Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоозерновская средняя школа города Евпатории Республики Крым»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Окружающий мир»
для 1 класса
(соответствует федеральной образовательной
программе учебного предмета «Окружающий мир»
начального общего образования), утвержденной приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023г. №370 и
приказом от 09.10.2024 г. №704)
2025 г.
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область
«Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной
рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира,
место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым
результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного
изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования
составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы
воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам
обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение
следующих целей:
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на
основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду
обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственноэтических понятий, представленных в содержании программы по окружающему
миру;
формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления,
приверженности здоровому образу жизни;
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной
практике,
связанной
как
с
поисково-исследовательской
деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим
использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной,
художественной деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской
Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству,
определённому этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской
Федерации;
2
освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в
социуме;
обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к
социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение
опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с
экологическими нормами поведения;
становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного
отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и
индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе,
ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих
ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество»,
«Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех
указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся
способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе
следующих ведущих идей:
раскрытие роли человека в природе и обществе;
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и
природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его
самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет
270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3
класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.
3
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный
коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной
помощи.
Совместная деятельность с одноклассниками – учёба, игры, отдых. Рабочее место
школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза;
освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте.
Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их
профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых.
Домашний адрес.
Россия – наша Родина. Москва – столица России. Символы России (герб, флаг,
гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего
населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края.
Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа
Природа – среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком.
Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая
и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение
температуры воздуха (воды) по термометру.
Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила
нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое
описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части
растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень,
стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.).
Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизнедеятельности
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и
личной гигиены. Правила использования электронных средств, оснащенных экраном.
Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми
плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные
знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).
Безопасность
в
информационно-телекоммуникационной
сети
Интернет
(электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого
доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 1 классе способствует освоению на
пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных
универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
4
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий способствуют формированию умений:
сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость
изменений в живой природе от состояния неживой природы;
приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые,
рыбы, птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в
пределах изученного);
приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их,
устанавливать различия во внешнем виде.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий
способствует формированию умений:
понимать, что информация может быть представлена в разной форме – текста,
иллюстраций, видео, таблицы;
соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы,
дополнять ответы участников; уважительно от носиться к разным мнениям;
воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её
столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России;
соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью
народу РФ, описывать предмет по предложенному плану;
описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё
отношение к природным явлениям;
сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового
образа жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание,
безопасность использования бытовых электроприборов);
оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах
другими детьми, выполнять самооценку;
анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня,
организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил
пользования электро- и газовыми приборами.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться,
справедливо
распределять
работу,
определять
нарушение
правил
взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты.
5
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют
готовность
обучающихся
руководствоваться
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального
опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание
особой роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны,
уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной
культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей
среде (в том числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью.
6
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки
участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих
ей вред.
Ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
проявление
познавательного
интереса,
активности,
инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе
с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной
среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся
действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать
связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие;
изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для
сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи
на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или
сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе
(живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме
7
(лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его
результаты и др.);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть
– целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник
получения информации с учётом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном
виде, согласно заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основе предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему,
таблицу, иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого
доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью
учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей
правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное
отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о
природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов
наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных
объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст,
рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
8
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по
решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью
учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать
способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для
здоровья и жизни.
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с
оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала
по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и
оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не
допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия
взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии
членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение
к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного
поведения в социуме и на природе;
воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и
праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий;
различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и
природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод,
семя), группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае
дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные
9
явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы
животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее
существенные признаки;
применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и
индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе
своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять
температуру воздуха) и опыты под руководством учителя;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к
природе; правила поведения в быту, в общественных местах;
соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время
наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;
соблюдать правила использования электронных средств, оснащённых экраном;
соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
с помощью взрослых (учителя, родители) пользоваться электронным дневником
и электронными ресурсами школы.
10
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Раздел 1. Человек и общество
1.1
Школа. Школьная жизнь.
3
1.2
Семья. Взаимоотношения и
взаимопомощь в семье.
2
1.3
Россия - наша Родина.
11
Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа
Природа - среда обитания человека.
2.1
Взаимосвязи между человеком и
природой.
Растительный мир. Растения
2.2
ближайшего окружения.
Мир животных. Разные группы
2.3
животных.
Итого по разделу
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Режим дня школьника.
Безопасность в быту, безопасность
пешехода, безопасность в сети Интернет
Итого по разделу
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
3.2
https://lib.myschool.edu.ru
https://uchi.ru
https://lib.myschool.edu.ru
https://uchi.ru
https://lib.myschool.edu.ru
https://uchi.ru
16
13
1
https://lib.myschool.edu.ru
https://uchi.ru
9
1
https://lib.myschool.edu.ru
https://uchi.ru
https://lib.myschool.edu.ru
https://uchi.ru
15
37
https://lib.myschool.edu.ru
https://uchi.ru
https://lib.myschool.edu.ru
https://uchi.ru
3
4
7
6
66
https://uchi.ru
0
11
2
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Практи
ческие
работы
Всего
Дата
изучения
План
1
Мы – школьники. Адрес школы.
Знакомство со школьными
помещениями
2
Наша страна – Россия, Российская
Федерация. Что такое Родина?
3
Наша Родина: от края и до края.
Символы России
4
Народы России. Народов дружная
семья
5
Путешествие по родному краю
6
Отражение в предметах декоративного
искусства природных условий жизни и
традиций народов РФ
7
Столица России ‒ Москва.
Достопримечательности Москвы
1
03.09
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
10.09
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
12.09
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
17.09
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
19.09
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
24.09
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
1
1
1
1
12
Факт
05.09
1
1
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
8
Что такое окружающий мир? Что
природа даёт человеку?
9
Объекты живой природы. Сравнение
объектов неживой и живой природы:
выделение различий
10
Дикорастущие и культурные растения
вокруг нас. Сходство и различия
дикорастущих и культурных растений
11
Явления и объекты неживой природы
12
Природа и человек. Природные
материалы и изделия из них. Наше
творчество
13
Что мы знаем о растениях? Что
общего у разных растений?
14
Части растения. Название, краткая
характеристика значения для жизни
растения
15
Комнатные растения. Растения в
твоём доме: краткое описание
1
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
1
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
26.09
01.10
03.10
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
08.10
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
10.10
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
15.10
1
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
1
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
1
1
1
17.10
22.10
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
24.10
https://606.su/y4dC
https://606.su/piWC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
1
1
16
Как мы ухаживаем за растениями
(практическая работа)
1
17
Разнообразие растений: узнавание,
называние, краткое описание
1
05.11
13
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
18
Особенности лиственных растений:
узнавание, краткое описание.
Лиственные растения нашего края
19
Особенности хвойных растений:
узнавание, краткое описание. Хвойные
растения нашего края
20
Мир животных: насекомые
(узнавание, называние). Главная
особенность этой группы животных
21
Насекомые: сравнение, краткое
описание внешнего вида
22
Какие звери живут в морях и океанах?
Морские звери: узнавание, называние,
краткое описание
23
Мир животных: рыбы пресных и
солёных водоёмов (сравнение, краткое
описание)
24
Мир животных: птицы (узнавание,
называние). Главная особенность этой
группы животных
25
Где обитают птицы, чем они
питаются. Птицы: сравнение места
обитания, способа питания
26
Мир животных: звери (узнавание,
называние, сравнение, краткое
описание)
1
27
Мир животных: чем похожи все звери:
главная особенность этой группы
1
1
07.11
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
12.11
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
14.11
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
19.11
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
21.11
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
26.11
1
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
1
28.11
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
03.12
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
1
1
1
1
1
14
05.12
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
10.12
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
животных. Забота зверей о своих
детёнышах
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
28
Знакомься: электронные ресурсы
школы
1
29
Ты – пешеход!
1
12.12
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
17.12
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
19.12
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
24.12
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
26.12
30
Знаки дорожного движения
31
Родной край – малая Родина.
Первоначальные сведения о родном
крае: название. Моя малая родина
1
32
Культурные объекты родного края
1
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
33
Домашние и дикие животные.
Различия в условиях жизни
1
14.01
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
34
Резервный урок. Повторение
изученного по разделу "Человек и
общество"
16.01
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
35
Семья – коллектив. Права и
обязанности членов семьи
1
36
Значение природы в жизни людей
1
37
Бытовые электрические и газовые
приборы: правила безопасного
1
1
1
21.01
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
23.01
https://606.su/y4dC
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
28.01
15
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
использования. Поведение в
экстремальных ситуациях. Номера
телефонов экстренных служб
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
38
Наблюдение за погодой. Анализ
результатов наблюдений
30.01
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
39
Что такое термометр. Измерение
температуры воздуха и воды как
способы определения состояния
погоды
04.02
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
40
Практические занятия: измерение
температуры воздуха и воды в разных
условиях (в комнате, на улице)
41
Резервный урок. Откуда в снежках
грязь?
1
1
1
06.02
https://606.su/y4dC
https://606.su/piWC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
11.02
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
13.02
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
18.02
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
1
1
42
Как живут растения?
1
43
Многообразие мира животных. Какие
животные живут в нашем регионе?
1
44
Времена года: наблюдения за
особенностью погоды, жизнью
растительного и животного мира
осенью
45
Резервный урок. Откуда берётся и
куда девается мусор?
20.02
1
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
1
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
04.03
16
46
Классный коллектив. Мои друзья –
одноклассники. Правила совместной
деятельности
47
Учебный класс. Рабочее место
школьника. Режим учебного труда,
отдыха
48
Времена года: наблюдения за
особенностью погоды, жизнью
растительного и животного мира
зимой
49
Мир животных. Где живут белые
медведи?
1
50
Мир животных. Где живут слоны?
1
51
Мир животных. Перелётные и
зимующие птицы. Где зимуют птицы?
52
Декоративное творчество народов,
которое воплотилось в одежде,
предметах быта, игрушках
1
53
Труд людей родного края
1
54
Семейные поколения. Моя семья в
прошлом и настоящем
1
55
Резервный урок. Повторение
изученного по разделу "Человек и
природа"
1
56
Мир животных. Почему мы любим
кошек и собак?
1
06.03
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
11.03
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
1
1
13.03
1
1
25.03
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
27.03
https://606.su/y4dC
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
08.04
17
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
10.04
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
15.04
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
17.04
https://606.su/y4dC
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
22.04
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
24.04
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
57
Прогулки на природе. Правила
поведения в природе
1
29.04
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
58
Зачем нужна вежливость?
1
06.05
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
59
Режим дня первоклассника.
Правильное сочетание труда и отдыха
в режиме первоклассника
08.05
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
60
Правила здорового питания. Состав
пищи, обеспечивающий рост и
развитие ребенка 6-7 лет. Правила
поведения за столом
61
62
63
Предметы личной гигиены.
Закаливание организма солнцем,
воздухом, водой. Условия и правила
закаливания
Времена года: наблюдения за
особенностью погоды, жизнью
растительного и животного мира
весной
Резервный урок. Зачем люди
осваивают космос?
64
Труд и быт людей в разные времена
года
1
13.05
1
15.05
1
20.05
1
22.05
1
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
1
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
65
Кто заботится о домашних животных
Профессии людей, которые заботятся
о животных. Мои домашние питомцы
1
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
66
Резервный урок. Повторение
изученного в 1 классе
1
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
66
2
18
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1 КЛАСС
Код
Проверяемые предметные результаты освоения основной
проверяемого
образовательной программы начального общего образования
результата
Человек и общество
называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству,
1
профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать
2
правила нравственного поведения в социуме и на природе
3
воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны
приводить примеры культурных объектов родного края, школьных
4
традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий
Человек и природа
различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные
человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель,
5
лист, цветок, плод, семя), группы животных (насекомые, рыбы, птицы,
звери)
описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в
родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних
6
животных; сезонные явления в разные времена года; деревья,
кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы,
птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки
применять правила ухода за комнатными растениями и домашними
7
животными
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные
групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными
8
изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе
вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под
руководством учителя
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и
9
обществе
оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное
10
отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных
местах
Правила безопасной жизнедеятельности
соблюдать правила безопасности на учебном месте обучающегося; во
11
время наблюдений и опытов;
12
соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения пешехода; соблюдать
13
правила безопасного поведения в природе
безопасно пользоваться бытовыми электроприборами; соблюдать
правила использования электронных средств, оснащенных экраном; с
14
помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным
дневником и электронными образовательными и информационными
ресурсами.
19
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ 1 КЛАСС
Код
Проверяемый элемент содержания
1
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный
1.1
коллектив
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной
1.2
помощи
1.3
Совместная деятельность с одноклассниками ‒ учёба, игры, отдых
Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного
1.4
оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на
учебном месте
1.5
Режим труда и отдыха
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их
1.6
профессии. Домашний адрес
1.7
Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых
Россия ‒ наша Родина. Москва ‒ столица России. Символы России (герб, флаг,
1.8
гимн). Народы России
Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта
1.9
(города, села), региона. Культурные объекты родного края
1.10 Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме
2
Человек и природа
2.1
Природа ‒ среда обитания человека. Неживая и живая природа
Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное
2.2
отношение к предметам, вещам, уход за ними
Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение
2.3
температуры воздуха (воды) по термометру
2.4
Сезонные изменения в природе
Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и
2.5
безопасного поведения в природе
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние,
2.6
краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и
культурные растения
Части растения (название, краткая характеристика значения для жизни
2.7
растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя
2.8
Комнатные растения, правила содержания и ухода
Мир животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и
2.9
другие). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о
домашних питомцах
3
Правила безопасной жизнедеятельности
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и
3.1
личной гигиены
Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами,
3.2
газовыми плитами
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные
3.3
знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы)
Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы
3.4 школы)
в
условиях
контролируемого
доступа
в
информационнотелекоммуникационную сеть Интернет
20
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир (в 2 частях), 1 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
• Окружающий мир : 1-й класс : методические рекоменда-ции : учебное пособие
/ Л. Л. Тимофеева, И. В. Бутримова. — 4-е изд., перераб. — Москва :
Просвещение.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека цифрового образовательного контента
https://lib.myschool.edu.ru
Образовательный портал на базе интерактивной платформы для обучения детей
https://uchi.ru
Открытый урок
https://urok.1sept.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/
Открытая сеть работников образования
https://nsportal.ru/
21