РП Окр.мир 1 кл 2025-2026

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоозерновская средняя школа города Евпатории Республики Крым»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Окружающий мир»
для 1 класса

(соответствует федеральной образовательной
программе учебного предмета «Окружающий мир»
начального общего образования), утвержденной приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023г. №370 и
приказом от 09.10.2024 г. №704)

2025 г.
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область
«Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной
рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира,
место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым
результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного
изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования
составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы
воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам
обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение
следующих целей:
 формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на
основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду
обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственноэтических понятий, представленных в содержании программы по окружающему
миру;
 формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления,
приверженности здоровому образу жизни;
 развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной
практике,
связанной
как
с
поисково-исследовательской
деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим
использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной,
художественной деятельности;
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской
Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству,
определённому этносу;
 проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской
Федерации;

2



освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в
социуме;
 обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к
социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение
опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с
экологическими нормами поведения;
 становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного
отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и
индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе,
ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих
ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество»,
«Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех
указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся
способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе
следующих ведущих идей:
 раскрытие роли человека в природе и обществе;
 освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и
природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его
самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет
270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3
класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.

3

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный
коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной
помощи.
Совместная деятельность с одноклассниками – учёба, игры, отдых. Рабочее место
школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза;
освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте.
Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их
профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых.
Домашний адрес.
Россия – наша Родина. Москва – столица России. Символы России (герб, флаг,
гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего
населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края.
Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа
Природа – среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком.
Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая
и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение
температуры воздуха (воды) по термометру.
Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила
нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое
описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части
растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень,
стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.).
Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизнедеятельности
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и
личной гигиены. Правила использования электронных средств, оснащенных экраном.
Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми
плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные
знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).
Безопасность
в
информационно-телекоммуникационной
сети
Интернет
(электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого
доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 1 классе способствует освоению на
пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных
универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
4

Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий способствуют формированию умений:
 сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость
изменений в живой природе от состояния неживой природы;
 приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые,
рыбы, птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в
пределах изученного);
 приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их,
устанавливать различия во внешнем виде.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий
способствует формированию умений:
 понимать, что информация может быть представлена в разной форме – текста,
иллюстраций, видео, таблицы;
 соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
 в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы,
дополнять ответы участников; уважительно от носиться к разным мнениям;
 воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её
столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России;
 соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью
народу РФ, описывать предмет по предложенному плану;
 описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё
отношение к природным явлениям;
 сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
 сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового
образа жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание,
безопасность использования бытовых электроприборов);
 оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах
другими детьми, выполнять самооценку;
 анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня,
организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил
пользования электро- и газовыми приборами.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
 соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться,
справедливо
распределять
работу,
определять
нарушение
правил
взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты.

5

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют
готовность
обучающихся
руководствоваться
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального
опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание
особой роли многонациональной России в современном мире;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края;
 проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны,
уважения к своему и другим народам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;
 применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
 понимание особой роли России в развитии общемировой художественной
культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей
среде (в том числе информационной);
 приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью.
6

Трудового воспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки
участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям.
Экологического воспитания:
 осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих
ей вред.
Ценности научного познания:
 осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
 проявление
познавательного
интереса,
активности,
инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе
с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
 понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной
среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся
действительности;
 на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать
связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие;
изменения во времени и в пространстве);
 сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для
сравнения, устанавливать аналогии;
 объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
 определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи
на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
 проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
 определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или
сходных ситуациях;
 моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе
(живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме
7

(лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его
результаты и др.);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть
– целое, причина – следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
 использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник
получения информации с учётом учебной задачи;
 находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном
виде, согласно заданному алгоритму;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основе предложенного учителем способа её проверки;
 находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
 читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему,
таблицу, иллюстрацию);
 соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого
доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью
учителя);
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников;
 признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей
правоты;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное
отношение к собеседнику;
 использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о
природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
 конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов
наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
 находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных
объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
 готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст,
рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
8



планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по
решению учебной задачи;
 выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
 находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
 корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью
учителя);
 предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать
способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для
здоровья и жизни.
 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с
оценкой учителя;
 оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
 понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала
по окружающему миру);
 коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и
оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не
допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия
взрослого;
 ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
 называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии
членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение
к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного
поведения в социуме и на природе;
 воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
 приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и
праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий;
 различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и
природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод,
семя), группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
 описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае
дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные
9













явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы
животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее
существенные признаки;
применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и
индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе
своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять
температуру воздуха) и опыты под руководством учителя;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к
природе; правила поведения в быту, в общественных местах;
соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время
наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;
соблюдать правила использования электронных средств, оснащённых экраном;
соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
с помощью взрослых (учителя, родители) пользоваться электронным дневником
и электронными ресурсами школы.

10

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Раздел 1. Человек и общество
1.1

Школа. Школьная жизнь.

3

1.2

Семья. Взаимоотношения и
взаимопомощь в семье.

2

1.3

Россия - наша Родина.

11

Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа
Природа - среда обитания человека.
2.1
Взаимосвязи между человеком и
природой.
Растительный мир. Растения
2.2
ближайшего окружения.
Мир животных. Разные группы
2.3
животных.
Итого по разделу
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

Режим дня школьника.

Безопасность в быту, безопасность
пешехода, безопасность в сети Интернет
Итого по разделу
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

3.2

https://lib.myschool.edu.ru
https://uchi.ru
https://lib.myschool.edu.ru
https://uchi.ru
https://lib.myschool.edu.ru
https://uchi.ru

16

13

1

https://lib.myschool.edu.ru
https://uchi.ru

9

1

https://lib.myschool.edu.ru
https://uchi.ru
https://lib.myschool.edu.ru
https://uchi.ru

15
37

https://lib.myschool.edu.ru
https://uchi.ru
https://lib.myschool.edu.ru
https://uchi.ru

3
4
7
6
66

https://uchi.ru

0
11

2

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Практи
ческие
работы

Всего

Дата
изучения
План

1

Мы – школьники. Адрес школы.
Знакомство со школьными
помещениями

2

Наша страна – Россия, Российская
Федерация. Что такое Родина?

3

Наша Родина: от края и до края.
Символы России

4

Народы России. Народов дружная
семья

5

Путешествие по родному краю

6

Отражение в предметах декоративного
искусства природных условий жизни и
традиций народов РФ

7

Столица России ‒ Москва.
Достопримечательности Москвы

1

03.09

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

10.09

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

12.09

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

17.09

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

19.09

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

24.09

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

1

1

1

1

12

Факт

05.09

1

1

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

8

Что такое окружающий мир? Что
природа даёт человеку?

9

Объекты живой природы. Сравнение
объектов неживой и живой природы:
выделение различий

10

Дикорастущие и культурные растения
вокруг нас. Сходство и различия
дикорастущих и культурных растений

11

Явления и объекты неживой природы

12

Природа и человек. Природные
материалы и изделия из них. Наше
творчество

13

Что мы знаем о растениях? Что
общего у разных растений?

14

Части растения. Название, краткая
характеристика значения для жизни
растения

15

Комнатные растения. Растения в
твоём доме: краткое описание

1

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

1

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

26.09

01.10
03.10

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

08.10

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

10.10

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

15.10

1

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

1

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

1

1

1

17.10
22.10

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

24.10

https://606.su/y4dC
https://606.su/piWC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

1
1

16

Как мы ухаживаем за растениями
(практическая работа)

1

17

Разнообразие растений: узнавание,
называние, краткое описание

1

05.11
13

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE

https://resh.edu.ru/subject/43/1/

18

Особенности лиственных растений:
узнавание, краткое описание.
Лиственные растения нашего края

19

Особенности хвойных растений:
узнавание, краткое описание. Хвойные
растения нашего края

20

Мир животных: насекомые
(узнавание, называние). Главная
особенность этой группы животных

21

Насекомые: сравнение, краткое
описание внешнего вида

22

Какие звери живут в морях и океанах?
Морские звери: узнавание, называние,
краткое описание

23

Мир животных: рыбы пресных и
солёных водоёмов (сравнение, краткое
описание)

24

Мир животных: птицы (узнавание,
называние). Главная особенность этой
группы животных

25

Где обитают птицы, чем они
питаются. Птицы: сравнение места
обитания, способа питания

26

Мир животных: звери (узнавание,
называние, сравнение, краткое
описание)

1

27

Мир животных: чем похожи все звери:
главная особенность этой группы

1

1

07.11

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

12.11

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

14.11

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

19.11

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

21.11

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

26.11

1

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

1

28.11

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

03.12

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

1

1

1

1

1

14

05.12

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

10.12

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE

животных. Забота зверей о своих
детёнышах

https://resh.edu.ru/subject/43/1/

28

Знакомься: электронные ресурсы
школы

1

29

Ты – пешеход!

1

12.12

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

17.12

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

19.12

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

24.12

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

26.12

30

Знаки дорожного движения

31

Родной край – малая Родина.
Первоначальные сведения о родном
крае: название. Моя малая родина

1

32

Культурные объекты родного края

1

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

33

Домашние и дикие животные.
Различия в условиях жизни

1

14.01

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

34

Резервный урок. Повторение
изученного по разделу "Человек и
общество"

16.01

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

35

Семья – коллектив. Права и
обязанности членов семьи

1

36

Значение природы в жизни людей

1

37

Бытовые электрические и газовые
приборы: правила безопасного

1

1

1

21.01

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

23.01

https://606.su/y4dC
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

28.01
15

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE

использования. Поведение в
экстремальных ситуациях. Номера
телефонов экстренных служб

https://resh.edu.ru/subject/43/1/

38

Наблюдение за погодой. Анализ
результатов наблюдений

30.01

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

39

Что такое термометр. Измерение
температуры воздуха и воды как
способы определения состояния
погоды

04.02

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

40

Практические занятия: измерение
температуры воздуха и воды в разных
условиях (в комнате, на улице)

41

Резервный урок. Откуда в снежках
грязь?

1

1

1

06.02

https://606.su/y4dC
https://606.su/piWC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

11.02

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

13.02

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

18.02

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

1

1

42

Как живут растения?

1

43

Многообразие мира животных. Какие
животные живут в нашем регионе?

1

44

Времена года: наблюдения за
особенностью погоды, жизнью
растительного и животного мира
осенью

45

Резервный урок. Откуда берётся и
куда девается мусор?

20.02

1

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

1

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

04.03

16

46

Классный коллектив. Мои друзья –
одноклассники. Правила совместной
деятельности

47

Учебный класс. Рабочее место
школьника. Режим учебного труда,
отдыха

48

Времена года: наблюдения за
особенностью погоды, жизнью
растительного и животного мира
зимой

49

Мир животных. Где живут белые
медведи?

1

50

Мир животных. Где живут слоны?

1

51

Мир животных. Перелётные и
зимующие птицы. Где зимуют птицы?

52

Декоративное творчество народов,
которое воплотилось в одежде,
предметах быта, игрушках

1

53

Труд людей родного края

1

54

Семейные поколения. Моя семья в
прошлом и настоящем

1

55

Резервный урок. Повторение
изученного по разделу "Человек и
природа"

1

56

Мир животных. Почему мы любим
кошек и собак?

1

06.03

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

11.03

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

1

1
13.03

1

1

25.03

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

27.03

https://606.su/y4dC
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

08.04

17

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

10.04

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

15.04

https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

17.04

https://606.su/y4dC
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

22.04

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

24.04

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE

57

Прогулки на природе. Правила
поведения в природе

1

29.04

https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

58

Зачем нужна вежливость?

1

06.05

https://resh.edu.ru/subject/43/1/

59

Режим дня первоклассника.
Правильное сочетание труда и отдыха
в режиме первоклассника

08.05

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

60

Правила здорового питания. Состав
пищи, обеспечивающий рост и
развитие ребенка 6-7 лет. Правила
поведения за столом

61

62

63

Предметы личной гигиены.
Закаливание организма солнцем,
воздухом, водой. Условия и правила
закаливания
Времена года: наблюдения за
особенностью погоды, жизнью
растительного и животного мира
весной
Резервный урок. Зачем люди
осваивают космос?

64

Труд и быт людей в разные времена
года

1

13.05

1

15.05

1
20.05

1
22.05

1

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

1

https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

65

Кто заботится о домашних животных
Профессии людей, которые заботятся
о животных. Мои домашние питомцы

1

https://606.su/y4dC
https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

66

Резервный урок. Повторение
изученного в 1 классе

1

https://606.su/x8RE
https://resh.edu.ru/subject/43/1/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

66

2

18

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1 КЛАСС
Код
Проверяемые предметные результаты освоения основной
проверяемого
образовательной программы начального общего образования
результата
Человек и общество
называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству,
1
профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать
2
правила нравственного поведения в социуме и на природе
3
воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны
приводить примеры культурных объектов родного края, школьных
4
традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий
Человек и природа
различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные
человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель,
5
лист, цветок, плод, семя), группы животных (насекомые, рыбы, птицы,
звери)
описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в
родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних
6
животных; сезонные явления в разные времена года; деревья,
кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы,
птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки
применять правила ухода за комнатными растениями и домашними
7
животными
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные
групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными
8
изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе
вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под
руководством учителя
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и
9
обществе
оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное
10
отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных
местах
Правила безопасной жизнедеятельности
соблюдать правила безопасности на учебном месте обучающегося; во
11
время наблюдений и опытов;
12
соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения пешехода; соблюдать
13
правила безопасного поведения в природе
безопасно пользоваться бытовыми электроприборами; соблюдать
правила использования электронных средств, оснащенных экраном; с
14
помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным
дневником и электронными образовательными и информационными
ресурсами.

19

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ 1 КЛАСС
Код
Проверяемый элемент содержания
1
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный
1.1
коллектив
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной
1.2
помощи
1.3
Совместная деятельность с одноклассниками ‒ учёба, игры, отдых
Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного
1.4
оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на
учебном месте
1.5
Режим труда и отдыха
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их
1.6
профессии. Домашний адрес
1.7
Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых
Россия ‒ наша Родина. Москва ‒ столица России. Символы России (герб, флаг,
1.8
гимн). Народы России
Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта
1.9
(города, села), региона. Культурные объекты родного края
1.10 Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме
2
Человек и природа
2.1
Природа ‒ среда обитания человека. Неживая и живая природа
Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное
2.2
отношение к предметам, вещам, уход за ними
Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение
2.3
температуры воздуха (воды) по термометру
2.4
Сезонные изменения в природе
Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и
2.5
безопасного поведения в природе
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние,
2.6
краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и
культурные растения
Части растения (название, краткая характеристика значения для жизни
2.7
растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя
2.8
Комнатные растения, правила содержания и ухода
Мир животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и
2.9
другие). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о
домашних питомцах
3
Правила безопасной жизнедеятельности
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и
3.1
личной гигиены
Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами,
3.2
газовыми плитами
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные
3.3
знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы)
Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы
3.4 школы)
в
условиях
контролируемого
доступа
в
информационнотелекоммуникационную сеть Интернет
20

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир (в 2 частях), 1 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
• Окружающий мир : 1-й класс : методические рекоменда-ции : учебное пособие
/ Л. Л. Тимофеева, И. В. Бутримова. — 4-е изд., перераб. — Москва :
Просвещение.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека цифрового образовательного контента
https://lib.myschool.edu.ru
Образовательный портал на базе интерактивной платформы для обучения детей
https://uchi.ru
Открытый урок
https://urok.1sept.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/
Открытая сеть работников образования
https://nsportal.ru/

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».