Основы безопасности жизнедеятельности
8-9 классы
Федеральная рабочая
программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее
-Программа ОБЖ) позволит учителю построить освоение содержания в логике
последовательного нарастания факторов опасности от опасной ситуации до
чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей средой,
учесть преемственность приобретения обучающимися знаний и формирования у них
умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности Программа ОБЖ
обеспечивает:
- ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и формирование
у подрастающего поколения базового уровня культуры безопасного поведения;
- прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий, обеспечивающих
преемственность изучения основ комплексной безопасности личности на следующем
уровне образования;
- возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков,
необходимых для последующей жизни;
- выработку практикоориентированных компетенций, соответствующих потребностям
современности;
- реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное
взаимодополнение, способствующее формированию практических умений и навыков.
В Программе ОБЖ содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлено
десятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность
изучения предмета на уровне основного общего образования и преемственность
учебного процесса на уровне среднего общего образования:
модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»;
модуль № 2 «Безопасность в быту»;
модуль № 3 «Безопасность на транспорте»;
модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»;
модуль № 5 «Безопасность в природной среде»;
модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить Основы медицинских знаний»;
модуль № 7 «Безопасность в социуме»;
модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»;
модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»;
модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении
безопасности жизни и здоровья населения»
В целях обеспечения системного
подхода в изучении учебного предмета ОБЖ на уровне основного общего образования
Программа ОБЖ предполагает внедрение универсальной структурно логической схемы
изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной
жизнедеятельности:
«предвидеть опасность → по возможности её избегать → при
необходимости действовать».
Учебный материал систематизирован по сферам возможных проявлений рисков и
опасностей: - помещения и бытовые условия;
- улица и
общественные места;
- природные условия;
- коммуникационные
связи и каналы;
- объекты и учреждения культуры и др.
Программой ОБЖ
предусматривается использование практикоориентированных интерактивных форм
организации учебных занятий с возможностью применения тренажёрных систем
и виртуальных моделей.
При этом использование цифровой образовательной среды на учебных занятиях
должно быть разумным, компьютер и дистанционные образовательные технологии
не способны полностью заменить педагога и практические действия обучающихся.
10-11 классы
Федеральная рабочая программа учебного
предмета «Основы безопасности жизнедеятель- ности» (далее — Программа ОБЖ)
позволит учителю построить освоение содержания в логике последовательного
нарастания факторов опасности от опасной ситуации до чрезвычайной ситуации и
разумного взаимодействия человека с окружающей средой, учесть преемственность
приобретения обучающимися знаний и формирования у них умений и навыков в
области безопасности жизнедеятельности. Программа в методическом плане
обеспечивает реализацию практико-ориентированного подхода в преподавании
учебного предмета ОБЖ, системность и непрерывность приобретения обучающимися
знаний и формирования у них навыков в области безопасности жизнедеятельности
при переходе с уровня основного общего образования; помогает педагогу
продолжить освоение содержания материала в логике последовательного нарастания
факторов опасности: опасная ситуация, экстремальная ситуация, чрезвычайная
ситуация — и разумного построения модели индивидуального и группового
безопасного поведения в повседневной жизни с учётом актуальных вызовов и угроз
в природной, техногенной, социальной и информационной сферах.
Федеральная рабочая программа обеспечивает:
- формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации
ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни;
- достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности, соответствующего интересам обучающихся и потребностям
общества в формировании полноценной личности;
- взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета ОБЖ на уровнях основного общего и среднего общего
образования;
- подготовку выпускников к решению актуальных практических задач
безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни.
В федеральной рабочей программе содержание учебного
предмета ОБЖ структурно представлено двумя вариантами реализации содержания,
состоящими из отдельных модулей (тематических линий), обеспечивающих
системность и непрерывность изучения предмета на уровнях основного общего и
среднего общего образования.