Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоозерновская средняя школа города Евпатории Республики Крым»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей
физико-математического
цикла
Протокол № 1 от 28.08.2025г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по
учебно-воспитательной работе
Личка Е.Л.
28 августа 2025г
УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ «НСШ»
от 29 августа 2025г № 317
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР
по учебному предмету «Информатика»
8А класс
ПРИНЯТО
на заседании педагогического
совета
протокол от 29.08.2025г № 13
Учитель:
Шевчук Нина Ивановна
2025 - 2026
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике для обучающихся с задержкой психического
развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее –
ФГОС ООО), Примерной адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее –
ПАООП ООО ЗПР), Примерной рабочей программы основного общего образования по
предмету «Информатика», Примерной программы воспитания, с учетом распределенных
по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития.
Цели изучения информатики на уровне основного общего образования являются:
формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и
общественной практики;
обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления;
формирование и развитие компетенций, обучающихся в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом
правовых и этических аспектов её распространения.
Задачи:
понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового
окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики
периода цифровой трансформации современного общества;
знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в
практической деятельности, для их решения с помощью информационных
технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных задач;
умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных
программ (приложений) общего назначения и информационных систем для
решения с их помощью практических задач; владение базовыми нормами
информационной этики и права, основами информационной безопасности.
Место учебного предмета «Информатика» в учебном плане
Учебным планом на изучение информатики на базовом уровне отведено 34 ч в 8 классе
1 часу в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
8 КЛАСС
Теоретические основы информатики
Системы счисления
Непозиционные и позиционные системы счисления. Алфавит. Основание.
Развёрнутая форма записи числа. Перевод в десятичную систему чисел, записанных в
других системах счисления. Римская система счисления.
Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в
двоичную систему счисления. Восьмеричная система счисления. Перевод чисел из
восьмеричной системы в двоичную и десятичную системы и обратно. Шестнадцатеричная
2
система счисления. Перевод чисел из шестнадцатеричной системы в двоичную,
восьмеричную и десятичную системы и обратно.
Арифметические операции в двоичной системе счисления.
Элементы математической логики
Логические высказывания. Логические значения высказываний. Элементарные и
составные высказывания. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение),
«или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Приоритет
логических операций. Определение истинности составного высказывания, если известны
значения истинности входящих в него элементарных высказываний. Логические
выражения. Правила записи логических выражений. Построение таблиц истинности
логических выражений.
Логические элементы. Знакомство с логическими основами компьютера.
Алгоритмы и программирование
Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план управления
исполнителем.
Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде блок-схемы,
программа).
Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный алгоритм.
Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость
последовательности выполняемых действий от исходных данных.
Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение
условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием
выполнения, с переменной цикла.
Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому
результату при конкретных исходных данных. Разработка несложных алгоритмов с
использованием циклов и ветвлений для управления формальными исполнителями,
такими как Робот, Черепашка, Чертёжник. Выполнение алгоритмов вручную и на
компьютере. Синтаксические и логические ошибки. Отказы.
Язык программирования
Язык программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный
Алгоритмический Язык).
Система программирования: редактор текста программ, транслятор, отладчик.
Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные переменные.
Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их вычисления.
Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток от деления.
Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на изучаемом языке
программирования). Нахождение минимума и максимума из двух, трёх и четырёх чисел.
Решение квадратного уравнения, имеющего вещественные корни.
Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений
величин, отладочный вывод, выбор точки останова.
Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего
делителя двух натуральных чисел. Разбиение записи натурального числа в позиционной
системе с основанием, меньшим или равным 10, на отдельные цифры.
Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одного целого числа на
другое, проверки натурального числа на простоту.
Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные.
Посимвольная обработка строк. Подсчёт частоты появления символа в строке. Встроенные
функции для обработки строк.
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве
3
входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному
результату.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
интернет-среде;
повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей;
осознание своих дефицитов и проявление стремления к их преодолению;
саморазвитие, умение ставить достижимые цели и строить реальные жизненные
планы;
способность различать учебные ситуации, в которых можно действовать
самостоятельно, и ситуации, где следует запросить помощь;
соблюдение адекватной социальной дистанции в разных коммуникативных
ситуациях;
способность корректно устанавливать и ограничивать контакт в виртуальном
пространстве;
способность распознавать и противостоять психологической манипуляции,
социально неблагоприятному воздействию в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
выявлять и характеризовать существенные признаки в изучаемом материале;
определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать,
логически рассуждать:
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом учебном материале;
с помощью педагога или самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий);
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач: прогнозировать возможное развитие процессов,
событий и их последствия;
искать или отбирать информацию или данные из источников с учетом
предложенной учебной задачи и заданных критериев.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
ставить для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи;
понимать причины, по которым не был достигнут требуемый результат
деятельности, определять позитивные изменения и направления, требующие дальнейшей
работы;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
4
уметь признавать свое право на ошибку и такое же право другого.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных
математических проблем;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера.
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её
объективную трудность и собственные возможности её решения;
соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи;
понимать причины, по которым не был достигнут требуемый результат
деятельности, определять позитивные изменения и направления, требующие дальнейшей
работы;регулировать способ выражения эмоций.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8 КЛАСС
Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания,
установленного данной примерной рабочей программой, отражают сформированность у
обучающихся с ЗПР умений:
пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными
системами счисления;
записывать и сравнивать с визуальной опорой целые числа от 0 до 1024 в
различных позиционных системах счисления (с основаниями 2, 8, 16); выполнять
арифметические операции над ними с опорой на алгоритм учебных действий;
ориентироваться в понятиях и оперировать на базовом уровне: раскрывать смысл
понятий с опорой на примеры «высказывание», «логическая операция», «логическое
выражение»;
записывать логические выражения с визуальной опорой сравнивать с
использованием дизъюнкции, конъюнкции и отрицания, определять истинность
логических выражений, если известны значения истинности входящих в него переменных,
строить таблицы истинности для логических выражений с опорой на образец;
ориентироваться в понятиях и оперировать ими на базовом уровне «исполнитель»,
«алгоритм», «программа», понимая разницу между употреблением этих терминов в
обыденной речи и в информатике;
описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе в виде
блок-схемы с опорой на образец;
составлять, выполнять вручную и на компьютере простые алгоритмы с
использованием ветвлений и циклов для управления исполнителями, такими как Робот,
Черепашка, Чертёжник;
использовать константы и переменные различных типов (числовых, логических,
символьных), а также содержащие их выражения с опорой на образец; использовать
оператор присваивания;
использовать при разработке программ логические значения, операции и
выражения с ними с опорой на алгоритм правил;
анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие результаты
возможны при заданном множестве исходных значений;
создавать и отлаживать программы (при необходимости использованием
справочного материала) на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль,
5
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс
№
п
/
п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Всег
о
Контрольны
е работы
Раздел 1. Теоретические основы информатики
1.1
1.2
Системы счисления
Элементы
математической
логики
Итого по разделу
6
Практически
е работы
3
6
1
2
12
1
5
1
4
Раздел 2. Алгоритмы и программирование
2.1
2.2
2.3
Исполнители и
алгоритмы.
Алгоритмические
конструкции
Язык
программирования
Анализ алгоритмов
10
2
Итого по разделу
21
Резервное время
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
4
9
34
1
2
8
13
6