27.03.2023
Ранняя история
Наиболее ранние следы пребывания
человека в районе современного Новоозёрного, были обнаружены археологом Павлом Николаевичем Шульцем. На берегах озера Донузлав были
исследованы стоянки, относящиеся к концу медного века и
к бронзовому веку.
Также здесь выявлены памятники более поздних времён. Вероятно, киммерийские (9-8
века до нашей эры) остатки жилых и хозяйственных сооружений с обломками
керамики, костями домашних животных и других памятников обнаружены у села
Владимировка. Погребения племён кизил-кобинской культуры (5-4 века до нашей
эры) были обнаружены у села Водопойного.
В дальнейшем история данной местности была
связана с древнегреческими городами Керкинитида, Калос Лимен и Херсонес.
В Средние века через территорию Новоозёрного проходил путь из варяг в греки. Также осуществлялось возвращение в Киев части войска Владимира Святославича после его похода в Херсонес.
На
территории современного Новоозёрного раньше было село Ибраш-Эли со
своей мечетью, которое существовало до конца XIX века.
Вид на центр Новоозёрного
Современная
история территории посёлка связана с созданием в 1960-х годах бухты крупного
морского военного порта. Однако, основной предпосылкой строительства
Новоозёрного стало соединение озера Донузлав с Чёрным морем,
в результате чего озеро превратилось в удобный порт. Идею строительства порта в
Донузлаве выдвинул начальник Евпаторийского морского порта Сергей Гаврилович
Балабанов. В те годы Черноморское морское
пароходство страдало недостатком грузовых
портов.
Но решением ЦК КПСС и СМ СССР Донузлав
был передан Министерству обороны СССР для создания части Крымской военно-морской базы. Гражданским морякам достался лишь участок Евпаторийского
порта, занятый добычей песка со дна озера.
В октябре 1965 года в глубоководное
озеро Донузлав из Поти были передислоцированы первые военные корабли —
малые противолодочные корабли МПК-8 и МПК-110 307-го дивизиона 20-й дивизии
охраны водного района ОВР. В соответствии с директивой командования экипаж был
направлен в воды Донузлава для определения нового места базирования и создания
запасного стратегического командного пункта флота.
В ноябре 1971 года началось
строительство жилого фонда, первым был построен пятиэтажный дом № 8 по
нынешнему проспекту Героев Десантников. В 1972 году Новоозёрное решением Сакского райисполкома
оформлено как село Сакского района Крымской области УССР. Название населённого
пункта обсуждалось на конкурсе, где предлагались различные названия, в том
числе Степной, Озёрный, Долина Ветров и Город на озере. В 1972 году посёлку
присвоено его нынешнее название.
Застройка
посёлка проводилась по образцу советской градостроительной практики второй
половины XX века. К 1974 году были построены общежитие, гостиница и средняя, в
1977 году построен детский сад. К 1983 году в посёлке построено 32 жилых дома.
В советский период Новоозёрное оставался
закрытым военным посёлком, свободное посещение которого посторонними было
ограничено. Проживали в нём военнослужащие и гражданские специалисты
Черноморского флота и члены их семей.
Одним
из главных богатств Новоозёрного является благоприятное экологическое положение
в Западном Крыме. Так как он находится у озера Донузлав, которое впадает в
Чёрное море. Главным богатством в регионе является чистый степной воздух.
Состав воды — представляет собою смесь рапы с
лимана, а также морской и родниковой воды. На территории Новоозёрного есть
залежи глины и известняка. Со дна Донузлава также добывают песок, что вредит
экологической ситуации.
В регионе есть все условия для развития
промышленного морского и озёрного рыболовного хозяйства, крупного и мелкого
животноводства, овцеводства с созданием перерабатывающих предприятий в
промышленной зоне посёлков Новоозёрного и Мирного, а также развития санаторно-курортного лечения и
отдыха. В акватории озера производится разведение и добыча мидии — полезного деликатесного продукта.
26 апреля 2011 года на территории парка
«Приморский» был открыт памятник ликвидаторам аварии на
Чернобыльской АЭС, к 25-й годовщине
трагедии на ЧАЭС. Через два года, 25 апреля 2013 года, памятник «Колокол
Чернобыля» был перенесен из парка в сквер за территорией рынка.
7 августа 2014 года на митинге,
посвящённому Дню воинской
славы России, председателем Государственного Совета Республики Крым Владимиром
Константиновым открыт памятный
знак затопленным кораблям, которые блокировали выход кораблям Военно-морских
сил Украины весной 2014 года[64].
Новый знак установлен напротив ул. Адмирала Кантура 1.
26 июля 2015 года, в 44-ю годовщину
посёлка и День ВМФ, установлен новый памятный знак, состоящая из палубы, двух
якорей, якорной цепи и штурвала. На памятный знак установлена табличка «Этот
памятный знак установлен в честь 50-й годовщины входа в Донузлавскую бухту
первого малого противолодочного боевого корабля Черноморского флота МПК-8,
матросам, мичманам и офицерам, проходившим службу в Крымской военно-морской
базе, и первым строителям пгт. Новоозёрное».
В
посёлке установлен мемориальный комплекс с бюстами моряков-черноморцев —
трёх Героев СССР,
которые погибли в годы Великой
Отечественной войны:
Николай
Сипягин (1911—1943) — командир
дивизиона сторожевых катеров Охраны водного района Новороссийской
военно-морской базы Черноморского флота, капитан-лейтенант. Погиб в
командирской рубке катера от осколка разорвавшегося снаряда.
Иван
Голубец (1916—1942) — старший
матрос-пограничник. За героический поступок награждён звание Героем СССР,
посмертно.
Дмитрий
Глухов (1906—1943) — командир
1-го дивизиона сторожевых катеров Черноморского флота, капитан 3-го ранга. За
свой подвиг был награждён посмертно звание Героем СССР.
Никола́й Ива́нович Сипя́гин (6
июля (23 июня) 1911, Ставрополь — 1 ноября 1943, Керчь) — советский морской
офицер, капитан 3-го ранга, командир 4-го
дивизиона сторожевых катеров Охраны водного
района Новороссийской
военно-морской базы (ВМБ) Черноморского
флота, Герой Советского Союза.
Биография
Родился Николай в Ставрополе, в многодетной семье принадлежавшей к древнему
дворянскому роду Сипягиных. Род Сипягиных восходит своими корнями ко
временам Ивана Грозного, и дал России множество военных и государственных
деятелей. Отец Николая Сипягина, служил офицером в Русской
императорской армии, являлся
кавалером ордена Свягого
Георгия VI степени, получил его
за боевые действия на Кавказе, погиб во время Гражданской
войны в 1920 году, будучи
командиром полка ВСЮР под Севастополем. Мать Николая работала учительницей начальных классов
и в одиночку воспитывала трёх сыновей и дочь.
Учиться пошёл Николай Сипягин в семилетнюю
школу при Ставропольском педагогическом техникуме, в который был зачислен по её
окончании. Тяга к морю превысила в Николае любовь к педагогике, и в 1929 году он
отправился во Владивосток, где поступил в морской техникум.
Окончив в 1933 году техникум,
Сипягин устраивается помощником капитана грузового судна «Шахтёр», а с 1937 года —
штурманом и старшим помощником капитана теплохода «Абхазия» на Чёрном море.
За время работы в гражданском флоте
Сипягин получил опыт дальних походов, досконально изучил береговую линию и
особенности навигации по Чёрному морю.
В преддверии предстоящей войны Николай Иванович рекомендуется к переводу на
военную службу и в 1939 годупоступает
на службу в морские части пограничных войск НКВД СССР.
Окончив курсы усовершенствования командного состава морских частей пограничных
войск в Ленинграде, он назначается помощником командира сторожевого катера 26-го Одесского морского пограничного отряда
Черноморского пограничного округа.
На Черноморском побережье, в Одессе, поселилась и его семья. Незадолго до войны жена с
двумя детьми переехала в Ставрополь.
Великую Отечественную войну лейтенант Сипягин встретил командиром сторожевого катера.
В июле 1941 года его
отряд вошёл в подчинение командования Черноморского флота и в полном составе
участвовал в обороне Одессы.
С августа по октябрь 1941 года Сипягин командовал тральщиком «Каховка», выведенном в октябре в Новороссийск и приданном дивизиону сторожевых катеров охраны
водного района Новороссийской
военно-морской базы. На разных
катерах дивизиона старший лейтенант Сипягин совершил несколько походов в
осаждённый Севастополь, участвовал в обороне Новороссийска.
В сентябре 1942 года грамотному,
авторитетному в морской среде офицеру было предложено возглавить 4-й дивизион
сторожевых катеров.
Командир дивизиона сторожевых катеров
Николай Сипягин участвовал в обороне Одессы и Севастополя, высаживал десантные группы, совершал налёты на
вражеские базы и порты.
В начале 1943 года Сипягин
был принят в члены ВКП(б).
Высадка десанта на Малую землю
В ночь на 4 февраля 1943 года 4-й
дивизион сторожевых катеров высадил десант на необорудованный берег Цемесской бухты в Станичку, в место, названное впоследствии «Малой землёй». Как выяснилось позже — десантникам сильно
повезло, немцы прозевали десант. После войны были найдены документы о суде над
немецким артиллерийским офицером, отвечавшим за береговые укрепления и
прозевавшем рывок советских катеров к берегу Цемесской бухты. При высадке
десанта дивизион Сипягина потерял всего один катер, выживший экипаж которого
пополнил состав десанта.
Произведя высадку первого эшелона, катера
дивизиона устремились к Кабардинке за десантниками второго эшелона. Пересекать
бухту становилось трудно — оживший противник усилил артобстрел всей
акватории, крепчал ветер, да и многие катера имели повреждения. Однако
катерники совершили ещё два рейса в Станичку, в итоге к утру в распоряжении
майора Ц. Л. Куникова уже было
870 бойцов и командиров.
В течение 225 дней, пока держался плацдарм
на Малой земле, моряки беспрерывно снабжали его под огнём
противника. Снабжению десанта мешали авиация и артиллерия, а также немецкие торпедные катера, дислоцируемые в Анапе. В этом страшном огненном аду катерники Сипягина
несколько раз высаживали морских пехотинцев в нужном месте.
За успешное проведение десантной операции
многие офицеры, старшины и краснофлотцы экипажей катеров дивизиона были
удостоены государственных наград. Сипягину Николаю Ивановичу вручен его
первый орден Красного
Знамени и присвоено звание «капитан-лейтенант
Новороссийская и Керченская операции.
Осенью 1943 года советским
командованием была спланирована Новороссийская
операция, целью которой было
освобождение Новороссийска. Город решили штурмовать с трёх направлений: от линии
фронта у цементного завода (вдоль восточного берега бухты), с плацдарма на
Малой земле и высадкой крупного десанта в порт
Новороссийска. Доставить этот десант
должны были катерники Сипягина.
В ночь на 10 сентября 1943 года корабли
десанта вышли из Геленджика. Враг, чтобы не пропустить десант в Новороссийск,
построил на западном и восточном молах Новороссийского порта сильные огневые
точки из миномётов и пулеметов, перекрывающие огнём подходы с моря, надеясь таким
образом обезопасить порт. Под сильным огнём противника катерники
Н. И. Сипягина прорвали линию боковых ворот и высадили в порту 304
морских пехотинца с боевой техникой и боезапасом. Противник яростно сопротивлялся, бои продолжались до 16 сентября. Всё это время катера Сипягина бесперебойно
обеспечивали десант в Новороссийском порту.
16 сентября считается днём освобождения города Новороссийска. В Приказе Верховного Главнокомандующего, посвященного овладению Новороссийском, среди особо
отличившихся отмечены моряки Сипягина.
В день освобождения города
командующий Черноморским флотом вице-адмирал Л. А. Владимирский вручил Н. И. Сипягину орден Красного
Знамени и присвоил ему
звание капитана 3-го ранга.
Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 18 сентября 1943 года за
образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими
захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитан-лейтенанту
Сипягину Николаю Ивановичу присвоено звание Героя Советского
Союза, а его 4-й дивизион получил
орден Красного Знамени и почётное наименование «Новороссийский».
Война продолжалась. Следующей важной
операцией с участием дивизиона катеров Сипягина была высадка десанта
в Крыму. Уже капитан 3-го ранга,
Сипягин действовал на самом опасном участке высадки десанта. При взятии Керчи, 1 ноября 1943 года,
Николай Иванович погиб от осколка разорвавшегося рядом снаряда.
По предложению командования Черноморского
флота тело Сипягина было вывезено в Новороссийск, в центре которого он был
похоронен с воинскими почестями.
Ива́н Ка́рпович
Голубе́ц
(8 мая 1916, Таганрог — 25
марта 1942, Севастополь) — старший
матрос-пограничник, Герой
Советского Союза (1942, посмертно).
Биография
Родился 8 мая 1916 в Таганроге.
Учился в
таганрогской школе
№ 2 (1925—1931, она именовалась
Таганрогской фабрично-заводской девятилеткой № 2 при металлургическом заводе)[2].
С 1936 года работал в листопрокатном цехе Таганрогского
металлургического завода[3].
В 1939 году окончил
Балаклавскую морскую пограничную школу, служил во 2-м и 1-м Чеpноморских
отрядах пограничных судов.
Участник Великой
Отечественной войны с июня 1941 года. С
первых дней обороны
Севастополя катер, на котором
служил Иван Голубец, входил в Севастопольский гарнизон. з
К исходу
марта 1942 года город-крепость Севастополь уже пять месяцев героически сражался, находясь в
полной блокаде со стороны суши. 25 марта 1942 года в Стрелецкой бухте рулевого сторожевого катера «СК-0183» старшего
матроса Голубца боцман по делам службы послал на берег. В это время
противник стал обстреливать Стрелецкую бухту из дальнобойной артиллерии.
Голубец увидел сторожевой катер «СК-0121»,
стоявший у пирса, которому осколки разорвавшегося снаряда пробили борт.
Загорелись моторные отсеки. От осколков другого снаряда, попавшего в топливную
цистерну, пламя охватило корабль. Возникла угроза взрыва запаса глубинных бомб
на сторожевике и уничтожения судов, находящихся в бухте. Он бросился на
горевший катер, сквозь бушующее пламя пробрался на корму и стал сбрасывать
тяжёлые глубинные бомбы в море. Огонь
разгорался всё сильнее и неотвратимо подползал к стеллажам, но за корму уже
скатилась последняя 160-килограмовая глубинная бомба.
Однако на
корабле оставалось ещё около 20 малых бомб, сбросить которые было легче. К
этому времени и корму охватило пламя. Сознавая опасность, отважный
моряк-черноморец продолжал своё дело, пока не произошёл взрыв. Жертвуя собой,
он спас десятки человеческих жизней и боевые катера.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14
июня 1942
года за образцовое выполнение
заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с
немецко-фашистскими захватчиками старшему краснофлотцу Голубцу Ивану Карповичу
посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени.
Медалями "За оборону
Одессы" и "Оборону Севастополя".
Биография
Дмитрий Глухов родился 7 ноября 1906 года в
деревне Хмелино (ныне — Череповецкий район Вологодской области) в крестьянской семье. Окончил пять классов неполной средней
школы, работал матросом парохода на реке Шексна. В 1928 году Глухов был призван на службу в
Рабоче-крестьянский Красный Флот. С 1929 года служил на Черноморском
флоте, сначала на крейсере
«Коминтерн», затем на сторожевом
катере «Альбатрос», был старшиной рулевых, боцманом, помощником командира. Окончил
курсы комсостава. До войны командовал звеном морских охотников. С первого дня
Великой Отечественной войны — на её фронтах. Катера из звена Глухова
первыми среди судов Черноморского флота открыли огонь по противнику, а позднее
последними уходили из Очакова, Одессы и Ак-Мечети. Звено Глухова участвовало в обороне
Севастополя, часто совершало переходы
до Новороссийска. В боях Глухов был тяжело ранен. После выписки из
госпиталя стал командиром 1-го дивизиона сторожевых катеров. Участвовал в боях за
Новороссийск, Таманский
полуостров, Крым.
В ночь с 31 октября на 1 ноября 1943 года
дивизион Глухова осуществлял охрану судов, которые высаживали десант в районе
посёлка Эльтиген (ныне — в черте Керчи). Катера дивизиона поддерживали десантников огнём во
время их действий на суше. В дальнейшем Глухов осуществлял переброску
через Керченский пролив на захваченный плацдарм новых подразделений,
боеприпасов и продовольствия. Когда в одну из ночей дивизион подвергся атаке
вражеских судов, экипаж катера Глухова потопил баржу и подбил катер противника.
8 ноября 1943 года, когда катера дивизиона разгружались на крымском берегу, на
катере Глухова разорвались два снаряда, смертельно ранив его. 11 ноября от
полученных ранений Глухов скончался. Похоронен в городе Поти в Грузии.
Указом Президиума Верховного Совета
СССР от 22 января 1944 года за
«образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими
захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» капитан 3-го ранга
Дмитрий Глухов посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского
Союза. Также был награждён
двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного
Знамени, орденом Суворова 3-й степени.
В честь Глухова названы улицы в
Новороссийске и Севастополе, судно Министерства речного флота
(6
июля (23 июня) 1911, Ставрополь — 1 ноября 1943, Керчь) — советский морской
офицер, капитан 3-го ранга, командир 4-го
дивизиона сторожевых катеров Охраны водного
района Новороссийской
военно-морской базы (ВМБ) Черноморского
флота, Герой Советского Союза.
Биография
Родился Николай в Ставрополе, в многодетной семье принадлежавшей к древнему
дворянскому роду Сипягиных. Учиться пошёл Николай Сипягин в семилетнюю школу при
Ставропольском педагогическом техникуме, в который был зачислен по её
окончании. Тяга к морю превысила в Николае любовь к педагогике, и в 1929 году он
отправился во Владивосток, где поступил в морской техникум.
Великую
Отечественную войну лейтенант Сипягин встретил командиром сторожевого катера.
В июле 1941 года его
отряд вошёл в подчинение командования Черноморского флота и в полном составе
участвовал в обороне Одессы.
Новороссийская и Керченская операции.
В ночь
на 10 сентября 1943 года корабли
десанта вышли из Геленджика. Враг, чтобы не пропустить десант в Новороссийск,
построил на западном и восточном молах Новороссийского порта сильные огневые
точки из миномётов и пулеметов, перекрывающие огнём подходы с моря, надеясь таким
образом обезопасить порт. Под сильным огнём противника катерники
Н. И. Сипягина прорвали линию боковых ворот и высадили в порту 304
морских пехотинца с боевой техникой и боезапасом. Противник яростно сопротивлялся, бои продолжались до 16 сентября. Всё это время катера Сипягина бесперебойно
обеспечивали десант в Новороссийском порту.
16 сентября считается днём освобождения города Новороссийска. В Приказе Верховного Главнокомандующего, посвященного овладению Новороссийском, среди особо
отличившихся отмечены моряки Сипягина.
В день освобождения города командующий Черноморским
флотом вице-адмирал Л. А. Владимирский вручил Н. И. Сипягину орден Красного
Знамени и присвоил ему
звание капитана 3-го ранга.
Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 18 сентября 1943 года за
образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с
немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм
капитан-лейтенанту Сипягину Николаю Ивановичу присвоено звание Героя Советского
Союза, а его 4-й дивизион получил
орден Красного Знамени и почётное наименование «Новороссийский».
Война
продолжалась. Следующей важной операцией с участием дивизиона катеров Сипягина
была высадка десанта
в Крыму. Уже капитан 3-го ранга,
Сипягин действовал на самом опасном участке высадки десанта. При взятии Керчи, 1 ноября 1943 года,
Николай Иванович погиб от осколка разорвавшегося рядом снаряда.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.04.2023
Дата обновления: 10.04.2023
Дата публикации: 27.03.2023