравнение героев одного произведения
по предложенному алгоритму.
Чтение народных колыбельных песен и авторских произведений,
их сравнение. Например,
А.Н. Плещеев «Песня матери».
Работа в парах: определение последовательности событий в
произведении, составление вопросного плана текста с
выделением эпизодов, обсуждение результатов деятельности.
Подробный пересказ (устно) содержания
произведения.

Упражнение в умении формулировать вопрос по
фактическому содержанию прочитанного
произведения.
Работа с таблицей: сравнение текстов художественных
произведений (распознавание жанров) и заполнение
таблицы.

Слушание и чтение произведений о Великой
Отечественной войне: С.В. Михалков «Быль для
детей», С.А. Баруздин «Салют»,
обсуждение авторской позиции, выражение своего
отношения к героям с подтверждением примерами из
текста.
Составление выставки книг писателей
на тему о детях, о дружбе, рассказ о героях прочитанных
произведений по предложенному алгоритму.
Работа в группах: составление сценария праздников
«8 Марта», «9 Мая»: чтение наизусть произведений, исполнение
песен, слушание музыки, посвящённой праздникам.
Дифференцированная работа: подготовка сообщения о своих
родных – участниках Великой Отечественной
войны

31

10

Зарубежная
литература

11

Литературная
(авторская) сказка:
зарубежные
писатели-сказочники (Ш.
Перро,
Х.-К. Андерсен).
Характеристика
авторской сказки:
герои, особенности
построения и языка.
Сходство тем
и сюжетов сказок разных
народов. Составление
плана художественного
произведения: части
текста, их главные
темы. Иллюстрации, их
значение
в раскрытии содержания
произведения

32

Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение
учебной задачи, обсуждение вопросов:
«О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?» Упражнение в
чтении произведений зарубежных писателей: Ш. Перро «Кот в
сапогах», Х.-К. Андерсен
«Пятеро из одного стручка». Характеристика героя:
установление взаимосвязи между характером героя и его
поступками, описание характера героя,
нахождение портрета героя.
Работа с текстом произведения: определение
последовательности событий в произведении,
конструирование (моделирование) плана произведения:
деление текста на смысловые части, определение эпизодов,
выделение опорных слов для каждой части плана,
озаглавливание части
(формулировать вопрос или назывное предложение по
каждой части текста).
Упражнение на формулирование вопросов
по фактическому содержанию прочитанного произведения.
Пересказ (устно) содержания сказки выборочно. Упражнение на
узнавание по иллюстрациям названия сказок.
Работа в группах: выбор сказки, определение эпизода,
распределение ролей, инсценирование отдельных
частей произведения.

Работа со схемой: обобщение информации о
писателях-сказочниках, работа со схемой.

Составление выставки книг на тему «Зарубежные писатели».
Ролевая игра: выполнение роли экскурсовода по
выставке книг писателей-сказочников
(рассказывание о книгах изучаемой тематики)
11

Библиографическая
культура (работа
с детской книгой и
справочной
литературой)

2

Книга как источник
необходимых знаний.
Элементы книги:
содержание или
оглавление, аннотация,
иллюстрация.
Выбор книг на
основе
рекомендательного
списка,
тематические
картотеки
библиотеки.
Книга учебная,

33

Экскурсия в библиотеку, ориентировка в пространстве школьной
библиотеки, работа с тематическим
каталогом.
Беседа с библиотекарем на тему важности чтения для
обучения и развития.
Выбор книги с учётом рекомендательного списка, по
тематическому каталогу в библиотеке.
Сравнение книг по теме, автору, заголовку, ориентировка в
содержании книги/учебника
по оглавлению, аннотации, предисловию, условным
обозначениям.
Рассказ о прочитанной книге с использованием изученных
понятий.
Составление списка прочитанных книг.
Группировка книг по изученным разделам и темам.

художественная,
справочная

Резервное время
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Поиск необходимой информации в словарях
и справочниках об авторах изученных произведений. Рассказ
о своих любимых книгах по предложенному алгоритму.
Рекомендации по летнему чтению, оформление
дневника читателя

8
136

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Поурочное планирование для педагогов, использующих
учебники «Азбука» (авторы В.Г. Горецкий и другие), «Литературное чтение. 1–4
классы» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и другие)

2 КЛАСС
№ урока
Урок 1

Тема урока

Дата урока
02.09.2025

Урок 2

Резервный урок. Работа с детскими книгами: виды
книг (учебная, художественная, справочная) (Час из
резервных)
Произведения малых жанров фольклора

Урок 3

Пословицы как жанр фольклора

04.09.2025

Урок 4

Характеристика особенностей народных песен

05.09.2025

Урок 5

09.09.2025

Урок 6

Шуточные фольклорные произведения: игра со словом.
Небылица как
«перевёртыш событий». Потешки и прибаутки
Ритм и счёт – основа построения считалок

Урок 7

Анализ особенностей скороговорок, их роль в речи

11.09.2025

Урок 8

Загадка как жанр фольклора, тематические группы
загадок
Произведения устного народного творчества

12.09.2025

Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые,
волшебные). На примере русской народной сказки «У
страха глаза велики»

17.09.2025

Особенности сказок о животных. На примере русской
народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»

18.09.2025

Бытовые сказки: особенности построения и язык.
Диалоги героев в русской народной сказке «Каша из
топора»

19.09.2025

Характеристика

25.09.2025

Урок 9
Урок 10
Урок 11
Урок 12
Урок 13
Урок 14
Урок 15

03.09.2025

10.09.2025

16.09.2025

Сказка

– выражение
народной
мудрости,
23.09.2025
нравственная
идея фольклорных сказок
на примере сказки «Лиса и журавль»
Общее представление о волшебной сказке: присказки, 24.09.2025
повторы. Русская народная сказка «Снегурочка»
героя волшебной
сказки,
постоянные
эпитеты. На
примере русской народной сказки «Гуси-лебеди»
35

Факт
проведения

Урок 16

Фольклорные произведения народов России: отражение 26.09.2025
в сказках народного быта и культуры

Урок 17

Тематическая контрольная работа по итогам раздела
«Фольклор»
Работа с детскими книгами: «Произведения писателей
о родной природе». Эстетическое восприятие явлений
осенней природы
Создание
осеннего
пейзажа:
краски
и
звуки.
Произведения художников и
композиторов по выбору
Восприятие пейзажной лирики. Слушание стихотворений
об осени

Урок 18
Урок 19
Урок 20
Урок 21

Урок 22

Урок 23

30.09.2025
01.10.2025
02.10.2025
03.10.2025

Сравнение

стихотворений
об осени. На
07.10.2025
примере произведений Ф.И. Тютчева
«Есть в осени первоначальной...», К.Д. Бальмонта
«Осень»
Наблюдение за художественными особенностями текста: 08.10.2025.
настроение,
средства
выразительности
на
примере
текстов А.Н.
Плещеева «Осень наступила...», А.А. Фета «Ласточки
пропали...»
Восприятие осени в произведении М.М. Пришвина
09.10.2025
«Осеннее утро» и других на выбор

Урок 24

Осень в произведениях А.С. Пушкина «Уж небо осенью
дышало...», Г.А. Скребицкого «Четыре художника»

Урок 25

Сравнение стихотворений об осенних листьях разных 14.10.2025
поэтов. А.К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш
бедный сад...» и произведения других поэтов

Урок 26

Тематическое повторение по итогам раздела «Звуки и
краски осенней природы»

Урок 27

Составление устных рассказов «Природа осенью» по 16.10.2025
изученным текстам. Сравнение художественного и
научно-познавательного текстов

Урок 28

Работа с текстом произведения С.В. Михалкова «Быль 17.10.2025
для детей»: осознание темы Великой Отечественной
войны
Патриотическое звучание произведений о Родине. Ф.П. 21.10.2025
Савинов
«Родина» и другие по выбору
Отражение темы Родины в произведении И.С. Никитина 22.10.2025
«Русь»

Урок 29
Урок 30

36

10.10.2025

15.10.2025

Урок 31

Урок 32
Урок 33

Урок 34
Урок 35
Урок 36

Урок 37
Урок 38
Урок 39
Урок 40

Урок 41

Урок 42

Урок 43
Урок 44

Отражение нравственных ценностей в произведениях
о Родине: любовь к родному краю на примере
произведения С.Т. Романовского
«Русь». Почему хлеб всегда связан с трудом, жизнью и
Родиной
Любовь к природе – тема произведений о Родине.
На примере произведения К.Г. Паустовского
«Мещерская сторона»
Анализ заголовка стихотворения А.А. Прокофьева
«Родина» и соотнесение его с главной мыслью
произведения. Понимание главной мысли (идеи) и темы
произведений о Родине
Отражение темы Родины в изобразительном искусстве

23.10.2025

Создание пейзажа в произведениях писателей. В.А.
Жуковский
«Летний вечер»
Тема прихода весны в произведениях В.А. Жуковского
«Жаворонок» и «Приход весны»

07.11.2025

Волшебный мир сказок. А.С. Пушкин «У лукоморья дуб
зеленый...»
Поучительный
смысл сказки А.С. Пушкина
«Сказка о
рыбаке и рыбке».
Характеристика героев
Сравнение
сказки А.С. Пушкина
«Сказка о
рыбаке и
рыбке» с фольклорными
(народными) сказками
Работа с фольклорной (народной) и литературной
(авторской) сказкой: составление плана произведения,
выделение особенностей языка.
Художественные
особенности авторской сказки. «Сказка о рыбаке и
рыбке» А.С. Пушкина

12.11.2025

24.10.2025
05.11.2025

06.11.2025

11.11.2025

13.11.2025
14.11.2025
18.11.2025

Иллюстрации, их назначение в раскрытии содержания 19.11.2025
произведения. Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина,
созданные разными художниками
Сравнение

прозаической
и стихотворной
20.11.2025
басен
И.А.
Крылова
«Лебедь, Щука и Рак» и Л.Н. Толстого «Лев и мышь»
Особенности
басни как жанра литературы.
21.11.2025
Мораль басни как нравственный урок
(поучение)
Представление
темы
«Отношение
человека 25.11.2025
к
животным» в
произведениях писателей (например, Л.Н. Толстой
37

«Котенок»)
Урок 45
Урок 46
Урок 47
Урок 48

Урок 49
Урок 50

Урок 51
Урок 52

Урок 53
Урок 54
Урок 55

Урок 56
Урок 57

Тема семьи в творчестве писателей. На примере
26.11.2025
произведений Л.Н. Толстого «Правда всего дороже»,
«Отец и сыновья»
Характеристика
главного
героя
рассказа.
27.11.2025
Главная
мысль произведения
(идея). Л.Н. Толстой «Филиппок»
Работа с детскими книгами на тему «О братьях наших 28.11.2025
меньших»: составление аннотации
Образы
героев
стихотворных
и
прозаических 02.12.2025
произведений о животных. Какими бывают собаки? И.М.
Пивоварова «Жила-была собака...» Сравнение героев
стихотворения, небылицы и сказки
Отражение
темы
«Дружба
животных»
03.12.2025
в
стихотворении В.Д. Берестова
«Кошкин щенок» и других на выбор
Отражение

нравственно-этических
понятий
04.12.2025
(защита
и
забота о животных) на примере рассказа
М.М. Пришвина «Ребята и утята»
Соотнесение заголовка и главной мысли рассказа Е.И. 05.12.2025
Чарушина
«Страшный рассказ»
Оценка поступков и поведения героя произведения
09.12.2025
Б.С. Житкова
«Храбрый утёнок»
Знакомство
Бианки

с
художниками-иллюстраторами,
анималистами Е.И. Чарушиным, В.В.

10.12.2025

Отражение

образов
животных
в устном
народном творчестве (фольклоре). На
примере русской народной песни «Коровушка»

11.12.2025

Характеристика

героев-животных
в
фольклорных
(народных)
сказках. Чукотская народная сказка «Хвост» и другие на
выбор

12.11.2025

Особенности сказок о животных. На примере русской
народной сказки «Зимовье зверей» и других на выбор

16.12.2025

Фольклорные

17.12.2025

выбору

произведения
России.

38

народов
Произведения по

Урок 58

Урок 59
Урок 60
Урок 61
Урок 62

Урок 63

Урок 64
Урок 65

Сравнение описания героев-животных в фольклорных 18.12.2025
(народных) и
литературных
произведениях.
На
примере произведений К.Д. Ушинского и других на
выбор. В.В. Бианки «Музыкант»
Сравнение

описания
животных
художественном
познавательном тексте

в
и

научно-

Тематическое повторение по итогам раздела «О
братьях наших меньших»

19.12.2025

23.12.2025

Восприятие пейзажной лирики. Слушание стихотворений 24.12.2025
о зиме
Средства
художественной
25.12.2025
выразительности:
сравнение.
Произведения по выбору, например, И.А. Бунин
«Первый снег»
Наблюдение за художественными особенностями текста: 26.12.2025
настроение, средства выразительности на примере
стихотворения Ф.И. Тютчева
«Чародейкою Зимою...»
Сравнение образа зимы в произведениях А.С. Пушкина
27.12.2025
«Вот север, тучи нагоняя...» и С.А. Есенина «Поет зима –
аукает»
Средства художественной выразительности: эпитет. 30.12.2025
Произведения по выбору, например, отрывки из романа
А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Урок 66

Описание игр и зимних забав детей. Произведения
по выбору, например, И.З. Суриков «Детство»

13.01.2026

Урок 67

Картины

зимнего
леса
в рассказе
И.С.
Соколова-Микитова
«Зима в лесу»
Жизнь
животных
зимой:
научнопознавательные
рассказы. Произведения по
выбору, например, Г.А. Скребицкого

14.01.2026

Урок 69

Составление устного рассказа «Краски и звуки зимы» по
изученным текстам

16.01.2026

Урок 70

Тема «Природа зимой» в картинах художников и
произведениях композиторов

20.01.2026

Урок 71

Наблюдение за описанием в художественном тексте.
Произведения по выбору, например, С.В. Михалков
«Новогодняя быль»

21.01.2026

Урок 68

39

15.01.2026

Урок 72

плана
сказки:
части
текста,
их
главные темы. На примере
русской народной сказки «Два мороза»
Фольклорная основа литературной (авторской) сказки
В.И. Даля
«Девочка Снегурочка»
Сравнение сюжетов и героев русской народной сказки
«Снегурочка» и литературной (авторской) сказки В.И.
Даля «Девочка Снегурочка»
Фольклорная
основа
литературной
(авторской) сказки В.Ф. Одоевского
«Мороз Иванович»
Тематическое
повторение
по разделу «Звуки
и
краски
зимней
природы»
Выявление последовательности событий. Составление
вопросного плана. К.И. Чуковский «Федорино горе»

22.01.2026

Урок 78

Чтение по ролям (инсценировка) сказки К.И. Чуковский
«Федорино горе»

03.02.2026

Урок 79

Осознание

04.02.2026

Урок 73
Урок 74
Урок 75
Урок 76
Урок 77

Урок 80

Урок 81
Урок 82
Урок 83
Урок 84

Составление

понятий
друг,
дружба
на
примере
произведений о животных.
Произведения по выбору, например, С.В. Михалков
«Мой щенок»
Средства
художественной
выразительности
в
стихотворениях о весне.
Произведения
по выбору,
например,
А.Л. Барто
«Верёвочка»
Произведения о детях. На примере рассказа Н.Н. Носова
«Затейники»
Характеристика героя, его портрет. Произведения о детях
на выбор, например, Н.Н. Носов «Живая шляпа»

23.01.2026
27.01.2026
28.01.2026
29.01.2026
30.01.2026

05.02.2026

06.02.2026
10.02.2026

Отражение в произведениях нравственно-этических
11.02.2026
понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу.
В.А. Осеева «Синие листья»
Сравнение героев рассказов Н.Н. Носова «На горке» и 12.02.2026
«Заплатка». Оценка поступков героя рассказа

Урок 85

Отражение темы дружбы в рассказах о детях.
Выставка книг: произведения о детях

13.02.2026

Урок 86

Отражение

17.02.2026

понятия
взаимопомощь
в
произведении
А.Л.
Барто
«Катя». Разные точки зрения на одно событие. Ю.И.
40

Ермолаев
«Два пирожных»
Урок 87

18.02.2026

Урок 89

Главный герой: общее представление. Характеристика
героя, его портрет. На примере рассказа В.А. Осеевой
«Волшебное слово»
Выделение главной мысли (идеи): уважение и внимание
к старшему поколению.
Произведения по
выбору,
например,
В.А.
Осеева
«Хорошее»
Оценка поступков героя. В.В. Лунин «Я и Вовка»

Урок 90

Тема дружбы в произведении Е.А. Пермяка

24.02.2026

Урок 91

«Две пословицы». Дружбу помни, а зло забывай
Оценка взаимоотношений взрослых и детей на примере 25.02.2026
рассказа В.А. Осеевой «Почему»

Урок 88

19.02.2026

20.02.2026

Урок 92

Анализ заголовка и соотнесение его с главной мыслью
произведения: В.А. Осеева «Почему»

26.02.2026

Урок 93

Тематическое повторение по итогам раздела «О детях и
дружбе»
Старинные народные весенние праздники
и

27.02.2026

Урок 94

03.03.2026

обряды.
Урок 95

Заклички, веснянки
Народная наблюдательность, выраженная в малых
жанрах устного народного творчества (фольклоре)

04.03.2026

Урок 96

Наблюдение

05.03.2026

Урок 97

за описанием
весны
в
художественном
тексте.
Произведения по выбору, например, А.П. Чехов
«Весной» (отрывок)
Картины весеннего леса в рассказе Г.А.
Скребицкого

06.03.2026

Урок 98

«Четыре художника». Составление плана текста
Картины весеннего леса в рассказе Г.А.
Скребицкого

10.03.2026

Урок 99

«Четыре художника». Средства выразительности
Восприятие пейзажной лирики. Слушание
стихотворений о весне и лете

11.03.2026

41

Урок 100

Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром 12.03.2026
злится...»:
выделение
средств
художественной
выразительности. Устное сочинение «Я рад весне»

Урок 101

Жизнь животных весной: рассказы и сказки писателей

Урок 102

Красота весенней природы, отражённая в лирических 17.03.2026
произведениях. Произведения по выбору, например,
Ф.И. Тютчев «Весенние воды»

Урок 103

Звуки весеннего леса и картины пробуждающейся 19.03.2026
природы в произведениях писателей. Произведения по
выбору, например, Г.А. Скребицкий «Весенняя песня»

Урок 104

Признаки весны, отражённые в произведениях
писателей. Картины весны в стихотворениях разных
поэтов. Сравнение стихотворений
Сравнение образов одуванчика в произведениях О.И.
Высотской
«Одуванчик» и М.М. Пришвина «Золотой луг»
Резервный урок. Восприятие лета в произведении И.З.
Сурикова
«Лето»
Составление устного рассказа «Краски и звуки
весеннего леса» по изученным текстам

24.03.2026

Урок 108

Тематическое

07.04.2026

Урок 109

природы»
Тема «Природа весной» в картинах художников и 08.04.2026
произведениях композиторов. Образы пробуждающейся
природы в живописи и музыке

Урок 110

Характеристика

Урок 105
Урок 106
Урок 107

Урок 111

Урок 112

Урок 113

повторение
«Звуки

по
и

итогам раздела
краски весенней

13.03.2026

25.03.2026
26.03.2026
27.03.2026

особенностей
колыбельных
09.04.2026
народных
песен:
интонационный рисунок
Сравнение
народной
колыбельной
песни
10.04.2026
и
стихотворения А.А.
Плещеева «Песня матери»: любовь и переживание
матери
Нравственные семейные ценности в фольклорных 14.04.2026
(народных) сказках. Произведения по выбору, например,
татарская народная сказка «Три дочери»
Международный женский день – тема художественных
произведений

42

15.04.2026

Урок 114

Урок 115
Урок 116
Урок 117
Урок 118

Урок 119
Урок 120

Восприятие произведений о маме: проявление любви 16.04.2026
и радости общения.
Произведения по
выбору,
например,
А.П.
Плещеев
«В бурю»
Отражение темы «День Победы» в произведениях С.А. 17.04.2026
Баруздина
«Салют» и С.А. Васильева «Белая берёза»
Тематическое повторение по итогам раздела «О
21.04.2026
наших близких, о семье»
Работа с детскими книгами на тему «О наших
22.04.2026
близких, о семье»: выбор книг на основе тематической
картотеки
Резервный
урок.
Шутливое
искажение 23.04.2026
действительности. На примере произведений А.И.
Введенского «Ученый Петя», Д.И. Хармса «Врун»
Резервный урок. Средства создания комического в
24.04.2025
произведении. На примере произведения Э.Н. Успенского
«Над нашей квартирой»
Герои литературной (авторской) сказки. На примере
произведения Э.Н. Успенского «Чебурашка»

28.04.2026

Урок 121

Выделение главной мысли (идеи) рассказа В.Ю.
Драгунского «Тайное становится явным»

29.04.2026

Урок 122

Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. 30.04.2026
Произведения по выбору, например, английская народная
сказка «Как Джек ходил счастье искать»

Урок 123

Хитрец и глупец в фольклорных (народных) сказках. 06.05.2026
Произведения по выбору, например, норвежская сказка
«Лис Миккель и медведь Бамсе» и русская народная
сказка «Вершки и корешки»

Урок 124
Урок 125
Урок 126
Урок 127

Отражение темы дружбы в сказке братьев Гримм
«Бременские музыканты»

07.05.2026

Работа

08.05.2026

со сказкой
братьев
Гримм
«Бременские
музыканты»: составление
плана произведения
Работа с детскими книгами на тему «Зарубежные
сказочники»: соотнесение иллюстраций с содержанием
сказок
Фантазёры

и мечтатели
– герои
произведений.
Произведения по
выбору, например, английские народные песенки
43

12.05.2026
13.05.2026

Урок 128

Особенности

построения
сказки
Перро

волшебной
Ш.

Урок 129

«Кот в сапогах»
Характеристика героев сказки Ш. Перро «Кот в сапогах»

Урок 130

Х.-К. Андерсен – известный писатель-сказочник.
Знакомство с его произведениями. Сказка «Огниво»

Урок 131

Выделение

Урок 132
Урок 133
Урок 134
Урок 135

15.05.2026
19.05.2026

главной
мысли
(идеи)
сказки
20.05.2026
Х.-К.
Андерсена
«Пятеро из одного стручка» и других его сказок на выбор
Тематическое повторение по итогам раздела
21.05.2026
«Зарубежные писатели- сказочники»
Резервный урок. Повторение по итогам изученного во 2
классе
Книга как источник необходимых знаний. На примере
произведения Г.А. Ладонщикова «Лучший друг»
Ориентировка
иллюстрация

Урок 136

14.05.2026

в
книге:
содержание,

обложка,
аннотация,

Резервный урок. Выбор книг на основе
рекомендательного списка: летнее чтение

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ: 136,
из них уроков, отведённых на контрольные работы, – не более 13

44

22.05.2026
26.05.2026

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литературное чтение:2-й класс: учебник: в 2 частях, 2 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.,
Голованова М.В. и другие, «Просвещение», г. Москва, 2024 г
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические разработки по литературному чтению к учебнику «Литературное чтение» 2
класс, УМК "Школа России"
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК
Учи.ру

45


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».