История поселка

27.03.2023

Ранняя история

       Наиболее ранние следы пребывания человека в районе современного Новоозёрного, были обнаружены археологом Павлом Николаевичем Шульцем. На берегах озера Донузлав были исследованы стоянки, относящиеся к концу медного века и к бронзовому веку. Также здесь выявлены памятники более поздних времён. Вероятно, киммерийские (9-8 века до нашей эры) остатки жилых и хозяйственных сооружений с обломками керамики, костями домашних животных и других памятников обнаружены у села Владимировка. Погребения племён кизил-кобинской культуры (5-4 века до нашей эры) были обнаружены у села Водопойного.

     В дальнейшем история данной местности была связана с древнегреческими городами КеркинитидаКалос Лимен и Херсонес. В Средние века через территорию Новоозёрного проходил путь из варяг в греки. Также осуществлялось возвращение в Киев части войска Владимира Святославича после его похода в Херсонес.

На территории современного Новоозёрного раньше было село Ибраш-Эли со своей мечетью, которое существовало до конца XIX века.

 

                                                                    Вид на центр Новоозёрного

       Современная история территории посёлка связана с созданием в 1960-х годах бухты крупного морского военного порта. Однако, основной предпосылкой строительства Новоозёрного стало соединение озера Донузлав с Чёрным морем, в результате чего озеро превратилось в удобный порт. Идею строительства порта в Донузлаве выдвинул начальник Евпаторийского морского порта Сергей Гаврилович Балабанов. В те годы Черноморское морское пароходство страдало недостатком грузовых портов.

    Но решением ЦК КПСС и СМ СССР Донузлав был передан Министерству обороны СССР для создания части Крымской военно-морской базы. Гражданским морякам достался лишь участок Евпаторийского порта, занятый добычей песка со дна озера.

       В октябре 1965 года в глубоководное озеро Донузлав из Поти были передислоцированы первые военные корабли — малые противолодочные корабли МПК-8 и МПК-110 307-го дивизиона 20-й дивизии охраны водного района ОВР. В соответствии с директивой командования экипаж был направлен в воды Донузлава для определения нового места базирования и создания запасного стратегического командного пункта флота.
      В ноябре 1971 года началось строительство жилого фонда, первым был построен пятиэтажный дом № 8 по нынешнему проспекту Героев Десантников. В 1972 году Новоозёрное решением 
Сакского райисполкома оформлено как село Сакского района Крымской области УССР. Название населённого пункта обсуждалось на конкурсе, где предлагались различные названия, в том числе Степной, Озёрный, Долина Ветров и Город на озере. В 1972 году посёлку присвоено его нынешнее название.

      Застройка посёлка проводилась по образцу советской градостроительной практики второй половины XX века. К 1974 году были построены общежитие, гостиница и средняя, в 1977 году построен детский сад. К 1983 году в посёлке построено 32 жилых дома.

      В советский период Новоозёрное оставался закрытым военным посёлком, свободное посещение которого посторонними было ограничено. Проживали в нём военнослужащие и гражданские специалисты Черноморского флота и члены их семей.

       Одним из главных богатств Новоозёрного является благоприятное экологическое положение в Западном Крыме. Так как он находится у озера Донузлав, которое впадает в Чёрное море. Главным богатством в регионе является чистый степной воздух. Состав воды — представляет собою смесь рапы с лимана, а также морской и родниковой воды. На территории Новоозёрного есть залежи глины и известняка. Со дна Донузлава также добывают песок, что вредит экологической ситуации.

       В регионе есть все условия для развития промышленного морского и озёрного рыболовного хозяйства, крупного и мелкого животноводства, овцеводства с созданием перерабатывающих предприятий в промышленной зоне посёлков Новоозёрного и Мирного, а также развития санаторно-курортного лечения и отдыха. В акватории озера производится разведение и добыча мидии — полезного деликатесного продукта.

   

     26 апреля 2011 года на территории парка «Приморский» был открыт памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, к 25-й годовщине трагедии на ЧАЭС. Через два года, 25 апреля 2013 года, памятник «Колокол Чернобыля» был перенесен из парка в сквер за территорией рынка.

  

   7 августа 2014 года на митинге, посвящённому Дню воинской славы Россиипредседателем Государственного Совета Республики Крым Владимиром Константиновым открыт памятный знак затопленным кораблям, которые блокировали выход кораблям Военно-морских сил Украины весной 2014 года[64]. Новый знак установлен напротив ул. Адмирала Кантура 1.

        26 июля 2015 года, в 44-ю годовщину посёлка и День ВМФ, установлен новый памятный знак, состоящая из палубы, двух якорей, якорной цепи и штурвала. На памятный знак установлена табличка «Этот памятный знак установлен в честь 50-й годовщины входа в Донузлавскую бухту первого малого противолодочного боевого корабля Черноморского флота МПК-8, матросам, мичманам и офицерам, проходившим службу в Крымской военно-морской базе, и первым строителям пгт. Новоозёрное».

     

В посёлке установлен мемориальный комплекс с бюстами моряков-черноморцев — трёх Героев СССР, которые погибли в годы Великой Отечественной войны:

     Николай Сипягин (1911—1943) — командир дивизиона сторожевых катеров Охраны водного района Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота, капитан-лейтенант. Погиб в командирской рубке катера от осколка разорвавшегося снаряда.

      Иван Голубец (1916—1942) — старший матрос-пограничник. За героический поступок награждён звание Героем СССР, посмертно.

     Дмитрий Глухов (1906—1943) — командир 1-го дивизиона сторожевых катеров Черноморского флота, капитан 3-го ранга. За свой подвиг был награждён посмертно звание Героем СССР.

 

 

Никола́й Ива́нович Сипя́гин (6 июля (23 июня) 1911Ставрополь — 1 ноября 1943Керчь) — советский морской офицер, капитан 3-го ранга, командир 4-го дивизиона сторожевых катеров Охраны водного района Новороссийской военно-морской базы (ВМБ) Черноморского флотаГерой Советского Союза.

Биография

      Родился Николай в Ставрополе, в многодетной семье принадлежавшей к древнему дворянскому роду Сипягиных. Род Сипягиных восходит своими корнями ко временам Ивана Грозного, и дал России множество военных и государственных деятелей. Отец Николая Сипягина, служил офицером в Русской императорской армии, являлся кавалером ордена Свягого Георгия VI степени, получил его за боевые действия на Кавказе, погиб во время Гражданской войны в 1920 году, будучи командиром полка ВСЮР под Севастополем. Мать Николая работала учительницей начальных классов и в одиночку воспитывала трёх сыновей и дочь.

    Учиться пошёл Николай Сипягин в семилетнюю школу при Ставропольском педагогическом техникуме, в который был зачислен по её окончании. Тяга к морю превысила в Николае любовь к педагогике, и в 1929 году он отправился во Владивосток, где поступил в морской техникум.

Окончив в 1933 году техникум, Сипягин устраивается помощником капитана грузового судна «Шахтёр», а с 1937 года — штурманом и старшим помощником капитана теплохода «Абхазия» на Чёрном море.

      За время работы в гражданском флоте Сипягин получил опыт дальних походов, досконально изучил береговую линию и особенности навигации по Чёрному морю.

       В преддверии предстоящей войны Николай Иванович рекомендуется к переводу на военную службу и в 1939 годупоступает на службу в морские части пограничных войск НКВД СССР. Окончив курсы усовершенствования командного состава морских частей пограничных войск в Ленинграде, он назначается помощником командира сторожевого катера 26-го Одесского морского пограничного отряда Черноморского пограничного округа.

     На Черноморском побережье, в Одессе, поселилась и его семья. Незадолго до войны жена с двумя детьми переехала в Ставрополь.

     Великую Отечественную войну лейтенант Сипягин встретил командиром сторожевого катера. В июле 1941 года его отряд вошёл в подчинение командования Черноморского флота и в полном составе участвовал в обороне Одессы.

    С августа по октябрь 1941 года Сипягин командовал тральщиком «Каховка», выведенном в октябре в Новороссийск и приданном дивизиону сторожевых катеров охраны водного района Новороссийской военно-морской базы. На разных катерах дивизиона старший лейтенант Сипягин совершил несколько походов в осаждённый Севастополь, участвовал в обороне Новороссийска.

    В сентябре 1942 года грамотному, авторитетному в морской среде офицеру было предложено возглавить 4-й дивизион сторожевых катеров.

      Командир дивизиона сторожевых катеров Николай Сипягин участвовал в обороне Одессы и Севастополя, высаживал десантные группы, совершал налёты на вражеские базы и порты.

В начале 1943 года Сипягин был принят в члены ВКП(б).

 

Высадка десанта на Малую землю 

       В ночь на 4 февраля 1943 года 4-й дивизион сторожевых катеров высадил десант на необорудованный берег Цемесской бухты в Станичку, в место, названное впоследствии «Малой землёй». Как выяснилось позже — десантникам сильно повезло, немцы прозевали десант. После войны были найдены документы о суде над немецким артиллерийским офицером, отвечавшим за береговые укрепления и прозевавшем рывок советских катеров к берегу Цемесской бухты. При высадке десанта дивизион Сипягина потерял всего один катер, выживший экипаж которого пополнил состав десанта.

     Произведя высадку первого эшелона, катера дивизиона устремились к Кабардинке за десантниками второго эшелона. Пересекать бухту становилось трудно — оживший противник усилил артобстрел всей акватории, крепчал ветер, да и многие катера имели повреждения. Однако катерники совершили ещё два рейса в Станичку, в итоге к утру в распоряжении майора Ц. Л. Куникова уже было 870 бойцов и командиров.Хочу такой сайт

    В течение 225 дней, пока держался плацдарм на Малой земле, моряки беспрерывно снабжали его под огнём противника. Снабжению десанта мешали авиация и артиллерия, а также немецкие торпедные катера, дислоцируемые в Анапе. В этом страшном огненном аду катерники Сипягина несколько раз высаживали морских пехотинцев в нужном месте.

    За успешное проведение десантной операции многие офицеры, старшины и краснофлотцы экипажей катеров дивизиона были удостоены государственных наград. Сипягину Николаю Ивановичу вручен его первый орден Красного Знамени и присвоено звание «капитан-лейтенант

Новороссийская и Керченская операции.

      Осенью 1943 года советским командованием была спланирована Новороссийская операция, целью которой было освобождение Новороссийска. Город решили штурмовать с трёх направлений: от линии фронта у цементного завода (вдоль восточного берега бухты), с плацдарма на Малой земле и высадкой крупного десанта в порт Новороссийска. Доставить этот десант должны были катерники Сипягина.

      В ночь на 10 сентября 1943 года корабли десанта вышли из Геленджика. Враг, чтобы не пропустить десант в Новороссийск, построил на западном и восточном молах Новороссийского порта сильные огневые точки из миномётов и пулеметов, перекрывающие огнём подходы с моря, надеясь таким образом обезопасить порт. Под сильным огнём противника катерники Н. И. Сипягина прорвали линию боковых ворот и высадили в порту 304 морских пехотинца с боевой техникой и боезапасом. Противник яростно сопротивлялся, бои продолжались до 16 сентября. Всё это время катера Сипягина бесперебойно обеспечивали десант в Новороссийском порту.

    16 сентября считается днём освобождения города Новороссийска. В Приказе Верховного Главнокомандующего, посвященного овладению Новороссийском, среди особо отличившихся отмечены моряки Сипягина.

В день освобождения города командующий Черноморским флотом вице-адмирал Л. А. Владимирский вручил Н. И. Сипягину орден Красного Знамени и присвоил ему звание капитана 3-го ранга.

     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитан-лейтенанту Сипягину Николаю Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза, а его 4-й дивизион получил орден Красного Знамени и почётное наименование «Новороссийский».

    Война продолжалась. Следующей важной операцией с участием дивизиона катеров Сипягина была высадка десанта в Крыму. Уже капитан 3-го ранга, Сипягин действовал на самом опасном участке высадки десанта. При взятии Керчи1 ноября 1943 года, Николай Иванович погиб от осколка разорвавшегося рядом снаряда.

     По предложению командования Черноморского флота тело Сипягина было вывезено в Новороссийск, в центре которого он был похоронен с воинскими почестями.

 

Ива́н Ка́рпович Голубе́ц 

(8 мая 1916Таганрог — 25 марта 1942Севастополь) — старший матрос-пограничник, Герой Советского Союза (1942, посмертно).

 Биография

    Родился 8 мая 1916 в Таганроге.

   Учился в таганрогской школе № 2 (19251931, она именовалась Таганрогской фабрично-заводской девятилеткой № 2 при металлургическом заводе)[2]. С 1936 года работал в листопрокатном цехе Таганрогского металлургического завода[3].

      В 1939 году окончил Балаклавскую морскую пограничную школу, служил во 2-м и 1-м Чеpноморских отрядах пограничных судов.

   Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. С первых дней обороны Севастополя катер, на котором служил Иван Голубец, входил в Севастопольский гарнизон. з

      К исходу марта 1942 года город-крепость Севастополь уже пять месяцев героически сражался, находясь в полной блокаде со стороны суши. 25 марта 1942 года в Стрелецкой бухте рулевого сторожевого катера «СК-0183» старшего матроса Голубца боцман по делам службы послал на берег. В это время противник стал обстреливать Стрелецкую бухту из дальнобойной артиллерии.

     Голубец увидел сторожевой катер «СК-0121», стоявший у пирса, которому осколки разорвавшегося снаряда пробили борт. Загорелись моторные отсеки. От осколков другого снаряда, попавшего в топливную цистерну, пламя охватило корабль. Возникла угроза взрыва запаса глубинных бомб на сторожевике и уничтожения судов, находящихся в бухте. Он бросился на горевший катер, сквозь бушующее пламя пробрался на корму и стал сбрасывать тяжёлые глубинные бомбы в море. Огонь разгорался всё сильнее и неотвратимо подползал к стеллажам, но за корму уже скатилась последняя 160-килограмовая глубинная бомба.

    Однако на корабле оставалось ещё около 20 малых бомб, сбросить которые было легче. К этому времени и корму охватило пламя. Сознавая опасность, отважный моряк-черноморец продолжал своё дело, пока не произошёл взрыв. Жертвуя собой, он спас десятки человеческих жизней и боевые катера.

      Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками старшему краснофлотцу Голубцу Ивану Карповичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

      Награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени.

Медалями "За оборону Одессы" и "Оборону Севастополя".

Дми́трий Андре́евич Глу́хов (19061943) — капитан 3-го ранга Военно-морского флота СССР, участник Великой Отечественной войныГерой Советского Союза

Биография

      Дмитрий Глухов родился 7 ноября 1906 года в деревне Хмелино (ныне — Череповецкий район Вологодской области) в крестьянской семье. Окончил пять классов неполной средней школы, работал матросом парохода на реке Шексна. В 1928 году Глухов был призван на службу в Рабоче-крестьянский Красный Флот. С 1929 года служил на Черноморском флоте, сначала на крейсере «Коминтерн», затем на сторожевом катере «Альбатрос», был старшиной рулевых, боцманом, помощником командира. Окончил курсы комсостава. До войны командовал звеном морских охотников. С первого дня Великой Отечественной войны — на её фронтах. Катера из звена Глухова первыми среди судов Черноморского флота открыли огонь по противнику, а позднее последними уходили из ОчаковаОдессы и Ак-Мечети. Звено Глухова участвовало в обороне Севастополя, часто совершало переходы до Новороссийска. В боях Глухов был тяжело ранен. После выписки из госпиталя стал командиром 1-го дивизиона сторожевых катеров. Участвовал в боях за Новороссийск, Таманский полуостровКрым.

      В ночь с 31 октября на 1 ноября 1943 года дивизион Глухова осуществлял охрану судов, которые высаживали десант в районе посёлка Эльтиген (ныне — в черте Керчи). Катера дивизиона поддерживали десантников огнём во время их действий на суше. В дальнейшем Глухов осуществлял переброску через Керченский пролив на захваченный плацдарм новых подразделений, боеприпасов и продовольствия. Когда в одну из ночей дивизион подвергся атаке вражеских судов, экипаж катера Глухова потопил баржу и подбил катер противника. 8 ноября 1943 года, когда катера дивизиона разгружались на крымском берегу, на катере Глухова разорвались два снаряда, смертельно ранив его. 11 ноября от полученных ранений Глухов скончался. Похоронен в городе Поти в Грузии.

       Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» капитан 3-го ранга Дмитрий Глухов посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Также был награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамениорденом Суворова 3-й степени.

          В честь Глухова названы улицы в Новороссийске и Севастополе, судно Министерства речного флота

 Никола́й Ива́нович Сипя́гин 

(6 июля (23 июня) 1911Ставрополь — 1 ноября 1943Керчь) — советский морской офицер, капитан 3-го ранга, командир 4-го дивизиона сторожевых катеров Охраны водного района Новороссийской военно-морской базы (ВМБ) Черноморского флотаГерой Советского Союза.

Биография

Родился Николай в Ставрополе, в многодетной семье принадлежавшей к древнему дворянскому роду Сипягиных. Учиться пошёл Николай Сипягин в семилетнюю школу при Ставропольском педагогическом техникуме, в который был зачислен по её окончании. Тяга к морю превысила в Николае любовь к педагогике, и в 1929 году он отправился во Владивосток, где поступил в морской техникум.

              Великую Отечественную войну лейтенант Сипягин встретил командиром сторожевого катера. В июле 1941 года его отряд вошёл в подчинение командования Черноморского флота и в полном составе участвовал в обороне Одессы.

  Новороссийская и Керченская операции.

      В ночь на 10 сентября 1943 года корабли десанта вышли из Геленджика. Враг, чтобы не пропустить десант в Новороссийск, построил на западном и восточном молах Новороссийского порта сильные огневые точки из миномётов и пулеметов, перекрывающие огнём подходы с моря, надеясь таким образом обезопасить порт. Под сильным огнём противника катерники Н. И. Сипягина прорвали линию боковых ворот и высадили в порту 304 морских пехотинца с боевой техникой и боезапасом. Противник яростно сопротивлялся, бои продолжались до 16 сентября. Всё это время катера Сипягина бесперебойно обеспечивали десант в Новороссийском порту.

    16 сентября считается днём освобождения города Новороссийска. В Приказе Верховного Главнокомандующего, посвященного овладению Новороссийском, среди особо отличившихся отмечены моряки Сипягина.

В день освобождения города командующий Черноморским флотом вице-адмирал Л. А. Владимирский вручил Н. И. Сипягину орден Красного Знамени и присвоил ему звание капитана 3-го ранга.

     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитан-лейтенанту Сипягину Николаю Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза, а его 4-й дивизион получил орден Красного Знамени и почётное наименование «Новороссийский».

    Война продолжалась. Следующей важной операцией с участием дивизиона катеров Сипягина была высадка десанта в Крыму. Уже капитан 3-го ранга, Сипягин действовал на самом опасном участке высадки десанта. При взятии Керчи1 ноября 1943 года, Николай Иванович погиб от осколка разорвавшегося рядом снаряда.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 10.04.2023

Дата обновления: 10.04.2023

Дата публикации: 27.03.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».